Чуковский Корней Иванович
К. И. Чуковский: биографическая справка

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   ЧУКОВСКИЙ, Корней Иванович [наст. имя Николай Васильевич Корнейчуков; 19(31).III.1882, Петербург, -- 28.X.1969, Кунцево, похоронен в пос. Переделкино под Москвой] -- рус. сов. писатель, критик, детский поэт, литературовед, переводчик. Дет. годы провел в Одессе, где жил с матерью Екатериной Осиповной Корнейчуковой, происходившей из крестьян Полтавской губ. (о ней рассказано в кн. Ч. "Серебряный герб", 1961). Его отец, петерб. студент, оставил семью. Ч. был исключен из пятого класса одесской гимназии, когда учебные заведения по спец. указу "очищали" от детей "низкого" происхождения. Вел с юности трудовую жизнь, занимался самообразованием, изучал англ. яз. В 1901 начал печататься в газ. "Одесские новости"; был направлен редакцией в качестве корр. в Лондон. Живя в Англии (1903--04), изучал англ. лит-ру, писал о ней в рус. печати. По возвращении переехал в Петербург, занялся лит. критикой. По приглашению В. Я. Брюсова начал сотрудничать в журн. "Весы". В конце 1905 под влиянием революц. событий Ч. организовал еженедельный сатирич. журн. "Сигнал" (издание субсидировал Л. В. Собинов). В четырех вышедших номерах помещены смелые карикатуры и стихи антиправительств. характера. Журнал подвергся репрессиям за "поношение существующего порядка"; два последних номера были конфискованы, а издатель приговорен к 6 мес. заключения.

0x01 graphic

   После Революции 1905--07 Ч. сотрудничает в либеральной прессе ("Нива", "Речь", "Русская мысль"), где появляются его критич. очерки о совр. писателях, позднее собранные в книгах "От Чехова до наших дней" (1908), "Критические рассказы" (1911), "Лица и маски" (1914), "Книга о современных писателях" (1914); лит. портреты, созданные Ч., острые, проницательные, задорные, грешили порой излишней субъективностью и парадоксальностью суждений (в частности, о М. Горьком). Одно из выступлений Ч. -- в защиту "свободного" иск-ва (1906) -- вызвало полемич. отклик А. В. Луначарского (см. Собр. соч., т. 7, 1967, с. 134--36). Талантливое разоблачение буржуазно-мещанской лит-ры (М. Арцыбашев, А. Каменский), "пинкертоновщины" (кн. "Нат Пинкертон и современная литература", 1908) дополнялось в творчестве Ч. критикой фальши и убожества предреволюц. лит-ры для детей и юношества (статьи о Л. Чарской, о дет. журналах).
   В 1912 Ч. переселился в фин. местечко Куоккола, где подолгу жил и раньше. Здесь он подружился с И. Е. Репиным, сблизился также с В. Г. Короленко, Л. Н. Андреевым, А. Н. Толстым, А. И. Куприным, А. Ф. Кони, В. В. Маяковским. Позднее Ч. воскресил живые черты этих деятелей рус. культуры в своих мемуарно-худож. книгах ("Репин. Горький. Маяковский. Брюсов. Воспоминания", 1940; "Из воспоминаний", 1959, "Современники", 1962). Уже в это время обнаружилась энциклопедичность интересов Ч. В 1907 вышло 1-е изд. его переводов из У. Уитмена, переизд. в 1914 под назв. "Поэзия грядущей демократии" (книга уничтожена цензурой, вышла в 1918). Тогда же Ч. начал изучать дет. словесное творчество и лит-ру для детей. По совету Короленко он приступил к работе над наследием Н. А. Некрасова, своего любимого поэта (наряду с Т. Г. Шевченко и У. Уитменом), стремясь освободить его стихи от многочисл. цензурных искажений. Ему удалось обнаружить "многие тысячи" неизвестных некрасовских строк. Однако осуществить обновленное издание он смог только после Октябрьской революции -- в 1920. Следующим этапом поисков Ч. явилось научно прокомментированное "Полное собрание стихотворений" (1927) Некрасова, к-рое он сам считал "...главным трудом своей жизни..." ("О себе", см. Собр. соч., т. 1, 1965, с. 13). Еще в 1922 Ч. выпустил кн. "Некрасов как художник", составленную из публичных лекций, прочитанных с целью опровергнуть ходячее мнение о худож. слабости стихов Некрасова. Вскоре в сб. ст. "Некрасов" (1926), куда включены и биографич. очерки, Ч. более подробно обосновал мысль о высоком иск-ве Некрасова-поэта. Его наблюдения позднее легли в основу капитального труда -- кн. "Мастерство Некрасова" (1952, Ленинская пр. 1962), в к-рой достоверно и увлекательно воссоздана творч. лаборатория поэта, раскрыты его идейно-худож. связи с предшественниками. Неск. историко-лит. этюдов, связанных с эпохой Некрасова, Ч. посвятил А. В. Дружинину, В. А. Слепцову, Н. В. Успенскому; все они вошли в сб. "Люди и книги шестидесятых годов" (1934; доп. изд. под назв. "Люди и книги", 1958).
   В 1916 Горький пригласил Ч. руководить дет. отделом изд-ва "Парус" и посоветовал самому писать для детей. Первым его опытом была стихотв. сказка "Крокодил" (1916, опубл. 1917 под назв. "Ваня и Крокодил"), положившая начало его работе в дет. лит-ре. "...Я решился на дерзость, -- вспоминал о том времени Ч., -- начал поэму для детей ("Крокодил"), воинственно направленную против царивших в тогдашней детской литературе канонов" ("Из воспоминаний", 1959, с. 251). Вслед за "Крокодилом" появились сказки в стихах "Мойдодыр" (1923), "Тараканище" (1923), "Муха-цокотуха" (1924, под названием "Мухина свадьба"), "Бармалей" (1925), "Айболит" (1929, под назв. "Приключения Айболита") и др. Вопреки сопротивлению педологов и части критики 20-х гг., отвергавшей непривычную тематику и фантастич. сюжеты, сказки Ч. быстро нашли дорогу к сердцам самых маленьких читателей; эти сказки, лишенные сухой назидательности, а также игровые стихи ("перевертыши", загадки, шутки), вобравшие в себя элементы рус. фольклора и англ. нар. поэзии, помогали малышам усваивать важнейшие нормы человеческой морали; Ч. был твердо убежден, что цель сказочника -- "...какою угодно ценою воспитать в ребенке человечность -- эту дивную способность человека волноваться чужими несчастьями, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою" (Собр. соч., т. 1, 1965, с. 171). Об этом Ч. подробно говорит в кн. "От двух до пяти" (1970, 21 изд.; впервые под назв. "Маленькие дети", 1928), родившейся в результате кропотливого изучения дет. речи и психологии, стремления установить связь между дет. словотворчеством и стихией нар. речи. Материал книги собирался на протяжении мн. лет при дружной помощи читателей-родителей.
   В послереволюц. годы Ч. по предложению Горького возглавил (с 1918) англо-амер. отдел изд-ва "Всемирная литература". В это время (и позднее) он продолжал работу над переводами (У. Уитмен, М. Твен, Г. К. Честертон, Г. Филдинг, А. К. Дойл, О. Генри, Р. Киплинг и др.), а также "пересказами" для детей лучших книг мировой лит-ры (Д. Дефо, Р. Распе, Дж. Гринвуд). Проанализировав обширный опыт работы совр. переводчиков, Ч. написал книгу о мастерстве перевода, сохраняющую первостепенное значение для советской переводческой школы. От издания к изданию автор совершенствовал эту работу; впервые он изложил свои взгляды на проблемы перевода прозы в брошюре "Принципы художественного перевода" (1919); в расширенном виде изд. в 1930 и 1936 под названием "Искусство перевода"; в 1941, 1964, 1968 -- "Высокое искусство". Постоянное внимание к языку, обостренное чувство слова привели Ч. к участию в дискуссии о языке конца 50-х гг. Он опубл. мн. острых статей в защиту чистоты и выразительности рус. языка, а в кн. "Живой как жизнь" (1962) энергично выступил против его засорения, против канцелярского жаргона, отражающего бездушно-бюрократический образ мыслей, и заклеймил этот жаргон метким словом "канцелярит".
   Через всю жизнь Ч. проходит интерес к А. П. Чехову, духовное влияние к-рого он испытал еще в 90-х гг. (кн. "О Чехове", 1967). Ч. редактировал большинство сов. изданий соч. Некрасова, в т. ч. 12-томное "Полное собр. сочинений и писем" (1948--53); был гл. редактором сб-ков "Мастерство перевода" (1965--70); под ред. и с вступит. статьями Ч. вышли "Воспоминания. 1824--1870" А. Я. Панаевой (1927, 7 изд., 1972), И. Е. Репина ("Далекое близкое", 1937, 7 изд., 1964), соч. В. А. Слепцова, А. Ф. Кони, А. И. Куприна, О. Уайльда, А. К. Дойла и др. В последние годы жизни выступал со статьями-эссе о сов. писателях (М. Зощенко, Б. Житков, А. Ахматова, Б. Пастернак, Л. Квитко и др.). В 1957 Ч. присвоено звание д-ра филологич. наук. В 1962 Оксфордский университет присудил ему почетное звание д-ра лит-ры. Соч. Ч. выходили отдельными изданиями в СССР 849 раз общим тиражом св. 123 млн. экз. (1973). Многие его книги переведены на языки народов СССР и на иностр. яз.

Сочинения:

   Собр. соч., т. 1--6, М., 1965--69;
   Оскар Уайльд, П., 1922;
   Александр Блок как человек и поэт, П., 1924;
   Рассказы о Некрасове, М., 1930;
   Мой Уитмен, 2 изд., М., 1969;
   Ранний Бунин, "ВЛ", 1968, No 5;
   Илья Репин, М., 1969;
   Как я стал писателем, "Юность", 1970, No 1;
   Признания старого сказочника, "Лит. Россия", 1970, 23 и 30 янв.;
   Письма К. Чуковского разных лет. Вступ. ст., публикация, комментарий Л. Крысина, "ВЛ", 1972, No 1;
   "Я люблю Ленинград любовью писателя...". Из писем К. Чуковского. Вступ. заметка, публикация и комментарий Л. Крысина, "Звезда", 1972, No 8.

Литература:

   Тынянов Ю., Корней Чуковский, "Дет. лит-ра", 1939, No 4;
   Жданов В., Книга о мастерстве поэта, "Нов. мир", 1953, No 7;
   Андроников И., От первого к третьему, "Известия", 1962, 27 янв.;
   Петровский М., Книга о Корнее Чуковском, М., 1966;
   Рассадин Ст., Искусство быть самим собой, "Нов. мир", 1967, No 7;
   Ивич А., Сказки и "заповеди" Корнея Чуковского, в его кн.: Воспитание поколений, 4 изд., М., 1969;
   Крысин Л., К. И. Чуковский -- языковед, "Рус. язык в нац. школе", 1970, No 1;
   Добин Е., Сюжетное мастерство критика, "Нов. мир", 1970, No 3;
   Каверин В., "Я -- добрый лев", "Юность", 1972, No 4;
   Слонимский М., Корней Чуковский, "Звезда", 1972, No 8.

В. В. Жданов.

   Источник текста: Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. -- М.: Сов. энцикл., 1962--1978. Т. 8: Флобер -- Яшпал. -- 1975. -- Стб. 556--558.
   Исходник здесь: http://feb-web.ru/feb/kle/kle-abc/ke8/ke8-5561.htm
   
   
   
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru