"Духи мучить начинали" - есть поверье, что при неудачах злые духи давят шамана, равно и перед смертию его, если он затрудняется передать власть над ними другому.
В августе 1833 года, пятью годами позже Бестужева-Марлинского, и уже не в качестве ссыльного, а смотрителя школ, в Якутске появился Дмитрий Давыдов, дальний родственник знаменитого поэта-гусара, героя войны 1812 года Дениса Давыдова и декабриста Василия Давыдова, в будущем известный педагог, ученый, поэт, "сибирский баян", автор песни "Славное море - священный Байкал", строки который доныне живут в народе.
Сюда он прибыл по личной просьбе. В Якутии Давыдов прожил тринадцать лет, учительствовал, работал смотрителем училищ Якутской губернии, выучил местный язык, и во многом благодаря этому достаточно глубоко усвоил историю и этнографию края. По своей натуре Давыдов в молодые годы был любителем странствий, бесстрашным путешественником, участвовал в нескольких дальних и сложных экспедициях, хотя при этом очень долго не решался обнародовать собственные стихи. Здесь им написаны историческая поэма о Ермаке "Покоренная Сибирь", стихи и проза на якутскую тему, в том числе и "Жиганская Аграфена". Давыдов предпослал ей конкретный подзаголовок "Якутская легенда".
Она была найдена первым ученым-социологом из эвенков Николаем Васильевичем Васильевым в архиве одной из библиотек Новосибирска в 1970-е годы. Произведение вышло в свет в 1858 году в газете "Золотое руно", издаваемой в Санкт-Петербурге, вместе с "Жиганскими якутами".
Аграфеной называется остров-гора, находящийся почти в 90 километрах южнее Жиганска, в том самом месте, где проходит граница Заполярья. По преданиям, здесь раньше проживала грозная шаманка Аграфена. И поныне проезжающие кидают в воду возле острова различные "гостинцы", чтобы умиротворить дух знатной женщины. На основании легенды и было написано Д. Давыдовым это произведение.
Некоторые исследователи утверждают, что первоначальным материалом для упомянутой поэмы послужили "Воспоминания" Афанасия Уваровского, опубликованные в 1848 году в Санкт-Петербурге и ставшие первым произведением якутской художественной публицистики, при этом А. Уваровский ссылается на свою бабушку, знавшую Аграфену как реальную личность, живущую в Жиганске, в лицо, хотя Уваровский называет героиню не Аграфеной, а Агриппиной:
"В середине минувшего столетия жила в Жиганске одна русская по имени Агриппина. Моя бабушка знала ее в лицо. Эта женщина слыла большой колдуньей: тот, кого она любила, считался счастливым, тот же, на кого она обиделась, считал себя крайне несчастным. Слово, произнесенное ею, воспринималось как слово самого всевышнего. После того, как она этим путем приобрела доверие людей и состарилась, построила себе на расстоянии 2 кесов (20 км) выше Жиганска домик между скал и жила в нем. Никто не проходил мимо, не обратившись к ней, не получив ее благословения и не принеся ей что-нибудь в подарок... Тех же людей, которые проходили мимо, не сделав так, она доводила до большой беды, превратившись в черного ворона, настигнув их сильным вихрем. Топила их вещи в воде, лишала их разума и сводила с ума. И после ее смерти до сих пор не проходят мимо того места, не повесив подарка. Эту старуху знают кроме жителей Жиганска также все якуты окрестностей Якутска... Рассказывают, что эта старуха прожила до 80 лет, что она была мала ростом, толста, ее лицо было испрещено оспой, глаза остры как утренняя звезда, ее голос звонок как звук железа. Ее имя до сих пор не забыто в северной стране".
Старуха Аграфена - шаманка, жила будто бы когда-то на острове у Ленских столбов. Дух ее преследует проезжающих мимо. Рассказы о зловредной Аграфене, госпоже Широкого столба, хозяйке острова, ходили по всей Якутии. Вот самая известная легенда о ней в пересказе ссыльного ученого и литератора Петра Драверта: "Там, где многоводная Лена приближается к полярному кругу, путешественники видят выходящий из вод высокий каменный остров, покрытый щетиной хвойного леса. Это мрачный остров Аграфены. Зловещими пятнами обозначаются на нем обнажения буровато-красных железистых песчаников и угрюмо чернеют на берегу валуны лидийского камня. Здесь, по преданию, жила и умерла русская колдунья Аграфена, "госпожа с длинным посохом", которая наслала на край семь ужасных бедствий. Ни один якут никогда не проплывет мимо, хотя бы и на далеком расстоянии от острова, не спустив в реку небольшой оснащенной лодочки, вырезанной из дерева, с человеческой фигурой и с некоторым запасом пищи. Таков умилостивительный дар духу, волшебнику, иначе пловца может постигнуть опасность или гибель среди бушующих волн Улахан-Ирюс (Большой реки)".
Давыдов пересказывает в стихах намного более романтичную, поэтичную и трагическую историю. По его версии, жившая на острове юная христианка-сирота была загнана в угол одиночеством, холодом и голодом и минуту смятений и отчаянья приняла совет сходить за помощью к жившему неподалеку старому богатому шаману.
Источники текста:
"Золотое Руно", 1858 г., No 19. Напечатано в виде приложения к статье "Жиганские якуты и об одной их легенде". Автограф не сохранился.
Давыдов Д. "Жиганская Аграфена" Жиганск, "Жиганская районная типография", "Жиганский исторический музей", 1992 г. С. 4 - 12.
"Писатели Восточной Сибири", Иркутск, "Символ", 2001 г.