ДОЛИНОВ Михаил Анатольевич [25.7(6.8).1892, Одесса -- 20. 10.1936, Париж], поэт, режиссер. Сын актера и режиссера Александрин. т-ра А. И. Котляра. В окт. 1910 ему с семейством "высочайше" было разрешено "именоваться впредь по фамилии Долинов". Д. учился в 4-й одес. г-зии; в 1908 поступил во 2-ю петерб. г-зию, к-рую окончил в 1911.
В 1911--16 студент юридич. ф-та Петерб. ун-та. С 1911 начал печатать стихи в газ. "Обозр. театров" и выпустил сб. стихов "Пленные голоса", включавший две поэтич. книги -- Д. и А. А. Конге (СПб., на т. л.-- 1912; предисл. А. А. Кондратьева). Вас. В. Гиппиус отметил влияние М. А. Кузмина и К. Д. Бальмонта, гладкость стиха как "основной недостаток и, пожалуй, единственное достоинство" ("Нов. жизнь", 1912, No 1, стб. 269; ср. оценки Н. С. Гумилёва -- "Аполлон", 1911, No 10, и В. Я. Брюсова -- РМ, 1912, No 7).
В нач. 1913 сблизился с Б. А. Садовским, вместе с ним организовывал несостоявшийся анти-акмеистич. альм. "Галатея". В 1915 выпустил сб. "Радуга. Элегии, идиллии, буколики, оды и мадригалы" (П.).Осн. поэтич. ориентирами его были Э. Парни, Ф. И. Тютчев, Вяч. И. Иванов (см. рец. И. Оксёнова -- НЖдВ,1915,No9). Имитация стилистики рус. поэзии 18 -- нач. 19 вв. была характерной чертой лит. дендизма сер. 1910-х гг., показательным представителем к-рого был Д. (см. восп. И. Оксёнова -- "Russian Literature", 1977, v. 4, October, p. 316). Ретроспективный реквизит, строфическая архаика в глазах современников роднили стихи Д. с историческими стилизациями А. Н. Бенуа и аллегорич. сентиментализмом С. Ю. Судейкина (В. Третьяков -- "Сегодня", Рига, 1936, 26 окт.). Гумилёв отмечал в стихах Д. среди "искусного рукоделия" "действительно удачные строфы" ("Аполлон", 1915, No 10, с. 48--49; др. рец.: А. Тиняков -- "Ежемес. журнал", 1915, No 7).
В 1915--17 Д. печатался в "Лукоморье", "Аргусе", "Нов. Сатириконе". По характеристике А. А. Блока (1919), "авторское лицо" этих стихов -- "...териокский дачник, имеющий много знакомых и любящий побаловаться стихами разного сорта -- от Парни до Игоря Северянина и от Алкеевой строфы до венка сонетов" (Блок, VI, 338).
Д. был заметной фигурой в петерб. лит.-худож. жизни 1910-х гг. Он был причастен к ряду проектов и осуществлений кабаретного театра -- см., напр., его "Опыт начертания краткой схемы "Театра-Студии"" (Театр, б-ка им. А. В. Луначарского, Л.). Д.-- автор ряда опер-буфф, скетчей и водевилей для Троицкого и др. театров миниатюр: "Бригадирша", "Именины на Петроградской стороне", "Зало для стрижки волос", "Кавалеры", "3 шляпы", "Бочка Диогена" и др.
В нач. 1920-х гг. выехал в Берлин, затем в Париж, где работал радиоинженером.
Др. произв.: стихи и рец. в "Свободном журнале" (1913, No 1; 1914, No 1, 2).
Лит.: Судьбы рус. реализма нач. XX в., Л., 1972 (ук.). + Альм. и сб-ки (2); Масанов.
Архивы: ЦГИАЛ, ф. 14, оп. 3, д. 58231 (студенч. дело).
Р.Д. Тименчик.
Русские писатели. 1800--1917. Биографический словарь. Том 2. М., "Большая Российская энциклопедия", 1992