де Кастро де ла Серда (Евгений Валентинович) -- философ-позитивист; род. в 1843 г. в Подольской губернии. В 1862 г. он окончил Александровский лицей вместе с Г. Н. Вырубовым (см.). До 1868 г. Де Роберти пробыл за границей, слушая лекции, главным образом по естественным и социальным наукам, в Гиссене, Гейдельберге, Иене и Париже. Тут он стал постоянным сотрудником "La philosophie positive", где в течение 15 лет помещено много его статей. По возвращении в Россию Д. издал "Политико-экономические этюды" (СПб. 1869). В "С.-петербургских ведомостях" времен В. Ф. Корша он поместил много статей разного содержания; потом сотрудничал преимущественно в "Знании" и "Слове". К этому времени относится наделавшая много шуму его полемика с Н. К. Михайловским. Будучи земским деятелем, Де Роберти стал особенно известен своею речью в Тверском дворянском собрании 20 декабря 1880 г. (напечатана во многих газетах, напр. "Голос" No 352 и 353), где предложил дворянству ходатайствовать о введении представительства. Теперь Де Роберти живет преимущественно в Париже, сотрудничая в "Revue philos.", "Новостях" и др. Главные труды его: "Мировоззрения крайнего Востока перед судом социологии" ("Знание" 1874, 4); "Наука и метафизика" (тоже, 1875, 5); "Социология" (СПб. 1880; по-французски, Париж, 1881); "Прошедшее философии" (М. 1886; по-французски, в несколько сокращенном виде, "L'Ancienne et la Nouvelle Philosophie", П. 1887); "L'inconnaissable, sa métaphysique, sa psychologie" (П. 1889); "Agnosticisme" (П. 1892); "La recherche de l'unité", (1893). По-русски из последних трудов напечатаны лишь отрывки: "Пессимистические теории познания" ("Вопр. филос. и псих.", кн. 8) и "Монизм Герберта Спенсера", ("Южный сборник в пользу голодающих", Одесса, 1892). Оставаясь приверженцем позитивизма, Де Роберти, однако, не держится слепо основных положений Конта, и едва ли найдется хоть одно из них, к которому бы он не предложил той или другой поправки. Сосредоточив свое внимание прежде всего на социологии, Д. успел рассмотреть только методологию этой науки. Социология -- естественная наука об обществе. Вследствие крайней сложности явлений общественности при изучении их необходим метод, нашедший себе применение в биологии -- метод сравнительного и аналитического описания. Философские построения надо изучать с социологической точки зрения, так как между наукой и философией данной эпохи существует строгое соответствие чисто социологического характера. Философские гипотезы постоянно повторяются, так что в них можно подметить три главных типа: материализм (гипотеза о мире неорганическом), сенсуализм (гипотеза о мире органическом) и идеализм (о мире надорганическом). Все три типа одинаково превращают свои частные гипотезы во всеобщие положения и односторонне объясняют всю совокупность явлений. Эта односторонность -- необходимое следствие значительных пробелов в цикле отвлеченных наук. В том или другом состоянии знания следует видеть причину возникновения, существования и упадка как религии, так и метафизических систем. Ядро религий и метафизики -- область непознаваемого, этот тормоз на пути к полному знанию. Позитивисты отвели слишком незаслуженную роль этой области; необходимо уничтожить этот последний оплот метафизики, что возможно лишь на почве социологи и психологии. Д. нередко иронизирует над "теорией воздержания" позитивистов и вообще над пессимистическими теориями познания. По его мнению, на все вопросы, не исключая и метафизических, научная философия может дать тот или другой ответ. Необходимо только, чтобы в конкретной психологии было отведено особое место продуктам априорного мышления, преимущественно тем, которые играли роль предельных понятий. Развитие философии идет от философии незнания через философские системы, соответствующие полному циклу наук, к научной философии. Но научная философия никак не может сделаться наукой: она основана на завершившемся цикле отвлеченного знания и потому не может ни слиться с этим циклом, ни войти в него как составное звено. Поэтому главное назначение позитивизма состоит в том, чтобы дальнейшей разработкой отвлеченных наук и их специальных философий приблизить время, когда от нынешнего полупонимания мира можно будет перейти к полному и ясному созерцанию общей связи всех явлений. -- Работы Де Роберти встретили самую разнообразную оценку: большинство иностранных критиков (в особенности Vadalà-Papale, Icilio Vanni, Гумплович и др.) придают им громадное значение, большинство же русских (Оболенский, Лесевич, Ткачев и др.) относятся к ним отрицательно.
Я. Колубовский.
Источник текста: Энциклопедический Словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона
II.
Роберти (точнее Де Роберти де Кастро де ла Серда) Евгений Валентинович (25.12.1843, с. Казацкое Подольской губернии, -- 8.5.1915, Валентиновка Тверской губернии), русский социолог и философ-позитивист. Учился в Александровском лицее (Петербург), университетах Гейдельберга и Йены. С конца 60-х гг. сотрудничал в русских либеральных газетах и журналах, в издававшемся в Париже Э. Литтре и Г. Н. Вырубовым журнале "Revue de la philosophic positive". Участник земского движения, конституционалист. С 1887 подолгу жил за границей. В 1894--1907 профессор Нового Брюссельского университета. Активный деятель международных социологических конгрессов. В 1908--15 профессор социологии в Психоневрологическом институте в Петербурге. С 1914 вместе с М. М. Ковалевским издавал сборник "Новые идеи в социологии". Примыкал к партии кадетов.
Отталкиваясь от О. Конта, который представлялся ему недостаточно позитивистским, Р. развил концепцию, получившую название "гиперпозитивизм" ("неопозитивизм", "робертизм"): гносеология -- часть социологии как основной науки о разуме; этика, основывающаяся на этой социологической теории познания, должна стать прикладной социологией действия; научная философия отлична от науки по объекту и методу. Р. отверг контовский феноменализм и агностицизм, сводя непознаваемое к непознанному. В так называемой биосоциальной гипотезе Р. подчёркивалось значение коллективных представлений при анализе социального действия. Выдвинул идею 4 основных факторов "надорганической" социальной эволюции (наука, философия, искусство, труд). В начале 20 в. Р. солидаризировался с энергетическим объяснением общественного прогресса у В. Оствальда. Идеи Р. получили отклик во французской социологии 20 в.
Соч.: Политико-экономические этюды, СПБ, 1869; Наука и метафизика, "Знание", 1875, No 5; Социология..., СПБ, 1880; Прошедшее философии. Опыт социологического исследования общих законов развития философской мысли, т. 1--2, М., 1886; Новая постановка основных вопросов социологии, М., 1909; Понятия разума и законы вселенной, СПБ, 1914; L'inconnaisable, sa métaphysique, sa psychologie, P., 1889; Agnosticisme..., P., 1892; La philosophic du siècle, P., 1891; L'éthique, v. 1--4, P., 1896--1900; Sociologie de l'action, P., 1908.
Лит.: История философии в СССР, т. 3--4, М., 1968-71; Verrier R., Roberty. Le positivisme russe et la fondation de la sociologie, P., 1934; Walicki A., Rosyjska filozofia i myśl społeczna od oświecenia do marksizmu, Warsz., 1973.