Дюнан (Жан Анри Dunant) -- швейцарский филантроп и путешественник. Род. в 1828 г.; пользуется широкой известностью как ревностный поборник международного соглашения в попечении о раненых, получившего осуществление в Женевской конвенции (см.). Сочинения Д: "Un souvenir de Solférino" (5 изд. 1871), "Fraternité et charité internationales en temps de guerre" (изд. 1864), "L'empire romain réconstitué" (1859), "La régence de Tunis" (1858), "L'esclavage chez les musulmans et aux Etats-Unis de l'Amérique" (1863), "La rénovation de l'Orient" (1865) и др.
Дополнение
Дюнан (Жан Анри Dunant) -- швейцарский политический деятель. В 1897 г. получил Нобелевскую премию за услуги делу мира. На русском яз. вышел перевод его книги: "Народное законодательство в Швейцарии" (СПб., 1896).
Источник текста: Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, том XI (1893): Домиции -- Евреинова, с. 384 ( скан · индекс ); доп. т. Ia (1905): Гаагская конференция -- Кочубей, с. 718.
II.
ДЮНАН, Жан-Анри, изв. швейцар. филантроп, путешест-к и писатель, получивший миров. известность, как неутомим. и энергич. поборник попечения о раненых на войне, орг-затор т. наз. Женевской конвенции (см. это слово) и создатель первого общ-ва "Красного Креста" (см. это слово);
род. в 1828 г. Будучи очевидцем сраж. при Сольферино, где пало с обеих сторон 40 т. ч., и ухаживая за ранеными, Д., пораженный ужасами войны и удрученный плохою орг-зацией врачеб. помощи на полях сражений, не только написал особую книгу "Un Souvenir de Solférino", в к-рой ярко изложил свои впечатления от войны, но и повел горячую устную проповедь о необходимости создать междунар. общ-во помощи раненым. "До тех пор, -- писал и говорил Д., -- пока будут происходить войны, подобное общ-во уже одним тем будеть приносить пользу, что в суровые воен. обычаи оно внесет элемент христианства и человеколюбия". По поводу этой книги, переведенной на все языки, изв. франц. журналист Эмиль Жирарден писал: "Я хотел бы, чтобы эту книгу читали все люди и в особ-сти те, к-рые любят войну". В течение ряда лет Д. неустанно и всеми способами пропагандировал свою идею, посетив с этой целью дворы почти всех европ. держав. Героич. усилия его, наконец, увенчались успехом: в 1863 г. в Женеве б. созвана междунар. конф-ция, работы к-рой привели к тому, что все раненые, больные и лица врачебно-санит. персонала на театре воен. действий б. объявлены состоящими под защитою междунар. общ-ва Крас. Креста. С этого времени по всей Европе стали возникать такие общества, и в наст. время нет ни одного цивилиз. гос-тва, к-рое не примкнуло бы к этой гуман. организации. К концу дней своих Д. совершенно обеднел и жил, почти забытый всеми, в маленьк. деревушке близ Боденск. озера. В 1901 г. Д. б. присуждена Нобелевская премия. Ум. он в 1910 г. В течение своей долг. жизни Д. много путешествовал, объехав почти весь земн. шар. Свои впечатления он изложил в ряде книг, из коих отметим: "Fraternité et charité internationales en temps de guerre", "L'esclavage chez les musulmans et aux Etats-Unis de l'Amérique".
Источник текста: Военная энциклопедия (Сытин, 1911--1915), том 9: Двина Западная -- Елец, с. 260--261.
III.
Дюнан, Анри -- основатель Красного Креста (род. в 1828 г.), христианин. Почти с самого начала своей общественной деятельности проявлял интерес к еврейскому вопросу, видя его разрешение в колонизации Палестины. Начиная с 1864 г., он обращался за содействием в своих сионистских планах к видным еврейским и христианским деятелям, к известному кардиналу Mermillot, к раввинам Парижа и Лондона, стараясь заинтересовать и Наполеона III. С той же целью он стал в 1868 г. членом "Alliance Israélite", но все его попытки были бесплодны. Д. стал также членом Anglo-Jewish Association. С помощью преимущественно неевреев Д. учредил общество "International Palestine Society". В 1874 году от имени этого общества он представил Брюссельскому конгрессу меморандум "The question of thе diplomatiс neutralisation of Palestine" для рассмотрения его державами (опубликован в Лондоне). В 1876 г. Д. основал новое общество "Syrian and Palestine Colonisation Society", во главе которого стоят неевреи. Цель общества -- колонизация Сирии и Палестины и соседних местностей преимущественно евреями. Но вскоре эти общества распались. Начало осуществления своих идей Д. видел в политическом сионизме. Уже старик, он с огромным интересом ждал созыва сионистского конгресса и следил за его работами. В заключительной своей речи на первом конгрессе Герцль среди других христианских сионистов, "которых мы считаем нашими друзьями", в первую очередь благодарил Д. -- Д. не перестает интересоваться сионизмом и по настоящее время (1910). -- Ср.: Die Welt, 1897; Protokolle des I Zionisten-Kongresses in Basel.
Л. Я.6.
Источник текста:Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона, том 7: Данциг -- Ибн-Эзра, стлб. 422--423 [1910].