Давыдов Иван Иванович
Вступительная лекция о возможности философии, как Науки при открытии философских чтений в Московском Университете, читанная Иваном Давыдовым....

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   Вступительная лекція о возможности Философіи, какъ Науки при открытіи Философскихь чтеній въ Московскомъ Университетѣ, читанная Иваномъ Давыдовымъ, Докт. и Орд. Професс. Философіи, 1826 Мая 12. М. 1826, въ тип. С. Селивановскаго, въ 8, 31 стр. {Продается въ книжномъ магазинѣ А. Ф. Смирдина, у Синяго моста, по 3 р. 50 коп.}.
   Благодаримъ искренно почтеннаго Г. Давыдова за напечатаніе сей лекціи! Она не менѣе полезна будетъ всѣмъ любителямъ Наукъ, какъ и тѣмъ питомцамъ, которымъ сей достойный Наставникъ толкуетъ и объясняетъ начала и основанія истинной Мудрости. Въ сей лекціи Г. Давыдовъ, послѣ краткаго вступленія, излагаетъ во-1-хъ, что всякое знаніе имѣетъ содержаніе и форму, во-2-хъ показываетъ содержаніе и форму философіи; и въ-3-хъ, представляетъ опредѣленіе и части философіи и связь оной съ прочими Науками. Съ удовольствіемъ повторяемъ его вступленіе: "Мы приступаемъ къ такой Наукѣ, которая за двѣ тысячи съ половиною лѣтъ почиталась строительницею городовъ, изобрѣтательницею искуствъ и всѣхъ знаній, спутницею къ истинѣ и добродѣтели, и, не смотря на сіе, имѣла своихъ гонителей и мучениковъ. Анаксагоръ и Сократъ, возносившіеся мыслію къ Творцу всего творенія, Галилей и Декартъ, покушавшіеся открыть завѣсу мірозданія, обратили на себя ненависть современниковъ, изъ которыхъ слабые бываютъ неравнодушны къ умамъ высшимъ, и за славу, неотъемлемо по смерти отъ потомства получаемую, обременяютъ жизнь ихъ несчастіями. Во всѣ времена были человѣконенавистники, которые, завистливо взирая на быстрые успѣхи зрѣющихъ умовъ, разсѣкавшихъ мракъ предразсудковъ и обнаруживавшихъ гнѣздившееся въ ономъ невѣжество, обвиняли философію, какъ ученіе опасное; и проповѣдники любомудрія бывали жертвою злобы и клеветы. Во всѣ времена являлись и упорные старообрядцы, которые, въ безпечности своей и въ упоеніи учености первыхъ лѣтъ, бывъ застигнуты внезапными переворотами новаго, мыслящаго поколѣнія, показывавшаго заблужденія ихъ, не желая разстаться съ кумирами своими, осуждали философію: и ея учители почитались невразумительными мечтателями. Отсюда всѣ ухищренія, дабы и представить Философію или пагубною, или смѣшною. Указывали на пожары, рукою отчаянныхъ изверговъ воспламеняемые въ ихъ отечествѣ, и которые единственно кровопролитіями были потушаемы -- на смуты, какія стремленіемъ и порывами къ безначалію были воздымаемы -- и торжественно провозглашали: вотъ слѣдствія Философіи! Такъ, ослѣпленные гасители просвѣщенія сами хотѣли истребить въ себѣ возвышенныя чувства и оковать врожденное пареніе къ Свѣту свѣтовъ; они сими лживыми указаніями обнаруживали собственныя свои мысли, для мудрости и добродѣтели чуждыя и ужасныя. Развѣ виновна Религія, когда поклонникъ Фетишей или чтитель Алкорана, во зло употребляя святое имя ея, безтрепетно вонзаетъ кинжалъ въ грудь нашего брата -- Христіанина? Развѣ виновна была и Философія; скажу болѣе, самый умъ, когда Равальяки, Мараты и Робеспьеры приносили въ жертву алчному и ненасытимому честолюбію своему Вѣнценосцемъ у и отечество, называя безуміе свое внушеніями ума и Философіи?
   "Но стоятъ ли возраженій отголоски невѣждъ? Мы счастливы подъ благословеннымъ царствованіемъ Самодержца нашего, руководимые мудрыми исполнителями священной воли Августѣйшаго. Вмѣсто гоненій, мы видимъ въ здѣшнемъ храмъ Наукъ водвореніе Философіи, по предстательству непосредственнаго нашего Начальника; за любовь къ Наукамъ предстоятъ намъ не страхъ и угроза, а похвалы и награды Правительства. Оно не окружаетъ себя высокою стѣною нетерпимости ни отъ кого изъ обитателей земнаго шара, строго отдѣляя полезное отъ злоупотребленія; оно, указывая въ Исторіи на страницы, изображающія бичей человѣчества, указываетъ и въ философіи на заблужденія, да юное поколѣніе съ очами свѣтлыми исходитъ на дѣланіе.
   "Утешимся же мыслію, что всѣ усилія, поддерживающія нетерпимость и легкомысліе, тщетны. Умъ, озаренный истиною и возбужденный къ неусыпной дѣятельности, отвращается мрака и вспять не обращается; могущественный гласъ самопознанія не умолкаетъ въ душахъ возвышенныхъ и устремляеть ихъ къ подвигамъ труднымъ и вмѣстѣ славнымъ."

"Сѣверная Пчела", No 74, 1826

   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru