Дорошевич Влас Михайлович
Мефистофель окружного суда

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   Дорошевич В.М. Воспоминания
   М., "Новое литературное обозрение", 2008.
  

МЕФИСТОФЕЛЬ ОКРУЖНОГО СУДА

   Что такое "cause célèbre"1?
   15 лет тому назад в Москве на этот вопрос отвечали:
   -- Дело, по которому председательствовал Евгений Романович Ринк. Какая-нибудь третья кража.
   В зале ни души.
   Но вот начались прения. И рассыльные летят в буфет, в советскую, по коридорам.
   -- Сейчас резюме Ринка!
   Присяжные поверенные, помощники, публика бегут сломя голову.
   Зал в несколько минут набит битком.
   Ринк устало откидывается на красную бархатную спинку огромного кресла, закрывает глаза и начинает...
   Это был человек среднего роста, худощавый, с умным, ироническим лицом, с маленькой черной бородкой надвое.
   Салонный Мефистофель.
   В движениях, в жестах было что-то изнеженное.
   Он красиво тасовал билетики с фамилиями присяжных заседателей, словно готовясь к сдаче в самую благовоспитанную партию в винт.
   Говорил:
   -- Я опускаю их в урну...
   И делал это, словно показывал салонный фокус.
   -- ...и вынимаю по одному.
   И двумя пальцами тонкой, изящной руки доставал билетик так, чтобы все видели.
   С видом немножко ироническим. Словно хотел сказать барышням:
   -- Вы видите, mesdames, тут нет никакого обмана!
   Он говорил тоном даже изнеженным, расслабленным.
   -- Господин прокюрёр...
   Так говорят правоведы, когда они ходят в куцых мундирчиках "кавалерийского образца", треуголках, с высокими, подпирающими уши зелеными воротниками.
   Он остался "правоведом-белоподкладочником" и в кованом воротнике председателя.
   Ринка в Москве называли "соловьем".
   -- Он поет, закрывши глаза.
   Он произносил резюме всегда с закрытыми глазами.
   "Отправлял правосудие, как его богиня".
   Устало откидывался на спинку огромного судейского кресла, устало клал красивые руки на массивные резные ручки, закрывал глаза и начинал говорить.
   Действительно ли он говорил так, что стоило себя слушать?
   Судите.
   Слушалось дело о сенсационном убийстве.
   Зал -- блестящий партер первого представления.
   В "большие дни" суд всегда немножко театр.
   И "для съезда публики" было пущено сначала мелкое дело.
   Какой-то парень, подросток, украл две бутылки пива.
   Но кража была третья. И дело слушалось с присяжными.
   Судебное следствие длилось несколько минут.
   Прокурор, как рысак перед большим, "именным", призом -- делал "пробежку".
   Защитник по назначению, какой-то неведомый юридический младенец...
   Когда ему еще придется говорить перед таким залом?
   Наверное, никогда!
   Как же не воспользоваться случаем?
   Прокурор погромыхивал:
   -- ...К подсудимому были применены все меры исправительные... Ничто не помогло... Мы имеем дело с испорченной натурой... Что делать! Остается применить меры карательные.
   Защитник загремел:
   -- Господа судьи! Господа присяжные заседатели! Вам говорят: "исправительные меры". Но что такое наши исправительные учреждения? В какую среду мы толкаем поскользнувшегося юношу, и т.д., и т.д.
   -- Эта среда только губит. Вот ее жертва!
   Е.Р. Ринк откинулся на спинку кресла, закрыл глаза и расслабленным тоном сказал:
   -- Господа присяжные заседатели! И господин товарищ прокурора, и господин защитник вступили в этом деле на почву предположений. Господин товарищ прокурора предполагает, что мальчик взял две бутылки пива...
   Не "украл", а "взял".
   -- ...потому что у него вконец погибшая натура. Господин защитник предполагает, что мальчик сделал это потому, что его заела среда. Я позволю себе пойти по этому пути предположений еще дальше и предположить, что мальчик взял две бутылки пива потому, что ему хотелось пить. Дело происходило в июле, когда бывает жарко, и пиво, особенно в жару, очень приятный напиток. Какое из этих трех предположений вам покажется более основательным, -- покажет ваш беспристрастный приговор.
   Присяжные удалились "для совещания" ровно на столько времени, сколько нужно, чтобы написать:
   -- Нет, не виновен.
   Хохот публики. Улыбающиеся присяжные. Сияющая мордочка подсудимого. Смущенный, сконфуженный прокурор.
   И бедный, красный как рак, убитый, уничтоженный присяжный поверенный.
   Драма превратилась в водевиль.
   В другой раз "пустой случай" превращался в огромную, потрясающую житейскую картину.
   И только благодаря председательскому таланту Ринка.
   Однажды через общего знакомого я получил приглашение Е.Р. Ринка на дело о простой краже.
   -- Дело пустое, но будет интересным.
   Самое заурядное дело.
   Обитательница "веселого дома" обвинялась в краже у какого-то артельщика 1500 рублей.
   Артельщик зашел в "веселый дом", напился, заснул. Услыхал крик:
   -- Пожар!
   С перепуга выбежал неодетый, встретился в переулке с околоточным, сказал ему про пожар и вместе с ним вернулся в "дом".
   Пожара никакого не оказалось. Но артельщик "обнаружил у себя исчезновение бумажника, в котором находилось полторы тысячи денег".
   Был сделан обыск.
   Бумажник нашли под матрацем.
   Околоточный составил протокол.
   Женщина, по этому протоколу, похитила у пьяного и сонного бумажник, спрятала его здесь же под матрацем. Затем нарочно крикнула: "Пожар!" -- чтобы испугать. Когда артельщик заявил о пропаже, -- ему говорили:
   -- Бежали как сумасшедший и обронили где-нибудь на улице!
   Женщина клялась всеми святыми:
   -- Никакого такого бумажника не видела!
   Плакала:
   -- Сами не помнят, что делают, -- а потом говорят!
   Дело у Ринка протянулось с 12 часов дня до глубокого вечера.
   Это было глубокое изучение жизни.
   Вся эта жизнь, ужасная, отвратительная и живописная, прошла перед нами.
   Пьяная кабала, в которой находятся девушки.
   Их разбитые бессонными ночами, беспробудным пьянством нервы.
   Целый "дом", близкий к белой горячке.
   Галлюцинации, которые родятся в этом угаре.
   Мы видели "мадам", экономок, музыкантов, лакеев с мордами чемпионов-борцов, "девушек", "гостей".
   Видели околоточного надзирателя, который:
   -- Давно добирался до этого дома.
   Потому что имел на хозяйку "неудовольствие". И был рад составить протокол именно:
   -- На этот дом.
   Если бы какая-нибудь газета поместила тогда стенографический отчет об этом деле, -- А.И. Куприн мог бы еще раз пожаловаться, что его глубокая "Яма" предвосхищена2!
   Из знания быта, нравов, обитателей, гостей и начальства выяснилось, как в действительности было дело.
   Артельщик был "пьян, но умен".
   "Незаметно" спрятал бумажник "с большими деньгами" под матрац. Спьяна ему почудилось, что кто-то кричит:
   -- Пожар!
   Мало ли каких криков не раздается ночью в пьяном "доме". И с перепуга, спьяна сам же забыл о том, что спрятал бумажник. И как сам он говорил:
   -- Конечно, первым долгом заподозрил "девицу".
   Как они говорили:
   -- "Они" все такие. Сначала руки целуют. Ухаживают: "портеру"! А потом от них жди в морду. Ежели бы не лакеи, все бы с разбитыми рылами ходили.
   Как ревела подсудимая:
   -- Я, может, и в такой жисти, потому что воровать несогласна.
   И эта "Екатерина Маслова"3 была оправдана.
   Выходя поздно вечером из суда, я чувствовал, что мы занимались делом гораздо высшим, чем суд над какой-то одной проституткой. Мы судили жизнь. И недаром Е.Р. Ринк почтил меня приглашением:
   -- На маленькое дело.
   Но Ринк приглашал и не на такие спектакли.
   Он объявлял столпившимся в коридоре молодым адвокатам:
   -- Приходите. Я сегодня скажу резюме без глаголов. Он был не только виртуозом -- фокусником слова.
   И говорил десять минут существительными, прилагательными, предлогами, наречиями. Ни одного глагола!
   В то время, когда решался вопрос о судьбе, свободе, жизни человека, -- Ринк с закрытыми глазами показывал адвокатам:
   -- Словесные фокусы.
   От него вдруг веяло величием судьи.
   По одному громкому делу, -- присяжные не дали снисхождения, -- суд сам сбавил обвиненному наказание.
   Вместо 20 лет каторжных работ назначил 10.
   Вердикт был действительно слишком строг. Подсудимый действительно заслуживал снисхождения. Прокурор подал протест. Ринк сказал ему:
   -- Не должно топтаться грязными ногами там, где творила чистая судейская совесть.
   Храм и жрец.
   И рядом с этим он определял суд так:
   -- Присяжные у меня! Скажу: "пиль!" -- и возьмут!
   Блестящий был фехтовальщик слова.
   И часто он одним быстрым сверкающим ударом шпаги раздирал завесу.
   Лет 25 тому назад разбиралось дело некоего Матковского. Он обвинялся в том, что покушался с целью ограбления на убийство какого-то Занкина.
   Занкин -- подрядчик и профессиональный игрок.
   Матковский -- молодой человек, отставной юнкер.
   Занкин говорил, что Матковский зазвал его в пустую квартиру своего брата и там, желая ограбить, пытался убить. Выстрелил в него из револьвера, но только ранил.
   Матковский уверял, что, зайдя к нему, Занкин предложил играть в карты. Проигравши, Занкин отказался платить. Слово за слово. Занкин, мужчина "солидной комплекции", толкнул щупленького Матковского так, что тот вылетел в соседнюю комнату. Там он схватил висевший на стене револьвер брата-офицера и, "не помня себя", выстрелил в Занкина.
   Свидетелей не было.
   Я как сейчас вижу Е.Р. Ринка.
   Склонившегося к судейскому столу.
   Он глядит на огромного Занкина так мягко, любовно, доверчиво.
   -- Скажите, господин Занкин, вы вообще играете в карты?
   -- Иногда разве. Дома-с. По случаю праздника. С домашними. Для баловства. В семейные игры.
   -- В короли?
   Занкин оживает:
   "Вот, мол, на какого глупенького генерала попал!" Свидетельской осторожности больше нет. Он доверчиво идет за председателем.
   -- Вот именно. В короли.
   -- В дурачки?
   -- В дурачки.
   -- В свои козыри?
   -- В свои козыри.
   -- В пьяницы?
   -- В пьяницы.
   -- В штосс4?
   -- В штосс.
   И вдруг, увидевши, что попал в западню:
   -- Нет, нет! В штосс, в штосс, в штосс мы не играем. Но в голосе у Ринка уже сталь.
   Где эти милые глаза?
   -- Свидетель, можете сесть!
   С этой минуты оправдание Матковского несомненно. Слушается дело какой-то мещанки Ивановой, молодой девушки, обвиняемой в краже.
   Свидетельница, ее квартирная хозяйка, ужасно огорченная, что у нее:
   -- На квартире -- и этакий скандал.
   Маленькая старушка, вся в черном, с умильным, кротким лицом, вид богобоязненный.
   -- Уж я ей, бывало, говорила: "Машенька! Что ж ты дома-то сидишь? Под лежачий камень вода не течет. Станешь этак-то лениться, -- есть-то что?"
   Прокурор сразу полюбил старушку.
   -- Так что вы ее наставляли на путь истинный? Советовали работать?
   -- Как не посоветовать. Человек молодой. Бесперечь, бывало, твержу: "Ты бы пошла".
   -- А она что же? Ленилась?
   -- Такая лентяйка! Лежит дома на боку.
   -- Ваших советов, ваших наставлений не слушалась?
   -- Где слушать!
   -- Ну, а скажите, много она зарабатывала?
   -- Хорошо, батюшка, зарабатывала. Когда три рубля, когда пять.
   -- В день?
   -- В день.
   -- Я попрошу господ присяжных заседателей запомнить, что подсудимая, имея возможность заработать от трех до пяти рублей в день...
   Но Ринк делает слабое движение рукой.
   -- Виноват... А чем занималась подсудимая?
   -- Проституцией, батюшка, проституцией.
   -- Так что вы ей советовали заниматься проституцией, а подсудимая проституцией заниматься не хотела?
   -- Не хотела, батюшка, не хотела.
   -- Отлично... Господин товарищ прокурора, имеете еще вопросы?
   -- Нет, нет, нет! Больше вопросов не имею.
   И все в один миг увидели, что за богобоязненная старушка, которую так полюбил прокурор, и что в этом мире называется "леностью".
   А иногда он просто балаганил словами.
   Знаменитый корнет Савин, среди массы других дел, обвинялся в том, что он по дороге от Одессы до Константинополя на пароходе обмошенничал какого-то купца, введя его в обман своим камергерским мундиром.
   И Ринк начал допрос:
   -- Расскажите нам, подсудимый, как вы ехали в белых штанах по Черному морю!
   Своей иронией, своим "пиль" Ринк был страшен подсудимым5.
   Но он был человек добрый и не любил "обвиняющей породы" людей.
   Что он делал с прокурорами!
   На каком-то процессе товарищ прокурора, -- а Ринк был сердит на него за обвинение "с запросцем", -- подошел к нему во время заседания и что-то сказал на ухо.
   Ринк докончил допрос свидетеля.
   -- Господин товарищ прокурора, только что, подойдя ко мне, почему-то на ухо в гласном суде сообщил мне, что к нему пришел "один человек" и потому он просит сделать перерыв. Не потрудится ли господин товарищ прокурора объяснить суду, какое отношение имеет этот "один человек" к данному процессу, для того чтобы суд, рассмотрев вопрос о приходе "одного человека", сделал постановление об удовлетворении или неудовлетворении ходатайства господина товарища прокурора.
   Вы видите этого товарища прокурора?
   -- Я отказываюсь, отказываюсь...
   И Ринк имел еще жестокость "высечь".
   -- Ввиду отказа господина товарища прокурора от ходатайства относительно назначения перерыва по случаю прихода "одного человека", суд постановил: дело слушанием продолжать.
   Товарищ прокурора был особенно в духе, -- а ведь впереди речь.
   -- Что поделаешь с Ринком?
   Перед ним пасовал "сам" Н.В. Муравьев.
   Разбиралось дело бывшего околоточного надзирателя Орлова, убившего хористку Большого театра Бефани.
   Громкое дело. Круглый зал. С утра толпа на лестнице. Гражданский истец Ф.Н. Плевако. Защитник кн. А.Н. Урусов.
   Обвинял товарищ прокурора Саблин.
   Н.В. Муравьев, тогда прокурор судебной палаты, переходил из зала в зал: в другом зале слушалось тоже большое дело о подделке купонов.
   Приходил на несколько минут, садился рядом с Саблиным, шептался, -- и всегда после муравьевского шепота Саблин предлагал убийственные для подсудимого вопросы.
   Ринку такое "усиление обвинения перестало нравиться".
   Он выждал, когда Муравьев, сейчас же вслед за перерывом для завтрака, пришел и подсел к Саблину.
   -- Господин судебный рассыльный. Предстал "г. судебный рассыльный".
   -- Потрудитесь запереть дверь, находящуюся за господами судьями, и ключ принести и положить на стол передо мной, для того, чтобы разные лица, посторонние настоящему процессу, входя и выходя, не мешали отправлению правосудия.
   "Г. судебный рассыльный" запер дверь и ключ положил перед Ринком.
   -- Заседание продолжается.
   И он выдержал Муравьева до вечера без перерыва. Муравьева, у которого были дела по канцелярии! И он просидел, покраснев, как вареный рак, но безмолвный. Ринк был страшен во время:
   -- Отправления правосудия.
   Что он делал со свидетелями! У него была своя теория.
   -- Суд для того и существует, чтоб из него не выходил без наказания ни один виновный, как бы этот виновный ни назывался: подсудимый, прокурор, защитник или свидетель.
   По тому же делу о якобы краже в "веселом доме".
   Артельщик был, несомненно, виновен перед несчастной "девушкой", которая восемь месяцев просидела в тюрьме только из-за той легкости, с которою порядочный человек обвиняет падшую.
   Ринк был к нему суров, как судья, и безжалостен, как палач.
   Больше часа длился этот допрос.
   Казнь, где не было пределов издевательству.
   -- Скажите, свидетель, вы были пьяны?
   -- Так точно. Меня напоили.
   -- Это в первый раз с вами случилось в жизни, что вы были пьяны?
   -- Нет, бывало.
   -- Значит, вы имеете обыкновение время от времени напиваться. Почему же вы говорите, что вас кто-то напаивал, когда вы и сами имеете привычку напиваться? Вы, может быть, и пошли в этот дом, чтоб напиться?
   -- Никак нет.
   -- Для чего же вы пошли? Развратничать?
   -- Нет.
   -- Для чего ж? Что ж вы там делали?
   -- Я танцевал.
   -- Вы так любите танцы? Скажите, вы всегда раздеваетесь, когда танцуете? В гостях, например, если танцуете, -- вы тоже раздеваетесь? Говорите громче. Господам присяжным ничего не слышно.
   -- Нет.
   -- А здесь разделись. Вы что же, так хорошо знакомы в этом доме, что позволяете себе раздеваться, как дома? Вы в этом доме свой человек?
   -- Нет.
   -- Все это странно. Скажите, вы женаты?
   -- Да-с, женат-с.
   -- Что же вы сказали вашей жене, что вы хотите танцевать и идете для этого в веселый дом? Ваша жена умеет танцевать?
   -- Никак нет.
   -- Как же так? Вы такой любитель танцев, -- почему же вы вашу жену не выучите танцевать? Вы бы танцевали дома вместо того, чтобы ходить по веселым домам! Значит, вам так нравятся веселые дома? Вы большой их любитель?
   -- Она умеет.
   -- Почему ж вы не танцевали с вашей женой?
   И больше часа такого сгорания от стыда!
   Свидетель, когда кончилась пытка, почти в обмороке повалился на скамью.
   Одно из своих самых блестящих резюме, по громкому делу, Ринк начал так:
   -- Потерпевший явился сюда в рыцарских доспехах, которые были с него сейчас же сняты. Но мы не вправе требовать, чтоб человек был непременно рыцарем. Мы можем требовать только, чтоб человек думал и действовал так, как думаем и действуем мы, обыкновенные, порядочные люди. А надо признаться, что потерпевший необыкновенно непорядочный человек.
   Что он делал с защитниками!
   Достаточно сказать, что когда Ринк оставил председательство, московский совет присяжных поверенных отказывался принять его в сословие:
   -- За постоянные издевательства над защитой.
   Можно было бы составить целый сборник анекдотов:
   -- Ринк и присяжные поверенные.
   И в этом сборнике занял бы место среди тысяч такой анекдот. Присяжный поверенный, очень либерально:
   -- Господа присяжные заседатели! Существует предположение, что есть Бог!
   Ринк:
   -- Господин защитник! Еще одно такое предположение -- и следующие предположения вы уже будете делать в коридоре.
   Его боялись лица, посторонние процессу.
   Судебный корреспондент "Новостей дня" г. Левенберг, очень способный и очень добросовестный хроникер, работавший много лет, -- однажды прогневил Ринка.
   Неточно передал его блестящее резюме.
   С тех пор Ринк каждое заседание начинал так:
   -- Господин судебный рассыльный!
   "Г. судебный рассыльный" представал перед судом, как лист перед травой.
   -- Потрудитесь удалить из зала заседания корреспондента газеты "Новости дня" господина Левенберга!
   "Г. судебный рассыльный" шел к корреспондентскому столу, возвращался и докладывал:
   -- Корреспондента газеты "Новости дня" господина Левенберга в зале заседания нет.
   И только тогда Ринк провозглашал:
   -- Окружной суд приступает...
   И так в течение целого года!
   И все это медленно, торжественно.
   Целый год ежедневно пригвождал к позорному столбу имя отсутствующего человека.
   Присяжные, публика должны были думать:
   -- Что ж, должно быть, наделал этот человек, если его так позорят?
   Не угодил Ринку.
   Ринк позволял себе роскошь быть мелочным, придирчивым и несправедливым.
   Председатель!
   Его боялись подсудимые, свидетели, прокуроры, адвокаты, журналисты, публика -- все!
   Председатель!
   Он превращал суд то в храм, то в балаган, анатомировал жизнь и делал это так, как делает свои операции знаменитый Дуайен -- с кинематографом, для публики, -- давал спектакли, говорил "пиль", говорил "куш", жонглировал словами, репутациями, судьбами, жизнями.
   Председатель!
   И делал все это талантливо, блестяще, остроумно.
   Когда пронеслась весть:
   -- Ринк переходит в адвокатуру, -- все "предвкушали":
   -- Смерть прокурорам!
   Что за фонтан остроумия забьет в адвокатуре.
   -- Вот уж где он развернется вовсю.
   Ринк выступал в качестве адвоката и...
   Тут уж не было связанного по рукам и ногам подсудимого. С опаской все-таки оглядывающегося на председателя прокурора. Фемидина пасынка -- защитника. Смущенного, растерянного появлением на суде свидетеля.
   А главное.
   Тут его могли остановить, а он не мог заставить молчать никого.
   У адвоката не было:
   -- Дискреционной6 власти председателя.
   И адвокат Ринк был только тенью председателя Ринка. И тенью не в солнечный день! Из адвоката Ринка не вышло ничего. Ровно ничего. Как и из других председателей, перешедших в адвокатуру. Он лишний раз доказал, что при судебном произволе:
   -- Легко быть председателем и тяжело защитником.
   У Ринка было много недостатков.
   Кроме одного:
   -- Низкопоклонства.
   Он запирал Муравьева в то время, когда не было сомнений, что Муравьев будет министром юстиции.
   И за это расплатился.
   Муравьев, который ничего не забывал, -- кроме хорошего, -- министром посетив Московский окружной суд, сказал с улыбкой Ринку в круглом зале:
   -- А в этом зале, Евгений Романович, вы меня заперли.
   Судья понял улыбку министра.
   И подал в отставку.
   Вмешательство в суд он называл:
   -- Топтаньем грязными ногами там, где должна творить чистая судейская совесть.
   Он никому не давал самодурствовать в суде:
   -- Я сам буду в нем самодурствовать.
   С точки зрения общественной -- это был самый талантливый представитель председательского произвола.
   Ну, а с точки зрения живописности -- в вечность отошла еще одна живописная фигура нашей старой живописной Москвы.
   Мир его праху.
  

КОММЕНТАРИИ

   Впервые: Рус. слово. 1910. 21 марта.
   1 громкое дело (фр.).
   2 В повести А.И. Куприна "Яма" (1909) рассказывается о жизни публичного дома.
   3 Имеется в виду героиня романа Л.Н. Толстого "Воскресение" (1899).
   4 Штос -- азартная карточная игра.
   5 Ср. воспоминания А. В. Амфитеатрова об этом процессе (Амфитеатров А. В. Жизнь человека, неудобного для себя и для многих. М., 2004. Т. 1. С. 222--223).
   6 То есть ограничивающей.
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru