Рославлев А. Сказка о трех царских девах и об Ивашке, поповском сыне
Книгоиздательство "Eos". Спб.
Книжка эта производит впечатление приятной ненужности. Она, претендующая на народность, заимствована даровитым поэтом не у народа, а у Пушкина, Ершова и даже -- Валерия Брюсова.
Как они друг-другу любы! Он ее целует в губы --
говорит В. Брюсов. А г. Рославлев перепевает:
Как они друг дружке любы, Он целует жарко в губы.
Такие перепевы кажутся странными, ибо никогда еще искусство так не стремилось к слиянию с народом, как в наше время.
Когда лет 30 назад была провозглашена формула: "Нужды народа, даже наперекор мнениям народа", -- в искусстве ей соответствовало творчество Маковского, Перова, Прянишникова, взявших народ объектом творчества, но не слившихся с ним в самом творчестве. Сюжеты, а не формы; объект, а не субъект искусства -- были проникнуты народностью. В поэзии Алексей Толстой дошел до того, что перелагал в народные стихи свои шеллингианские взгляды. Теперь -- пора самой сильной реакции против такого декоративно-народного творчества.
Несторов, Суриков, Рябушкин -- в живописи показали нам, как можно слиться с самой стихией народа, именно с тем комплексом его "мнений", который отвергался 70-ми годами. В поэзии начинаются интересные попытки гг. Ремизова, Городецкого и др. заглушить псевдонародные вирши гг. Аполлона Коринфского, Панова, Дрожжина, полагающих в "ах, ты гой еси!" -- высшую степень народности. Растет интерес к народной религии, к апокрифам, причитаниям, к народному вкусу, к мистике народного мироощущения. Г. Рославлев как будто в стороне от этого течения, он взял слова, образы, размер, стиль из литературы, из книжки, вновь перетасовал их и -- так как он человек талантливый -- получил в результате новую книжку, очень хорошую, но увы! -- только книжку.