25 лет тому назад Курск был смущен неожиданным происшествием.
Старший нотариус Иван Платонович Киселевский поступил в актеры.
-- Помилуйте, в таком возрасте! С таким положением!
-- Значит, действительно любит искусство!
-- Ну и люби издали, как старшему нотариусу подобает. А то старший нотариус, -- и вдруг в актеры. Horreur! {Ужас (фр.).}
-- И отчего это с ним?
-- Все от доброго сердца. Играл с благотворительной целью в любительских спектаклях, -- вот и увлекся.
-- Ах, эти любительские спектакли до добра не доведут!
После этого курские маменьки запретили своим дочкам и сынкам участвовать в любительских спектаклях. И хорошо сделали. И.П. Киселевский остался на сцене. И хорошо сделал.
* * *
Как идут на сцену?
Обыкновенно в таких случаях действуют "без полного разумения".
"По молодости".
Это совершают обыкновенно "в запальчивости и раздражении".
И.П. Киселевский пошел на сцену "с заранее обдуманным намерением".
Обыкновенно, "в актеры" попадают случайно.
Глядя на И.П. Киселевского, этого артиста с головы до ног, вы должны признать, что он случайно был моряком и нотариусом.
Что его настоящее назначение -- сцена.
Что его поступление на сцену -- не "случайность", а неизбежность.
В его душе горел тот священный огонек, который делал для него душной нотариальную контору.
Артистами не делаются. Ими родятся.
Врожденный талант тянул его на сцену.
И он бросил обеспеченную жизнь, завоеванное положение в обществе, чтобы переменить все это на необеспеченную, неверную долю артиста.
Хорошее известное он менял на неизвестное.
Так орел, воспитанный в клетке, в неволе, широко расправляет крылья и уносится в небесную высь при первом удобном случае.
Потому что, в то время, как он бился в клетке, в его груди билось сердце орла.
* * *
Как учатся искусству?
У нас нет школ для актеров.
А те, которые есть, никуда не годятся.
-- Но, несомненно, есть русская школа в драматическом искусстве. -- Мочалов, Щепкин, Мартынов, Садовский, Шуйский, Милославский, Самойлов, Киселевский, -- вот ее учителя и ученики. Ее девиз, ее сущность, ее задачи, ее содержание:
-- Естественность.
Изображать жизнь такою, какою она есть, просто и естественно, без утрировки, без ходульности, не впадая ни в трагические, ни в комические преувеличения, ни в пафос, ни в фарс, -- вот чему учит школа.
Ее основные правила -- это те же наставления, которые дает актерам принц Гамлет.
Действительный артист действительной русской школы -- это самый простой, естественный артист в мире.
Глядя на него, вы говорите то же, что так часто говорите, глядя на игру И.П. Киселевского:
-- Да, это сама жизнь.
Лучшая похвала. Труднейшая задача.
К счастью, в этой русской школе И.П. Киселевский сразу попал на отличного профессора.
Он играл с Н.К. Милославским.
Великий артист угадал великого артиста.
Н.К. Милославскому И.П. Киселевский обязан своими первыми успехами в Одессе.
Н.К. Милославский отнесся с особым сочувствием к артисту.
Давал ему возможность выдвинуться.
Делал указания.
Передавал свои роли.
Что важнее всего, -- был для него живым образчиком искусства.
* * *
Что такое искусство?
Правда, соединенная с красотой.
Одна правда, без красоты, -- протокол.
Грубый реализм.
Одна красота, без правды -- поэтическая ложь.
И только это чудное соединение правды с красотой, доступное крупным художникам, составляет искусство.
То, что восторгает нас своей красотой и трогает своей правдой.
Насколько воплощает в себе эти идеалы искусства И.П. Киселевский?
Едва ли нужно отвечать на этот вопрос.
Ответьте лучше на другой:
-- Кто из артистов больше воплощает эти идеалы? Вспомните все роли, в которых вы его видели. Разве это не правдиво?
А разве все это не изящно, не художественно передано?
* * *
Таким образом, в лице И.П. Киселевского мы имеем блестящее сочетание всего, что создает в настоящем воображении понятие:
-- Артист.
Природный талант, неудержимо привлекший его на сцену, артистическую подготовку под руководством лучшего учителя, истинного носителя лучших заветов своего искусства, продолжателя великого дела своих предшественников и отличный образец для молодежи, посвятившей себя тому же делу, которому он с такой честью и славой служит 25 лет.
10-го числа этот лучший из представителей русского искусства празднует четверть века служения родной сцене.
Вся Россия принесет свои горячие, искренние и задушевные поздравления художнику сцены.
И Одесса должна присоединить свой голос к этому хору.
Одесса, с которой связывают артиста такие славные воспоминания и далекого и близкого прошлого.
КОММЕНТАРИИ
Театральные очерки В.М. Дорошевича отдельными изданиями выходили всего дважды. Они составили восьмой том "Сцена" девятитомного собрания сочинений писателя, выпущенного издательством И.Д. Сытина в 1905--1907 гг. Как и другими своими книгами, Дорошевич не занимался собранием сочинений, его тома составляли сотрудники сытинского издательства, и с этим обстоятельством связан достаточно случайный подбор произведений. Во всяком случае, за пределами театрального тома остались вещи более яркие по сравнению с большинством включенных в него. Поражает и малый объем книги, если иметь в виду написанное к тому времени автором на театральные темы.
Спустя год после смерти Дорошевича известный театральный критик А.Р. Кугель составил и выпустил со своим предисловием в издательстве "Петроград" небольшую книжечку "Старая театральная Москва" (Пг.--М., 1923), в которую вошли очерки и фельетоны, написанные с 1903 по 1916 год. Это был прекрасный выбор: основу книги составили настоящие перлы -- очерки о Ермоловой, Ленском, Савиной, Рощине-Инсарове и других корифеях русской сцены. Недаром восемнадцать портретов, составляющих ее, как правило, входят в однотомники Дорошевича, начавшие появляться после долгого перерыва в 60-е годы, и в последующие издания ("Рассказы и очерки", М., "Московский рабочий", 1962, 2-е изд., М., 1966; Избранные страницы. М., "Московский рабочий", 1986; Рассказы и очерки. М., "Современник", 1987). Дорошевич не раз возвращался к личностям и творчеству любимых актеров. Естественно, что эти "возвраты" вели к повторам каких-то связанных с ними сюжетов. К примеру, в публиковавшихся в разное время, иногда с весьма значительным промежутком, очерках о М.Г. Савиной повторяется "история с полтавским помещиком". Стремясь избежать этих повторов, Кугель применил метод монтажа: он составил очерк о Савиной из трех посвященных ей публикаций. Сделано это было чрезвычайно умело, "швов" не только не видно, -- впечатление таково, что именно так и было написано изначально. Были и другого рода сокращения. Сам Кугель во вступительной статье следующим образом объяснил свой редакторский подход: "Художественные элементы очерков Дорошевича, разумеется, остались нетронутыми; все остальное имело мало значения для него и, следовательно, к этому и не должно предъявлять особенно строгих требований... Местами сделаны небольшие, сравнительно, сокращения, касавшиеся, главным образом, газетной злободневности, ныне утратившей всякое значение. В общем, я старался сохранить для читателей не только то, что писал Дорошевич о театральной Москве, но и его самого, потому что наиболее интересное в этой книге -- сам Дорошевич, как журналист и литератор".
В связи с этим перед составителем при включении в настоящий том некоторых очерков встала проблема: правила научной подготовки текста требуют давать авторскую публикацию, но и сделанное Кугелем так хорошо, что грех от него отказываться. Поэтому был выбран "средний вариант" -- сохранен и кугелевский "монтаж", и рядом даны те тексты Дорошевича, в которых большую часть составляет неиспользованное Кугелем. В каждом случае все эти обстоятельства разъяснены в комментариях.
Тем не менее за пределами и "кугелевского" издания осталось множество театральных очерков, фельетонов, рецензий, пародий Дорошевича, вполне заслуживающих внимания современного читателя.
В настоящее издание, наиболее полно представляющее театральную часть литературного наследия Дорошевича, помимо очерков, составивших сборник "Старая театральная Москва", целиком включен восьмой том собрания сочинений "Сцена". Несколько вещей взято из четвертого и пятого томов собрания сочинений. Остальные произведения, составляющие большую часть настоящего однотомника, впервые перешли в книжное издание со страниц периодики -- "Одесского листка", "Петербургской газеты", "России", "Русского слова".
Примечания А.Р. Кугеля, которыми он снабдил отдельные очерки, даны в тексте комментариев.
Тексты сверены с газетными публикациями. Следует отметить, что в последних нередко встречаются явные ошибки набора, которые, разумеется, учтены. Вместе с тем сохранены особенности оригинального, "неправильного" синтаксиса Дорошевича, его знаменитой "короткой строки", разбивающей фразу на ударные смысловые и эмоциональные части. Иностранные имена собственные в тексте вступительной статьи и комментариев даются в современном написании.
Литераторы и общественные деятели. -- В.М. Дорошевич. Собрание сочинений в девяти томах, т. IV. Литераторы и общественные деятели. М., издание Т-ва И.Д. Сытина, 1905.
Сцена. -- В.М. Дорошевич. Собрание сочинений в девяти томах, т. VIII. Сцена. М., издание Т-ва И.Д. Сытина, 1907.
ГА РФ -- Государственный архив Российской Федерации (Москва).
ГЦТМ -- Государственный Центральный Театральный музей имени A.A. Бахрушина (Москва).
РГАЛИ -- Российский государственный архив литературы и искусства (Москва).
ОРГБРФ -- Отдел рукописей Государственной Библиотеки Российской Федерации (Москва).
ЦГИА РФ -- Центральный Государственный Исторический архив Российской Федерации (Петербург).
И.П. КИСЕЛЕВСКИЙ
Впервые -- "Одесский листок", 1896, No 320 (под заголовком "За день").
Киселевский Иван Платонович (1839--1898) -- русский актер, играл в провинции, работал в Александрийском театре и театре Корша, с 1894 г. выступал в киевском театре H.H. Соловцова. Обладал прекрасными внешними данными. Среди его лучших ролей -- Кречинский, Несчастливцев, Скалозуб, Вышневский ("Доходное место" А.Н. Островского). Вместе с тем современники отмечали, что он не отличался хорошей памятью и нередко импровизировал с текстом пьес.
Это случилось 25 лет тому назад... 25 лет тому назад Курск был смущен неожиданным происшествием. -- Киселевский вступил в труппу Курского театра в 1871 г. после успешного исполнения ролей Подколесина в "Женитьбе" Н.В. Гоголя и Жадова в "Женитьбе Белугина" А.Н. Островского и Н.Я. Соловьева.
МартыновАлександр Евстафьевич (1816--1860) -- русский актер, один из основоположников русской школы сценического реализма. Всю жизнь играл в Александринском театре.
Милославский (настоящая фамилия Фридебург) Николай Карлович (1811--1882) -- русский актер, режиссёр и антрепренер. Был одним из культурнейших актеров русской провинции. Его искусство отличалось благородством сценической манеры.
Н.К. Милославскому И.П. Киселевский обязан своими первыми успехами в Одессе. -- В 1879--1880 гг. Милославский и Киселевский служили в Одессе в труппе антрепренера Шишкина. Милославский некоторое время был режиссёром.
10-го числа этот лучший из представителей русского искусства празднует четверть века служения родной сцене. -- Актерский юбилей И.П. Киселевского отмечался в Одессе 10 декабря 1896 г.