Дарский Дмитрий Сергеевич
Дарский Д. С.: биографическая справка

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   ДАРСКИЙ Дмитрий Сергеевич [29.9*(11.10).1883, Тула -- 19.12**.1957, г. Клин Моск. обл.], лит. критик, литературовед. Сын священника. После окончания Тульской г-зии (1902) поступил (1903) на ист. ф-т Моск. ун-та (в 1905 жил за границей, б. ч. в Мюнхене, где слушал в ун-те лекции по философии), в 1907 перешел в Петерб. ун-т, закончил его в 1908. До 1915 преподавал историю и литературу в провинции и в Москве, в т. ч. в г-зии А. Е. Флёрова.
   В эти же годы начал лит. деятельность. В 1913 В. Я. Брюсов рекомендовал ж. "Рус. мысль" полученное от Д. из Тулы "иссл. о Тютчеве", но оно было отклонено ввиду наличия в редакции близкой по теме статьи С. Л. Франка (см. 4 письма Д. 1913 и 1924 к Брюсову -- ГБЛ, ф. 386, оп. 84, No 36); работа Д. вышла в расшир. виде отд. изд.: "Чудесные вымыслы. О космич. сознании в лирике Тютчева" (М., 1913). В истолковании Ф. И. Тютчева как поэта-философа Д. следует за Вл. С. Соловьёвым, восприняв также принципы имманентной критики Ю. И. Айхенвальда. Используя распространенный в совр. филос. лит-ре термин "космич. сознание", Д. понимает его как высшую, качественно новую ступень развития человеческого духа, прозрение смысла мирового порядка ("Бог есть вселенная") и в связи с этим избавление от страха смерти. Отказываясь от методов науч. познания и в то же время ставя задачей "изучение Тютчева", психологии его творчества, Д. прибегает к импрес-сионистич. описанию идей и образов. Суждения Д. не всегда образуют стройную концепцию, создавая впечатление свободной импровизации. В целом высоко оценив "несомненные заслуги" Д. в изучении Тютчева, в своей рец. Франк осудил "лирич. стиль, имеющий целью заразить читателя поэтич. настроением исследуемого автора" (РМ, 1915, No 9, с. 2). Резкие обвинения в теософском "предвзятом толковании стихотворений" выдвинул И. Н. Розанов (ГМ, 1916, No 2, с. 299). В ст. "Вопрос о Тютчеве" (1923) Ю. Н. Тынянов отнес работу Д. к "попыткам разрушить стихи в общепонятную филос. прозу" (Тынянов Ю. Н., Поэтика. История лит-ры. Кино, М., 1977, с. 38).
   В 1915-- 17 Д. участвовал в деятельности моcк. "Пушкинского кружка". Его кн. "Маленькие трагедии Пушкина" (М., 1915) -- образцовое явление эссеист, критики. Опровергая традиц. представление об А. С. Пушкине -- "светлом", безмятежном гении, Д. трактует "маленькие трагедии" как переломное явление творчества и жизни поэта, в душе к-рого происходила "последняя борьба" Бога с дьяволом. В изображении Пушки"а человеческие пороки "вознесены на трагич. высоту и обладают... всею прелестью прекрасного Духа Тьмы" (с. 23). Д. склонен рассматривать худож. произведение как духовную автобиографию творца (напр., Пушкин "Каменного гостя" -- "раскаявшийся Дон-Жуан", с. 63), силою иск-ва побеждающего собств. страсти. "Неизмеримая глубина" Пушкина, как утверждает Д., очевидна при соотнесении его образов с худож. миром Ф. М. Достоевского, к-рый лишь прояснил открытия Пушкина в религ.-филос. ключе (см. также речь Д. "Пушкин и Достоевский", произнесенную в ОЛРС в 1923,-- ЦГАЛИ, ф. 2113, оп. 1, No 13). Книгу Д. критики встретили в осн. положительно (БВед, 1916, 3 февр.; "Рус. филол. вест.", 1916, No 3; "Юж. край", 1916, 11 марта; ГМ, 1916, No 5--6). Б.М.Эйхенбаум назвал ее "этюдом к цельному истолкованию Пушкина", но отметил некоторую эклектичность, "скрещивание школы Мережковского с школой Айхенвальда" (РМ, 1916, No 4, с. 1--2; ср. более жесткую оценку -- УР, 1916, 23 янв.).
   В ст. "О Фете" (РМ, 1915, No 8) Д. попытался разрешить "тайну духовной природы Фета", отвергнув традиц. идею о его раздвоении на творческую и человеческую ипостаси (Фет -- Шеншин), обосновав с этой целью категорию "внутринравственной правды" родового дворян, быта, "домашнего мира", "земной тяги", составляющей единое начало личности А. А. Фета. О ней восторженно отозвался В. В. Розанов (НВ, 1915, 24 сент.; то же: ВЛ, 1988, No 4), к-рому Д. послал из Тулы письмо, положившее начало их взаимно исповедальной переписке (ЦГАЛИ, ф. 419, оп. 1, No 429; ф. 2113, оп. 1, No 26), перешедшей в личное знакомство. Статья составила 1-ю главу кн. "Радость земли. Иссл. лирики Фета" (М., 1916), где окончательно оформился метод "поэтич. биографии": биограф сознательно растворяется в идеях и образах писателя (обильное цитирование, стилизация). Трактовка "творч. дела Фета" ( "преображенье мира духом музыки" -- с. 77) отразила общее представление Д. о рус. поэзии как "укрывшейся от мира молитвеннице" (с. 21). Субъективным, но ярким критиком назвал его Брюсов (РВед, 1916, 4 мая; ср. сдержанную оценку Эйхенбаума -- РМ, 1916, No 9, с. 1--2).
   В 1916 на средства отца Д. приобрел в Туле типографию (реквизирована в нояб. 1917), "намереваясь осуществить мысль о своем книгоиздательстве" (ЦГАЛИ, ф. 941, оп. 10, No 177, л. 4). Издавал и редактировал на паевых началах газ. "Свободная мысль" ( 27 апр.-- 30 июля 1917), в передовых статьях поддерживал "партию народной свободы" (кадетов), резко выступал против усиления большевист. влияния в массах, взывая к чувству патриотизма и христ. миролюбия (изд. прекращено в силу "материальных затруднений" -- "Свободная мысль", 1917, 30 июля, с. 3). В 1918--21 читал лекции по рус. лирике 19 в. в Тульском пед. ин-те (с 1919 Ин-т нар. образования), был зав. лингвистич. кабинетом. С 1922 -- в Москве, служил зав. отделением периодич. печати б-ки ГИМа и библиографом центр, справочной б-ки Моск. отделения нар. образования. Чл. ОЛРС (с 1922). В 1924 избран в члены ГАХН, в 1926 врем. сотр. лит. секции ГАХН. С 1934 науч. сотрудник, с 1937 зав. б-кой ГЛМ, уволен в 1940, несмотря на поддержку В. Д. Бонч-Бруевича (его письма к Д. 1935--55 и отзывы о нем -- ЦГАЛИ, ф. 612, оп. 1, No 280; ГБЛ, ф. 369, оп. 143, No 27, в т. ч, резко отрицат. рец. на не-сохранившуюся рукопись Д.-- "У истоков рус. декадентства" -- оп. 55, No 37, л. 10--12). О дальнейшей службе Д. сведения не обнаружены.
   В сов. время Д. напечатал лишь ст. "Достоевский -- мыслитель" (в сб.: Творч. путь Достоевского, Л., 1924) и ряд небольших био-
   библ. статей (в осн. поев. Пушкину), в т. ч. под псевд. Д., Д-ский, Д. Д.-- в ж. "Книжные новости" (1936, No 8, 11, 18, 21, 35, 36; 1937, No 2, 3, 8), "Сов. книжник" (1937, No 2, 3), газ. "Лит. Ленинград" (1935, 26 июля), "Правда" (1935, 8 февр.), "Известия" (1936, 6 июня) и др. Мн. работы Д., среди к-рых есть значительные, остались неопубликованными и хранятся в ЦГАЛИ.
   Следуя просьбе В. В. Розанова написать о нем после смерти ("...никто так не сумеет написать. У Вас удивит. язык", в письме от 5 мая 1916 --ЦГАЛИ, ф. 2113, оп. 1, No 26, л. 5), Д. в 1923 завершил кн. "Розанов". В ней сформулировал сходную с Розановым "космич." идею: "Мир создан не только "рационально" но и священно... В центре всего лежит молитва и любовь" (там же, No 2, л. 115); не снимая вопроса о "грехах и даже разврате" Розанова, Д. акцентирует в нем "бессмертные элементы, к-рыми светилась душа" (л. 49). Основываясь на "психол." разборе творчества и отчасти на личных восп., Д. трактует понятие "теплоты", домашнего уюта и устойчивого быта как субстанциональное начало личности, философии, лит. деятельности Розанова. В 1923 Д. также закончил 1-й вариант кн. "Три любви Пушкина" (2-й вариант-- 1949), где выдвинул гипотезу, что т. н. "утаенная любовь" поэта -- компаньонка М. Раевской, татарка Анна Ивановна. Не имея документ, обоснований, Д. выстроил систему доказательств, исходя из анализа стихов, трактуемых как поэтич. автобиография; часть работы, прочитанная Д. в 1923 в лит. секции ГАХН и Пушкинской комиссии ОЛРС, вызвала бурную полемику (выступления В. Ф. Саводника, В.В.Вересаева, М. А. Цявловского и др.), к-рая свелась в осн. к обвинению Д. в "злоупотреблениях биогр. методом" (см. в кн.: Пушкин. Сб. 1, М., 1924, с. 310--14; ср. рец. Брюсова, высоко оценившего поставленные Д. перед пушкинистикой новые вопросы,-- ЦГАЛИ, ф. 2113, оп. 1, No 32). К этой книге примыкают (как части задуманного труда "Поэзия и правда в жизни Пушкина") книги-гипотезы: "Избыток воображения или причины высылки Пушкина в Михайловское" (1930-е гг.; о "Гаврилиаде" как сокрытой причине ссылки), "Пушкин в Одессе" (1948; об отношениях с М. С. Воронцовым, в т. ч. предположение о его дуэли с Пушкиным). Подробный разбор соч. Д. о Пушкине сделала в 1952--53 дружески с ним сблизившаяся Т. Г. Цявловская: "это какой-то межеумочный жанр... масса тонких, метких и глубоких наблюдений тонет в пучине вымысла" (ЦГАЛИ, ф. 2113, оп. 1, No 35, л. 23).
   Метод "медленного чтения", заимствованный у M. О. Гершензона и развитый Д., применен им и в кн. "Достоевский и Салтыков" (1940-е гг.), где отношения писателей односторонне представлены как "непримиримая вражда", Д. делает остроумные, но маловероятные предположения, что в гл. героях "Скверного анекдота" и "Крокодила" Достоевский вывел М. Е. Салтыкова-Щедрина. Очевидно, незавершенными остались работы Д. 1920--30-х гг. о Достоевском (о "Братьях Карамазовых", мотивы смерти и бессмертия; о "Преступлении и наказании", филос. очерки о Соне и Раскольникове), И. С. Тургеневе, А. П. Чехове, в к-рых даны религ. истолкования лит. творчества. Сопоставлением А. А. Блока и M. Горького ("Два писателя") начал Д. филос. трактат (1951--54) об идее воскрешения в христ. учении. К нему примыкают теософские иссл. "Разбор 1-го догмата Священного писания "Вначале сотворил Бог небо и землю"", "Об Иисусе Христе" (1949) -- психол. и филос. "биография" Христа, акцентирующая внимание на его человеческой природе ("Иисус переводит религию на другой путь: не призывать потустороннего Бога, а искать Его в себе" -- ЦГАЛИ, ф. 2113, оп. 1, No 6, л. 71 об.). Во всех этих работах Д. последовательно проводит излюбленную идею о бессмертии "духовной материи".
   В 1954 по ходатайству Бонч-Бруевича Д., похоронивший жену и оставшийся одиноким, был определен в дом инвалидов г. Клин, где и умер.
   Лит.: ЛЭ; Масанов (не указан криптоним Д.); Муратова (1, ук.).
   Архивы: ЦГАЛИ, ф. 2113; ГПБ, ф. 703, No 1943 (""Медный всадник" и "Шинель". Опыт-лит. параллели"); Фемелиди; ГА Тульской обл., ф. 1, оп. 1, д. ПО, л. 15--16 (метрич. книга, No 20*); ф. 8, оп. 1, д. 1333, 1426, 1485, л. 57; ф. 3019, оп. 1, д. 2, л. 40, 42; ф. 1404, оп. 1,д. 6, л. 11; д. 3, 38; д. 51,л. 1; д. 29, л. 1, 2; ЦГИАЛ, ф. 14, оп. 3, д. 50755 (студенч. дело). ЗАГС г. Клин (свидетельство о смерти **).

В. А. Викторович.

Русские писатели. 1800--1917. Биографический словарь. Том 2. М., "Большая Российская энциклопедия", 1992

   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru