ДЕГЕН, Деген Юрий (Георгий) Евгеньевич [20.7(1.8).1896, Варшава -- не позднее июля 1923, Баку], поэт, прозаик, критик. Отец, Е. В. Деген,-- дворянин, коллеж, секр., нач. Архива б. финансового управления в губерниях Царства Польского, автор "Восп. дерптского студента" (МБ, 1902, No 3). Окончив 4-ю г-зию в Тифлисе, Д. в 1916 поступил на юридич. ф-т Петрогр. ун-та. Участвовал во 2-м "Цехе поэтов" (зима 1916/17), посещал "среды" H. В. Дризена. По свидетельству Л. Ю. Брик, в его петрогр. квартире В. В. Маяковский познакомился с С. А. Есениным (см.: Катанян В., Маяковский. Хроника жизни и деятельности, 5-е изд., М., 1985, с. 524). В апр. 1917 Д. основал "худож. об-во "Марсельских матросов", "капитаном" к-рых был М. Кузмин" (см.: Деген Ю., Оттепель, Тифлис, 1920, с. 3). Назв. об-ва восходило к "Пироскафу" Е. А. Баратынского; среди членов -- Г. В. Адамович, Л. В. Берман, Б. Е. Евгеньев (Рапгоф), Г. В. Иванов, Р. Ивнев, В. В. Курдюмов, А. Д. Радлова. Тогда же в стих., поев. М. А. Кузмину, прозвучал основной в лирике Д. мотив скитальчества ("Путешествовать к тяжелым странам /Мне на пароходе странном"), вызванный гл. обр. ощущением всеобщей потери культурной оседлости в процессе революции. Тема разрыва и конца ("откажись от всего, что было") -- в приветствующей Февр. революцию 1917 "Поэме о солнце" (март 1917), вошедшей в одноим. сб. [два изд.-- П., 1918; на обложке и в тексте -- "сонце" (!), что, как и др. "ошибки" в орфографии и синтаксисе,-- результат отмеченной А. Е. Кручёных тяги Д. к "новому правописанию и новой творч. сноровке", к-рая, однако, не имела программного характера, т. к. Д. культивировал кузминскую "ясность" с налетом рафинированного эклектизма (отзвуки поэзии А. Белого, Маяковского, О. Э. Мандельштама) и, по словам Кручёных же, стремился к "простоте", доходя "до выразительности примитива" -- "Тифлис, листок", 1918, 11 дек.].
Череда драм. событий в жизни Д. (смерть маленькой дочери, уход любимой, отъезд осенью 1917 из Петрограда в Тифлис), отражаясь в немногих стих. того времени, резко изменила едва сложившийся образ поэта, открыв в "лице, напудренном, как сердце", детски беззащитные черты, в отчетливости голоса -- надломленную интимность.
В нояб. 1917 в Тифлисе Д. стал одним из учредителей "Студии поэтов", получившей назв. "Фантастический кабачок" (где, среди прочих, бывали Т. Табидзе, П. Яшвили, Г. Робакидзе, Л. Гудиашвили), выступал с докладами и чтением стихов, в апр. 1918 вошел в тифлис. "Цех поэтов", организованный С. М. Городецким, а после раскола летом 1918, повлекшего за собой образование "альтернативного" "Цеха" при худож. об-ве "Кольчуга", оказался лидером поэтич. группы (Т. Вечорка <Т. В. Толстая>, Г. Евангулов, Б. Корнеев, А. Порошин, А. Чачиков и др.), не соглашавшейся терпеть "акмеистич." менторство Городецкого (о создавшемся "противостоянии" см. статьи Ю. Д. (Дегена) и Ю. Б. Данцигера в ж. "Ars", Тифлис, 1919, No 1).
Участниками "Цеха" во главе с Д. были и футуристы: И. М. Зданевич, к-рого он назвал "Собиновым от рус. футуризма" ("Феникс", Тифлис, 1919, No 2/3, с. 1), И. Г. Терентьев; близко стоял Кручёных, и это, вероятно, питало раздвоенность Д. между интересом, даже причастностью к авангарду (напр., анонсировалась поэма "Колумб, или Открытие Америки" -- в соавторстве с Терентьевым), и крепнущим влечением к "ясной подруге" -- музе классич. стиха. В сб. "Этих глаз" (два изд.-- П., 1919; рец.: Т. Вечорка -- "Куранты", 1919, No 1; В. В.-- "Искусство", 1919, 27 дек.) новые стих., добавленные к уже опубл. в "Поэме о солнце" (сама поэма исключена -- м. б., из-за изменившегося взгляда Д. на революцию), знаменуют поиски эффективного синтеза.
В Тифлисе Д. редактировал ж. "Феникс", газ. "Искусство", печатал стихи и прозу в ж. "Карусель", "Игла", "Мой журнал", "Рус. дума", альм. "Нева", статьи о лит-ре, в т. ч. о В. В. Хлебникове ("Республика", 1917, 22 окт.) и Кузмине ("Кавк. слово", 1918, 26 янв.; "Куранты", 1919, No 3--4). В прозе Д. выделяются "петерб. повесть" "Розовые верблюжата" -- травестия мифа о продаже души дьяволу и насмешка над "воздушными замками" ("Ars", 1918, No 1--3; рец.: Н.К.Р.-- "Кавк. слово", 1918, 31 авг.). "Скитальчество", неотступно звучащее в стихах, оборачивается то пародийно-идиллич. "прогулкой" в духе Кузмина, то Колумбовым "плаваньем", то "покаянным скитань-ем". В неск. стих, из сб. "Волшебный улов" (Баку, 1922), отмеченных глубиной и действенным внутр. диалогом с Баратынским (см. ст. Д. о нем: "Феникс", 1918, No 1), эта тема внезапно получает трагич. значение "бегства", как в стихотворении -- вариации на тему "Медного всадника" А. С. Пушкина: "Остановись, читай, Евгений, / Декрет, измышленный тобой".
С 1920 Д. жил в Баку, работал в издат. отд. Бакин. ун-та, входил в круг знакомых Вяч. И. Иванова. По версии секр. ЦК КП Грузии В. В. Ломинадзе, был "расстрелян Ч. Комиссией за то, что создал "орден пылающего сердца", орг-цию, поджигавшую промысла за солидный гонорар" ("На посту", 1923, No 4, стб. 221).
В шаржированном виде Д. в его бакин. период описан (под именем Де Румье) в повести Ивнева "У подножия Мтацминды".
Лит.: Городецкий С, Деген, Терентьев и Крученых.-- "Кавк. слово", 1918, 1 июня; Крученых А., Язвы Аполлона.-- "Феникс", 1919, No 1; Кремлев И., В лит. строю, М., 1968, с. 25--26; Лукьянова С. Л., Вопросы лит-ры в рус. периодич. печати Азербайджана 1917--1920 гг., Баку, 1976, с. 130; Никольская Т., "Фантастический кабачок".-- "Лит. Грузия", 1980, No 11, с. 209--12; ее же, Юрий Деген.-- In: Russian literature, XXIII (1988); Marzaduri M., Futurismo menscevico.-- In: L'avanguardia a Tiflis, Venezia, 1982, p. 104--05; Tименчик Р. Д., "Медный всадник" в лит. сознании нач. XX в.-- В кн.: Проблемы пушкиноведения, Рига, 1983, с. 101. + Тарасенков (не учтены изд.: "Лето", П., [б. г.]; "Смерть и буржуй", [б. м.], 1919; "Путешествие Сергея Городецкого в Батум", Тифлис, 1919, совм. с Б. Корнеевым).
Архивы: ЦГИАЛ, ф. 14, оп. 3, д. 69354 (студенч. дело; справка H. M. Букштынович).
Т. Л. Никольская, H. A. Богомолов.
Русские писатели. 1800--1917. Биографический словарь. Том 2. М., "Большая Российская энциклопедия", 1992