Источник: Зиновьева-Аннибал Л. Д. Тридцать три урода. Роман, рассказы, эссе, пьесы. - М.: Аграф, 1999. Текст издания: Г. Чулков. Рассказы. Книга вторая. СПб., 1910.
OCR: В. Есаулов, ноябрь 2008 г.
I
Воронье траурной стаей поднялось с берез, громко каркая. Закружились, падая, ржавые листья. Пели певчие, глазея по сторонам.
-- Вечная память.
Ставили крест на новую могилу.
Елена прочла надпись: "И мертвые восстанут...".
Припала к могиле, к милой слепой земле; положила белые хризантемы.
"Угасла жизнь, -- думала, -- а все так спокойно, так тихо, так непонятно. И радостная печаль во всем -- и в листопаде этом, и в небе сентябрьском. Ах, жить хочу... Любить хочу. Пусть предсмертно, пусть".
-- Елена, пойдем, -- сказал отец.
И они пошли по деревянным мосткам мимо могил, мимо крестов, памятников, мимо забытых и незабвенных.
Жадно Елена читала иные надписи:
"Любовь сильнее смерти",
"Нет, ты не умер: ты спишь".
Ладаном пахло и осенними розами. И не верилось, что больно кому-то сейчас, что душит кого-то смерть. Прекрасна была осень в тихой любви своей.
Села Елена с отцом в извозчичью карету.
Он положил свою большую волосатую руку на ее тонкие пальцы и сказал тихо:
-- Смерти не надо бояться, Елена. "Совершенная любовь изгоняет страх".
Елена закрыла глаза; не отнимала руки своей; слушала полудоверчиво.
--
Тебе уже исполнилось восемнадцать лет, -- продолжал отец, -- но я худо тебя знаю. Я сам, конечно, виноват после смерти мамы я почти не видел тебя. Но, милая Елена, будь ко мне снисходительна и помоги мне раз мы теперь будем жить вместе, надо получше узнать друг друга. Не правда ли?
--
Да, да, -- сказала Елена, -- надо получше узнать друг друга. И я, право, отец, люблю тебя...
Хорошо, Елена, хорошо. Я верю тебе. Но вот что я хочу. Твоя покойная тетя была добрым и приятным человеком, но одного я никогда не мог понять в ней: ее отношения к Богу, к Церкви... Она не любила говорить на эти темы и, кажется, боялась думать об этом. Я не вмешивался в твое воспитание, Елена, и теперь, конечно, я не имею права посягать на твою свободу. Но, как друг твой, хотел бы знать, разделяешь ли ты ее настроение. Думаешь ли ты о Боге?
--
Думаю, отец. Но у меня нет веры. И кажется мне, что нет спасения, что все мы заблудились в лабиринте. И темно вокруг. И выхода нет.
--
Ты ошибаешься, Елена. Есть выход
Елена широко открыла глаза и пристально посмотрела на отца. Что-то необыкновенное почудилось ей в лице его.
"Он знает что-то", -- подумала она.
Ей стало жутко от близости этого старика, родного и непонятного. Она отняла у него свою руку. И он замолчал. Тихо сидел в своем углу, поблескивая глазами.
Звонили московские колокола ко всенощной. И Елена представила себе, как идут вереницей чуждые ей люди к этим древним алтарям. Кому-то молятся эти люди. Во что-то верят. А город опутан телефонной проволокой; вокруг кипит жестокая и злая борьба за жизнь; торопливо бегут трамваи... И как-то странно, что среди суеты еще крепко стоят алтари эти.
Вот и Николаевский вокзал.
Степан и Марфуша дожидаются с вещами. Степан, как всегда, важен и почему-то говорит отцу "Ваше превосходительство".
Марфуша припала к плечу Елены и плачет. Пахнет от Марфуши новым ситцем и баней. Елена растрогана. Ей жутко, что уже не вернется она в московскую квартиру, не увидит тетушки...
Отец уходит в мужское отделение. С Еленой в купе едут две дамы, и Елена чувствует себя неловко: не привыкла она ездить по железной дороге.
Но вот звякнули буфера -- и все поплыло назад в старую даль: начальник станции, Степан, Марфуша, заплаканная дама в трауре, столбы железнодорожные.
Пришел кондуктор готовить постель.
Елена забралась наверх; с трудом разделась, задевая руками за сетку для вещей, легла -- и сонное томление овладело ею; засыпая, слышала дамские голоса.
Дама постарше говорила густым контральто:
-- Ах, уж эта Москва. Не выношу я этой большой деревни. "Милочка! Милочка! У нас запросто. Мы -- искренние; мы -- сердечные". А по-моему, московская простота хуже воровства. Ей-Богу.
И приятное сопрано:
-- Это правда. Что-то провинциальное в ней есть. Глупость какая-то.
Проснулась Елена в Любани. С трудом сообразила, что тетушка
умерла, что она, Елена, едет в Петербург с отцом, что там ждет ее мачеха. Кто она, эта урожденная княжна Трубникова? И как странно, что она, такая молоденькая -- ей всего только двадцать лет -- вышла замуж за пятидесятилетнего старика.
-- Вы видели, к нам седой господин заходил в купе? -- спросила шепотом свою спутницу дама постарше, думая, что Елена еще спит.
--
Видела. А что?
--
Это -- Сергей Савинов. Мне его в Петербурге показывали.
--
Неужели он? Тот самый, знаменитый Савинов?
--
Он. Тот самый.
Когда Елена вышла с отцом на перрон петербургского вокзала, ей показалось все вокруг чужим, почти иностранным; она подумала о том, что эти носильщики и вообще петербуржцы как-то по-своему принимают и этот сентябрь, и вокзал, и все... А для Елены все это не свое, у нее нет еще привычного взгляда на это небо и камни, и они представляются ей особенными, необыкновенными, как декорации в театре.
Дом, где жил отец, старый дом, построенный при Александре Благословенном и принадлежавший князьям Трубниковым, стоял как раз против церкви Николы Морского.
-- Хорошо, что напротив церковь и липы старые... -- подумала Елена, входя в этот полуродной и еще неизвестный ей дом. Отец оставил Елену в гостиной одну. Ничто в этой гостиной не напоминало Елене московской обстановки. Там все было светло и чисто, а здесь, по-видимому, не заботились о порядке. Старинная мебель, рояль, темные портьеры -- все было в пыли. И пахло чем-то приторным и душным -- духами и ладаном.
На круглом столе лежала книжка в зеленой обложке -- "Seraphita"* Бальзака. Елена решила погадать и развернула книжку. Ей попались на глаза строки: "L'heur a sonne, venez, rassamblez -- vous! Chantons aux portes du sanctuaire, nos chants dissipirons les dernieres nuees"**.
* "Серафита" -- теософский и мистический роман О. Бальзака, созданный в 1833 - 1835 гг. (русский пер. - 1996).
** "Час пробил, идите. Объединяйтесь! Споем у врат святилища, песни наши развеют последние тучи".
Елена не поняла предсказания и улыбнулась.
В это время к ней тихо подошла мачеха. Она была в черном платье монашеского покроя.
-- Сергей в кабинете, -- сказала она и протянула Елене маленькую нежную руку, -- пойдемте ко мне.
В комнате мачехи не было мрака, и Елена могла разглядеть эту хрупкую, прозрачную женщину. У нее были большие сумасшедшие глаза, лоб строгий, аскетический, а губы -- красные, чуть влажные.
Она заговорила с Еленой просто, как будто давно была знакома с ней.
-- Сергей пишет по ночам, засыпает под утро, а я встаю рано и брожу по дому одна. Все думаю, думаю... Я знаю, что у вас в Москве все было на иной лад и вы не можете себе представить такой жизни, как моя. Боже мой! Какие у вас молодые глаза и какие чудесные волосы. Я чувствую, что полюблю вас.
Она протянула Елене обе руки и лукаво прошептала:
-- А я вам нравлюсь?
Тогда Елена откровенно сказала:
-- Вы -- прекрасны.
И эта крупная женщина тихо засмеялась, неожиданно по-детски, совсем без лукавства.
Через полчаса Елена уже доверчиво говорила с мачехой.
--
Зовите меня просто Людмилой, -- сказала она, лаская руку Елены.
--
Я так рада, что вы будете жить с нами. Потом пошли пить чай в столовую. Вышел отец
Елена смотрела, как он читает большие пожелтевшие листы с греческим текстом, как она накладывает по пяти кусков сахару в стакан совсем темного чая. Она смотрела на его седые спутавшиеся волосы и думала: "Это -- гений. Его знает мир. История его не забудет. И я его дочь..."
II
Недели через две Елена поехала на курсы.
Никола Морской, окруженный сентябрьскими золотыми липами, Мариинская площадь и великолепная изумительная Нева в осеннем багрянце -- все пленяло Елену.
И весь он, Северный Город, казался таким умным и большим. Вот и Васильевский остров: набережная, иностранные пароходы, морской ветер...
Вот и курсы. В канцелярии с любопытством смотрят на Елену.
--
Это дочь Сергея Савинова... Из канцелярии -- в приемную.
--
Клавдия. Это -- ты?
Клавдия Пояркова -- московская подруга: милые мальчишеские глаза, темный пушок над верхней губой... И здесь, как в московском пансионе, окружена толпою и ораторствует.
Ласково блеснула глазами Елене.
-- Товарищи! На сходку!
Аудитория полна. Жужжат курсистки, как большие пчелы. Елена забралась на верхнюю скамейку. Шум и возбуждение приятно ее волновали.
Елена плохо соображала, о чем спорят и в чем дело, но было ей весело: девушки, бледные от волнения, поднимали руки, как бы для клятвы, говорили что-то о народе и революции.
Молодость бунтовала.
И Елене хотелось кричать вместе со всеми "товарищи" и "пролетариат". И когда сходка кончилась и все с пением потекли из аудитории, Елена тоже запела и глаза ее сияли.
Клавдия нашла Елену в толпе и потащила к себе. Она жила на Восьмой линии.
В маленькой комнате стояла белая девичья постель. К обоям были пришпилены Маркс, Лассаль и Бебель и еще кто-то. На столе валялся томик Максима Горького. Пили чай с сухарями. Клавдия расспрашивала Елену, мило и наивно поднимая свои темные брови-.
-- Ты большевичка или меньшевичка?
Елена не поняла вопроса. И слова эти почему-то напомнили ей малороссийские "черевички". Елене хотелось засмеяться, но она робко спросила Клавдию:
--
А что это значит "большевичка"?
Клавдия посмотрела на Елену с изумлением.
--
Как? Ты не знаешь?
Она стала деловито рассказывать о том, что ей казалось важным и значительным.
Елена покорно слушала. Потом неожиданно для себя спросила:
--
Клавдия? Ты влюблена в кого-нибудь? Она покраснела и отвернулась:
--
Не знаю. Какая ты чудачка. Кто-то постучал в дверь.
--
Войдите, -- крикнула Клавдия преувеличенно громко. Вошли два студента.
--
Это -- Тарбут Николай Петрович, -- сказала Клавдия, -- а это -- Василий Иванович Андрюшин.
Клавдия стала рассказывать. Смущалась почему-то, краснела, хмурилась забавно.
"Клавдия влюблена в этого Андрюшина", -- подумала Елена.
Тарбут стоял молча. Лицо у него было смуглое, почти оливковое, и что-то было в этом лице не наше, что-то древнее египетское. На губах улыбка странная. И глаза сияли сурово.
Андрюшин говорил о сходке, о том, что Максим Горький -- чудесный писатель, и еще о чем-то, но Елена все время чувствовала, что ему хочется говорить только об одном -- о Клавдии и о любви своей.
Елена стала прощаться -- и Клавдия нерешительно ее удерживала.
-- Мне тоже пора, -- сказал Тарбут.
Он вместе с Еленой вышел на улицу.
"Какая странная фамилия у этого студента: Тарбут, -- подумала Елена, -- и не поймешь, какой национальности он".
-- Когда-то я увлекался сочинениями вашего отца, -- сказал Тарбут, -- а вы? Что вы думаете о них?
Елена улыбнулась.
--
Вы уже перестали увлекаться ими, а я еще не успела разгадать их по-настоящему. Я не все понимаю в сочинениях этих...
--
Да, вы -- молоды, но в глазах ваших есть что-то отцовское, что-то мудрое.
Елена молчала.
--
Это ничего, что я с вами иду? -- спросил Тарбут. И, не дожидаясь ответа, прибавил, -- мне с вами легко. С вами, кажется, молчать можно. Я люблю молчать.
--
И прекрасно. И я не очень умею говорить.
Они пошли на Невский, смешались с толпой, с торопливой и жуткой петербургской толпой. Елена пьянела от нее.
На Садовой свернули, пошли к Летнему саду.
С крайней дорожки было видно, как скачут солдаты на Марсовом поле. Бодро звучала медь трубача. И медный отблеск на деревьях и на сентябрьской дорожке, в небе, на облаках, казалось, вторит боевой трубе.
--
Я сегодня проходил по Литейному, -- сказал Тарбут, -- и видел, как автомобиль переехал собачонку. Она завизжала предсмертно. Я сначала думал, что конец. Но нет, она с минуту, должно быть, кружилась по мостовой. Так странно. Потом упала набок и старалась голову поднять от земли, совсем как человек. И вдруг закостенела. Одну лапку оттопырила в последней судороге...
--
Да, да, -- сказала Елена, -- так и мы умрем.
--
Умрем и воскреснем? -- спросил Тарбут как-то странно, неожиданно и даже остановился посреди дорожки.
--
Не знаю. Ничего не знаю. А жизнь пройдет скоро. Вот -- молодость. Я так чувствую ее. Она так поет во мне. Но пройдут дни, годы, и я стану такой же седой, как отец. Ему пятьдесят три года, но он, по-видимому, не боится смерти, а я, хотя мне всего восемнадцать лет и я здорова и влюблена в этот чудесный мир, в Петербург, в Летний сад этот, я все-таки думаю о смерти и боюсь ее. Но некоторые не думают о ней. Вот Клавдия. Я уверена, что она никогда не думает о ней. Почему?
--
Некогда ей.
--
Как странно, -- сказала Елена, -- в первый раз мы с вами встретились и вот говорим о смерти.
--
Скоро все заговорят. Закричат, быть может. И это будет ужасно. На улицах будут биться головой о камни. По каналам петербургским поплывут сотнями трупы отчаявшихся. Устрашатся смерти и, не предвосхитив ее тайны, будут умирать в слепом ужасе. Да, да. Умрем в слепом ужасе.
--
Вам часто приходится говорить об этом?
--
Говорить -- нет, думать -- да.
--
Вот вы сказали "умрем в слепом ужасе". Но что же делать? Что?
--
Я знаю что, но не умею. Петь надо. Мы разучились петь. Мы сухо живем. В сердцах наших нет влаги, нет песни... Мы увядаем, сохнем... сгораем не в солнце, а просто так, от спички...
--
Неужели нет спасения?
--
Не знаю. И откуда? Мы-то потеряли безвозвратно, если только обладали чем-нибудь.
--
Страшно жить, -- прошептала Елена.
Дождь стал накрапывать; потемнело небо; тихий белый туман стал среди деревьев; пропадали в тумане люди и вновь возникали из него, и они казались теперь случайными пришельцами из чужого мира.
III
Петербург околдовал Елену. Она жила в полусне. И ей казалось порой, что сама она пришла из призрачного царства, что нет у нее воплотившейся души, что вот повеет новая сказка и не станет ее. Елены не станет. Боялась тело свое потерять. Любила его. Стала лелеять. Каждый день, купаясь, нежилась в ванне, любовалась янтарным отсветом на руках своих, линиями бедер и волною милых ног, целовала концы золотых волос своих. Твердила непрестанно:
-- Милая, милая плоть. Ты жива. Ты не испепелишься.
А иногда Елена ненавидела свое тело. Оно представлялось ей неживым, косным, обреченным на тление. Тогда хотелось Елене жечь, резать, дробить эту грудь, руки эти -- потушить лампады глаз...
Мечтала Елена о боли, о пытках. Пусть придет жестокий и преступный человек. Пусть ударит Елену тонким бичом. Пусть будут кровь и муки. Распятие сладостнее, чем эта душная слепота. Отец говорит, что он знает что-то. Но почему же он медлит открыть тайну? Разве не видит он, как страдает Елена? Как она угасает, гибнет -- заблудившаяся, уже утомленная...
А Людмила? Вот и она в печали. Но чем-то светла Людмила. Она -- как благоуханный цветок, хрупкий стебель, нежные лепестки -- но прелесть живая жива и цветет, хотя оторвали ее от земли, заключили в теплицу.
Однажды Людмила пришла к Елене в комнату, обняла ее и прошептала на ухо:
-- Пойдемте ко мне, я буду писать ваш портрет.
Елена покорно пошла за ней. В первый раз увидела студию Людмилы.
-- Это не скучно? Это нравится? -- с тревогой спрашивала Людмила, показывая картины.
А Елена не знала, нравятся ей или нет эти странные женщины, бледноликие, в голубоватых платьях, склоненные у фонтанов, тихоструйные, гадающие около озер, в глубине которых увядает солнце. Из какого тумана пришли к нам эти сестры?
-- Какая таинственная душа у этой Людмилы, -- думала Елена, -- и зачем она вышла замуж за отца моего? И разве не страшно жить так, в плену у седовласого колдуна?
Людмила как будто угадала ее мысли.
--
Нет, нет, -- сказала она, -- я, право, счастлива. И в этом доме я чувствую себя, как в лоне отца.
--
А мне страшно.
--
Напрасно. Не надо бояться.
--
У вас в доме всегда тишина -- и потом вдруг этот неожиданный отцовский смех, от которого у меня падает сердце. Вы ведь знаете, как он странно смеется.
Кто-то постучал в дверь. Вошел отец. Он держал в руках телеграмму.
-- Это от Анны Николаевны, -- сказал он, -- она приезжает сегодня.
И Анна Николаевна принимала ее слова как должное Людмила уронила кисть и, не поднимая ее, подошла к отцу и прижалась щекой к его руке.
-- Я волнуюсь, отец, -- сказала Людмила тихо.
Людмила любила называть его отцом.
--
Ты никогда не слышала об Анне Николаевне Калиновской? -- спросил отец, обращаясь к Елене.
--
Никогда.
--
Я рад, что ты познакомишься с нею. Она многое знает. Ей многое открыто.
Елена молчала. Когда он говорил загадочные слова, как сейчас, например: "ей многое открыто" -- или еще что-нибудь в этом роде, Елене становилось душно, и, несмотря на ее веру в отца, ей хотелось спорить: ведь все мы люди, только люди. И почему Анне Николаевне открыто, а ей нет? Почему?
-- И вообще я хотел поговорить с тобою, Елена, -- сказал отец, -- пойдем ко мне.
Елена вопросительно взглянула на Людмилу. Она ласково и утвердительно кивнула головой.
-- Иди, иди.
Отец взял ее под руку и повел в кабинет.
-- Елена, -- сказал он, -- прошу тебя: будь внимательна к Анне Николаевне. Она -- необыкновенный, она -- мудрый человек, она может помочь тебе.
Елена молчала.
-- Ведь ты можешь допустить, -- продолжал отец, -- что некоторыелюди обладают знанием, которое другим недоступно. Я свидетельствую, что Анна Николаевна из числа избранных.
Елена хотела предупредить отца, что она, Елена, недоверчива и холодна, зла и подозрительна, но отец, как всегда некстати, рассмеялся. И от этого неожиданного смеха Елене стало жутко, и она ничего не сказала.
Отец еще долго говорил загадочные и значительные фразы.
Потом отец поехал на вокзал встречать Анну Николаевну.
IV
Анна Николаевна поцеловала Елену в лоб и, здороваясь с нею, задержала ее руку в своей руке. Как будто прикосновением своим она хотела что-то передать Елене.
На вид ей было лет сорок. Худая и маленькая, в старомодном платье, с седыми вьющимися волосами на висках, в белом воротничке, с движениями неспешными, но уверенными, она казалась сестрой милосердия.
Отец с Анной Николаевной говорил почтительно и при ней редко смеялся.
-- Я так благодарна вам за письма ваши и за советы, -- говорила Людмила, наливая чай Анне Николаевне.
-- Верьте, верьте мне, дитя мое. Если мы отвергаем идею перевоплощения, нельзя будет оправдать этот мир. Мы должны коснуться всех граней земли, должны испытать все страдания и, быть может, падения, чтобы научиться, познать и спастись. Низойти во ад, чтобы воскреснуть.
Елена с любопытством слушала новые для нее слова. Потом Анна Николаевна заговорила с отцом. Мелькали выражения, непонятные Елене: "астральный змей", "небесный странник" и еще какие-то.
С тех пор как приехала Анна Николаевна, у Савиновых назначены были пятницы. Собиралось человек двадцать. Часто приходил Марцианов Петр Петрович, молодой человек, всегда печальный. Зрачки его глаз были неестественно расширены. И от этого лицо его казалось загадочным. Про него говорили шепотом, что он "пророк". Бывали знаменитости -- Кассандров, Герт, Гребнев и многие другие.
В одну из пятниц Елена с разрешения отца позвала Клавдию, Андрюшина и Тарбута. В тот вечер читал свою статью о параличе Церкви Кассандров Иван Иванович.
Читал он мастерски и не без волнения, своего собственного, холодного волнения. Елена смотрела на его маленькие худые пальцы. Они дрожали и прыгали, ловя рукописные листы.
Кассандров громил православие, торопился объявить, что он теперь не признает Синода, приводил хорошие цитаты из Достоевского, из Ницше, уверял, что очень уважает социал-демократию; пусть она последует за ним, Кассандровым; ну, если не вся, так половина. Пронзительно закричал: "Я расколю социал-демократию пополам".
Анна Николаевна смотрела на Савинова, как будто спрашивала у него, как надо отнестись к речи Кассандрова.
К Елене подошел Марцианов и тихо сказал:
-- Не правда ли, когда слушаешь Ивана Ивановича, начинаешь верить, что мы накануне событий?
Елена ответила ему с искренней тоской:
-- Ах, право, Петр Петрович, я ничего не знаю.
Они были в глубине комнаты, за камином; их никто не видел; неожиданно Марцианов взял руку Елены и поцеловал.
Елена изумилась. Хотела спросить его, что это значит, но он торопливо отошел от нее.
А около Кассандрова завязался спор.
Сам Савинов говорил, цитируя на память то Платона, то Гете, то евангелиста Иоанна; говорил мягко, стараясь не обидеть Кассандрова, что "несовместима политика с религиозным эзотеризмом". Но Кассандров все-таки обиделся; старался уязвить Савинова, упрекая его в равнодушии к общественности. Савинов неожиданно рассмеялся.
Заговорил Рубинов, профессор-филолог. Усыпил всех своим бархатным басом.
Но проснулись, когда в разговор вмешался Андрюшин. Он горячо доказывал, что ораторы -- буржуа и что рассуждают они о Боге потому, что хотят (быть может, бессознательно) скрыть истинное положение вещей. А положение вещей таково, что не приходится теперь думать о Церкви, в параличе она или нет. Ее совсем не должно быть. Одна религия -- социализм. Социал-демократия должна бороться с врагами, но и от таких друзей, как Кассандров, должна держаться подальше.
Клавдии Поярковой казалось, что Андрюшин всех убедил -- и она радовалась его торжеству.
А Елене казалось, что никто ничего не знает. Все представлялись Елене слепцами. Хотелось ей плакать.
Потом заговорил Тарбут, нескладно, тихо, полувнятно. Стали прислушиваться.
--
Вот сейчас говорили о догматах, об идеях, спорили, но кажется, что все по-прежнему, нет перемены, мы никуда не подвинулись. Не правда ли? И я думаю: почему лишь музыка, напевность, ритм приближают нас к предчувствию истины, а слова всегда лживы? Почему? Вот товарищ Андрюшин говорил. И я, пожалуй, с ним согласен во многом. Но все же слова Андрюшина на мой слух нехорошо звучат. Как будто костяшки на счетах. И верно Андрюшин считает: дважды два четыре, а музыки все-таки нет. А нельзя человеку жить без музыки...
--
Ах, это мы слышали, -- перебил Кассандров, притворно зевая, -- сейчас будете вы рассуждать об адогматизме, о мистицизме, Диониса приплетете. Но, спрашивается, во имя чего это?
--
В том-то и дело, что ни вы, ни я не знаем, во имя чего расцветает душа, поет сердце.. И вообще мы почти ничего не знаем. А то, что знаем, несказанно. Как же вы хотите, чтобы я назвал "во имя"?
--
Вы не знаете, а я знаю.
--
Может быть, -- сказал Тарбут и поднялся с кресла, стоял высокий, с печальной улыбкой, -- может быть. Но разве не страшно вам так громко, так нетаинственно называть имя вашего Бога?
--
А вам не страшно купаться в безбожном мистицизме вашем? Ведь это, молодой человек, разврат, хулиганство, хлестаковщина какая-то... Ведь от ваших безбожных хороводов молодежь гибнет. Ведь это скука. Ведь это пошлость.
--
Я сам понимаю не хуже вас, -- сказал Тарбут, хмурясь, -- я сам понимаю, что хоровод может опьянить человека и погубить его, и это страшно. Но что же делать? Ах, если бы кто-нибудь запел о Боге по-настоящему или хотя бы стал шептать о нем в ночи, я бы пошел за ним. Я не безбожник, но что же делать, если слова об имени еще не имя.
Но Кассандров уже не слушал его: спешил домой. Он любил рано ложиться спать.
V
В это время Людмила подошла к Елене и прошептала ей на ухо:
-- Люблю тебя.
Елена удивилась ее волнению. Людмила повлекла Елену из гостиной. Они почти бежали по коридору. Остановились где-то за большим темным шкафом. Елена видела блестящие глаза Людмилы.
--
Что с тобой, Людмила?
--
О чем говорил с тобой Марцианов? О чем? Я видела, как он поцеловал твою руку.
--
О чем? Я, право, не помню... Кажется, о Кассандрове... Он говорил, что скоро наступят события.
--
О, я не верю ему. Я не верю этому Марцианову. У него лживые глаза. Зачем он целовал твою руку? Зачем?
--
Я не знаю зачем.
Людмила приникла к Елене, прижалась губами к ее губам. Она полуответила на поцелуй Людмилы, такой для нее непонятный.
Потом Людмила ушла к себе и заперлась, а Елена вернулась в гостиную. Проходя мимо зеркала, увидела свое лицо, раскрасневшееся и смущенное.
Марцианов успел спросить:
-- Что с вами, Елена Сергеевна?
Она ничего не ответила.
Наконец, гости стали расходиться. Клавдия, прощаясь с Еленой, прошептала:
--
Прости меня, ваш дом -- дом умалишенных. Беги отсюда, пока сама не заразилась безумием.
--
Однако я вас уважаю за статью о казни Бояринова, -- сказал Андрюшин, обращаясь к Савинову, -- мы враги, однако я вас уважаю. Спасибо.
А когда Савинов, по своему обыкновению, некстати засмеялся, Андрюшин посмотрел на него с испугом и, недоумевая, пожал плечами.
Марцианов вложил в руку Елены записку. Елена заперлась у себя в комнате и с любопытством прочла это послание.
"Сестра моя! -- писал Марцианов, -- я могу и должен называть вас сестрой моей. Я чувствую, что мы стоим с вами на одном пути. Приходите завтра в два часа в Эрмитаж Я буду у входа. Я должен поговорить с вами. Любящий вас брат Петр".
Записка эта не очень изумила Елену. После его поведения в этот вечер она ожидала от него чего-нибудь в этом роде.
Елена разделась и легла в постель.
-- Что ж? Разве пойти?
Елена давно уж не молилась, но почему-то ей захотелось вдруг перекреститься. С минуту колебалась. Потом высвободила руку из-под одеяла и перекрестилась широко. Сама себе показалась смешной и трогательной.
"Ах, как все это странно, -- подумала Елена, -- и поцелуй Людмилы, и этот брат Петр, и мой отец, который так жутко смеется".
VI
Когда Елена пришла в Эрмитаж, Марцианов был уже там. Он пошел навстречу. Елена нерешительно протянула ему руку.
-- Ну, вот я пришла. Но зачем -- я, право, не знаю. Вы говорите "брат". Если это так, объясните мне почему.
-- Я все объясню, все.
Они пришли в пустынную залу и сели на диван.
--
Я называю вас сестрой, потому что и вы и я -- избранные. Не мне вас учить и наставлять. Анна Николаевна избрала вас, и она вам все откроет. А я обращаюсь к вам, как брат, за помощью.
--
Но что я могу? -- спросила Елена недоумевая.
Глава Марцианова сияли, и она невольно заражалась его волнением.
--
В любви мы все можем.
--
Я не знаю любви.
--
Да, вы не знаете той любви, которая вся -- темный грех и падение. Но вы знаете ту любовь, которая спасает.
--
Нет, нет, я ничего не знаю.
--
Елена Сергеевна, нам не надо таить истины друг от друга. Все мы связаны одними узами. Тягостна любовь косной земли, но легко иго нашей любви.