Далматов Василий Пантелеймонович
Далматов В. П.: биографическая справка

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


I.

   Лучич (Василий Пантелеймонович, по сцене Далматов) -- известный артист. Род. в 1852 г. в семье далматского происхождения; учился в одесском Ришельевском лицее. Театральную карьеру начал в 1868 г. любителем; выступал неоднократно во многих провинциальных городах и Москве, с 1884 по 1894 г. служил на Императорской Александринской сцене; ныне вновь с большим успехом гастролирует в провинции. Репертуар Л. весьма обширен; большой успех он имел в ролях Хлестакова, Кречинского, Чацкого, Гамлета, Карла Моора и во многих пьесах Островского, Писемского и Потехина. Написал несколько пьес, игранных на провинциальных и столичных сценах: "Труд и капитал" (драма), "Бес корысти опутал" и "Облава" (ком., шла на Императорской сцене в С.-Петербурге).

Ум.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, т. XVIII (1896): Лопари -- Малолетние преступники, с. 126--127

   

II.

   Далматов (Василий Пантелеймонович) -- известный актер (настоящая фамилия Лучич). Род. в 1852 г. Известность приобрел в начале 1880-х гг., в Москве, на частных сценах. В 1884 г. дебютировал в СПб. в ролях Хлестакова и Кречинского и был принят на Императорскую сцену. В 1895 г. оставил императорскую сцену. С образованием в Петербурге Театра литературно-артистического кружка занял в нем амплуа героев и драматических резонеров. В последние годы опять играет на Импер. сцене. Главные роли его: Агишин ("Женитьба Белугина"), Кречинский, Телятев ("Бешеные деньги"), Антушев ("Разгром"), герц. Альба ("Гр. де Ризоор"), Иоанн Грозный в "Смерти Грозного" (Ал. Толстого). Написал несколько оригинальных пьес, игранных в провинции и в Москве в 1880-х гг. (драма "Труд и капитал" и комедии "Бес корысти попутал" и "Облава"). Сотрудничал также в "Театре и Искусстве", "Ниве" и др.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, доп. т. Ia (1905): Гаагская конференция -- Кочубей, с. 652

   

III.

   Далматов, В. // ЭНИ "Словарь псевдонимов" -- Псевдонимы.
   http://feb-web.ru/feb/masanov/map/05/map09526.htm
   
   Псевдоним: Далматов, В.
   Настоящее имя: Лучич Василий Пантелеймонович
   
   Периодические издания:
   Театральный Мирок, 1886, No 16;
   Театр и Искусство, 1899;
   Новое Время, 1900-х гг;
   Нива;
   Весь Мир, 1911
   
   Произведения:
   Далматов В. Труд и Капитал: Драма в 4 д. -- М., 1883. -- Испр. по ГАК РНБ;
   Далматов В. Облава: Оригин. ком. в 3 д. -- М., 1891;
   Далматов В. По ту сторону кулис. Т. 1. -- М., 1908
   
   Примечание: и др. (Масанов)
   
   Источники:
   Масанов И.Ф. Словарь псевдонимов русских писателей, ученых и общественных деятелей: В 4 т. -- Т. 1. -- М., 1956. -- С. 330;
   Катал. МОДП, 198, 301 (Источник Масанова);
   Архив Венгерова (Источник Масанова);
   РНБ. Генеральный алфавитный каталог
   

IV.

   ДАЛМАТОВ Василий Пантелеймонович [наст. фам. Лучич; 1(13).8.1852 (по др. сведениям -- 1845), Одесса -- 14(27).2.1912, Петербург], актер, драматург, прозаик. По национальности серб. Из древнего далматского рода Лучичей; австр. подданный (натурализовался в России в 1902).
   Учился в Ришельевском лицее и Реформатском уч-ще в Одессе, закончил образование в Триесте. С юных лет увлекался театром; с 1868 участвовал в любительских спектаклях. На проф. сцену вступил в провинции; играл в Минске, Елизаветграде, Воронеже, Пензе (где в кон. 70-х гг. взял псевд. Далматов), с 1881 -- в Москве, на сценах Пушкинского т-ра А. А. Бренко и т-ра Ф. А. Корша. В 1884 был приглашен А. А. Потехиным в Александрин. т-р, где дебютировал в роли Хлестакова. В 1894, не поладив со сменившим Потехина В. А. Крыловым, подал в отставку. Гастролировал в провинции, а также в Москве (1895). Был одним из основателей т-ра Лит.-худож. об-ва (петерб. Малого т-ра), директором театр, школы при нем. В 1901 вернулся в Александрин. т-р, где проработал до самой смерти.
   Замечательный исполнитель комич. ролей, Д. при этом стремился к героич. и трагич. репертуару: Гамлет, король Лир (А. А. Блок в юности был особенно увлечен Д. в этой роли). Лучшие его роли -- Кречинский, Хлестаков, Ноздрёв. Д. любил импровизировать, был мастером устных рассказов и участником актерских шуток, членом неофиц. Клуба скучающих весельчаков и т. п. По восп. современника, "этот шалун, фат, Пленир, в сущности был едва ли не самый культурный и самый интеллигентный... русский актер..." (Кугель, с. 60).
   Первые шаги на лит. поприще Д. сделал как драматург: драма "На обрыве, или Как любил, так и кормил" (М., 1875), комедия "Бес корысти опутал" (М., 1882), драма "Труд и капитал" (М., 1883; СПб., 1891), комедия "Облава" (М., 1891; тогда же пост. в Александрин. т-ре). Три последние пьесы вошли в сб. Д. "Сочинения. Пьесы" (СПб., 1891). В этих произв., написанных "под влиянием прочитанного" (там же, с. 4), Д. пытался адаптировать ходячие либеральные идеи для нужд текущего репертуара: в "Труде и капитале" (фабула заимствована из одноименного ром. Ф. Г. Толля) -- мелодрам, история гибели рус. идеалиста, пытавшегося осуществить свой либерально-утопич. проект фабричных реформ. Помогавший П. П. Гнедичу в работе над новым пер. "Гамлета" и сыгравший заглавную роль в пост. Александрин. т-ра (1891), Д. обосновал свое понимание трагедии в очерках "Юлия Пастрана" ("Б-ка ТиИ", 1904, No 1, 3, 4, 7) и "Офелия" (там же, 1905, No 1, 2, 4).
   Называя ее "пьесой нравов", Д., по сути, усматривает здесь мистерию, в к-рой Гамлет, первый христ. философ-бродяга, изъясняющий невежественным язычникам новую истину, сам в основе своей "грубый варвар" (характер его только начинает смягчаться религ. идеей). Помешательство Офелии происходит "на почве эротомании": темпераментная грешница не вынесла смерти отца от руки человека, к к-рому испытывает любовное влечение. В исполнении Д., не вполне согласованном с его теоретич. программой, форсировались прежде всего натуралистич. тенденции; публика и рецензенты в большинстве не приняли его трактовку Гамлета (см.: Шекспир и рус. культура. с. 692--93).
   В основе этих и др. рассказов и повестей Д., с юмором и сочувствием рисующих психологию и быт артистов,, лежат театр, анекдоты, воспоминания, скандальные, сентиментальные и фантастич. истории. Наиб. значительные из них -- "По ту сторону кулис. (Повесть Мошки Фиртельзона)" ("Б-ка ТиИ", 1903, No 1--3), "Залог. Театр. эпизод" (ТиИ, 1905, No 27,28) и др.-- вошли в сб. "По ту сторону кулис. Театр. очерки" (т. 1, СПб., 1908). К ним примыкают позднейшие миниатюры Д.: "Пробуждение души" ("Журнал театра Лит.-худож. об-ва", 1908/09, No 7/8), "Можно ли жить? Памяти В. Ф. Комиссаржевской" ("Весь мир", 1910, No 3), "Гибель на море. Опыт худож. вранья" (там же, 1910, No 13). Д. выступал в печати и как публицист: "О специальных законах для актеров" (ТиИ, 1900, No 39), "О правах актеров" (там же, 1903, No 40). Печатался также в газ. "Нов. время", "Театр и жизнь", "Театр. мирок".
   Лит.: Плещеев А. А., В. П. Далматов. Двадцать лет назад.-- "Петерб. дневник театрала", 1904, No 14; Амфитеатров А. В., Ау!, СПб., 1912, с. 79--121; Мат-лы к биографии В. П. Далматова.-- ЕИТ, 1914, в. 2 (статьи H. С. Васильевой, П. П. Гнедича, H. B. Дризена); Михайлов К. Н., В. П. Далматов, артист имп. театров. Заветы старого актера. Шутки, острословия, остроумия, анекдоты, черты и были из жизни В. П. Далматова, СПб., 1914; Кугель А. Р. (Homo Novus), Театр, портреты, П.--М., 1923; то же, [Л.-- М., 1967], с. 172--80; Гнедич П. П., Книга жизни, [Л.], 1929 (ук.); Шекспир и рус. культура, М.--Л., 1964 (ук.); Альтшуллер А. Я., Театр прославленных мастеров, Л., 1968; Семеновский В., Два сюжета.-- "Театр", 1981, No 9, с. 49--59; ВсП, в. 6, М., 1988, с. 121--22; ЛН, т. 27--28, с. 348, 351, 368, 369. + Некрологи, 1912: H В, 15 февр., 17 февр., 18 февр.; БВед, утр. в., 15 февр.; ИВ, No 3. НЭС; Венгеров. Источ.; ТЭ; ИДРДВ; ИРДТ; Масанов.
   Архивы: ИРЛИ, ф. 377; ГЦТМ, ф. 86; ЦГАЛИ, ф. 750; ЛГТМ, No 740 (автобиогр.); ЦГИА, ф. 497, оп. 5, д. 1885 (дело о службе, ф. с); ф. 776, оп. 26, 1905 г., д. 24 (о запрещении пьесы "Труд и капитал"); ЛГТБ, Р 1/1319, Р 1/315, 1/316, 1/317 (письма Д. разным лицам, в т. ч. П. П. Гнедичу); ГПБ, ук.

Е. М. Гушанская.

Русские писатели. 1800--1917. Биографический словарь. Том 2. М., "Большая Российская энциклопедия", 1992

   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru