(Грация) -- современная итальянская писательница; род. 1873 г. Уроженка Сардинии, Д. прекрасно описывает родную действительность, знакомит читателя с замкнутой, своеобразной жизнью, уцелевшими от далекого прошлого нравами и обычаями, невежеством, легковерием и пылкой фантазией народа, с любовью воссоздает красоту родных гор и лугов, среди которых вырастает население, считающее большие города чем-то необыкновенно далеким и чуждым, и говорящее на своем особом наречии. Один из наиболее известных романов Д. -- "После развода" ("Dopo il divorzio", 1902). Романистка, прибегая к несколько искусственному приему, переносит читателя в будущее, желая показать, к чему будет приводить в отдельных случаях еще не введенный пока закон о разводе, если он получит широкое распространение в Италии. Герой романа, жертва судебной ошибки, обвиненный в убийстве одного своего родственника, приговаривается к заключению в смирительном доме на 27 лет. Когда ошибка раскрывается, он получает возможность вернуться раньше срока на родину -- но тем временем его жена, Джиованна, страстно его любившая, согласилась, под давлением родных, выйти замуж за другого, пользуясь новым законом. Случайная встреча двух людей, когда-то горячо любивших друг друга, заставляет снова вспыхнуть в их сердцах прежнее чувство, которому они и отдаются. Таким образом Джиованна становится, в глазах света, нарушительницей супружеской верности, хотя она только возвращается к своему первому мужу. Всего интереснее в романе -- изображение сардинской жизни и близких к природе людей. В романе "Elias Portolu" обрисована, наряду с сардинским пейзажем и бытом, психология человека из народа, который в порыве самозабвения сходится с женой своего брата, затем начинает испытывать угрызения совести, кается, хочет поступить в монастырь, загладить свой грех молитвой, постом, лишениями, и даже после того, как брат умирает и его жена становится свободной, всячески избегает встречи с ней. Герой романа "Cenere" ("Пепел", 1904) -- незаконный сын сардинской крестьянской девушки, брошенный матерью, получающий благодаря заботам некоторых лиц университетское образование и затем возвращающийся на родину, где он хочет разыскать и пригреть нравственно опустившуюся и постаревшую мать. Д. пишет также раcсказы; в 1901 г. вышел сборник их, озаглавленный "La regina d élle tenebre".
ДЕЛЕДДА Грациа [Grazia Deledda, 1875--] -- современная итальянская романистка. Происходит из Сардинии; р. в крестьянской семье; окончила народное училище. Первые ее романы носили сентиментально-романтический характер, но уже в них Д., под влиянием веристов (см.), обратилась к описанию жизни и быта своей родной провинции. Европейскую известность доставили Д. ее произведения 900-х гг.: "Пепел" (Cenere, 1904), "Elias Portolu" [1904], "После развода" (Dopo il divorzio, 1902), "Тоска по родине" (Nostalgia, 1906) и др., переведенные на многие яз. (также и на русский). Д. -- художница крестьянской интеллигенции. Излюбленные герои ее -- выходцы из крестьянства Сардинии, получающие образование в центре, соприкасающиеся с городом и берущие от него многое; но их идеалом все же остается деревня, природа, непосредственность чувства, стихийность; город их не вполне удовлетворяет, но и в деревне их ждет разочарование, они наталкиваются на темноту и дикость сардинского крестьянства.
Таков герой "Пепла", таков Элиас Портолю в одноименном романе, такова и героиня "Тоски по родине" и мн. др. Но собственно социальные проблемы у Д. на заднем плане, самый разлад городской и деревенской стихий для нее -- прежде всего индивидуально-психологический вопрос. Индивидуализмом проникнуто все творчество Д.; "веристские" попытки дать "социальную хронику" у нее отсутствуют. Психология индивидуума у Д. -- гл. обр. психология одиночества. В период 1910--1920 в творчестве Д. происходит сдвиг в сторону религиозно-мистических настроений и католицизма. Влияние ее учителя Дж. Верга (см.) сменяется влиянием Достоевского ("Голуби и коршуны" -- "Colombi e sparvieri", 1911; "Ritorno del Figlio" -- "Пришествие сына", 1919; "Бог живых" -- "Il Dio dei viventi", 1922; "Бегство в Египет" -- "La Fuga in Egitto", 1926).
Д. мастерски воспроизводит чувственный, натуралистический католицизм народных сказаний ("Легенда о Христе"). В основе всего ее стиля лежит тяготение к стихийности, к природе и земле. Большое место в ее произведениях занимают пейзажи, игра цветовыми эффектами; ярко изображено также единство между природой и психическими движениями у героев, органически связанных с этой природой. Язык Д. изобилует метафорами, олицетворениями, сравнениями; в некоторых ее произведениях ("Cenere") встречается местами и "сказ". Новеллы Д. чрезвычайно лаконичны, в них немало юмора, но как и большинство итальянских романистов конца XIX и начала XX вв., она не избегла налета мелодраматизма.
Писательская активность Д. не иссякла и в наши дни. В 1927 ей была присуждена премия Нобеля.
Библиография:
I.
Из романов Д. переводились [до 1914]:
"Элиас Портолю",
"Пепел" (неоднократно),
"Тоска по родине".
См.еще переводы:
Одиночество, Новеллы, перев. И. Маевского, М., 1912;
Итальянские сказки, перев. М. Андреевой, под ред. М. Горького, М., 1912;
Рассказы. Народы в рассказах своих писателей. Итальянцы, перев. М. Ватсон, СПБ, 1913;
Тоскующие души, перев. З. Журавской, изд. "Северные дни", М., 1918;
Сардинские рассказы, перев. и предисловие Р. Григорьева, П., 1919 ("Всемирная лит-ра").
II.
Фриче В. М., Две итальянские романистки, "Нов. журнал для всех", 1911, XXXV,
Его же, Тени прошлого, "Русск. ведомости", 1913, N 189;
Russo L., I narratori italiani contemporanei, 1926;
Croce Benedetto, La Letteratura di nuova Italia.
А. Шабад
Источник:Литературная энциклопедия: В 11 т. -- [М.], 1929--1939.
ДЕЛЕ́ДДА (Deledda), Грация [27.IX.1871, Hyopo (Сардиния), -- 15.VIII.1936, Рим] -- итал. писательница. Род. в зажиточной крест. семье. В 1891 опубл. первый сб. рассказов "Королевская любовь" ("Amore regale"); в 1892 -- роман "Цветок Сардинии" ("Fior di Sardegna", в 1896 -- роман "Честные души" ("Anime oneste"). В 1926 Д. присуждена Нобелевская премия.
Д. принадлежит к веристской школе (см. Веризм). Гл. тема ее многочисл. романов и повестей -- патриарх. жизнь сардинских крестьян и батраков; большое место в ее творчестве, особенно раннем, занимают этнографич. элементы. В мировоззрении Д. господствует то фаталистич. приятие действительности, то католич. мистицизм, усиливающийся в поздних произв. Большое влияние на нее оказал Дж. Верга, но социальные мотивы, характерные для его новелл, у Д. ослаблены и звучат лишь в нек-рых романах, напр. "Пепел" ("Cenere", 1904), где раскрывается трагич. судьба одинокой матери. Зато усилена тема рока, принимающего форму жестокой непреодолимой страсти; она толкает иногда героя на преступление ("Дорога зла" -- "La via del male", 1906); от нее спасает лишь религия ("Элиас Портолу" -- "Elias Portolu", 1903). Особое место занимает роман "Тоска по родине" ("Nostalgia", 1905), где показана атмосфера затхлой чиновничьей и обывательской среды; здесь мечется героиня, мечтающая о более романтич. жизни. Последние романы Д. "Возвращение сына" ("Il ritorno del figlio", 1919), "Мать" ("La madre", 1920), "Бегство в Египет" ("La fuga in Egitto", 1926) проникнуты мистикой и носят аллегорич. характер. Прозу Д. отличают тонкий психологич. анализ, лирич. описания сардинской природы, к-рая служит выразит. фоном действия, поэтич. язык. Д. увлекалась Л. Н. Толстым и Ф. М. Достоевским, но восприняла от них гл. обр. близкие ей идеи христианства.
Сочинения:
Romanzi e novelle, v. 1--4, Mil., 1955--59; Novele, Mil., 1961;
в рус. пер. --
Одиночество, М., 1912;
Пепел, М., 1915;
Тоскующие души, М., 1918;
Сардинские рассказы, П., 1919;
[Новеллы], в кн.: Итал. новеллы. 1860--1914, [вступ. ст. Б. Г. Реизова], М. -- Л., 1960.
Литература:
Rossi V., Storia della letteratura italiana, v. 3, Mil., 1946 (имеется библ.);
Momigliano A., Storia della letteratura italiana, 8 ed., Mil., 1956.
Н. Г. Елина.
Источник текста: Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. -- М.: Сов. энцикл., 1962--1978. Т. 2: Гаврилюк -- Зюльфигар Ширвани. -- 1964. -- Стб. 578--579.