Чулков Николай Петрович
Глушковский, Адам Павлович

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   Глушковский, Адам Павлович, балетмейстер Императорских Московских театров, получил воспитание в Петербургском театральном училище, где был одним из любимых учеников знаменитого Дидло. В его хореографическом образовании большую роль сыграл Дюпор, которому он вначале подражал. Один современник так говорит (в статье, напечатанной в "Вестнике Европы" за 1812 г.) о влиянии Дюпора на Г. и о преимуществах последнего перед первым: "Г., который летает теперь зефиром, конечно много обязан французскому танцовщику: не можно дать себе легкости, но можно перенять некоторые приемы, шаги, выступку, положение тела -- и в этом надо отдать справедливость переимчивости г-на Глушковского. A в рассуждении игры пантомимической он уже и теперь имеет большое преимущество перед Дюпором, которой по летам своим неспособен к усовершению, между тем как наш юный ученик театральной школы дает о себе весьма приятную надежду". В 1811 г. Г. послан был в Москву. В феврале 1812 г. он танцевал в Арбатском театре в балете "Алжирцы, или побежденные морские разбойники", а 7 мая в пантомимном балете "Деревенская героиня", поставленном для бенефиса Махаевой и его самого. 1 сентября Г. выехал из Москвы в Кострому, назначенную местопребыванием для московских театральных учреждений, но костромской губернатор поместил театральное училище в Плесе, где Г. возобновил занятия с учениками и ученицами. В феврале 1813 г. Г. переехал с училищем из Плеса в Кострому, а затем в Москву; спектакли по возвращении туда возобновились только 30 авг. 1814 г. Весь балет того времени держался на одном Г., совмещавшем должности "дансера", балетмейстера и учителя театральной школы. Его ученицами были лучшие балерины 10-х и 20-х годов XIX ст.: Глушковская (1812), Новицкая (1813), Кроткова 3 (1817), Лобанова (1820), Лопухина (1822). В 1817 г. Г. повредил себе спину, а в 1818 г. вывихнул ногу, что однако не помешало его дальнейшей балетмейстерской деятельности. 14 октября 1824 г., в день открытия Малого театра, дан был поставленный Г. анакреонтический балет Дюпора в 1 д. "Зефир, или Ветреник, сделавшийся постоянным", но для постановки новых балетов в день открытия Большого театра, заведовавший Московскими театрами генерал-губернатор кн. Д. В. Голицын ходатайствовал о командировке в Москву Дидло, а за отказом в этой командировке решил послать в Петербург Г., и 30 мая 1824 г. просил о предоставлении последнему возможности заимствовать у Дидло один или два больших балета. Однако для первого спектакля в новом Большом театре танцы в прологе и балет ("Сандрильона" Альберта) поставлены были не Г., а балериной Гюлен-Сор. По штатам 1825 г. Г. положено было жалованье в 4000 рублей. Как артист и балетмейстер Г. пользовался большим успехом у публики, в особенности в балетах "Остров любви", "Руслан и Людмила", "Черная шаль", "Александр Македонский", "Очарованный замок". В течение своей 30-летней службы он поставил в театрах Арбатском (1812), Апраксина на Знаменке (1814--1818), Пашкова на Моховой (1818--1824), Малом (с 1824 г.) и Большом (с 1825 г.) множество балетов как своих, так и чужих. Им были поставлены следующие собственные балеты и бывшие тогда в большой моде дивертисменты: в 1812 г. -- "Дафнис и Хлоя", анакреонт. бал. (24 мая), в 1814 г. -- "Остров любви, или Забавы сельских пастухов", бал. (9 сент.), "Деревенские забавы", диверт. (9 окт.), "Развратный, или Вертеп разбойников", героич. бал. в 3 д. (29 окт.) и новый турецкий дивертисмент (27 ноября), в 1815 г. -- "Венецианский карнавал", диверт. (7 янв.), "Велико­душие турецкого паши", бал. (18 янв.), "Праздник на морской пристани, или Супружеское примирение", бал. в 1 д. (5 мая), "Poзa и Колин", бал. (26 июля), "Гулянье на Воробьевых горах", дивертисмент (25 ноября), и "Филатка с Федорою у качелей под Новинским", диверт., муз. Давыдова (22 дек.), в 1816 г. -- "Смерть Рожера, ужаснейшего атамана разбойников Богемских лесов, или Оправданная невинность несчастного сына его Виктора", трагипантомим. бал. в 4 д., взятый из романа Дюкре-Дюмениля "Виктор, или Дитя в лесу" (14 янв.), "Торжество россиян, или бивак под Красным", диверт. (4 февр.), "Торжество победы", диверт. (7 февр.), "Сельский праздник", диверт. (1 июня), "Гулянье 1 мая в Сокольниках", диверт., муз. Давыдова (1 сент.), "Пример добродетели молодых господ", диверт. (3 окт.), "Счастливая пристань, или Четыре части света", диверт. (9 ноября), "Торжество Александра Македонского, или Побеждение Дария", большой трагипантомим. бал. в 4 д. (28 дек.), и "Игрища на святках", диверт. (28 дек.), в 1847 г. -- пейзанский диверт. (15 апр.), русский диверт. (13 июня), "Казаки на Рейне", диверт. (5 окт.), "Сильний и Аминта, или Побежденный Циклоп", анакреонт. бал. в 3 д. (3 дек.), и "Ярмарка на Урюпинской станице", диверт. (26 дек.), в 1918 г. -- "Преступник от любви", пантомим. бал. (17 июня), "Маскарад, или Осмеянный старый волокита", диверт. (17 июня), "Персей, освобождающий Андромеду от морского чудовища", героич. бал., муз. Ленгарда (22 ноября), и "Невское гулянье", диверт. (13 дек.), в 1820 г. -- "Казаки в походе, или Филатка и Федора с детьми", диверт. (22 янв.), и "Маскарад, или вечер в саду", диверт. (2 дек.), в 1821 г. -- "Разбойники Средиземного моря, или Благодетельный алжирец", бал. в 3 д., муз. Шольца (11 янв.), "Пагубные следствия пылких страстей Дон-Жуана, или Привидение убитого им командора", пантомим. бал. в 4 д., муз. Шольца (2 сент.), и "Руслан и Людмила, или Низвержение Черномора, злого волшебника", героич.-пантомим. бал. в 5 д., муз. Шольца (16 дек.), в 1822 г. -- "Хитрость любви, или Завербованный простак", бал. в 2 д., муз. Шольца (3 февр.), в 1823 г. -- "Старинные игрища, или Святочный вечер", диверт., муз. Шольца (25 янв.), "Три талисмана, кошелек, рожок и пояс, или восточный чародей", бал. в 3 д., муз. Шольца (12 сент.), в 1825 г. -- "Вечер артистов, или Кто во что горазд", диверт. (23 янв.), в 1826 г. -- "Три пояса, или Русская Сандрилиона", национальн. бал. в 3 д., муз. Шольца, сюжет взят из сказки Жуковского (20 окт.), в 1827 г. -- "Праздник гарема", диверт. в 3-й части трилогии "Керим-Гирей, крымский хан" (18 янв.), в 1831 г. -- героико-трагическая пантомима, в 1 акте, извлеченная из балета "Руслан и Людмила" (15 мая), и "Черная шаль, или Наказанная неверность", пантомимный бал. в 1 д., взятый из молдавской песни Пушкина (11 дек.), в 1833 г. -- "Разрушение очарованного замка, или Побежденный волшебник", волшебно-героич. бал. в 2 д., сюжет взят из старинной немецкой баллады, муз. Н. П. Де Витте (20 окт.), "Татьяна Прекрасная на Воробьевых горах" (8 дек.). Из чужих балетов поставлены Г.: "Севильский цирюльник" Дюпора (20 ноября 1814 г.), "Медея и Язон" Пика (28 ноября 1819 г.), где он исполнял роль Язона, "Рауль синяя борода" Вальберха (29 апр. 1820 г.), "Азима и Зюльма" Бодри (11 сент. 1822 г.), "Урок Чародея" Огюста и Дидло (27 янв. 1827 г.), дивертисмент "Возвращение кн. Пожарского в свое поместье" и ряд балетов Дидло: "Зефирь и Флора" (9 окт. 1817 г.), "Венгерская хижина" (3 ноября 1819 г.), "Молодая молочница" (21 сент. 1821 г.), "Приключение Генриха IV на охоте" (7 окт. 1821 г.), "Калиф Багдадский" (21 сент. 1822 г.), "Леон и Тамаида" (22 февр. 1823 г.), "Евфимий и Евхариса" (15 дек. 1824 г.), "Рауль де Креки" (23 окт. 1825 г.), "Кавказский пленник" (4 окт. 1827 г.), "Альцеста" (4 окт. 1828 г.), "Роланд и Моргана" (17 окт. 1829 г.), "Карл и Лизбета" (4 окт. 1835 г.). Постановки Г. носили отпечаток вкуса и характера его учителя Дидло. Анонимный автор статьи о московских балеринах М. Н. Муравьевой и Л. А. Рославлевой в "Ежегоднике Имп. Театров" 1904--1905 гг. (Приложение) называет Г. "копиистмейстером", потому что, когда московская дирекция посылала его в Петербург изучать постановку новых балетов, он с буквальной точностью воспроизводил их на московской сцене; все балеты Дидло поставлены были, по выражению того же автора, "как удачные копии с картин знаменитых художников". Г. ставил также танцы в операх и других пьесах.
   Из балетов Г. изданы отдельно: "Разбойники Средиземного моря" (M. 1821 г.), "Руслан и Людмила" (M. 1821 г.) и извлеченная из него "Героико-трагическая пантомима" (М. 1831 г.), "Пагубные следствия пылких страстей Дон-Жуана" (M. 1821 г.), "Три пояса" (M. 1826 г.) и "Черная шаль" (М. 1831 г.). Им напечатаны несколько статей, посвященных его воспоминаниям о выдающихся балетных артистах и балету вообще: "Воспоминание о великом хореографе Дидло и некоторые рассуждения о танцевальном искусстве" ("Пантеон и Репертуар" 1851 г., No 4), "О балетном искусстве в России" (ib., No 8), "Балет в России" (ib., No 12), "Воспоминание о пребывании в Москве в 1812 г. M-lle Жорж" ("Литературная Библиотека" 1867 г., No 3). По своей литературной деятельности Г. был исключительным явлением среди балетных деятелей того времени; произведения его, интересные по содержанию, обличают в нем человека образованного. Кроме того, после Г. остались рукописные "Мои воспоминания", сохранившиеся в бумагах князя П. А. Вяземского (теперь находятся в имении гр. С. Д. Шереметева Михайловском среди бумаг Остафьевского архива); жена Вяземского, княгиня Вера Федоровна, была восприемницей Г. при переходе его в 1816 г. из католичества в православие. Описание странствований Московского театрального училища в 1812 г., заимствованное из этих воспоминаний, воспроизведено Опочининым в его статье "Русский театр, его начало и развитие". Г. дожил до преклонного возраста.
   Глушковский был женат на московской танцовщице Александре Ивановне Ивановой, воспитывавшейся в Московском театральном училище. По словам М. А. Дмитриева она была "прекрасна собой, величественна и роскошна в своих позах, особенно в русской пляске, требующей от женщины скромной и величественной пантомимы", а по отзыву князя П. А. Вяземского, "подлинно, была она красавица и необыкновенно стыдливо-грациозна". Поэт-партизан Денис Давыдов, по выражению того же Вяземского, "воспламенился ею с чистою страстью целомудренного и пламенного Петрарки" и воспел ее в 1815 г. в двух стихотворениях: "О милый друг, оставь угадывать других" и "Элегия, подражание Тибуллу". В письме к Вяземскому из Варшавы от 2 сентября того же года Давыдов вспоминает Иванову: "Что делает божество мое? Все ли она так хороша? Богом тебе клянусь, что по сию пору влюблен в нее как дурак. Сколько здесь прекрасных женщин; ей, ей, ни одна сравниться не может". Когда до него дошел слух о сватовстве Г., то 16 октября 1815 г. он написал Вяземскому: "Авось ли судьба будет мне благосклонна и зимою опять забросит меня в матушку Москву. Тогда надеюсь, что усы мои опутают ноги Глушковского и уничтожат все его покушения, но этой вести между тем я не верю и не хочу верить! ... я по сию пору влюблен как дурак". В 1816 г. перед свадьбой Иванову хотели перевести на петербургскую сцену, но благодаря хлопотам C. С. Апраксина и Вяземского она осталась в Москве. А. И. умерла в молодых летах 30 декабря 1830 г. (по словам А. О. Круглого).
   
   Погожев, "Столетие Имп. Моск. Театров", т. І, 238, 244, 284, 292, 303, 306, 307, т. II, 62--64, 70--128, 167, 176, 183, 197, 198; Всеволодский, "Театр в России в эпоху Отечественной войны", 133, 134; Скальковский, "Балет, его история и место в ряду изящных искусств", 195; Брокгауз-Ефрон, "Энцикл. словарь", XVI; Геннади, "Справочн. словарь"; "Остафьевский Архив", т. І; "Истор. Вестник" 1901 г., т. 57, стр. 253; "Ежегодник Импер. Театров" 1900--1901 гг., прил. 2 (Список балетов, данных на Московских театрах), 1904--1905 гг., Прилож., стр. 294 ("М. Н. Муравьева и Л. А. Рославлева. Страничка из истории Московского балета"); "Московские Ведомости" за 1826--1834 гг.; Опочинин, "Русский театр, его начало и развитие", вып. 4, стр. 11--18; "Сочинения Д. В. Давыдова", с примеч. А. О. Круглого, СПб. 1893 г. (прил. к "Северу"), т. I, 33--35, 75, т. II, 150, 152, 153; "Русский Архив" 1866 г., стр. 895--897, 900--901; М. А. Дмитриев, "Мелочи из запаса моей памяти".

Н. Чулков.

   Источник текста: Русский биографический словарь А. А. Половцова, том 5 (1916): Герберский -- Гогенлоэ, стб. 336--339.
   
   
   
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru