Добрынин Гавриил Иванович
Добрынин Г. И.: биографическая справка

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   ДОБРЫНИН Гавриил Иванович [20(31).3.1752, с. Радогощь Севского у. Белгород. губ.-- 10(22).7, по др. сведениям -- 9(21).6.1824, Витебск], писатель-мемуарист. Род. в семье священника. Пяти лет потеряв отца, воспитывался у деда в с. Невара, жил нек-рое время при монастырях, где выучился грамоте и письму; с 1765 -- в доме севского архиерея Тихона Якубовского, позднее келейник архиерея Кирилла Флиоринского (1770; с 1773 -- канцелярист духовной консистории), ездит с ним по монастырям губернии; ему и др. обитателям "архиерейского дома" посв. мн. страницы мемуаров Д. Из-за все ухудшающихся отношений с архиереем Д. покидает Севск и переселяется в Белоруссию. С 1777 в течение 20 лет он служит мелким чиновником (губ. секр., стряпчий) в Рогачёве и Могилёве. По нек-рым источникам (см.: Bakounine), был членом могилев. масон. ложи "Геркулес в колыбели" (1776--79), однако в мемуарах указывает на свою непричастность к "масонии", к-рая изображается как невинная забава провинц. чиновников ("Истинное повествование...", с. 195-- 98). С 1797 до конца жизни в Витебске; с 1800 надв., с 1807 коллеж, советник. В 1814 определен губ. прокурором. В 1787 начинает автобиогр. записки "Истинное повествование, или Жизнь Гавриила Добрынина..., им самим писанная в Могилёве и в Витебске. 1752--1823" (отд. изд.-- ч. 1--3, СПб., 1872; в прил.-- послужной список Д.); писались с перерывами по 1823; к концу записок повышается их лит. обработанность. При жизни не печатались, кроме единств. "Отрывка из записок витеб. жителя Г. Д." (СО, 1813, No 10--11) -- о пребывании французов в Витебске и причиненных ими "бедствиях" (включена в 3-ю ч. мемуаров). Рукопись, обнаруженная в сер. 1860-х гг. (отрывок опубл. в "Вилен. сб-ке", т. 1, 1869), была изд. М. И. Семевским (первонач.-- в "Рус. старине", 1871, No 2--10) и вызвала большой интерес (отклики: (А. П. Чебышев-Дмитриев) -- "Голос", 1871, 8 окт.; там же, 23 окт.; <В. П. Буренин> -- СПбВед, 1871, 8 авг.; "Дело", 1871, No 12; Шашков С., Недуги рус. об-ва XVIII в.-- там же, 1873, No 12). Высоко оценил талант "бесценного Д." И. С. Тургенев (Письма, IX, 146).
   "Истинное повествование..." -- редкий и наиб, полный источник сведений о положении разл. слоев рус. духовенства 18 в. Рисуя быт, грубость нравов, разгул, "любостяжание" и произвол духовных властей (следствие низкого обществ, положения православного духовенства в России 2-й пол. 18 в.), казнокрадство и взяточничество белорус, чиновничества -- от секретарей до губернаторов (при этом мемуарист не скрывает факты, изобличающие и его причастность к злоупотреблениям -- см. его "исповедь", с. 302--07), Д. создает колоритные типы обоих сословий.
   Детальное, хронологич. описание событий связано с установкой автора на "истинность, правдивость рассказа, не рассчитанного на публичное" признание (в этом отношении Д. полемически противопоставляет свое повествование "Исповеди" Ж. Ж. Руссо и "Чистосердечному признанию..." Д. И. Фонвизина); в образе повествователя, с его "чувствительной" душой и "сугубым состраданием всякой и чужой ране" (с. 154), сказалось нек-рое влияние лит-ры сентиментализма. Мемуары воссоздают облик наблюдательного, остроумного и, несмотря на то, что Д. был самоучкой, начитанного автора (в тексте постоянны ссылки на ист. и мифол. сюжеты, соч. В. К. Тредиаковского, А. П. Сумарокова, А. Р. Лесажа и др.), а вместе с тем помнящего о своем достоинстве исполнит, чиновника: "Правило "молись и трудись" мне было известно, но я верил ему не слепо. Я разумел, что оно принадлежит человеку благородному, должностному, гражданину... а не рабу или невольнику, стенящему под игом самонравия" (с. 55).
   "Истинное повествование..." легло в основу повести В. Б. Шкловского "Житие архиерейского служки" (см. 2-е изд. в его кн.: Ист. повести и рассказы, М., 1958, с. 308); при переработке образ Д. приобрел черты "российского Жиль Блаза" -- расчетливого, достигшего жизненных благ чиновника, стилизующего себя под героя сентимент. лит-ры.
   Лит.: Знаменский П. В., Чтения из истории рус. церкви...-- "Правосл. собеседник", 1875, No 11/12, с. 360--62; Чечулин Н. Д., Рус. провинц. об-во во 2-й пол. XVIII в., СПб., 1889, с. 12--13 и др.; Веселовский А., Зап. влияние в новой рус. лит-ре, 5-е изд., М., 1916, с. 62--63; Вороницын И. П., История атеизма, 3-е изд., М., 1930, с. 603--04; Архив Горького, X, 84; Гюбиева Г. Е., Проблема личности в мемуарно-автобиогр. лит-ре кон. XVIII в. (Записки Д.) -- "Уч. зап. Моск. обл. пед. ин-та им. Н. К. Крупской", 1969, в. 13; Тартаковский А. Г., 1812 г. и рус. мемуаристика, М., 1980 (ук.); Рус. и зап.-европ. классицизм. Проза, М., 1982, с. 262; ЛН, т. 9--10, с. 323; + Геннади; РБС; Брокгауз; Венгеров. Источ.; Bakounine T., Le rИpertoire biographique des francs-maГons russes... Bruxelles, [1940], p. 123--24; СИЭ; БСЭ; Писатели Орлов. края; Словарь рус. писателей XVIII в., в. 1, Л. 1988.

А. К. Рябов.

Русские писатели. 1800--1917. Биографический словарь. Том 2. М., "Большая Российская энциклопедия", 1992

   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru