ДЕМЕЛЬ Рихард [Richard Dehmel, 1863--1920] -- немецкий поэт. Родился в семье лесничего; по окончании философского факультета служил 8 лет в страховом обществе; с 1895 -- профессиональный литератор. Был близок с "ницшеанцами" -- Стриндбергом и Пшибышевским. Статьями "Новая немецкая трагедия повседневности", "Трагизм и драма" и др. принимал участие в борьбе против натурализма. В 1914 Д. добровольно участвовал в империалистической войне, был награжден крестом.
Творчество Д. охватывает 90-е и 900-е гг., -- период, когда после социально-устремленного и реалистического движения натурализма немецкая литература развивалась под знаком индивидуалистического ницшеанства и символизма. Центральной социальной силой того периода являлся империалистический союз крупной индустрии и прусского юнкерства. Идеологией этого союза была аристократическая "философия власти" Ницше. В это объединение частично втягивались и те слои мелкой буржуазии Германии, выразителем к-рых был Д. Преодолев социальные и радикальные идеи 80-х годов, мелкая буржуазия усваивала типические черты сознания обоих империалистических классов -- ницшеанскую "волю к власти", культ силы, оптимистический, жизнеутверждающий индивидуализм. Эти моменты являются для творчества Д. определяющими.
Основной образ Д. раскрывается в его лучшем произведении -- "романе в романсах" -- "Двое" (Zwei Menschen, 1903). Здесь сходятся все нити его творчества, остальные произведения -- лишь вариации, акцентирующие те или иные его стороны. Оба героя этого лирического романа сливаются в единый символический образ человека, не в его социальной, но в биологической функции; подчеркивается его волевое, властное начало. Герой Д. -- это человек, сознательно отдающийся своим инстинктам, попирающий ради них все условности, проходящий через преступления во имя развертывания своей личности. Этот ницшеанский образ раскрывает значение эротики у Д. Смысл той чувственности, которой насыщено все его творчество, -- в наиболее ярком, сильном проявлении индивидуальности. Но чувственность у Д. -- только путь к пантеистическому слиянию человека с миром; экстатическое переживание этого чувства, выражаемое Д. в формуле "Мы -- Мир", и составляет вершину "Двоих". Такой пантеизм, являющийся одной из важнейших черт Д., коренится в чрезвычайно оптимистическом, принимающем жизнь мироощущении, отражавшем приятие и поддержку его группой наступающего империалистического капитализма.
Осколки пантеистической эротики разбросаны и в сборниках стихов Д.: "Но любовь" (Aber die Liebe, 1893), "Женщина и мир" (Weib und Welt, 1896), "Слепая любовь" (Blinde Liebe, 1912), "Прекрасный дикий мир" (Schöne wilde Welt, 1913). Путь от "женщины к миру" дан Д. и в цикле "Превращения Венеры" (Verwandlungen der Venus, 1907), где Венера как чувственная сущность всего бытия поднимается от различных форм страсти через религию, фантазию к вершине -- "Venus universa" -- т. е. к тому же пантеизму. Культ силы находит у Д. выражение в создании образов титанических личностей, в частности в восторженной идеализации образа Бисмарка. Во время империалистической войны, когда новое поколение мелкой буржуазии отличалось резко выраженным пацифизмом, открыто обнаружилась политическая подоплека культа власти и силы у Д. Он издает "Военную лирику" (Kriegsgedichte, 1914) и военные дневники "Между народом и человечеством" (Zwischen Volk und Menschheit, 1919), проникнутые ярким милитаризмом и шовинизмом.
В связи с крайним индивидуализмом Д. нужно оценивать и его социальную лирику. Цикл стихотворений на социальные темы (известны его "Песнь жатвы", "Рабочий" и др.) представляет собой отголосок натурализма -- его поэзии социального сострадания. Если основной образ Д. напоминает "господина" у Ницше, то Д. не чужда и мелкобуржуазная жалость к "рабам". Последняя имеет однако у Д. специфический оттенок. Именно из его утверждения человеческой личности и ее индивидуальной свободы вытекает и негодование Д. на судьбу "бедняков", менее других обладающих своей личностью. Классовый и социальный момент так. обр. всецело подчинен индивидуалистическому, и социальная поэзия Д. органически включается в его творческую систему.
Индивидуалистический пантеизм Д. чрезвычайно насыщен мыслью, интеллектуализирован; Демель всегда стремится к большим синтетическим обобщениям. Эти моменты обусловливают основные особенности его стиля. Наиболее естественным жанром Д. является лирика. В попытках драмы или прозы он приходит к наиболее лиричному виду драмы -- пантомиме-аллегории -- "Люцифер" (Lucifer, 1895), "Микель Микаель" (Mickel Mickael) и фантасмагории в прозе -- "Божья ночь" (Gottesnacht) -- или терпит неудачу. Но лирическое мироощущение Д. вовсе не исходит из мгновенного субъективного переживания, оно совсем не импрессионистично, наоборот -- лиризм соединен у Д. с тягой к монументальности. Отсюда вытекает типическая для Д. крупная лирическая форма -- лирический роман, стихотворный цикл. Из этой же интеллектуальной тяги к обобщению вырастает и символизм Демеля, его частое обращение к аллегорическим и мифологическим образам. Символика Д. однако отличается от свойственного большинству символистов упадочного надстраивания другого мира над реальным. В обобщенном образе Д. находит выражение ярко оптимистическое мироощущение. Печать интеллектуализации лежит не только на аллегоризме, часто надуманном, образов Д., но также и на композиции его произведений. Их строгая архитектоника особенно поразительна в "Двоих". Искусственность в построении этого романа (3 части по 36 романсов, по 36 стихов в каждом, тождественность композиции каждого романса, отточенность концовок) сочетается с свободным, естественно следующим психологическим мотивам, стихом. Так же и в "Превращениях Венеры" цикличность достигнута крайне искусственной связью стихотворений.
Идеология немецкого империализма выражена у Д. в чрезвычайно затемненной и затушеванной форме -- в форме эротического пантеизма. В этом сказалось отчасти и то, что Д. был выразителем не ведущих классов империалистического наступления, а лишь втянутых в него мелкобуржуазных слоев. Упадок творчества Д. совпадает с дальнейшей дифференциацией немецкой мелкой буржуазии, с выдвижением новых слоев ее, уже явно оппозиционных немецкому капитализму.
Библиография:
1. Собр. сочин. Д. в 10 тт., Fischer Verlag, 1910; и в 3 тт., 1913; Mein Leben, Lpz., 1922; Gesammelte Werke in Einzelausgaben, Fischer, Berlin, 1923; Bekenntnisse, 1926. На русск. яз.: Собр. сочин. в 2 тт. (проза), перев. Л. Горбуновой, предисл. Ю. Айхенвальда, изд. К. Некрасова, М., 1911--1912 (т. I. Автобиография, Спутник человеческий, Трагикомедия, Трагизм и драма; т. II. Странички жизни, Новеллы: Три сестры, Оборотень и др.).
II. Фриче В. М.. Художественная литература и капитализм, ч. 1, М., 1906; Bab J., R. Dehmel, 1903 und 1926; Schaukal R., Dehmel's Lyrik, 1907; Ludwig E., R. Dehmel, Berlin, 1913; Kunze, R. Dehmel's Dichtung als Ausdruck der Zeitseele, L., 1913; Krueger Th., R. Dehmel als religiös-sittlicher Charakter, 1921; Adler Fr., Dehmel über Metrik, в журн. "Euphorion", 24, 1923; Schönborn Th., Dehmel und seine Heimat, 1923; Pamperrien R., Das Problem menschlicher Gemeinschaft in R. Dehmel's Werk, Tüb., 1924 (психоаналит. раб.).
III. Frels Wilh., Dehmel-Literatur, "Die schöne Literatur", 1928.
Е. Гальперина
Источник текста: Литературная энциклопедия: В 11 т. -- [М.], 1929--1939. Т. 3. -- [М.]: Изд-во Ком. Акад., 1930. -- Стб. 194--196.
Демель (Dehmel), Рихард (18.XI.1863, Вендиш-Хермсдорф, -- 8.II.1920, Бланкенезе, близ Гамбурга) -- нем. писатель. Учился в ун-тах Берлина и Лейпцига, изучал социологию и философию. Опубл. сб-ки стихов "Искупление" ("Erlösungen", 1891), "Но любовь" ("Aber die Liebe", 1893), "Женщина и мир" ("Weib und Welt", 1896). Влияние натуралистич. школы и декадентства наложило на его драмы "Спутник человека" ("Der Mitmensch", 1895) и "Михель Михаэль" ("Michel Michael", 1911), стихотв. роман "Двое" ("Zwei Menschen", 1903) отпечаток безысходности, болезненного психологизма; в то же время в них выражен протест, неудовлетворенность бурж. действительностью с ее моральным фарисейством. Нек-рое время Д. увлекался идеями социализма, писал стихи, посвященные судьбам трудящихся ("Четвертый класс" -- "Viertor Klasse", "Рабочий человек" -- "Der Arbeitsmann" и др.). Однако социальные мотивы сочетались у него с индивидуализмом ницшеанского толка. В 1914 под воздействием шовинистич. пропаганды отправился добровольцем на фронт. Отражением настроений этих лет явился воен. дневник "Между народом и человечеством" ("Zwischen Volk und Menschheit", 1919).
Соч.: Gesammelte Werke, Bd 1--10, B., 1906--09; Gesammelte Werke in Einzelausgaben, B., 1922--27; в рус. пер. -- Собр. соч., т. 1--2, М., 1911--12.
Лит.: [Луначарский А. В.], Рихард Демель, в кн.: Сб. "Знание", кн. 24, СПБ, 1908 (здесь же опубл. две поэмы Д.: "Демон желаний" и "Освобожденный Прометей"); Bab J., Richard Dehmel. Die Geschichte eines Lebens-Werkes, Lpz., 1926; Hagen P. von, Richard Dehmel. Die dichterische Komposition seines lyrischen Gesamtwerks, B., 1932.
Е. Я. Рубинова.
Источник текста: Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. -- М.: Сов. энцикл., 1962--1978. Т. 2: Гаврилюк -- Зюльфигар Ширвани. -- 1964. -- Стб. 586.