ДИНГЕЛЬШТЕДТ Николай Фёдорович, фон [30.9.(12.10).1852 -- после 1916, Петербург (?)], поэт, прозаик, драматург, журналист. Из дворян Петерб. губ. После окончания 2-го воен. Константинов, уч-ща (1872) зачислен прапорщиком в л.-гв. Моск. полк. Принимал участие в рус.-тур. войне (в 1877 тяжело ранен). Впечатления от воен. службы дали материал для пьесы "Честь дороже денег. Сцены из солдатской жизни" (СПб., 1901), удостоенной премии ж. "Театр и иск-во", проводившего конкурс для солдатского театра. В 1884 вышел в отставку в чине капитана. С нач. 90-х гг. сотрудничал в мелкой прессе, помещая рассказы, стихи, а также театр. рец. в газ. "Театр. мирок", "Петерб. газ.", ж. "Новь", "Совр. театр и музыка", "Звезда" и др., объединив их затем в сб.: "В свободную минуту. Рассказы, очерки, стихотворения..." (ч. 1--2, СПб., 1892--1902), "Средство выйти замуж. Рассказы" (СПб., 1899), "Вероятное в фантазии" (СПб., 1900; положит, рец.: "Ежемес. соч.", 1900, No 5/6), "Привидение в корпусе [и др. рассказы]" (СПб., 1902), "Причуды жизни. Повести и рассказы" (СПб., 1907) и др. В произв. Д. создавался образ автора, не обремененного "высшими" идеями, "злобами дня", а пишущего как бы между прочим (характерно назв. первого сб.-- "В свободную минуту"), ради собств. удовольствия, к-рым он готов щедро поделиться со всеми, желающими его слушать. Бойкое перо Д. (печатался также в юмористич. ж. "Стрекоза", "Начало", "Буревал", "Сатирикон" и почти полностью заполнял своими произв. ж. "Простак", к-рый редактировал в 1912--14), быстро нашло своего читателя, гл. обр. в лице представителей гор. низов (прислуга, приказчики, чиновники, купцы), соответствуя кругу их интересов, уровню их понимания. Этой аудитории он поставлял написанные в разных жанрах произв.-- юмористич., бытописательные, лубочные (пов. "Сын дьявола. Повесть из времен Пугачёва", СПб., 1902; "Любовь Стеньки Разина", СПб., 1903), фантастич., "страшные". Последние, составляющие одно из осн. направлений творчества Д., несмотря на назидательность, производили на читателя "жуткое впечатление" и доставляли ему удовольствие, заканчиваясь "по большей части вполне благополучно" (К. В. Назарьева -- "Лит. вечера "Нов. мира"", 1900, No 4, с. 250). Единств, ром. Д. "Жертвы страсти. (Тангейзер нашего времени)" (СПб., 1900), поев, закулисной жизни оперных певцов, построенный по шаблонам мелодрамы и встреченный резко отрицат. рец. ("Ежемес. соч.", 1900, No 10), вышел тем не менее на след. год новым изданием. Видимо, достаточно хорошо был принят на "народных сценах" Д.-драматург, автор многочисл. инсценировок и переделок: мелодрамы "Страшное дело" (СПб., 1900), "Надгробная песнь" (СПб., 1904), феерии "Черномор" (М., 1897) -- по поэме "Руслан и Людмила" А. С. Пушкина; "Вий" (М., 1897), "Страшная месть" (М., 1900), "Вечер накануне Ивана Купала" (М., 1901) -- по Н. В. Гоголю, драма в 3 д. "Шерлок Холмс" (СПб., 1907) -- по А. К. Дойлу. Др. произв.: пьеса для детей "Дети-партизаны" (СПб., 1912; отрицат. рец.: "Рус. школа", 1912, No 10).
Изд.: Живая статуя [и др. пьесы], СПб., 1902; Сб-к пьес с рисунками, СПб., 1908; [2 стих.] -- В сб.: Рус. стихотв. сатира. 1908--1917 гг., Л., 1974 (биогр. справка).
Лит.: История "дворян" и "константиновцев", 1807--1907, [б. м., б. г.], с. 51; Поиск -- 83. Приключения. Фантастика, Свердловск, 1983, с. 342; Венгеров. Список; Словарь сценич. деятелей, в. 5, [СПб.], 1900; Масанов.
Архивы: ИРЛИ, ф. 377; ЦГВИА, ф. 400, оп. И, д. 15053; ф. 409, оп. 2, д. 34074 (п. с. 1884 г.). А. И. Упрямов (при участии Е.Н. Пенской).
Русские писатели. 1800--1917. Биографический словарь. Том 1. М., "Советская энциклопедия", 1989