Чулков Георгий Иванович
Мертвый жених

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


Г. Чулков

МЕРТВЫЙ ЖЕНИХ

   "Красногубая гостья. Русская вампирическая проза XIX -- первой половины ХХ в. Том II": Salamandra P.V.V.; 2018
   

Милый друг ее -- мертвец...
В. Жуковский

I

   В то время у нас был свой дом -- за Москвой-Рекой, как раз против Шестой Гимназии. Помню старинные траурные ворота из чугуна и черную резную решетку, и гимназистов в серых пальто с большими ранцами.
   Весною видно было из наших окон, как мальчиков обучают военной гимнастике.
   Молоденький офицер ходил без пальто по лужам, его свежий весенний голос долетал к нам в открытую форточку.
   Мне было тогда тринадцать лет, я была влюблена и в офицера, и в гимназистов, и вообще томилась любовным томлением, и все ждала прекрасного, таинственного жениха. Заглядывала на улице в лица прохожим: не он ли?
   В церкви чувствовала его тихое дыхание, и слова молитв сочетала с признаниями кому-то неизвестному, кого уже любила.
   И вот теперь, когда я, кажется, нашла его, с изумлением припоминаю жизнь мою, полную ожидания, тоски и падений.
   Брату, который умер теперь, было тогда девятнадцать лет. И к нему ходили товарищи-студенты, первокурсники. Бывал один белокурый юноша, по фамилии Новицкий. Вот в него я и влюбилась.
   Это был смешной роман. По целым вечерам просиживали мы с ним за игрою в шахматы, в безмолвии, млея от сладостной влюбленности.
   Единственной нашей печалью был брат мой. Он возненавидел почему-то бедного Новицкого.
   Если брат входил в комнату, где мы играли в шахматы, он делал гримасу и говорил скучным голосом:
   -- Здесь пахнет керосином. Это от вас, Новицкий?
   Эта глупая шутка приводила в отчаяние и меня, и Новицкого, но нелепость повторялась изо дня в день, как заведенные часы.
   Однажды в июле месяце Новицкий приехал к нам на дачу в Кусково. Я пошла с ним гулять в Шереметьевский сад. Там застал нас дождь, чудесный летний дождь в предвечернем солнце. Мы побежали с Новицким в закрытую стриженую аллею и сели на старой чугунной скамейке около статуи Афродиты с отбитым носом.
   Я посмотрела на мягкие волосы Новицкого, на нежную золотистую бородку его -- и сердце мое наполнилось чем-то пьяным, как вино:
   -- Я люблю вас, -- пробормотала я неожиданно для себя.
   И вдруг, вскочив на скамейку, потому что Новицкий от смущения поднялся с нее, я обняла его за шею и поцеловала прямо в губы и в усы, влажные от дождя.
   Когда мы возвращались домой, солнце уже закатилось. Мы вошли на террасу смущенные, и было явно, что с нами что-то случилось.
   На этот раз брат ничего не говорил про керосин. И я была ему благодарна за это -- и, когда я увидела его печальные глаза и под ними тяжелые синие круги, мне стало его невыразимо жалко и жалко себя, и Новицкого.
   И я побежала к себе в комнату плакать.
   Роман мой с Новицким ничем не кончился. Начались иные любовные печали. По ночам, в одиночестве, припав грудью к подушке и закрыв глаза, мечтала я о неземном, и чудился порой серебристый шелест и шорох, и шепот, и в ногах была пьяная истома.
   Выучила я наизусть "Демона", и на молитве, стоя на коленях, оглядывалась, нет ли его за спиной.
   Открылась на исповеди попу. Выговаривал строго, и от его сухих слов было скучно. И было противно, что от батюшки пахнет табаком.
   Когда он накрыл мне голову епитрахилью и читал молитву, от нетерпения я топталась на месте: хотелось выйти поскорее на улицу, ступить на предпасхальную землю, подышать апрелем.
   Фигура у меня была тогда нескладная, руки казались длинными, но уже к зиме, когда мне исполнилось пятнадцать лет, я вся подобралась, насторожилась и стала похожа на барышню.
   По субботам бывали у нас журфиксы, и я сразу была влюблена в двух-трех. Всем улыбалась и всем позволяла жать себе руку и говорить о любви, но тайно мечтала об ином, не умея назвать имени, не понимая, что творится в сердце.
   Отцу моему было тогда пятьдесят два года. Вечно он сидел за своим письменным столом и писал "Словарь юридических наук".
   И все расширял его, и казалось, что не будет этому словарю конца. По стенам стояли полки с карточками в алфавитном порядке.
   Иногда отец, не вставая с кресла, кричал мне в гостиную.
   -- Ольга! Достань мне А-приму.
   А иногда еще короче:
   -- Ольга! Зеленую, длинную.
   Я подавала длинную коробку с алфавитными карточками и при этом испытывала нежность к отцовской лысине и розоватой старческой шее.
   А мать моя тосковала предсмертно: она пила дигиталис {...дигиталис -- гомеопатическое сердечное средство, изготавливается на основе растения наперстянка.}, и по ночам с ней случались сердечные припадки.
   Заслышав в ее спальне шорох, я вскакивала в одной сорочке и шла к ней, наливая дрожащими руками лекарство; набросив капот матери, бежала в буфет будить прислугу; приносили лед из кухни.
   Я стояла на коленях перед постелью, бормоча жалкие, ненужные утешения.
   -- Мамочка, мамочка! это ничего. Ничего...
   -- Надо молиться, -- думала я; -- надо молиться. И я смотрела на розовую лампаду, повторяя безмолвно одно слово, неизвестно к кому обращенное:
   -- Пощади. Пощади. Пощади.
   Но мать умерла.
   А через месяц после смерти я пришла к отцу и сказала:
   -- Хочу поступить на драматические курсы.
   Отец уронил очки, и я заметила, что он плачет, но на курсы все таки поступила.
   Я читала громко гекзаметры, делала шведскую гимнастику и слушала закулисные сплетни.
   Со многими учениками я была на "ты" и уже умела пить вино и ликеры.
   В это время к нам стал ходить Борис Андреевич Полевой.
   Самое поразительное в лице его был взгляд, глаза. Огромные, с расширенными зрачками, с темными, как будто в гриме, кругами, они казались таинственными лампадами, особенно, когда внезапно загорались в них красные огни.
   Он был рассеян и молчалив. Сядет, бывало, за рояль, сыграет не слишком искусно, но всегда уверенно и страстно какую-нибудь мрачную сонату; молча встанет, посмотрит на меня печальными глазами и, не прощаясь, уйдет.
   Однажды я сказала ему:
   -- Борис Андреевич! Зачем вы ходите к нам? Ведь, у нас в доме скучно, неинтересно, пусто.
   Тогда он взял меня за руку и тихо сказал:
   -- Я люблю вас.
   Помню, у меня голова закружилась и стало страшно, но я поборола в себе смущение и засмеялась.
   -- Вы демон, -- сказала я.
   Но он не смеялся.
   -- Ах, нет! Не шутите, Ольга Сергеевна. Не шутите, прошу вас.
   -- Дорогой Борис Андреевич, я не могу понять вас. Как вы можете так сразу? Так неожиданно?
   Мы стояли около рояли. Я взглянула на паркет, и мне показалось, что мы с Борисом Андреевичем стоим на зеркале, на стекле, а там, внизу, жуткий провал.
   Я стала нескладно рассказывать ему об этом. И он внимательно слушал, невольно пугая меня своими ужасными глазами.
   Потом он целовал мои руки и нежно шептал:
   -- Невеста моя.
   На другой день я сказала отцу:
   -- Полевой сделал мне предложение. Ты что скажешь?
   Но отец заткнул уши руками, шея у него надулась и покраснела, и он забормотал:
   -- Не хочу, не хочу...
   Я не стала спорить, но Полевой бывал у нас каждый день. Мы вместе ходили на каток, в театр, а весной вместе говели. Полевой был верующий, и когда он стоял в церкви, и его рыжие волосы при свете мерцающих свечей казались золотыми, мне хотелось думать, что он святой, подвижник, проповедник.
   На свиданиях он рассказывал мне о загробном мире так, как будто он сам был там, и я громко смеялась и просила его проводить меня в Охотничий Клуб на вечер. С опечаленным лицом он ехал со мной в клуб; я без конца танцевала со студентами и офицерами, а он стоял у дверей, в толпе, покорно ожидая, когда я взгляну на него, и мне было приятно мучить этого большого человека с ужасными глазами.
   Однажды, когда он провожал меня на извозчике -- это было зимой, в оттепель -- я обернулась к нему и со смехом сказала:
   -- Ну, целуйте же меня. Целуйте.
   Он обнял меня и прижал свои губы к моим губам, и от этого поцелуя я опьянела и поникла.
   Полевой умолял меня выйти за него замуж, но я все медлила и мне было досадно, что он так спешит с этим сватовством, которое казалось мне прозаическим и ненужным.
   А во мне рождались предчувствия грешной, темной, телесной страсти, и по ночам мне снились странные сны. Часто снился и Полевой, но какой-то изменившийся. Лица его я не видела, но чувствовала себя в его объятиях, слышала его дыхание около своего уха, и как будто касалась своей грудью его сильной и волосатой груди.
   Но наяву Полевой не ласкал меня, не целовал, не искал сближений, и я оскорблялась его холодностью. Однажды я, после концерта, поехала домой не с ним, а с художником Блаватским. Он все шутил и каламбурил; шутя привез меня в Эрмитаж {...в Эрмитаж -- "Эрмитаж" -- развлекательный сад с театрами в центре Москвы, основанный антрепренером Я. В. Щукиным в 1894 г.}, шутя целовал мои ноги -- и мне не было с ним страшно, и я была уверена, что он не перейдет известной границы, известного предела.
   Почему-то я была упорна в этом желании -- сохранить свое девичество -- зачем, Бог знает...
   Я обо всем рассказала Полевому, и он ползал на коленях передо мною и о чем-то умолял и плакал. Но я смеялась: мне были приятны его мучения.
   

II

   Однажды Полевой пришел ко мне и сказал:
   -- Прощай, Ольга. Я уезжаю к себе на дачу, в Крым: доктора сказали, что у меня туберкулез легких.
   Я заволновалась, пошла к отцу, объявила ему, что Полевой мой жених, и поехала с Полевым в Ялту, бросив курсы.
   В Ялте все нас считали за мужа и жену, но это была неправда.
   И я, такая чувственная, с Полевым не хотела и не могла сблизиться, хотя -- видит Бог -- любила его.
   Однажды мы пошли на музыку, в городской сад, и случайно встретили художника Блаватского.
   Воспользовавшись минутами, когда Полевой пошел пить сельтерскую воду, Блаватский с грустью посмотрел на меня и сказал:
   -- Он похудел; губы совсем неживые; он скоро умрет. Зачем вы, молодая, здоровая, красивая, связали свою жизнь с этим человеком, обреченным на гибель?
   -- Я думаю, что я люблю его, -- сказала я нерешительно без надежды, что Блаватский поймет любовь мою: -- я думаю, что люблю. Иногда этот человек представляется мне желанным и нужным, иногда таинственным и страшным, но всегда я чувствую, что души наши связаны навек, и нет силы, которая могла бы расторгнуть эту связь и даже смерть не разлучит нас.
   -- Это все фантазия, -- сказал Блаватский: -- вы принимаете жизнь как-то мрачно. Надо улыбаться, мой друг. А это вечное напоминание о смерти может свести с ума. Кстати: что такое Полевой? Чем он занимается?
   -- Сейчас он ничего не делает; он богат. А по специальности своей он химик. У него есть работы, которые известны в ученом мире.
   -- Вот чего никак не предполагал. И как это странно, что человек, изучивший естественные науки, верит в спиритизм и во всякую чертовщину.
   -- Это неправда, -- сказала я, негодуя на себя за то, что приходится унижаться до спора с этим Блаватским: -- это неправда: Полевой не интересуется спиритизмом.
   -- Вот я, Ольга Сергеевна, художник, но скажу вам прямо: всякий мистицизм мне подозрителен и враждебен. Я пишу картину, потому что мне приятно то или иное сочетание красок, но при чем тут тайна, когда я знаю оптику глаза и всю эту нервную механику? Дорогая моя, Ольга Сергеевна, все эти настроения вашего Полевого результаты болезненного переутомления. Готов держать пари, что ваши отношения остаются платоническими.
   Я покраснела от досады и сказала грубо и холодно:
   -- Вы просто глупы, господин художник.
   Потом мы втроем пошли в ресторан ужинать. Сидели на террасе и смотрели на море. Разноцветные огни горели на мачтах. Серебристо-лунная полоса пенилась вдоль бухты. Хотелось отправиться в далекое плавание, встретить совсем новых, совсем неизвестных людей, влюбиться по-настоящему в чьи-то глаза, которые мелькнут в ночи.
   -- Вот вы пишете картины, -- сказал Полевой, обращаясь к Блаватскому: -- публика считает вас декадентом. В ваших картинах неясны темы и рисунок совсем неправильный. Но не в этом дело: мне нравятся все эти ваши красочные предчувствия, если так можно выразиться. Но сегодня -- предчувствие, и завтра -- предчувствие. А когда же, позвольте спросить, будет дело, действие, поступки?
   Блаватский добродушно засмеялся:
   -- А почем я знаю? Думаю, что никогда.
   -- Никогда. Но, ведь, мы умрем. Поймите это. Мы умрем, и было бы нелепо думать, что наше существование будет исчерпано этими обрывками переживаний, которые вы, художники, успеваете кое-как запечатлеть в красках, а мы, простые смертные, сжигаем бесцельно -- и если что остается, так это пепел любви, милый прах...
   Но Блаватский перебил его:
   -- И вы, и Ольга Сергеевна смотрите на все слишком трагически. Простите меня, но в этом есть что-то нескромное. Все мы живем постыдно, да и не живем в сущности, а кое-как доживаем, умираем, и вы приходите с вашими строгими и жестокими глазами и требуете от нас чего-то. Но что вы сами можете нам дать? Может быть, я не хуже вас понимаю весь ужас и всю пустоту нашего существования, но я скромно молчу, потому что не дано мне "глаголом жечь сердца людей". А если нет в нас пророческого дара и нет силы, чтобы позвать всех на общую молитву, тогда уж лучше молчать, пить вино, вдыхать эфир, писать картинки, приятные для глаз.
   -- Вино, эфир, картинки -- это не так важно, -- сказала я, улыбаясь: -- а вот молчание я умею ценить. Поедемте в море и будем молчать.
   Но поездка в море не устроилась. Борис Андреевич раскашлялся и пришлось идти домой. Блаватский нас провожал. И при прощании задержал мою руку в своей руке дольше, чем следовало. Так мне, по крайней мере, показалось.
   

III

   
   -- Посиди со мной немного. Мне жутко, -- сказал Борис Андреевич, когда мы пришли домой.
   В комнате у него всегда пахло креозотом; и от высоких полок, наполненных книгами, и от столика с лабораторными склянками веяло ученым и холодным. И было странно видеть здесь киот со старинными образами и лампады перед распятием. Мы уселись друг против друга в плетеных креслах.
   Он грустно посмотрел на меня и сказал:
   -- Меня волновал этот разговор с Блаватским. Тебе не кажется, Оля, что жить так, как мы живем, нельзя, что все надо изменить, чем-то пожертвовать и что-то полюбить?
   -- Да, да, конечно. Но как? Как?
   -- Мне кажется, что мы приходим в мир, чтобы узнать нечто. Но мы ленивы и косны, и жизнь проходит зря, немудро. Когда я подумаю о днях, в которых, как в плену, я томился, меня охватывает отчаяние. Что было настоящего в моей жизни? Ничего, кроме моей любви к тебе.
   Он хотел подняться, приблизиться и, как мне показалось, стать передо мной на колени, но его начал душить кашель, и он беспомощно опустился в кресло.
   Мне стало его невыразимо жалко, и я горько заплакала, как маленькая девочка.
   -- Это ничего. Это ничего, -- бормотал он и с ужасом смотрел на пятна крови.
   -- Милая Ольга! Мы не жили с тобой, как муж и жена, и теперь уже поздно мечтать об этом счастье. Но я верю, что брак наш заключен навсегда, и никто его не расторгнет.
   -- Но я недостойна тебя. Слышишь? Недостойна. И не говори мне о браке.
   -- Это неправда. Я умираю, и я чувствую, что нам надо вместе узнать что-то. Вместе легче узнать; ни ты, ни я не узнаем в одиночестве важного и значительного, что скрыто от нас теперь. Чтобы узнать, надо вместе полюбить. И тогда уже не будет слепоты и не будет этой жестокой боли.
   Он опять раскашлялся. Мы сидели полчаса в молчании, а потом я ушла к себе в комнату.
   На другой день он уже не мог встать с постели. Его лихорадило. И глаза его стали темнее и глубже. Прошло три недели, и вот дом наш посетила смерть. Еще сердце билось в груди Бориса Андреевича; еще глаза видели солнце, и руки чувствовали, когда я прикасалась к ним, но уже не было у него той связи с миром, в какой всегда пребываем мы -- живые.
   И странно: он, верующий христианин, не звал священника, не стал причащаться, хотя он ясно сознавал, что смерть стучится к нему в сердце.
   И необычайная строгость была на лице его. Он почти не говорил, ничего не читал и, тихо сгорая в лихорадке, смотрел сосредоточенно прямо перед собой, и мне казалось, что он видел то, чего я не видела...
   Иногда заходил Блаватский и, когда я говорила ему, что Борис Андреевич умирает, у него на лице появлялась неумная боязливая гримаса, как будто кто-нибудь угрожал ему хлыстом.
   Умер Борис Андреевич в ночь с воскресенья на понедельник -- числа не помню. Было это в конце июля.
   Ровно в два часа я проснулась: мне почудилось, что кто-то провел у меня рукой по лицу. Я вскочила полуодетая, как бывало приходилось мне вскакивать, когда случались припадки у моей покойной матери, и бросилась в комнату Бориса Андреевича.
   Он был мертв. Я почувствовала это, не коснувшись его: такая была тишина в комнате.
   Тогда я пронзительно закричала, но никто не откликнулся на мой крик.
   В кухне никого не было: прислуга ушла.
   Накинув на себя кое-как платье, я бросилась без верхней кофточки на улицу; широко распахнула двери и не захлопнула их.
   Я бежала, как безумная, по набережной к дому Блаватского без шляпы, ломая руки, в ужасе.
   Я звонила и стучала, хотя в окнах у Блаватского не видно было огня, и он медлил отпирать: должно быть, одевался.
   И когда, наконец, он впустил меня, я не знала, что ему сказать, и заметалась по комнате, натыкаясь на стулья и бормоча непонятные слова:
   -- Смерть, смерть, смерть...
   После похорон Бориса Андреевича я осталась в Крыму, переехала только за город на дачу -- поменьше, и все чего-то ждала, никуда не выходила из дому, и ко мне ходил один только Блаватский.
   Сначала я была в каком-то странном оцепенении, похожем на сон: не верила, что Борис Андреевич умер, не понимала, что это значит, и даже не было в сердце настоящей печали.
   И только однажды, когда ко мне пришел Блаватский и уговорил идти на берег -- смотреть солнце после бури, которая перед тем шесть часов бушевала на море, я внезапно очнулась от своего глухонемого сна.
   Мы сидели на камнях. Пахло солью и рыбою, и далеко вокруг нас берег был влажен, и везде были разбросаны водоросли, раковины и почерневшие доски, выброшенные морем.
   Мимо нас прошла с громким плачем старуха. За ней бежала кудрявая девочка, едва поспевая на маленьких босых ножонках, запачканных землею.
   -- О чем плачет старуха? -- спросила я Блаватского.
   -- Кажется, это рыбачка. После бури лодки еще не возвращались. Говорят, погибли.
   Я посмотрела на горизонт, над которым висела золотая сетка дальнего дождя, и вспомнила, что я молода, что смерть, может быть, далеко от меня. Во мне проснулась животная любовь к себе, и не было жалко никого -- ни старухи, ни Бориса Андреевича, ни брошенного мною отца, ни брата, который сделался горьким пьяницей, если верить отцовским письмам.
   Я встала с камней и громко засмеялась, и мне показалось тогда, что Блаватский смотрит на меня с изумлением.
   Потом мы пошли ко мне обедать, а после обеда играли в шахматы партию за партией -- и я плакала всякий раз, как проигрывала; а если выигрывала, мне казалось, что Блаватский мне нарочно уступает, и тогда я колола ему руку длинной булавкой. И меня радовали капли крови.
   Через неделю мы поехали в Кореиз и остановились в пансионе госпожи Губерт.
   Теперь все считали моим любовником Блаватского, хотя и ему я не отдавалась до конца, но отношения наши были близки, очень близки...
   И вот однажды ночью, когда совсем пьяная луна накренилась над землей и сильно пахло розами, Блаватский долго целовал мои ноги и, наконец, утомленный поцелуями, пытался овладеть мной.
   В последнее мгновение я все-таки выскользнула из его объятий, но странное, жуткое и сладостное чувство покрыло меня, как сеткой, и я одна, без любовника, забилась в любовной дрожи.
   Через две недели я пошла за советом к госпоже Губерт, которая оказалась акушеркой, и она мне объяснила, что я беременна.
   -- Но я девушка, -- сказала я.
   -- О, это бывает, -- засмеялась зловещая старуха, и дала мне прочесть медицинскую книжку, где подобные случаи цинично описывал какой-то немец-профессор.
   Я рассказала об этом Блаватскому. Он предложил мне обвенчаться. Мы так и сделали там же, в Кореизе, а после свадьбы я одна уехала домой, в Москву, к отцу.
   Весною я родила мальчика, но роды были неблагополучны: мальчик умер, а я тяжко заболела: впоследствии мне объяснили, что у меня была эклампсия, а потом психическая болезнь, и меня поместили в клинику.
   Теперь я душевно здорова, но что-то изменилось во мне. И хочется рассказать об этом, но мучительно и трудно рассказывать. А надо, знаю, что надо.
   Говорят, после родов был час, когда все думали, что я уже не жива, и меня покрыли простыней, и гробовщик в кухне торговался с нашей экономкой.
   Я думаю, что то была правда, что я воистину была мертва, но Бог дал мне снова жизнь, чтобы я открыла людям одну из великих тайн.
   Но силы мои слабы, а тайна моя несказанна. Как передам людям мое знание?
   Вот я сижу иногда и вокруг живые люди смеются, говорят и пожимают друг другу руки, а я чувствую, как отделяюсь от себя, от той Ольги Сергеевны, которую вы видите, и смотрю на все со стороны и знаю свою правду о ваших словах, взглядах и жестах.
   Боже мой, Боже мой! Мы так близки к истине, так свободны, но по своей великой косности и лени и боязливости живем и умираем постыдно.
   И нет вокруг меня людей, которые захотели бы приблизиться ко мне и узнать истину, а без их воли я ничего не могу открыть. Но все же не одна я: со мною Борис Андреевич, и ночью, когда все тихо и вольно, я чувствую его.
   Но пока о свиданиях моих с ним я не могу, не смею рассказать.
   

КОММЕНТАРИИ

   Публикуется по изд.: Чулков Г. Сочинения. Т. 1. СПб.: Шиповник, (1911).
   
    ...эклампсия -- болезнь, возникающая во время беременности, родов и в послеродовой период; характеризуется судорогами с высокой вероятностью тяжелых осложнений.
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru