Давыдов Иван Иванович
Новое образование и совершенствование познаний философических

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   

Новое образованіе и совершенствованіе познаній философическихъ.

   Академія, Лицей и Портикъ -- вотъ славнѣйшіе въ древности храмы мудрости; но и тутъ сколько заблужденій, сколько предразсудковъ! -- Платонъ очарователенъ, когда въ мирномъ уединеніи Музъ переливаетъ въ сердце мысли и чувства безсмертнаго Coкрата о нравственности, о высокомъ назначеніи души, о Провидѣніи; или,какъ царедворецъ, утверждаетъ основу зданія общественнаго благоденствія. Но переселяясь въ міръ воображаемый, забываетъ людей, для которыхъ разсуждаетъ, людей со слабостями. -- Обширныя свѣдѣнія Академіи еще болѣе распространились и возвысились въ Лицеѣ. Аристотель привелъ въ порядокъ всѣ сокровища долговременной опытности; но и великій образователь наукъ, обольщенный собственными успѣхами, понималъ ученіе свое магическимъ жезломъ для всѣхъ случаевъ и обстоятельствъ жизни; онъ забылъ, что сіе орудіе въ рукахъ простаго ума есть жалкая оборона. Произведенія сего Философа, который обнималъ всѣ части просвѣщенія, могутъ служить сокращенною енциклопедіей древнихъ, но не могутъ руководствовать умъ въ сужденіяхъ. -- Ученіе Портика есть ученіе высокое, но вмѣстѣ и суровое. Для добродѣтели быть нечувствительнымъ ко всѣмъ красотамъ вселенной, которыми наслаждаемся посредствомъ чувствъ, значитъ ли быть добродѣтельнымъ? и можетъ ли человѣкъ бороться съ сими вожделѣнными ощущеніями, которыми Природа наградила его для блаженства въ жизни? Строгая Философія Зeнoнoвa заставляла человѣка забывать, что онъ человѣкъ, и налагала на него оковы; но многоли охотниковъ носить и золотое бремя? Гдѣ же та философія, которую Цицеронъ называетъ строительницею городовъ, изобрѣтательницею искусствъ и наукъ, спутницею къ истинѣ и добродѣтели?
   Наконецъ умъ человѣческій, послѣ многихъ усилій, взошелъ на вершину горы трудной опытности: семнадцатый вѣкъ произвелъ трехъ преобразителей философіи; Бакона въ Англіи, Декарта въ Франціи, Лейбница въ Германіи. Сіи три генія, одаренные высокими умами, образованные обширными свѣдѣніями, какъ великіе герои, оставили соотечественникамъ немерцаемую славу мудрости. Они прежде всего ищутъ Аріадниной нити въ началѣ познаній; но раздѣляясь въ самомъ началѣ, шествуютъ по разнымъ путямъ. Баконъ изслѣдуетъ Природу и все относитъ къ опытности; Декартъ предается глубокимъ размышленіямъ и все извлекаетъ изъ своихъ сужденій; Лейбницъ занимаетъ между ими средину. Первой научаетъ познавать, второй мыслитъ, третій мысли приводитъ въ порядокъ.
   Ученіе Лейбницево имѣло одинакую участь съ новѣйшимъ критицизмомъ Кантовымъ; Декартово торжествовало не долго; но Баконово разлилось повсюду и какъ плодоносное древо распространилось на многія отрасли: ето благотворный свѣтильникъ, озарившій новѣйшія времена. Сей вѣкъ есть вѣкъ торжественнаго возобновленія Философіи. Геній, преобразившій всѣ науки, направившій умъ на путь истины -- сей геній, какъ чудесное явленіе, предвозвѣщенъ былъ важными изобрѣтеніями и открытіями: уже компасъ руководствовалъ мореплавателей; уже зрительная труба открыла тайны небесъ Копернику, Галилею, Тихобрагу; уже опредѣлялись законы Механики и Оптики, Баконъ, свидѣтель сихъ первыхъ успѣховъ наблюдательнаго ума, предсказываетъ новые, быстрые успѣхи. Изъ частныхъ наблюденій выводитъ общія заключенія, замѣчаетъ, сравниваетъ, разсуждаетъ; какъ завоеватель, на поприщѣ наукъ даетъ имъ законы, распространяетъ ихъ предѣлы и всѣ части приводитъ въ порядокъ: онъ становится основателемъ новаго Лицея, Аристотелемъ новѣйшихъ временъ.
   Великой начинатель новаго просвѣщенія, увидѣвъ, что Философія предшественниковъ его не служила къ счастію народному -- увидѣвъ съ одной стороны дерзской емпиризмъ, съ другой слѣпой догматизмъ и объяснилъ всѣ заблужденія, раздѣлилъ искусства и науки и открылъ прямой путь къ изобрѣтеніямъ. Основаніе величественнаго зданія Философіи его есть наблюденіе; предметъ ея: изслѣдовать способности показать употребленіе ихъ. Прежде всего должно разсмотрѣть вещи, сравнить ихъ, расположить; и тогда можно достигнуть до начальныхъ истинъ; тогда только возвышаются науки, которыхъ основаніе опытность, а вершина -- сіи общія истины: Философія должна быть объясненіемъ Природы. Такъ разсуждаетъ Баконъ. Опытная Философія дополняетъ недостатокъ идеализма и матеріализма, заимствуя отъ каждой системы положенія, служащія основаніемъ. Раціонализмъ и Емпиризмъ были въ то время равно неполныя ученія: и первое ограничивалось сужденіями идеальными, второе не могло по дѣйствіямъ, видимымъ дѣлать заключеніе о причинѣ невидимой: Опытная Философія соединила и сіи двѣ системы. Скептицизмъ и догматизмъ -- двѣ крайности -- слабость и дерзость; одна система все разрушаетъ, другая все сооружаетъ: Опытная Философія поставляетъ сомнѣніе стражемъ при сужденіяхъ и соглашаетъ силу съ благоразуміемъ.
   Ни одна секта, можетъ быть, кромѣ, сократовой, не произвела; столько, великихъ талантовъ, сколько Баконова, секта Опытной Философіи. Въ ней Философы научились наблюдать Природу человѣка, изслѣдывать начало познаній въ его способностяхъ. Въ ней Математики и Физики получили свѣтъ для наблюденій своихъ. И сколъ блистательны успѣхи ума! Гассееди, удивляясь, по словамъ его, героическому предприятію Бакона, первый раскрываетъ его ученіе ц первый излагаетъ образцовую Логику. Локкъ и Кондильякъ, Даламберъ и Боннетъ оказываютъ важныя услуги Метафизикѣ, озаряютъ сію мрачную часть Философіи изслѣдованіемъ способностей души. Нравственная Философія получаетъ прочное основаніе трудами Гаррингтона, Тотчесона. -- Ученію новаго Лицея слѣдуютъ въ Германіи; Тчирнгаузенъ, Томазій, Гравесанде; во Франціи: Дюмарсе, Вовенаргъ, Бюффонъ, Фонтенель; Томасъ; въ Англіи: Шефтесбюри, Рейдъ, Беати, Фергюссонъ Смитъ, Стюартъ и самъ великій Нютонъ.
   Подъ руководствомъ сей Философіи Галилей изслѣдываетъ движеніе маятника и ускоренное паденіе тѣлъ; Торичелли показываетъ тяжестъ воздуха; Гарвей убѣждаетъ въ кругообращеніи крови; Гюгенсъ совершенствуетъ телескопъ; Левенгекъ помощію микроскопа узнаетъ послѣднія тайны Природы; Рюшъ дѣлаетъ новыя открытія въ Анатоміи; Боиле творитъ Опытную Физику; Мальпиги разсматриваетъ строеніе растеній; Галлей утверждаетъ теорію кометъ; Кассини опредѣляетъ теченіе Меркурія; Брадлей подчиняетъ законамъ склоненіе звѣздъ; великій Нютонъ разлагаетъ лучь свѣта, показываетъ взаимное тяготѣніе міровъ и вмѣстѣ съ Кеплеромъ, кажется, застаютъ Природу въ обращеніи свѣтилъ небесныхъ. Вотъ торжественная похвала Образователю новой Опытной Философіи!
   Постепеннымъ наблюденіямъ сей Философіи одолжены всѣ науки великими открытіями. Она, согласуя всѣ системы, окрыляетъ и возвышаетъ умъ, удовлетворяетъ всѣмъ его потребностямъ, безпрерывно возрастающей дѣятельности, жадному любопытству и величію; утверждаетъ нравственность, даруя истинѣ незыблемую, твердую основу на нравственномъ чувствѣ; совершенствуетъ всѣ искусства и науки, занимая умъ изученіемъ Природы и размышленіемъ, и соединяя воображеніе съ разсудкомъ; поставляя себя среди всѣхъ наукъ, опредѣляетъ ихъ взаимное отношеніе и назначаетъ предѣлы теоріи и практикѣ. Невыгода Опытной Философіи, какъ и вообще мудрости и добродѣтели, состоитъ только въ ея скромности: въ ней нѣтъ ничего таинственнаго, ничего такого что обыкновенно возбуждаетъ страсть въ послѣдователяхъ и воспламеняетъ воображеніе; правила ея просты и согласны съ разсудкомъ: она-то есть богиня мудрости, прославленная Цицерономъ; она то истина, которую Діогенъ искалъ со свѣтильникомъ; а Демокритъ, не нашедши ее, говорилъ, что она сокрыта на днѣ колодезя.
   Такимъ образомъ, обозрѣвая судьбу Филосвофіи въ продолженіи многихъ вѣковъ и въ различныхъ странахъ, не льзя не сказать вмѣстѣ съ Фонтенелемъ: "Сколько странностей должны бы мы повторить, если бы древніе не предупредили насъ!" Логика не можетъ ввести человѣка въ храмъ истины, не показавъ пути, исполненнаго предразсудковъ и заблужденій, но которому прежніе мудрецы шествовали. Не удивительно, что иные, не находя въ сектахъ согласія, и утомившись въ изслѣдованіи истины, говорили словами Еклезіаста: Вся наша мудрость суета. Но самыя заблужденія ума служатъ ему лучшею наукой, предостерегая его въ сужденіяхъ, раскрывая человѣческія страсти и объясняя всѣ пружины дѣйствій. Притомъ, чтобъ познать истину, должно самому избѣгать заблужденій; ея свѣтъ для многихъ ослѣпителенъ. Отъ того, думаю, столько, несогласія даже въ одномъ понятіи о цѣли и предметѣ Философіи. Одни разумѣютъ подъ названіемъ Философовъ странныхъ Діогеновъ, убѣгающихъ общежитія; другіе указываютъ на гордыхъ Схоластиковъ, презирающихъ все, кромѣ философскаго жезла своего, есть и Философы самозванцы, которые, воружась именемъ Люкреція, Дидерота, мечтаютъ о правѣ на завидное титло любителя мудрости. Такъ все прекрасное, все превосходное измѣняется самолюбіемъ; такъ мудрость иногда облекается въ тайное обольщеніе, становйтся орудіемъ соблазна, и сладостное здравіе ея претворяется въ горькую отраву жизни.
   Изъ сего обозрѣнія различныхъ мнѣній, слѣдуя великимъ испытателямъ человѣка, можно сказать, что предметъ Философіи есть просвѣщеніе ума истиной, и образованіе сердца добродѣтелію. Философъ изслѣдываетъ Природу и пользуется сокровищами ея для блаженства жизни. Онъ наблюдаетъ человѣка въ разныхъ странахъ, вѣкахъ и обстоятельствахъ, и все лучшее въ нравахъ и обычаяхъ обращаетъ въ собственную пользу и въ пользу ближнихъ. Въ семъ-то смыслѣ Цицеронъ называетъ Философію строительницею городовъ, изобрѣтательницею искусствъ и наукъ, спутницею къ истинѣ и добродѣтели.
   Какая польза отъ Философіи? еще въ старину спрашивалъ у мудреца одинъ добродушный простолюдинъ. Она учитъ; сказалъ Философъ, добровольно дѣлать то, что другіе дѣлаютъ ихъ принужденія. -- Прекрасный отвѣтъ! Кто можетъ благоговѣть предъ Провидѣніемъ болѣе Философа, постигающаго премудрость и благость Его? кто можетъ уважать законы верховной власти болѣе Философа, вѣдающаго спасительную пользу ихъ и посвящающаго благу человѣчества всю жизнь свою? Кто можетъ быть сострадательнѣе и добрѣе Философа, знакомаго съ человѣческимъ сердцемъ, знающаго слабости его и добродѣтели? A надежный свѣтильникъ на мрачномъ пути жизни -- а твердая опора въ дѣйствіяхъ? -- Ето также дѣло Философіи. Она вездѣ вѣрная подруга. Человѣкъ мыслящій никогда не можетъ быть несчастливъ. И уже етаго недовольно ли за труды, какіе понести должно, достигая храма мудрости?

-----

   [Давыдов И.И.] Новое образование и совершенствование познаний философических / Двдв // Вестн. Европы. -- 1818. -- Ч.98, N 7. -- С.183-191.
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru