Дельвиг, барон Андрей Иванович, генерал-лейтенант, числящийся по инженерному корпусу, сенатор, родился 13 марта 1813 г. в с. Студенец, Воронежской губ., первоначальное техническое образование Дельвиг получил в бывшем военно-строительном училище в 1828--1829 г., преобразованном затем в институт путей сообщения, по окончании курса в котором в 1830 г. произведен был в прапорщики с оставлением при институте для продолжения научных занятий. В 1832 г. Дельвиг вышел из института с чином поручика за отличие в науках и поступил на действительную службу в третий округ путей сообщения, где и состоял с 1832 г. по 1836 г. в должности производителя работ по устройству московского водопровода, причем получил за успешные работы по этому водопроводу первую награду от графа Толя. В 1834 и 1835 гг. Дельвиг работал над проектами по переустройству ключевых бассейнов и частей московского водопровода, которые и были затем утверждены главным управлением путей сообщения. В 1836 г. Дельвиг был назначен при сооружении тульского оружейного завода на гидротехнические работы по устройству плотин, в следующем году производил гидротехнические исследования по реке Упе, с целью улучшения судоходства. В 1838 г. уже в чине капитана, Дельвиг состоял при работах по соединению рек Москвы и Волги. В 1839 г. Дельвиг был назначен помощником инженер-полковника Максимова производителя работ в Москве по устройству набережных и по улучшению судоходства на p. Москве и напечатал в том же году в Москве первое свое сочинение: "MИmoire sur quelques questions techniques relativement au systХme de l'ancien aqueduc de Moscou", которое обратило внимание специалистов и в России, и за границей. В 1840 г. Дельвиг был командирован для осмотра местности у известной Варениковской пристани для устройства переправы через реку Кубань и для проложения сообщения между областью черноморских казаков и укрепления Новороссийска на Суджукской бухте, через землю непокорных натухайцев; в 1841 г. занимался составлением смет по проекту набережных в Москве, производил изыскания с целью распространения сети московского водопровода и устроил водоснабжение в Московском воспитательном доме; затем был командирован для осмотра местности по черноморскому берегу Кавказа близ Сухума, по случаю предположенных работ для осушки окрестных болот и представил проект осушения болот начальнику черноморской береговой линии генералу Анрепу. По приказанию генерал-адъютанта Граббе осматривал поврежденный мост на реке Кубани близ крепости Прочный Окоп и составил проект нового моста; по поручению генерала Анрепа осмотрел казенные здания Анапского военного госпиталя и составил подробное его описание. В 1842 г. Дельвиг занимался работами по устройству постоянной переправы через реку Кубань у Варениковской пристани и, благодаря глубокому знанию дела и практической опытности, с невероятной быстротой, в 1Ґ месяца, окончил все работы, которые были рассчитаны по Высочайше утвержденному проекту, по крайней мере, на два года. На долю Дельвига выпала честь осуществления, согласно воле Государя, плана устройства постоянного сухопутного сообщения черномории с восточным берегом Черного моря через землю натухайцев. С 1842 г. по 1858 г. Дельвиг состоял при главноуправляющем путями сообщения графе Клейнмихеле и по его поручению составил проект постоянного моста через p. Днепр в Киеве, перевел с французского языка сочинение об освещении маяков, исправил Московско-Нижегородское шоссе в пределах Нижегородской губернии, производил работы в качестве директора по устройству шоссе от Поморья до Едрова, составил проект улучшения С.-Петербургско-Московского шоссе и устроил шоссе из Малоярославца до Бобруйска. С 1845 по 1848 г. он состоял начальником работ по устройству Нижнего-Новгорода и за устройство в Нижнем, по им же составленному проекту, водопроводов и фонтанов удостоился выражения Высочайшего благоволения. В 1849 г. во время Венгерской кампании был назначен инспектором военных сообщений нашей армии и отправлен в главную квартиру ее в город Мишкольц в. Венгрию; здесь Дельвиг построил мост через реку Гернат у д. Пога для перехода следовавшего из Дебречина к армии 4-го пехотного корпуса и осматривал военную дорогу и почтовые станции по тракту от Гросс-Вардейна через Токай до Галиции. За особые труды в эту кампанию Дельвиг был награжден Императорской короной на орден св. Анны 2 степени. В 1850 г. он был назначен членом учебного комитета главного управления путей сообщения, комиссии по сооружению постоянного моста через p. Неву, технической комиссии при департаменте железных дорог и состоял с этого года начальником московских водопроводов, причем устроил в 1856 г. водоснабжение на Ходынском поле в Москве. С 1852 г. по 1861 г. Дельвиг состоял председателем архитектурного совета комиссии по постройке в Москве храма Спасителя и членом комитета по надзору в Москве и ее уезде за устройством фабрик и заводов. В продолжение 10-ти лет с 1861 г. по 1871 г. Дельвиг, состоя в должности главного инспектора частных железных дорог, принимал деятельное участие в постройке 32 железных дорог длиною в 11222 версты. В 1868 г. Дельвиг, по случаю преобразования корпуса инженеров путей сообщения, зачислен по инженерному корпусу военного ведомства, был назначен членом комитета железных дорог, получил чин генерал-лейтенанта и назначен членом комиссии генерал-лейтенанта Зиновьева для начертания путей, могущих служить для скорого подвоза хлеба в часто страдающие от неурожая северные губернии, в следующем, 1869 г., Дельвиг был назначен членом совета министерства путей сообщения и постоянным членом комитета при военном министерстве по передвижению войск железными дорогами и водою, а также сенатором, причем в течение десяти месяцев, в отсутствие графа Бобринского, временно управлял министерством путей сообщения. В 1871 г. Дельвиг получил орден св. Александра Невского, оставил службу по министерству путей сообщения и назначен присутствующим сенатором в 1-й межевой департамент, где и состоял до самой смерти, последовавшей 20 января 1887 г. С 8 марта 1867 по 20 ноября 1870 г. Дельвиг был первым председателем, образованного при его участии, русского технического общества, которое многим обязано энергической деятельности своего первого председателя. К этому же периоду относится и деятельность Дельвига по участию в разработке положений и самом создании технических железнодорожных училищ, первые из которых возникли по его почину на средства, добровольно отчисленные частными железными дорогами. Одно из таких училищ учреждено в 1870 г. в Москве, под названием: "Дельвиговское железнодорожное училище", для которого Дельвиг пожертвовал дом и устроил при нем общежитие, обеспечив его капиталом. И по оставлении места председателя, Дельвиг, избранный почетным членом технического общества и почетным членом совета, не переставал заботливо относиться к основанным обществом школам для взрослых рабочих, постоянно изыскивая средства для них и привлекая пожертвования; так, напр., в 1883 г. последовало Высочайшее соизволение на учреждение трех стипендий имени барона Дельвига; с 1875 г. по 1877 г. Дельвиг был председателем съезда машиностроителей и членом комиссии для снабжения железных дорог рельсами и подвижным составом. В 1881 г. Дельвиг праздновал пятидесятилетие своей служебной деятельности в офицерских чинах и в день юбилея был произведен в чин генерал-инженера.
Дельвиг был не только выдающимся практическим деятелем и глубоким знатоком дела, без участия которого не обходилась почти ни одна специальная комиссия по водопроводному делу, но и выдающеюся научною величиною. Особенное значение труды его имеют в истории русской гидротехники: он первый пересадил гидравлику с французской почвы на русскую и первый указал русским инженерам всю важность теории водопроводов, разработанную во Франции -- рассаднике гидротехнического искусства. Особенно многим обязана Дельвигу Москва, водопроводы которой с Мытищенскою водою -- создание его рук и его ума. Дельвиг -- неутомимый работник на практическом поле деятельности -- всегда охотно делился своими знаниями и опытностью со своими товарищами по специальности и путем устного слова и печатно. В 1857 г. Дельвигом издано знаменитое его сочинение, заслужившее Демидовскую премию и составляющее в настоящее время библиографическую редкость: "Руководство к устройству водопроводов", сочинение, представляющее собою одно из самых крупных явлений нашей русской технической литературы; сочинение это по всесторонности теоретической разработки самых сложных вопросов гидравлики, является как бы энциклопедиею всех работ по гидротехнике, которые были сделаны до того времени. Кроме того, им написаны: "Описание водоснабжения на Ходынском поле", СПб., 1857 г.; "Исследование г. Дарси о движении воды в трубках", СПб., 1859 г.; "Историческое обозрение искусства проводить воду" ("Вестник промышленности", 1859 г., т. I -- II, No 3--5, отд. III, стр. 284--328, 1--54 и 131--152); "Московские водопроводы в 1859 году" М. 1860 г. -- оттиск из "Вестника промышленности", 1860 г., No 6; "Московские водопроводы в 1860 г." ("Вестник промышленности", 1861 г., т. ХIII, No 7, отд. II, стр. 1--14); "По поводу статьи академика Гельмерсена об артезианских колодцах"; "О влиянии воздуха в водопроводных трубах" (в "Журнале министерства путей сообщения") и статья "The Moscow Waterworks", помещенная в одном из английских журналов.
Формулярный список о службе Дельвига No 1878 по сенатскому архиву. "Записки Императорского русского технического общества", 1888 г., вып. 6, стр. 1--21, речи: П. А. Кочубея, М. И. Алтухова, Н Ф. Эгерштрома и Е. Н. Андреева и некролог инженера Котляревского. Д. Д. Языков, Обзор жизни и трудов покойн. русск. писателей, вып. VII, стр. 24. -- "Московские ведомости", 1887 г., No 25 и 1883 г., No 25. -- Брокгауз, Энциклоп. слов., т. X, стр. 347--348. Юбилей 50-летней службы в офиц. чинах сенатора, г. л., барона А. И. Дельвига, 19 июня 1880 г. СПб., 1880.
Ч.
Русский биографический словарь А. А. Половцова, т. 6 (1905): Дабелов -- Дядьковский, с. 198--201
II.
ДЕЛЬВИГ Андрей Иванович, барон [13(25).3.1813, с. Студенец Задонского у. Воронеж. губ.-- 20.1(1.2).1887, Петербург], инженер, мемуарист. Брат Ал-дра И. Дельвига, двоюродный брат А. А. Дельвига. Учился в пансионе Д. Н. Лопухиной в Москве (1821--26), Военно-строит. уч-ще (1828--29), в 1832 окончил Ин-т корпуса инженеров путей сообщения (Петербург). Крупный гидротехник, автор фундаментального труда "Руководство к устройству водопроводов" (М., 1856; рец.: "Совр.", 1858, No 9; Демидовская пр.), Д. в 1832--61 принимал руководящее участие в строительстве мн. важных инж. сооружений (реконструкция моек, водопровода, стр-во Тульского оружейного з-да, работы по соединению верховий рек Москва и Волга, устройство набережной на Москве-реке и др.). В 1842 участвовал в экспедиции против горцев на Кавказе, в 1849 -- в походе в Венгрию, где был инспектором воен. путей сообщения. В 1852--61 пред. Архитектурного совета комиссии по постройке храма Христа Спасителя. В 1861 -- 71 гл. инспектор частных железных дорог, с 1869 чл. Совета Мин-ва путей сообщения и др. Инженер-ген.-лейтенант (1868), сенатор (с 1869). При содействии и на пожертвования Д. было создано в Москве Дельвигов, ж.-д. уч-ще (1870). Один из основателей и первый пред. Рус. технич. об-ва (1867--70).
Мемуары, написанные в 1872--78, Д. передал Румянцевскому музею с завещат. указанием вскрыть в 1910 ("Мои воспоминания", т. 1--4, М., 1912--13; выборочно опубл. под назв. "Полвека рус. жизни. Восп. А. И. Дельвига 1820--1870", т. 1--2, М.--Л., 1930). Описывая множество разнообразных событий из разных сфер рус. жизни -- хоз., обществ., религ., культурной -- почти за 60 лет, воспроизводя гор. и сел. помещичий быт, мемуары Д. особенно ценны как источник для изучения гос.-адм. истории России сер. 19 в. (еженед. доклады Александру II, портреты видных сановников: К. Ф. Толя, П. А. Клейнмихеля, А. А. Закревского и др.). С историко-лит. точки зрения особый интерес представляют страницы, поев. лит. жизни 1820-х гг., А. А. Дельвигу, его семье и друзьям (А. С. Пушкину, П. А. Плетнёву, О. М. Сомову и др.). Ценны, в частности, сведения о возникновении альм. "Сев. цветы", об издании "Лит. газ.", о взаимоотношениях Дельвига и Пушкина с Ф. В. Булгариным и Н. И. Гречем. Д. подробно описывает столкновение Дельвига с А. X. Бенкендорфом, болезнь его и смерть.
В числе эпизодов книги -- встречи с П. Я. Чаадаевым и М. Ю. Лермонтовым, посещение А. И. Герцена в Лондоне, Н. А. Некрасов на обеде в честь ген. M. H. Муравьёва и др. Мемуары Д. стилистически сухи, протокольно точны и детальны.
Лит.: Юбилей 50-летней службы в офицерских чинах сенатора, инж.-ген.-лейтенанта барона Д., СПб., 1880; Верховский Ю. Н., Восп. барона Д.-- РМ, 1913, No 12. + Некрологи: МВед, 1887, 25 янв. (П. Бартенев); Памяти барона Д. [о собрании общественности в годовщину смерти Д.].-- СО, 1888, 22 янв.; "Минута", 1888, 22 янв.; МВед, 1888, 25 янв.; "Зап. имп. Рус. технич. об-ва", СПб., 1888, в. 6. РБС; Брокгауз; НЭС; Венгеров (Сл.; Источ.); Языков; БСЭ; Лерм. энц.; Черейский.
Архивы: ЦГИА, ф. 1349, оп. 3, д. 662 (ф. с, 1869 г.); ЦГВИА, ф. 400, оп. 257, д. 7.
Ш. А. Гумеров.
Русские писатели. 1800--1917. Биографический словарь. Том 2. М., "Большая Российская энциклопедия", 1992