Дорошевич Влас Михайлович
Театр преступления

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    (Из парижских впечатлений)


В. М. Дорошевич

Театр преступления
(Из парижских впечатлений)

  
   Источник: Дорошевич В. М. Собрание сочинений. Том V. По Европе. -- М.: Товарищество И. Д. Сытина, 1905. -- С. 60
  
   Эту статью я посвящаю всем жаждущим славы артисткам без таланта, писательницам без дарования.
   Она могла бы носить заглавие:
   -- Легчайший способ сделаться знаменитостью.
   Чтобы стать знаменитой актрисой и известной писательницей, нужна коробка конфет и несколько рыболовных крючков...
   Но начнём по порядку.
   Крошка-театр "Le Grand-Guignol", на Монмартре, ломится от публики. Чтоб достать место, надо записываться за несколько дней.
   Весь Париж знает имя г-жи Режины Марсиаль, как знают имена Лаведана и Режан.
   И вся эта известность приобретена в один вечер!
   А между тем г-жа Режина Марсиаль не новичок на сцене.
   Она уже много лет ищет славы знаменитой артистки и пользуется только маленькой известностью "круглой и совершенной бездарности" среди директоров театров.
   Она никогда не шла дальше пятистепенных ролей.
   Вероятно, она была так же бездарна в любви, как и в искусстве, и в один прекрасный день узнала, что любовник ей изменяет.
   Конечно, это была её приятельница. На что ж у актрис и приятельницы?
   Обозлённая г-жа Марсиаль поднесла счастливой сопернице коробку конфет, начинённых... рыболовными крючками.
   Я вас прошу остановиться на этом декадентском преступлении
   При полной неспособности к чему-нибудь путному, какая способность ко злу!
   Какой талант. Находчивость. Изощрённость.
   Не только отправить на тот свет, но отправить непременно среди страшных мучений.
   "Знать, что жертва умирает в ужасной агонии, мучится невероятно, -- какое наслаждение!" -- сентенция, которая могла бы занять место в катехизисе "сверхчеловеков".
   К счастью для счастливой соперницы, она осталась жива, и г-жа Марсиаль, опозоренная, обесчещенная, была отправлена в тюрьму Saint-Lazare.
   Там она встретилась с другой знаменитостью дня -- г-жой Бианкини.
   Бедняжка подсыпала стрихнина в суп своего мужа, известного рисовальщика костюмов для театра и для больших портних. Ей хотелось быть свободной.
   Дама, подсыпавшая в суп стрихнина, была в отчаянии: что будет с ней дальше? Но дама, угощавшая конфетами с рыболовными крючками, поспешила её успокоить:
   -- Не падайте духом. Карьера только начинается. Это вздор, будто дверь тюрьмы навсегда отделяет человека от мира. Для находчивой женщины тюрьма, это -- только уборная, из которой она выходит в свет ещё интереснее. Добрые нравы! О них говорят, но кто о них думает всерьёз! Кому они нужны, добрые нравы, в современном буржуазном обществе? Чем хуже нравы, тем веселее жить!.. Только бы нам выйти отсюда!
   Это случилось раньше, чем ждали: две знаменитости были помилованы и "проделали" только год тюрьмы.
   И вот когда их выпустили, Париж был оклеен афишами.
   -- Théâtre Le Grand-Guignol -- A Saint-Lazare.
   Драма знаменитой г-жи Марсиаль.
   Знаменитая "конфетчица" исполнит главную роль арестантки.
   Роль другой арестантки исполнит знаменитая отравительница г-жа Бианкини.
   Арестантки в роли арестанток! Преступницы в роли преступниц!
   С тех пор "Le Grand-Guignol" не знает других сборов, кроме полных, и мирная буржуазная семья отвечает другой мирной буржуазной семье, которая приглашает её в гости "после восьми":
   -- Merci, но мы не можем. В этот день мы идём смотреть "A Saint-Lazare".
   -- Вы увидите знаменитую отравительницу? Ах, какая вы счастливая!
   Оглянитесь на зал во время спектакля. Это не кокотки, не кутилы, не прожигатели жизни, ищущие сильных ощущений.
   Это тихие и мирные буржуа, пришедшие пощекотать себе нервы зрелищем позора и безобразия, нервы, огрубевшие от сиденья за конторкой.
   Они напоминают здесь, в этом театре, свинью, отдыхающую в куче грязи.
   Драма...
   Надо быть женщиной, чтобы в драму, которая длится четверть часа, вложить столько жестокости и столько сентиментальности.
   Действие происходит в тюрьме St. Lazare.
   Конечно, героиня пьесы проститутка.
   Эти "декадентки" особенно охотно копаются в грязи, точно так же охотно, как другие женщины смотрятся в зеркало.
   Проститутка Мадлен, -- её играет сама г-жа Марсиаль, -- вот уже три месяца как содержится в St. Lazare в ожидании суда.
   Она героиня: приняла на себя чужое преступление.
   У неё был любовник. Однажды в воскресенье, вечером, они возвращались из-за города, где провели день "на траве".
   -- Мы были пьяны! -- говорит Мадлен. -- Но мы не пили вина. Мы были пьяны от объятий.
   Тут г-жа Марсиаль, закатывая глаза под лоб, скрипя зубами и нервно передёргивая плечами, рассказывает некоторые детали, -- к величайшему удовольствию тихих мирных и нравственных буржуа, которые не могут удержаться от "браво!" -- за некоторые подробности.
   Итак, "пьяные от объятий", Мадлен и её любовник возвращались в город, когда встретили толстого, пожилого господина, постоянного "клиента" Мадлен.
   -- Он никогда мне не был так противен, как в эту минуту! -- восклицает Мадлен.
   Завязалась ссора. Клиент ударил любовника палкой. Тогда тот выхватил нож и ударил им бедного толстяка. Клиент хлопнулся на пол мёртвый.
   -- Беги! -- крикнула Мадлен своему любовнику.
   Любовник бежал, а Мадлен осталась около трупа и сказала явившимся полицейским:
   -- Это сделала я!
   -- Но ведь ты рискуешь эшафотом?! -- ужасается другая арестантка, Мари.
   -- Что ж! Я умру за него!
   История Мари -- история совершенно другого сорта.
   Она была честной женщиной. Имела мужа, ребёнка.
   Но с некоторых пор муж совершенно изменился.
   -- Он связался с какой-то тварью.
   Он бросил работу, являлся домой поздно, по ночами, жена, семья ему опротивели.
   Однажды ночью он явился домой весь в крови.
   -- У меня была драка с приятелем!
   И на утро исчез, и больше не приходил.
   Несчастье довело брошенную женщину до порока, до преступления.
   Арестантки делятся друг с другом своими историями.
   -- И ты не знаешь, где теперь твой любовник? -- спрашивает Мари.
   -- Нет. Всё, что у меня осталось от него, это -- письмо, письмо, которым он приглашал меня на свидание, на наше последнее свидание, тогда, в воскресенье! -- говорит Мадлен. -- Хочешь, я прочту тебе это письмо.
   И, закатывая под лоб глаза, она чувствительным тоном читает письмо.
   -- Подписано: такой-то.
   Мадлен целует его имя.
   -- Как ты сказала? -- не своим голосом кричит Мари. -- Это имя моего мужа!
   Вот из-за кого он бросил семью. Вот почему он вернулся тогда в воскресенье ночью весь в крови.
   Женщины кидаются друг на друга, как разозлённые собаки.
   -- Тварь! Негодяйка! -- кричит Мари.
   -- Законная жена! А он любил, он ласкал меня! Как любил! Как ласкал! -- отвечает ей Мадлен.
   -- Так нет же, этого не будет! Тебе не удастся спасти его! Он будет наказан! Я открою всё! Я донесу!
   -- Сумасшедшая! Ты хочешь отправить на гильотину своего мужа!
   -- Нет! Я отправлю на гильотину твоего любовника! Сюда! Ко мне! Мадлен солгала! Она приняла на себя чужую вину! Я знаю настоящего преступника! -- кричит Мари.
   Топот шагов по коридору. На крик бегут.
   Момент, -- и всё погибнет.
   Мадлен выхватывает нож, на смерть ударяет Мари.
   Её "gigolo" спасён!
   И под гром аплодисментов добрых, мирных, до глубины души тронутых буржуа занавес падает над этой жестокой драмой, полной сентиментальности и бесчеловечия.
   Буржуазки вытирают слёзы умиления пред этой героиней, проституткой, убивающей несчастную женщину, чтоб спасти убийцу -- сутенёра.
   Так устроены декадентские умы г-ж Марсиаль.
   Они ищут героинь в публичных домах и удар ножом считают героизмом.
   Это вызывает у них сентиментальные тирады, а сентиментальные. тирады, в свою очередь, вызывают слёзы у чувствительных буржуа.
   И в конце концов всё это декадентство -- просто-напросто скверный запах, который поднимается от современного буржуазного общества.
   Знаменитая "Бианкини", -- некрасивая, как и Марсиаль, с таким же неприятным, длинным, "лошадиным" лицом, -- играет маленькую роль подследственной арестантки.
   Роль самую незначительную. Она только "украшение спектакля". Немножко кайенского перца, прибавленного для остроты.
   Надо, чтоб публика имела удовольствие видеть знаменитую отравительницу.
   И когда г-жа Бианкини выходит на сцену, публика пытается аплодировать.
   Но буржуа обдают смельчаков строгими взглядами.
   Ну, ещё Марсиаль. Она -- автор. Она исполнительница главной роли. Но Бианкини, играющая выходную роль.
   Ведь нельзя же аплодировать женщине только за то, что она пыталась отравить своего мужа!
   -- Это безнравственно!
   Публика, собравшаяся посмотреть на отравительниц, рассуждает о нравственности!
   Никто, впрочем, столько не любит говорить о нравственности, сколько гг. буржуа.
   Но это ещё не всё.
   Одна из газет упрекнула г-жу Бианкини за то, что она делает спекуляцию из своего позора.
   Г-жа Бианкини ответила письмом в редакцию.
   Она только зарабатывает свой хлеб, играя арестантку St. Lazare'а.
   А если б она хотела спекулировать на своём позоре!
   Сейчас же по выходе из тюрьмы ей предлагали наперерыв ангажементы в кафе-шантаны.
   Чтоб она только выходила на эстраду!
   Таковы нравы.
   А ведь знаете, это идея.
   Заставлять "знаменитых" преступников играть, ну, хотя бы в благотворительных спектаклях в пользу бедных.
   Публики будет масса, и бедным достанется от этих спектаклей гораздо больше, чем достаётся от "благородных спектаклей".
   Таким образом, преступники не будут сидеть на шее у мирных граждан и будут приносить даже пользу.
   А затем, -- если заставить, например, преступников разыгрывать пьесы современных российских драматургов, -- разве это не будет достаточным наказанием?
   Выучить, например, хоть весь репертуар художественно-литературного театра, -- разве это не достаточное наказание даже за отцеубийство?
   Таким образом, и преступление будет примерно наказано, и преступники будут приносить пользу, и современная драматическая литература хоть на что-нибудь да пригодится.
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru