Диковский, Сергей Владимирович (14.III.1907, Москва, -- 6.I.1940, под Суоми-Сальми) -- рус. сов. писатель. Род. в семье учителя рисования. Детство провел на Украине; после окончания школы был курьером, хористом в опере, расклейщиком афиш, носильщиком на вокзале, библиотекарем. В 1925 стал репортером газ. "Красное Черноморье" (Новороссийск), затем фельетонистом газ. "Молодой ленинец". С 1930 Д. -- разъездной корреспондент "Комсомольской правды", с 1934 -- "Правды" (Москва). Первые лит. опыты Д. относятся к 1928--29. Призванный в армию, Д. принимает участие в боях на КВЖД; военные очерки Д. печатаются в корпусной газ. "Отпор" (1929). Осн. тема повестей и рассказов Д. -- патриотич. сознание и самоотверж. мужество сов. человека, "подоплека" его героизма. Герои Д.: бойцы-дальневосточники, спасающие во время наводнения хлеб из элеваторов ("Бой", 1929), рыбаки и приисковые рабочие ("Рыбья карта", 1935; повесть "Егор Цыганков", 1938), пограничники (сб. рассказов "Застава N", 1932, "Приключения катера "Смелый"", 1938, и др.). В повести "Патриоты" (1937), принесшей молодому писателю известность, героизм сов. бойцов противопоставлен жестокой воинской муштре и фанатизму япон. армии. Погиб на фронте в бою с белофиннами.
Соч.: Рассказы. [Вступ. ст. В. Диковской], М., 1951; Избр. произв. [Вступ. ст. А. Макарова], М., 1956; Настоящее. Рассказы, М., 1958; Патриоты. Повесть. Рассказы, [послесл. Б. Галанова], М., 1962.
Лит.:Гехт С., Произв. С. Диковского, "Новый мир", 1940, No 6; Лаврова К., Тема героизма в произв. Диковского, "Кр. новь", 1941, No 2; Макаров А., Сергей Диковский (Критико-биографич. очерк), в его кн.: Воспитание чувств, М., 1957.
Н. Венгеров
Источник текста: Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. -- М.: Сов. энцикл., 1962--1978. Т. 2. -- 1964. -- Стб. 692--693.
Диковский Сергей Владимирович [14.3.1907, Москва, -- 6.1.1940, под Суоми-Салми] -- прозаик, очеркист, журналист.
Родился в семье художника. После окончания средней школы (1924) работал курьером, хористом в опере, расклейщиком афиш, носильщиком на вокзале, библиотекарем. В печати Диковский начал работать с 1925, сначала репортером газеты "Красное Черноморье" (Новороссийск), затем фельетонистом в газете "Молодой ленинец".
Первые попытки создания художественной прозы относятся к 1927, когда в "Рабочей газете" (Москва) был напечатан приключенческий роман из жизни русских и английских текстильщиков Диковского и Л.Овалова "Взрыв".
С 1929 Диковский, находясь в рядах Особой Краснознаменной Дальневосточной армии, принимал непосредственное участие в боях на Китайско-Восточной железной дороге. Первые очерки Диковский были напечатаны в дальневосточной газете "Отпор" (Чита). С этого времени основной темой творчества стала жизнь Дальнего Востока.
В 1930 Политуправление армии послало Диковский учиться на японоведческий факультет Дальневосточного университета во Владивостоке, однако уже в следующем году он вернулся к журналистской деятельности.
С 1931 по 1934 Диковский активно сотрудничает в "Комсомольской правде" в качестве разъездного корреспондента, а с 1934 по 1938 -- в "Правде". Одновременно печатался в журнале "Октябрь", "Молодая гвардия", "Новый мир", "Наши достижения" и др. В качестве корреспондента Диковский был в Мурманске, Каракумах, на Камчатке, в Маньчжурии, Алтае, горах Сихотэ-Алиня, на Каспии, Балтике, Азовском и Черном морях, в Швеции, Дании, Финляндии.
1933-39 очень плодотворны для Диковского. В числе других писателей он совершил поездку на строительство Беломорско-Балтийского канала. Диковский был соавтором глав "Каналоармейцы", "Весна проверяет канал" книги "Беломорско-Балтийский канал имени Сталина. История строительства. 1931-1934". Его рассказы и очерки, посвященные перевоспитанию людей трудом, позже были объединены под общим названием "Преступление и воспитание".
Тема Дальнего Востока оставалась основной в творчестве писателя на протяжении всей его жизни. В своей автобиографии Диковский писал: "Шестнадцать лет путешествую по земле, воздуху и воде в поисках настоящей книги о настоящих людях... Но больше всего меня привлекает Дальний Восток -- край необжитый, просторный, где растут по соседству виноград, березы, ель, где работать трудно и радостно". О мужестве и бесстрашии дальневосточных пограничников написана первая книга очерков Диковского "Застава N" (1932) -- первое в советской литературе произведение о "зеленых петлицах".
Этой же теме посвящена повесть "Патриоты" (1937), принесшая Диковскому известность. В ней жестокой и бездумной муштре японской армии противопоставлено мужество и патриотизм советских пограничников, показана "подоплека" их героизма. Призванный в японскую армию рыбак Сато и пограничник заставы "Казачка" Андрей Корж -- солдаты, исполняющие свой долг перед родиной и погибшие в одном бою. Но если действия Сато -- бездушное, фанатичное подчинение указаниям начальника, служба пограничников показана в ином свете. Действия пограничника осмысленны, он болеет душой за свое дело, как и все на заставе. Так, командир заставы Дубах, пытаясь сделать занятия с пограничниками максимально эффективными, ищет "простой и мудрой формулы, объединяющей в себе все, что защищали бойцы на этом участке: народы всех союзных республик, их земли, моря, их хлеб, железо, корабли, города". Такой формулой оказывается слово "Родина", которое было сказано партией. Дубах заводит "Книгу героев" -- подробную летопись подвигов, совершенных советскими патриотами, куда после гибели Андрея Коржа попадут заметки о его подвиге. В книге отражена преемственность поколений защитников отечества (на ту же заставу после смерти Андрея приезжает его брат Павел), отражена идея соучастия каждого гражданина в строительстве и защите нового государства.
В 1934-1935 появляются в печати рассказы "Железная утка", "Рыбья карта", "Васса", "Госпожа Слива", "Труба" и др.
В 1937-1938 Диковский публикует рассказы "Комендант Птичьего острова", "Конец Саго-Мару", "Бери-бери" и др., позднее объединенные под общим названием "Приключения катера "Смелый"".
В 1939 по сценарию Диковского поставлен фильм "Комендант Птичьего острова".
В нояб. 1939 Диковский в качестве корреспондента "Правды" едет на финский фронт. Погиб в бою.