Аннотация: Текст издания: "Вѣстник Европы", No 8, 1882.
ПЕРВЫЙ ЯПОНСКІЙ УНИВЕРСИТЕТЪ ВЪ ТОКІО.
Еще не очень давно смотрѣли на Японію, какъ на страну, въ которой все замираетъ подъ неподвижностью общественнаго строя, неизмѣнностью традицій и формъ. А вотъ уже намъ приходится говорить о высшемъ научномъ образованіи, въ европейскомъ смыслѣ этого слова, въ Японіи. Недавно, по нашимъ университетамъ были разосланы программы преподаванія въ недавно основанномъ японскомъ университетѣ въ Токіо,-- подъ заглавіемъ: "Tokio Daigaku (University of Токіо). The calendar of the departements of law, science and literatnre". 2540--41 (1880--1881). Published by the university. 2540 (1880). 8°. 199. Другая половина книги на японскомъ языкѣ. Основаніе университета въ Токіо относится къ семидесятымъ годамъ. Преподаваніе ведется на англійскомъ языкѣ. Студенты раздѣлены на группы, изъ которыхъ каждая изучаетъ свои предметы. Многіе изъ студентовъ отправляются для продолженія занятій въ Америку, Францію, Германію и Англію. При университетѣ издаются университетскія записки (University Magazine), гдѣ помѣщаются ученыя изслѣдованія, какъ японскихъ, такъ и иностранныхъ ученыхъ. Дѣятельность университета направлена къ тому, чтобъ, не жалѣя силъ, поднять преподаваніе на степень университетовъ западныхъ странъ.
Университетъ въ Токіо раздѣляется собственно на три факультета (отдѣленія): 1) юридическій факультетъ; 2) наукъ (нашъ естественно-математическій); 3) литературы (нашъ филологическій). Право изучается на юридическомъ факультетѣ. Химія, математика, физика и астрономія, біологія, инженерное искусство, геологія, минное искусство и металлургія -- на факультетѣ естественно-математическомъ. Философія, политическая философія, политическая экономія, японская и китайская литература излагаются на факультетѣ филологическомъ. На всѣхъ факультетахъ курсъ ученія четырехлѣтній. Хотя намѣреваются ввести преподаваніе на всѣхъ факультетахъ на японскомъ языкѣ, но въ настоящее время преподаваніе идетъ только на англійскомъ языкѣ (у насъ въ началѣ былъ въ ходу латинскій явокъ). Студенты изучаютъ также французскій и нѣмецкій языкъ.
Распредѣленіе предметовъ по факультетамъ представляется въ слѣдующемъ видѣ:
Публичное и частное международное право -- 8 " " "
Юриспруденція -- 3 " " "
Важнѣйшіе моменты французскаго права. Гражданское право -- 3 " " "
Въ концѣ предлагается тема для полученія ученой степени.
Естественно-математическій факультетъ.
Этотъ факультетъ обнимаетъ шесть группъ предметовъ:
1) Химію.
2) Математику, физику, астрономію.
3) Біологію.
4) Инженерное искусство.
5) Геологію.
6) Минное искусство и металлургію.
Филологическій факультетъ.
Этотъ отдѣлъ заключаетъ въ себѣ двѣ группы предметовъ:
1) Философія, политическая философіи и политическая экономія.
2) Японская и китайская литература.
Академическій годъ начинается 11 сентября и оканчивается 10 іюля. Онъ раздѣляется на три части: первая -- до 24 декабря; вторая -- до 31 марта; третья -- до 10 іюля. Кромѣ каникулъ (отъ 25 декабря до 7 января, отъ 1 апрѣля до 7 апрѣля и отъ 11 іюля до 10 сентября) занятія прерываются по воскресеньямъ и національнымъ праздникамъ, которыхъ въ году 7.
Въ число студентовъ принимаются лица, имѣющія не менѣе 16 лѣтъ. Въ Японіи существуютъ среднія учебныя заведенія, изъ которыхъ студенты принимаются въ университетъ безъ экзамена, и которыя непосредственно связаны съ университетомъ.
Студенты подвергаются годовымъ и третнымъ экзаменамъ. Годовые экзамены начинаются 21 іюня, когда студенты экзаменуются по всѣмъ предметамъ, пройденнымъ въ продолженіе года; третные за двѣ первыя трети года. Годовая отмѣтка студента по каждому предмету опредѣляется въ концѣ каждаго года такимъ образомъ, что общій выводъ, полученный на третныхъ экзаменахъ (послѣ 1-й и 2-й трети) слагается съ отмѣткою окончательнаго экзамена, и сумма дѣлится на 3. Студентъ, не выдержавшій экзамена по одному предмету, къ переэкзаменовкѣ не допускается. Студентъ, не явившійся на третной или годичный экзаменъ, долженъ поступить на тотъ же курсъ въ продолженіе первой трети слѣдующаго года и занимается тѣми же предметами, которые проходятся въ этомъ курсѣ; въ противномъ случаѣ онъ увольняется.
Въ концѣ каждаго года студентъ получаетъ свидѣтельство въ томъ, что онъ окончилъ всѣ науки за годъ (за 1, 2, 3 годъ) или, что студентъ окончилъ всѣ науки (послѣ 4-го года). Окончившій курсъ въ университетѣ, по желанію, можетъ оставаться при университетѣ для продолженія своего образованія, причемъ всѣ расходы студентъ принимаетъ на себя; но книгами и аппаратами можетъ пользоваться наравнѣ со студентами. Оставаться при университетѣ можно не дольше, какъ на два года и не меньше, какъ на годъ. При окончаніи занятій студентъ обязанъ представить профессору изучаемаго имъ предмета письменное разрѣшеніе извѣстнаго вопроса по своему предмету.
Кромѣ того дозволяется избрать одинъ дли нѣсколько предметовъ для спеціальнаго изученія. Но для этого лицо, ищущее такого рода занятій, должно прежде всего удостовѣрить профессора въ своей способности заниматься избраннымъ предметомъ. Такіе студенты подвергаются экзаменамъ и получаютъ соотвѣтствующее свидѣтельство о своихъ занятіяхъ.
Что касается библіотеки, то никто не можетъ брать сразу болѣе 10 томовъ. Студентамъ выдается одинъ томъ на двухъ человѣкъ и никакъ не болѣе двухъ томовъ на каждаго студента (въ исключительныхъ случаяхъ). Студента могутъ брать книги и на каникулы, но не болѣе трехъ томовъ въ одинъ разъ. Читальня кремѣ студентовъ открыта и для воспитанниковъ средняго учебнаго заведенія. Она бываетъ открыта и въ каникулы, кромѣ воскресеній. При университетѣ имѣется 8 кабинетовъ: зоологическій, ботаническій, минералогическій, геологическій и палеонтологическій, кабинетъ для инженернаго искусства, миннаго искусства я металлургіи, химической технологія, археологическій.
Каждый студентъ платитъ въ треть за свое содержаніе 18 йеновъ (1 йенъ=1 р. 29 коп.). Допускается и уменьшеніе платы.
Познакомившись съ общей организаціей университета, остановимся на преподаваніи въ немъ юридическихъ и политическихъ наукъ. Юридическое просвѣщеніе основывается на изученіи слѣдующихъ предметовъ:
1) Древняго японскаго права. Въ продолженіе перваго года лекціи японскихъ древностей читаются юристамъ и филологамъ. Затѣмъ въ теченіе 2, 3 и 4 годовъ юристы изучаютъ памятники японскаго древняго права до опредѣленнымъ руководствамъ.
2) Современнаго японскаго права. Уголовное право читается на второмъ курсѣ, а уголовный процессъ на третьемъ и четвертомъ курсахъ. Разъ въ недѣлю преподаватель со студентами 3-го и 4-го курса ведетъ практическія занятія по судопроизводству. Студенты, при этомъ, назначаются но очереди адвокатами; имъ дается одно изъ рѣшенныхъ дѣлъ въ судѣ и они обязаны дать свое разсужденіе по поводу даннаго дѣла, какъ бы въ дѣйствительномъ процессѣ.
3) Англійскаго права. Преподаваніе ведется по учебникамъ. Берутся преподавателемъ извѣстныя части для изученія; эти части объясняются и затѣмъ студенты спрашиваются.
Въ настоящее время введены въ употребленіе слѣдующія руководства:
По элементарному праву: Blackstone; Broom, Handley's Commentaries; Terry, First Principles of law.
По конституціонному праву: Arnos, English Constitution; Lieber, Civil Liberty and Self-geverament.
По контрактамъ: Smith; Pollock; Langdell.
По вопросу собственности: Blackstone, Commentaires; Williams oh Real Property.
По вопросу о преступленіи: Bishop, Commentaires on the Crinrinal Law.
По вопросу о вознагражденіи вреда и убытковъ: Broom, Commentaires.
По вопросу о куплѣ и продаж123;: Langdell's select Cases on Sales.
О справедливости:Hayne, Outlines] of Equity; Snell, Principles of Equity.
По вопросу о доказательствахъ: Stephen, Digest of the Law of Evidence; Best, on Evidence.
По частному международному праву: Wharton, Conflict of Laws.
По публичному международному праву: Wharton, International Law.
По юриспруденціи: Austin, Jurisprudence; Maine, Ancient Law.
4) Французскаго права. Студенты научаютъ на третьемъ курсѣ гражданское право (первую книгу о лицахъ), а равно и уголовное право; а на четвертомъ курсѣ изучаютъ гражданское право до конца. Французскій кодексъ употребляется какъ руководство.
Такъ какъ юридическое и политическое образованіе не мыслимы безъ изученія философіи вообще, политической философіи, политической экономіи и исторіи въ частности, то въ университетѣ преподаются: философія, политическая философія, политическая экономія и исторія; всѣ эти предметы относятся въ Токіо собственно къ филологическому факультету.
1) Философія читается въ теченіе четырехъ лѣтъ. Такъ какъ логика и элементы умозрительной философіи имѣютъ важное значеніе въ образованіи, то студенты всѣхъ трехъ факультетовъ въ первый годъ слушаютъ эти предметы вмѣстѣ съ предметами ихъ факультета.
Руководства: Джевонсъ, Элементарная логика; Bain, Senses and Intellect.
Въ продолженіе второго года излагается болѣе конкретная часть психологіи, первыя начала философіи и начала біологіи. Дается очеркъ исторіи современной философіи отъ Декарта до Гегеля и Спенсера. Имѣется въ виду познакомить студента съ произведеніями многихъ философовъ и пріучить его въ самостоятельнымъ работамъ. Есть также стремленіе пріучить студента къ критикѣ принциповъ новыхъ и древнихъ изслѣдованій въ области чистой философіи.
Руководства: Bain, Mental science; Carpenter, Mental Physiology; Spencer, First Principles, Principles of Biology.
Пособія: сочиненія Маудсли, Эберкромби, Геккеля (исторія творенія), исторіи философіи -- Швеглера и Льюиса; Bowen, Modern Philosophy.
Въ теченіе третьяго года, послѣ краткаго обозрѣнія главныхъ результатовъ современныхъ психологическихъ и метафизическихъ изысканій, все вниманіе сосредоточивается на моральной философіи, причемъ приняты слѣдующія руководства: Bain, Mental Science, Moral Science; Spencer, Data of Ethics; Aristotle, Ethies; Lidwick, Methods of Ethics.
Пособія: Bentham, Principles of Morale and Legislation; Stewart, Works; Mill, Utilitarianism; Butler, on Human Nature; Kant, Metaphysic of Ethics; Hobbes, Works; Cicero, de officiis.
Четвертый годъ распадается на два курса лекцій. Первый посвященъ принципамъ психологіи, обозрѣнію наиболѣе выдающихся системъ современной философіи, а также сравненію психической дѣятельности человѣка и животныхъ; умственныхъ явленій во времена цивилизованныя и первобытныя, эмоціональный и подражательный языки у животныхъ и человѣка: эволюціи въ культурѣ.
Второй курсъ занимается преимущественно исторіей метафизики, спеціально изучая произведенія Декарта, Спинозы, Беркли, Юма и Банта.
Руководства и пособія: кромѣ самихъ названныхъ философовъ, сочиненія Юма, Рейда, Магаффи, Ибервега и др.
2) Преподаваніе политической философіи занимаетъ два года, начинаясь съ третьяго курса. Первыя лекціи посвящаются опредѣленію соціологіи. При этомъ студентъ ведется къ тому, чтобы смотрѣть на общество, какъ на организмъ сложнаго устройства, исполняющій соотвѣтствующія функціи, знаніе которыхъ можетъ быть вполнѣ усвоено только при изученіи ихъ основы и происхожденія. Сообщаются свѣдѣнія о необходимыхъ основаніяхъ практической философія; изучаются различные методы этики и политики и начинается подробное изученіе политики.
Пособія: сочиненія Спенсера, Бэджгота, Моргана; Wolsey, Political Science.
Четвертый годъ назначается для спеціалистовъ и ищущихъ ученыхъ степеней. Здѣсь политика изучается въ подробностяхъ и первый разъ говорится о теоріяхъ касательно природы государства и права гражданъ. Вопросъ о гражданской свободѣ разбирается въ своихъ теоретическихъ и практическихъ видахъ. Различныя функціи правительства разбираются подробно въ свята съ исторіей политическихъ учрежденій, между которыми обращается особенное вниманіе на современныя конституціи. Курсъ оканчивается краткимъ обозрѣніемъ возможныхъ и желательныхъ перемѣнъ, которыя можетъ претерпѣть въ будущемъ соціальная организація. Студенты этого курса, спеціально занимающіеся политической философіей, должны представить оригинальное сочиненіе для полученія ученой степень
Пособія: Wolsey, Political Science; Lieber; Mill, en Liberty; Stephens, Liberty, Eguality and Fratenity; Harrison, Order and Progress; Mill, Representative Government.
3) Преподаваніе политической экономіи ведется въ теченіе двухъ лѣтъ, съ третьяго курса. Прежде всего обнимаются общіе принципы предмета, и главная цѣль преподаванія заключается въ томъ, чтобы упражнять силы студента на разъясненіи спорныхъ вопросовъ.
Руководства и пособія: извѣстныя сочиненія Милля, Джевонса (Money), Кериса; Bowen, American Political Economy.
Студенты четвертаго года изучаютъ спеціально этотъ предметъ для полученія ученыхъ степеней. Въ концѣ изученія студентъ обязанъ приготовить самостоятельное изслѣдованіе.
Руководства "пособія: Macleod, Theory and Practice of Banking; Goschen, Foreign Exchanges; Walker, Money; Sumner, History of American Currency; Макъ-Куллохъ; Торнтонъ; Бастіа и пр.
4) Курсъ исторіи -- четырехгодичный. Въ первый годъ исторію слушаютъ студенты всѣхъ факультетовъ: въ первую половину года чтенія посвящаются исторіи Англіи, во вторую -- исторіи Франціи.
Руководства: The Student's Hume; the Student's France.
Пособія:Green's Short History of the English People; Stubbs, Conetitntional History of England; Ranke's History of England; Lord Mahon's History of England ete.
Во второй годъ студенты занимаются конституціонной исторіей Англія и изученіемъ нѣкоторыхъ моментовъ философіи исторіи.
Пособія по конституціонной исторіи. Stubbs's Select Charters; Stubbe's Constitutional History; Hallam's Middle Ages, Constitutional History; May's Constitutional History и др.
По философіи исторіи: Мэнъ; Спенсеръ; Guizot, History of Civllization; Freeman's Historical Essays; Bryce's Holy Roman Empire.
На третій годъ студенты изучаютъ исторію Греціи и Рима.
Руководства: the Student's Greece; the Student's Rome.
Пособія: сочиненія Грота, Курціуса, Моммзена, Мериваля, Гиббона и пр.
Четвертый годъ посвящается современной исторіи Европы и Азіи въ связи съ важными вопросами международнаго права.
Объемъ юридическаго и политическаго просвѣщенія въ университетѣ Токіо еще лучше уяснится, если мы приведемъ образчики экзаменаціонныхъ вопросовъ, за академическій 1879--80 годъ по предметамъ юридическимъ и политическимъ.
Напр., по древнему праву: Объяснить древнѣйшія понятія о правѣ и отличить ихъ отъ современныхъ понятій. Показать различіе восточныхъ и западныхъ кодексовъ, напр., римскихъ отъ индусскихъ. Значеніе юридическихъ фикцій. Какіе приникни архаическаго права? Древнее райское право и кодексъ среднихъ вѣковъ. Объ образована международнаго права,-- о положеніи женщины въ римской семьѣ, о вліяніи христіанства на положеніе женщина. О формѣ древнихъ контрактовъ. Очертить происхожденіе уголовнаго права у разныхъ народовъ и т. п.
Вопроса по собственности, уголовному праву, контрактамъ, логикѣ, философіи, политической философіи, политической экономія, исторіи -- извлеченія изъ указанныхъ выше руководствъ и пособій.
Обращаетъ на себя вниманіе особенно программа политической философіи для третьяго и четвертаго года филологовъ. Прежде всего, разбирается принципъ Милля (on Liberty) съ точки зрѣнія эволюціи, затѣмъ показывается различіе въ теоріи и практикѣ между французскимъ и англійскимъ идеаломъ свобода; указываются раціональныя основанія представительнаго управленія, значеніе термина "конституціонное самоуправленіе", его удобства, неудобства и опасности, задача конституціоннаго самоуправленія. Далѣе, говорится о верховенствѣ закона, о практическихъ требованіяхъ его содержанія, о преимуществахъ суда присяжныхъ, о пригодности суда присяжныхъ для Японія. Говорится о внутреннемъ противорѣчіи коммунизма и соціализма, и о сравненіи ихъ съ естественнымъ нравомъ всеобщей подачи голосовъ.
Указывается на преимущества древней греческой городской демократіи, на дурныя тенденціи, постоянно проявляющіяся въ современныхъ демократическихъ государствахъ, на разницу между Staatenbund und Bundesstaat; за три формы союза, которыя прошли американскія колоніи.
Разсматривается современное правленіе Соединенныхъ Штатовъ, права центральнаго правительства, система управленія, отношеніе государства къ религіи.
Разрѣшается вопросъ: при какомъ государственномъ устройствѣ можетъ быть осуществлена временная или постоянная религіозная свобода?
Излагается значеніе системы Бентама.
Въ заключеніе разрѣшаются слѣдующіе вопросы: Почему нація не имѣли непрерывной жизни въ прошломъ? Есть ли національный упадокъ неизбѣжное явленіе? Какимъ образомъ можно его избѣгнуть въ будущемъ?
Студенты третьяго курса начинаютъ свое изученіе политической философіи опредѣленіемъ соціологіи, причемъ имъ объясняется трудность и важность "первой ступени" въ соціальной эволюціи. За симъ, сообщатся свѣдѣнія о соціологическихъ взглядахъ Спенсера, Мергана; объ аналогіи Спенсера между біологическимъ и соціальнымъ развитіемъ; о томъ какимъ образомъ нравственность дѣлается связующей нитью между религіей и правомъ; о теоретической необходимости философіи, какъ прибавленія къ другимъ спеціальнымъ наукамъ; о четырехъ ступеняхъ, чрезъ которыя прошло развитіе самосознанія, о замѣченныхъ въ книгѣ Спенсера фундаментальныхъ ошибкахъ вслѣдствіе особенности его метода.
Программа по философіи начинается съ разрѣшенія вопроса о степени преобладанія между современными европейскими мыслителями апріорнаго ("субъективнаго") метода и о значеніи этого метода. Затѣмъ указывается на различіе кантовскаго "критическаго идеализма" отъ идеализма Декарта, который называется "скептическимъ идеализмомъ", и отъ идеализма Беркли, который называется "догматическимъ идеализмомъ*; на употребленіе Бантомъ выраженій: Anschauung, Vorstellung и Gegenstand, и разбираются въ подробности пріемы его философіи.
Далѣе, объясняются вопросы практической жизни людей съ точки зрѣнія эволюціи (какъ-то: о добрѣ, злѣ, удовольствія, пользѣ, эгоизмѣ, альтруизмѣ и т. д., словомъ то, что составляетъ содержаніе моральной философіи).
Студенты филологическаго факультета, до слушанія лекцій по политической философіи, занимаются философіей исторіи (на второмъ курсѣ) и исторіей философіи.
Въ философіи исторіи изъясняется законъ органическаго развитія по Спенсеру (гомогенизма и гетерогенизма), описываются важнѣйшія теоріи среднихъ вѣковъ, объясняется "Возрожденіе" и его вліяніе на европейскую исторію; разрѣшается вопросъ: есть ли основательныя данныя ожидать японцамъ золотого вѣка въ будущемъ, о которомъ говорятъ, что онъ былъ въ древности?
Исторія философіи, послѣ краткихъ общихъ замѣчаній, начинаетъ съ изложенія философіи Декарта, Спинозы, эмпирической философіи. Говорится о Локкѣ, объ его отношеніи въ Юму; излагаются системы Лейбница, Банта, Фихте, Шеллинга, Гегеля, философскіе принципы Спенсера и ихъ отношеніе къ философіи Гегеля. Въ заключеніе показывается возможность и абсолютная необходимость (теоретическая и практическая) выясненія человѣческой природы въ исторіи и т. д.
Приведенныхъ свѣдѣній о состояніи преподаванія юридическихъ и политическихъ наукъ въ университетѣ въ Токіо, кажется, достаточно, чтобъ судить о предѣлахъ и направленіи юридическаго и политическаго образованія, какъ оно поставлено въ высшей японской школѣ. Какъ видимъ, въ Японіи, не смотря на позднее развитіе высшаго просвѣщенія (какой-нибудь десятокъ лѣтъ) изученіе государственныхъ наукъ стоитъ вовсе не такъ низко, какъ думаетъ объ этомъ дѣлѣ большинство просвѣщенныхъ европейцевъ. Если считать семидесятые годы годами первоначальнаго образованія университета въ Токіо, то должно только удивляться, какимъ образомъ въ такое короткое время японцы успѣли собрать столько научныхъ средствъ и такъ поставить научное дѣло. (Несомнѣнно, что здѣсь дѣятельность иностранныхъ профессоровъ и предпріимчивость японскихъ ученыхъ мѣстѣ съ своимъ правительствомъ играли самую видную роль). Университетъ обладаетъ теперь пятьюдесятью-тремя преподавателями (изъ нихъ иностранцевъ 11 человѣкъ и японцевъ 42 чел.) {Хотя въ прошломъ столѣтіи были и другія времена, однако, не лишне сообщить, что при основаніи московскаго университета (1765 г.), было предположено ка трехъ факультетахъ (юридическомъ, медицинскомъ и философскомъ) только 10 профессоровъ (тремъ на юридич., тремъ на медиц. и четыремъ на философскомъ). См. Шевырева, Исторія московскаго университета, стр. 13.}: на юридическомъ факультетѣ 9 {У насъ долгое время послѣ основанія московскаго университета, весь юридическій факультетъ представлялъ одинъ профессоръ Дильтей, котораго выписали Вѣны.}, на естественно-математическомъ 30, на филологическомъ 14 проф. Число всѣхъ студентовъ университета въ 1880--1881 академическомъ году равнялось 205 человѣкамъ. Сверхъ того послано за границу 15 человѣкъ, 10 въ Англію, 4 во Францію и 1 въ Германію. Развитіе юридическаго и политическаго образованія въ Японіи поставлено въ весьма благопріятныя условія. Основныя понятія о правѣ и государственныхъ наукахъ пріобрѣтаются японцами на основаніи лучшихъ научныхъ трудовъ современной Европы. Японское образованіе миновало ту эпоху схоластики въ правовѣдѣніи и естествовѣдѣніи, съ которой началось юридическое и политическое образованіе, напр., у насъ въ Россіи.
При взглядѣ на преподаваніе права въ университетѣ въ Токіо бросается въ глаза англійское практическое стремленіе пріурочить изученіе права къ непосредственному примѣненію его къ жизни. Изученію дѣйствующаго права (преимущественно англійскаго и французскаго) посвящается самое большое количество времени. Теорія права изучается по Остену, но, какъ видно изъ программы, въ весьма несовершенномъ видѣ. Такъ какъ и у самихъ англичанъ общая теорія права не имѣетъ широкаго развитія, и юридическое образованіе у нихъ преимущественно практическое, то естественно, что они и въ Японіи не могли внести въ этомъ случаѣ ничего новаго {Въ Англіи до послѣдняго времени не было строго научныхъ системъ права, основанныхъ на высшихъ началахъ (послѣ старыхъ трудовъ Кока, Блекстона, Смита, Брума). Тонко въ послѣднее время въ научномъ направленія англійскихъ юристовъ произошелъ переворотъ, вслѣдствіе котораго равнодушіе и отвращеніе къ иностранному образу мыслей не можетъ уже считаться національною характеристикою англійскихъ юристовъ. Этому перевороту содѣйствовало частью возстановленіе изученія римскаго права, частью знакомство съ континентальной литературой, частью открытіе новыхъ юридическихъ идей, благодаря изслѣдованіямъ Мэна, а главнымъ образомъ вслѣдствіе твореній Бэнтама и Остена. Послѣднему англичане много обязаны идеею объ юридическомъ методѣ. "Province of Jurisprudence Determined" есть книга, которую каждый прочтетъ съ пользою. Вотъ эту юриспруденцію и изучаютъ спеціально въ токійскомъ университетѣ, хотя въ современной англійской литературѣ есть уже болѣе систематичныя сочиненія по общей теоріи права, чѣмъ сочиненіе Остена. Можно указать при этомъ на весьма солидное сочиненіе Markby's Elements of Law considered with reference to principes of general jurisprudence, Oxford, 1874; 's The Elements of jurisprudence, Oxford, 1870 и др.}.
Правда, студенты въ Японіи могли бы почерпнуть не мало данныхъ дли рѣшенія общихъ вопросовъ права и государства изъ лекцій по политической философіи; но политическая философія (т. е. соціологія и основы государствовѣдѣнія), въ томъ видѣ, какъ она преподается въ Токіо даетъ мало пособія юристу въ изученіи общей теоріи права и государства, какъ по своему объему, такъ и по своему наложенію (не на юридическомъ факультетѣ, а на филологическомъ). Дополненіемъ къ политической философіи служатъ философія исторіи и исторія философіи; но и эти науки излагаются пока весьма кратко я не полно (что, вѣроятно, объясняется умственными средствами студентовъ).
При взглядѣ на предметы преподаванія въ университетѣ Токіо, нельзя не замѣтить еще слѣдующія особенности: 1) совершенное отсутствіе изученія древнихъ классическихъ языковъ; 2) широкое развитіе естественно-математическаго образованія и 3) особенное вниманіе въ философіи. Первое можно объяснить практическими тенденціями руководителей японскаго просвѣщенія, которые, на первыхъ порахъ стремятся удовлетворить самымъ насущнымъ потребностямъ страны. Широкое развитіе естественно-математическаго образованія опредѣляется желаніемъ поднять экономическій и промышленный, бытъ Японіи. Что же касается особеннаго вниманія къ философіи, которая обязательна для студентовъ перваго курса всѣхъ факультетовъ, то это объясняется тѣмъ высокимъ взглядомъ на значеніе философіи для жизни, какой господствуетъ между учеными и правительствомъ въ Японіи.
Для страны, которая дремала тысячелѣтія, необходимо дать образованныхъ дѣятелей, которые опирались бы въ своей дѣятельности на твердыя научныя начала. А такія начала въ состояніи дать только строго научное, философское образованіе. Шатаніе умовъ въ обществѣ можетъ предотвратить только философское образованіе. Безъ такого образованія изъ университета выходили бы верхогляды, юношество блуждало бы между теоріями мыслителей, а принимая ихъ безъ научной критики (которой нельзя выработать безъ философіи), питалось бы ложными, но обольстительными для юношества и идеями. Оспоривать значеніе строго философскаго образованія для студентовъ всѣхъ спеціальностей можетъ только человѣкъ не дорожащій успѣхами науки и благомъ страны. Японцы это поняли и открыли поэтому широкій доступъ философіи въ свою высшую школу {Къ сожалѣнію, слѣдуетъ замѣтить, что у насъ въ Россіи, даже въ настоящее время философское образованіе не получило надлежащаго развитія, и въ нѣкоторыхъ университетъ, каѳедра философіи по нѣсколько лѣтъ остается безъ представители.}. Наконецъ, въ японскомъ университетѣ весьма сильны требованія знанія новѣйшихъ европейскихъ языковъ. Изученіе языковъ англійскаго и французскаго обязательно для всѣхъ студентовъ, а для натуралистъ и нѣмецкаго {И здѣсь, къ прискорбію, надо замѣтить, что въ Россіи знаніе новыхъ языковъ между студентами тесьма неразвито. Наши классики не только затрудняются чтеніемъ латинскаго и греческаго языка, но бываетъ, что люди, заканчивающія университетскій курсъ со степенью кандидата, не умѣютъ читать ни на одномъ изъ европейскихъ языковъ, кромѣ русскаго.}.
Усвоеніе знанія между студентами поставлено подъ точный контроль со стороны профессоровъ. Каждый студентъ, кромѣ третныхъ работъ, подвергается три раза въ годъ испытанію. Насколько эта мѣра цѣлесообразна въ педагогическомъ отношеніи, предоставляемъ судить тѣмъ, которые близко стоятъ въ университетскому просвѣщенію. Одно только можно при этомъ сказать, что кто былъ въ университетѣ, тому хорошо извѣстно, что дѣлаютъ, напримѣръ, наши студенты въ теченіе года, сколько времени они употребляютъ на изученіе каждаго предмета, почему апрѣль и май мѣсяцы у насъ, на академическомъ діалектѣ, называются "лихорадочными" мѣсяцами и т. д.