ДИКС Борис [наст. имя и фам. Борис Алексеевич Леман; 13(25).12.1882, Петербург -- 1945, Алма-Ата (?)], поэт, критик, педагог. Род. в дворян, семье. Окончил 1-ю петерб. г-зию. Учился в Петерб. консерватории (1911 -- 14). Служил в Мин-ве финансов.
Тщательно написанные первые стих. Д. (ЗР, 1906, No 7--9) отличались скованностью поэтич. языка, характерной для поэтов-дебютантов т. н. второй волны символизма, и были во многом ориентированы на живопись: "Пастель", посв. А. А. Блоку, "Призраки", посв. памяти В. Э. Борисова-Мусатова, "Портрету Б. Н. Бугаева", вдохновленное работой Л. С. Бакста (см. письмо Д. к А. Белому от 12 марта 1906 -- ГБЛ, ф. 25, к. 18, No 13). Видимо, не столько стихи Д., сколько он сам обратил на себя внимание петерб. символистов, в частности, своей "декадентской" внешностью (С. М. Городецкий писал о "черной фигурке с неизменным, белым цветком в петлице сюртука" -- "Вест. лит-ры", 1909, No 5, стб. 113; Блоку, впрочем, казалось, что Д. "очень серьезен, интересен и совершенно не соответствует своему виду" -- VIII, 208). Вскоре, дружески сойдясь с нек-рыми из них, он стал пост. посетителем собраний "Кружка молодых" (Блок, Городецкий, П. П. Потёмкин, В. А. Пяст и др.) и "башни" Вяч. И. Иванова. В 1907 Д. отд. изд. выпустил цикл верлибров "Ночные песни" (СПб.; частично положены на музыку Ю. Львовой -- см. сб-к ее нот: "Из ночных песен", СПб., 1913), посв. М. Л. Гофману,-- наиб, оригинальную часть в его небольшом поэтич. наследии: "...Создайте обстановку, понизьте голос воркования, и я уверен, что в словах Дикса прозвучит что-то чистое и нежно-интимное",-- писал И. Ф. Анненский, цитируя строки: "Неужели ты не любишь темных комнат / с пятнами лунного света / на полу и на стенах", и добавлял: "Для Дикса все тайна" (Анненский, с. 373). О магич. заколдованности мира в лирике Д., стремящегося, однако, "приподнять полупрозрачный покров" тайны, говорил Вяч. Иванов в предисл. к сб-ку его "Стихотворений" (СПб., 1909; рец.: <С. Городецкий> -- ЗР, 1909, No 4; В. К<ранихфельд> -- СМ, 1909, No 7), хотя отмечал в них и подражательность, и однообразие "вечерних", "увядающих" картин и настроений. Давний и стойкий интерес к европ. мистике сказался, в частности, в стихах Д. обилием образов католич. средневековья.
Стихи Д. печатались в ж. "Перевал" (там же -- этюд в прозе "Отчаяние" --1907, No 3), "Лукоморье", "Gaudeamus", "Орфей" (Ростов, 1919), газ. "Русь" (1907), в дет. ж. "Задушевное слово" (сказка в стихах "Игрушки"; отд. изд.-- кн. 1--2, М., 1911). В"Кн. о рус. поэтах последнего десятилетия" под ред. М. Гофмана (СПб.--М., [1909]) вошли очерки Д. о К. Д. Бальмонте, М. А. Волошине, заслугой к-рых он считал обогащение цветозвуковой палитры рус. стиха (подчеркнув, напр., связь поэзии Волошина с живописью франц. импрессионизма), и М. А. Кузмине, чье творчество оказалось, в общем, ему чуждым; так, верно сказав об эллинистич. архаике "Александрийских песен", он не увидел ее эстетически-новаторского преломления в др. произв. Кузмина.
Благодаря А. Р. Минцловой и М. А. Сабашниковой, с к-рыми встретился на "башне" Вяч. Иванова, Д. стал последователем антропософа Р. Штейнера (см. восп. М. Э. Белоцветовой -- ГБЛ, ф. 24, к. 5, No 1), что не прошло бесследно и для его стихов (об "оккультизме" у Д. писал Городецкий -- "Нов. день", 1909, 3 авг.; с ним же связана властность лирич. эмоции, к-рую у Д. отметил С. А<дрианов> -- "Слово", 1909, 28 марта).
С 1916 Д.-- секретарь петрогр. отделения Рус. антропософ. об-ва. В категориях антропософии он интерпретировал живопись М. К. Чюрлениса ("Чурлянис", СПб., 1912; 2-е изд., П., 1916). Близкие отношения связывали его с Е. И. Васильевой, тоже антропософкой; ей, другу-сотруднику, посв. его ист. очерк "Сен-Мартен, неизвестный философ, как ученик дома Мартинеца де Пасквалис" (М., 1917).
События 1917 Д. воспринял под знаком антропософии, как и сов.-герм. отношения весной 1918, к-рые стали темой его беседы с Блоком 10 мая 1918, конспективно записанной как последним, так, позднее, и самим Д. в письме Е. Я. Архиппову от 1 марта 1921, в нем, кроме того, он писал: "Я... давно растерял свои лит. связи... Ведь Диксом я был случайно, и он для меня как-то несущественный эпизод ... Антропософия, с одной стороны, с другой же -- др<евний> Восток, точнее гебраизм,-- вот то, что было всегда и всегда остается, и это настоящее" (ВсП, в. 6, М., 1988, с. 153).
Осенью 1918 Д. уехал из Петрограда на юг; в 1921 читал лекции по истории Др. Востока в Екатеринодар. ун-те; в сер. 20-х гг. как антропософ был выслан в Ср. Азию, где занимался в осн. муз.-пед. деятельностью (сохр. работа "Флейта. История развития поперечной флейты с момента ее возникновения и до наших дней" [30-е гг.] -- ГПБ, 1958, 40). В 40-е гг. заведовал муз. частью в одном из театров Алма-Аты.
Др. произв.: "На распутье (Неск. слов о совр. театре)" (ЗР, 1908, No 2), "История книги и ее значение в деле самообразования" (Краснодар, 1921), "Конспект лекций курса "Истории Др. Востока"..." (Екатеринодар, 1921).
Изд.: [Стих.].-- В кн.: Петербург в рус. поэзии XVIII--нач. XX в., Л., 1968.
Лит.: Блок (ук.); Блок. Зап. кн. (ук.); Анненский И., Книги отражений, М., 1979; Пяст, с. 107; Бедный Д., Собр. соч., т. 8, М., 1965, с. 256, 521; ЛН, т. 92, кн. 3, с. 246, 548; Wоlоsсhin M., Die Grüne Schlange, Stuttg., 1956, S. 173; Иванов Вяч., Собр. соч., т. 2, Брюссель, 1974, с. 746,750,797; Васильева Елис., "Две вещи в мире для меня всегда были самыми святыми: стихи и любовь". Публ. В. Глоцера.-- НМ, 1988, No 12, с. 136, 152, 156, 158. + А. Блок. Переписка. Аннотир. каталог, в. 1--2, М., 1975--79 (ук.); Альм. и сб-ки (1, 2).
Архивы: ИРЛИ, ф. 240, оп. 2, No 111--13; ЦГИАЛ, ф. 536, оп. 6, д. 5704, оп. 11, д. 222 [справка Н. Ф. Никольцевой].
К. М. Поливанов.
Русские писатели. 1800--1917. Биографический словарь. Том 2. М., "Большая Российская энциклопедия", 1992