Дорошевич Влас Михайлович
Последний русский актёр

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   В. М. Дорошевич

Последний русский актёр [*]

  
   [*] - "День первого русского актёра" есть очевидно, день Ф. И. Волкова, т. е. 150-летний юбилей его. До революции ежегодно праздновался также "День русского актёра", установленный Театр. Обществом и приуроченный к великопостному сезону. А. К.
  
   Сегодня, в день первого русского актёра, любопытно набросать силуэт:
   -- Последнего русского актёра.
   Новорождённого.
   Ему 20 лет. Прекрасный возраст!
   У него длинные белокурые волосы, закрывающие уши, как у танцовщицы Клео де Мерод. И "уайльдовское лицо".
   Ещё несколько лет тому назад это возбуждало любопытство.
   Теперь примелькалось:
   -- Слишком много носят.
   Слишком много "Уайльдов"!
   Всё, что было до него, он признаёт:
   -- Никуда не годным.
   Пьесы, постановки, игру.
   Авторов, режиссёров, актёров.
   Будет стремиться:
   -- Внести что-то новое.
   Необходимо ненавидеть старое.
   Иначе не захочешь новизны.
   Он глубочайше уверен, что:
   -- Театр переживает кризис.
   -- Театр гибнет.
   Он добавляет:
   -- Театр, как таковой.
   Хотя, при чём тут "как таковой", -- неизвестно.
   Так умнее!
   Он особенно любит говорить о театре.
   Больше даже говорит о театре, чем играет.
   И говорит не в каких-нибудь трактирчиках, как прежде.
   А на разных "вторниках", "средах", "четвергах", "пятницах", "субботах", "воскресеньях", "понедельниках".
   В Политехническом музее, в других местах, где собираются люди, которым решительно:
   -- Не на что убить время.
   Послушать его:
   -- Театр гибнет.
   Театр уже погиб.
   И это заставляет с большей надеждой взирать на него.
   -- Может быть, он спасёт?
   К прежнему актёрскому быту, протекавшему не в аудиториях и музеях, он относится с брезгливой улыбкой:
   -- Пьяный, безграмотный народ.
   Он терпеть не может того, что существует:
   -- Старьё, которым завалены казённые сцены.
   -- Жалких ремесленников, которые играют на частных, чтоб не сдохнуть с голода!
   Это прекрасно.
   Будьте всегда недовольны существующим.
   Недовольство, это -- самое плодотворное состояние человеческой души.
   Недовольство, это -- беременность ума.
   О старых актёрах он слушает со снисходительной улыбкой.
   О старом театре тоже.
   -- Такова была публика. Она ходила в театр смотреться в зеркало. И довольствовалась зеркалами, которые её уродовали. Как кухарка, лучших не видевшая.
   О старых "великих" он слушает, пожимая плечами:
   -- Д-да. Для своего времени, для тех требований это, вероятно, было удовлетворительно.
   Он, собственно, желал бы, чтобы всё это старое:
   -- Поскорей передохло.
   Немножко каннибальски.
   Но естественно.
   Человечество делится, говорят, на два борющихся лагеря:
   -- Мужчин и женщин.
   Каждый лагерь делится на два враждующих стана:
   -- Стариков и молодых.
   Молодёжь не может не ненавидеть стариков.
   Старики мешают ей жить:
   -- По-новому.
   Если бы все старше 40 лет в один, действительно, прекрасный день сразу умерли, свет сделал бы скачок вперёд на 3 столетия.
   Новый актёр клянётся Коммиссаржевской, которой никогда не видел, бредит Гордоном Крэгом, о котором знает мало, и Максом Рейнхардтом, о котором, собственно, ничего не знает.
   Он поклоняется:
   -- Режиссёру.
   Этакому умилённому режиссёру, которых развелось теперь больше, чем актёров.
   Который с особой сладостью, -- словно в него положили 4 куска сахару, -- рассказывает свои:
   -- Настроения и переживания.
   -- Когда Константин Сергеевич (г. Станиславский) почесал левую бровь и сказал: "М-да-с!", это, знаете, было откровение... Откровение, говорю вам...
   -- Но в чём же откровение?
   -- Это, знаете, трудно выразить... Это настроение... переживание... открылись возможности... этакие достижения...
   -- Ей-богу, ничего не понимаю!
   -- Очень о вас жалею! А мы поняли!
   Старый актёр с режиссёром был на ножах.
   -- Не учи!
   Новый считает шиком "смотреть на себя, как на глину".
   -- Лепите!
   Это скверно.
   Очень старо, но страшно умно:
   -- Не сотвори себе кумира!
   Никаких кумиров!
   Лёжа ниц, не двинешься вперёд.
   Куда, однако, вперёд?
   Новый актёр говорит:
   -- Публика ищет теперь в театре новых эмоций.
   Но каких?
   Не говорит.
   Или секрет. Или не знает.
   А откуда-то из глубины "прёт", побеждает, вновь захватывает, заинтересовывает публику:
   -- Старый репертуар.
   Настроения... переживания... достижения... скрытые возможности...
   Всё это интересует только гимназистов, ходящих по контрамаркам.
   Всё это, вероятно, хорошие вещи.
   Но их:
   -- Делать не умеют!
   В искусстве важно не только:
   -- Что?
   Одинаково, если не больше, важно:
   -- Как?
   Кто же этот новорождённый, последний господин сцены с причёской Клео де Мерод и уайльдовским лицом?
   Действительно:
   -- Революционер?
   Или только:
   -- Неуважай-Корыто?
  
  
   Источник: Дорошевич В. М. Старая театральная Москва. -- Пг.: Петроград, 1923. -- С. 141.
   Оригинал здесь: Викитека.
   OCR, подготовка текста - Евгений Зеленко, декабрь 2009 г.
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru