Волга! Одна из значительнейших рек всего земного шара, величайшая из рек Европы, река -- собирательница славянства, прекрасная волшебница, сотворившая из ничего наше поистине сказочное "царство-государство", с неумирающими до сей поры "Иванушками-дурачками", с колдунами, ведунами, оборотнями и всякой чертовщиной и нечистью, воистину наша национальная река, а знаем и любим мы ее мало, холодно. Мы так невнимательны к своей исторической матери, что и до сей поры то и дело встречаешь сынов нашей родины, которые, дожив до последней грани жизни, все еще собираются "прокатиться" по Волге! "Вниз по матушке по Волге"[1] поют, впрочем, все и притом с большим воодушевлением...
Между тем, если вам захочется посмотреть в лицо своей матери-родины и понять тот вековой исторический инстинкт, который заставляет вас любить свою родину, несмотря на все ее несовершенства культурного и политического характера, -- без Волги вы не обойдетесь...
Любовь к своей родине всегда не исчерпывается одной внешней связью с местом нашего рождения и жизни. Любовь эта -- чувство сложное, питающееся не одним настоящим, а, пожалуй, еще в большей степени -- прошлым. Корни этой любви протянулись и вширь и вглубь прошлых веков, откуда и излучается подсознательное тяготение души нашей к своей отчизне. А ведь именно матушкой-Волгой наше настоящее связано с нашим прошлым в один крепкий узел, и когда вы плывете по великой русской реке, пред вами все время реют призраки прошлого, как тени, отбрасываемые видимыми образами настоящего.
Мало любовного внимания уделяют Волге и наши художники слова и кисти. Катаются, пописывают, порисовывают, но все это носит характер случайности и отрывочности. До сих пор у нас нет большой и значительной книги, где в коллективном художественном воплощении мы почувствовали бы все значение, все величие и всю красоту волшебницы-Волги. Нет даже книги, в которой были бы собраны воедино запечатленные уже на холсте и бумаге, но разбросанные по разным местам художественные ценности такого содержания...
Чтобы творить такие ценности, надо любить Волгу, а чтобы полюбить Волгу, узнать, понять, почувствовать ее -- недостаточно прокатиться по ней в качестве туриста на пароходе, предоставляющем вам все блага культурной жизни, все удобства, какими вы не всегда располагаете даже дома. Такое путешествие, несомненно, доставит вам большое и приятное удовольствие, но все-таки это будет только удовольствием. А ведь современный культурный человек так избалован всякого рода удовольствиями, что и это, новое, не оставит в нем глубокого и длительного воспоминания. Попав на волжский пароход, классный пассажир отрешается от обычной суеты повседневной жизни, от удручающих забот и хлопот, от скуки обязательного и однообразного порядка своей жизни; почуяв призрак свободы и вольности, он на первых порах ощущает неизъяснимую радость жизни, бытия, близкую к пойманному наконец счастию; но увы! -- раб культурных привычек и потребностей, он не сумеет воспользоваться свободою и быстро превращается в прежнего раба: общество, музыка, карты, флирт, уха из стерляди, свежая икра, сигара, газета... Словом, то же самое, только на фоне быстро сменяющейся панорамы волжского приволья. Проедется такой турист по Волге и, когда заговоришь с ним о великой реке, обыкновенно ничего, кроме стерляжьей ухи, свежей икры да разве еще какого-нибудь пикантного похождения между двумя пристанями, не вспомнит...
-- Хорошо, а все-таки на Рейне интереснее!
-- Ну, а Жегули?
-- Горы, как горы... Я был в Швейцарии, и волжские Жегули не произвели на меня впечатления... Вообще, я от Волги ожидал большего...
Чтобы узнать, почувствовать и полюбить великую реку -- надо, если не родиться на ней, то хотя бы пожить около ее берегов, подойти к ней поближе, разглядеть ее прошлое и настоящее, воспринять художественно все многообразие связанной с нею жизни.
Только тогда начинаешь чувствовать и понимать мистическую тайну любви к своей отчизне, которую так ярко и красочно отражает Волга-матушка, раскинувшись большой светлой дорогою через всю Русь...
Много племен и народов прошли этой дорогою, и много крови человеческой пролилось в борьбе за обладание этой рекой-красавицей. Племена монгольские, финские и славянские на протяжении веков боролись между собою за право обладания нашей Волгой-матушкой, пока наконец победа в борьбе не осталась за славянством. Берега и долины Волги изобильно политы кровью человеческой... Борьба племен и народов окончилась, но возгорелась кровавая борьба внутри славянства. В районе верхнего течения Волги, после долгой и кровавой удельной распри и непрестанных нашествий татар вольному северному славянству пришлось вступить в борьбу с Московщиной, которая шла той же великой историческою дорогою, утверждая свою единодержавную идею и свое господство в восточной Европе. Погибло вольное вечевое северное славянство, погибло Великое царство Булгарское, погибла Золотая орда, Царство Казанское и Астраханское... Волшебница-Волга сотворила сказочное "царство-государство", одно из величайших на земном шаре...
На всем трехтысячном протяжении своем Волга рассказывает нам многовековую скорбную историю родного народа с его порывами выйти из дремучих лесов сказочного рабства и сказочного невежества на свет Божий...
И до сей поры вы еще можете услыхать на берегах Волги песню слепых нищих, этих потомков древних калик перехожих[2]. С грустной тоскою, с вековой усталостью поют слепые русские люди:
Матушка-Владычица, Заступница усердная!
Помоги нам, матушка, слепеньким рабам Твоим:
Выведи нас из лесу к Светлые обители!
Когда, проплывая великой рекой, вы впервые услышите эту песню, она торкнется прямо в вашу душу, и в скорбной мольбе слепых русских людей, бредущих во тьме рука за руку за зрячим отроком с наивными детскими глазами, -- пред вами встанет живой символ исторической драмы русского народа...
На всем трехтысячеверстном протяжении реки разбросаны памятники кровавой борьбы племен и народов, борьбы вольного славянства с Московщиной, памятники сотворения "сказочного царства-государства" с неумирающими до сих пор "Иванушками-дурачками", с ведунами, колдунами и ведьмами, с лешими, домовыми, оборотнями и всякой нечистью; "царства-государства", в котором рядом с "Иванушками-дурачками" рождаются и живут такие умы, как Лев Толстой, Достоевский, Гоголь, Менделеев[3], Мечников[4], такие поэты, как Пушкин и Лермонтов, такие баяны, как Шаляпин; "царства-государства", где в мирном соседстве уживаются Христос, Магомет[5], Будда[6], Иегова[7], Заратустра[8] и старейший бог языческий[9], рожденный из страшных, непонятных первобытному человеку стихийных явлений природы, бог, рожденный из грозы и бури и низведенный потом человеком на землю в форме разнообразных злых и добрых духов... Если на верхней Волге вы чувствуете это сотворение своего "царства-государства", то на низовой перед вами встают памятники, воскрешающие вековое блуждание слепого русского народа в поисках "Светлой обители"...
И вот, когда вы едете по Волге, вы начинаете чувствовать, как от зеленых берегов ее, гор и долин, от разбросанных на них городов с старыми полуразрушенными стенами и башнями, с синими и золотыми куполами храмов, от маленьких городков с большими историческими именами, от ютящихся в лощинах и вползших на кручу берегов слобод, сел и монастырей, от тихих и кротких звонов колокольных, от песен деревенских, от всей суеты прибрежной -- протягиваются, как невидимые таинственные лучи, какие-то нити к нам в душу, связывающие все ваше существо не только с настоящим и видимым, но и со всем прошлым, уже невидимым. Но ведь все настоящее видимое, существующее -- есть преображенное в веках прошлое, невидимое и несуществующее! И сами мы -- только преображенная веками крупица этого прошлого, невидимого! И, быть может, именно от этого в тайных глубинах души рождается непонятное властное тяготение и любовь к отчизне, к ее народу и к этой великой реке, которую русский народ недаром называет своей "Матушкой"... Эта мать-река связала в один крепкий узел наше прошлое с настоящим. На всем ее протяжении призраки прошлого реют над вами то в образе исторических древностей и археологических остатков глубокой старины, в образе целых городов и посадов, в образе развалин -- в памятниках вещественных; но не меньше найдете вы на Волге и ее берегах и памятников невещественных -- легенд, преданий и сказок, в которых сохраняет память народная смутные следы древних исторических воспоминаний и переживаний...
Много прекрасных легенд и преданий сохранила Волга-матушка от времен глубокой древности. Много их записано и таким образом сохранено для нас и потомства, а пожалуй, еще больше осталось и остается незаписанным. Такие изустные памятники от нашего собственного невнимания обречены на гибель и забвение, ибо они исчезают под напором больших городов с их новыми формами жизни: новые поколения не воспринимают уже их, ибо они тяготеют уже не к легенде и сказке прошлого, а к настоящей реальной жизни с ее возрастающей борьбою за существование[10]. Однако много еще этих легенд и сказок можно и ныне услыхать от стариков -- наших современников, блуждая по Волге и ее берегам. Большинство их представляет ныне помесь исторической правды с народным вымыслом. Тут все перемешано: история и география, исторические личности, места действия, подбавлено чертовщины и нечисти, добавлено или убавлено, а то и прямо присочинено народной потребностью к творчеству. Древняя историческая правда осталась далеко позади, потускнела в народной памяти и в изустной передаче так изукрасилась пылкой и красочной фантазией темного и наивного народа, что иногда потерялись уже все пути к первоисточникам. Быть может, такие потускневшие легенды и предания утратили уже всякую ценность для историка, для сухого исследователя русской старины. Но для художника слова и кисти, для поэта -- они не только не потеряли, а напротив -- приобрели новую ценность, ибо, преломившись в творческой душе народа, воскресли в новой красоте и в новой художественной правде!.. Пусть они потеряли право на место в книге исторических легенд, мы должны им дать почетное место в книге "исторических сказок", ибо в них еще полнее и ярче отражается творческая фантазия и самая душа народа!..
Конечно, при желании узнать сухую точную историческую правду про красавицу нашу, матушку-Волгу мы можем обратиться к научным трудам, к учебникам по истории, географии и этнографии, но... увы! -- там так же, как в различных музеях древностей и археологических раскопок, скучно, мрачно, пахнет мышами, и от этого не разгорается воображение и не рождаются художественные образы. А ведь чрез эти именно художественные образы мы, не специалисты-ученые, всего легче и вернее постигаем и чувствуем сущность вещей...
А потому выйдем из музеев на вольный воздух жизни и послушаем, что нам рассказывает сама Волга-матушка, кормилица, сказочница!..
Примечания (М. В. Михайлова)
Печ. по: Чириков Е. Волжские сказки. М., 1916. С. 7-13.
Этот гимн Волге открывал сборник "Волжских сказок", и котором критики усматривали соединение "наивного фольклора" с публицистикой (см.: Айхенвальд Ю. Волжские сказки // Речь, 1915. 28 дек.).
[1] "Вниз по матушке, по Волге" -- известная народная песня.
[3] Менделеев Дмитрий Иванович (1834-1907) -- российский ученый-химик, открывший периодический закон химических элементов (т. н. таблица Менделеева).
[4] Мечников Илья Ильич (1845-1916) -- российский биолог и патолог, один из основоположников эволюционной эмбриологии и иммунологии, лауреат Нобелевской премии (1908, совместно с П. Эрлихом).
[5] Магомет -- то же, что Мухаммед (ок. 570-632) -- основатель ислама, почитается как пророк. Получив, по преданию, ок. 609 (или 610) откровение от Аллаха, выступил в Мекке с проповедью новой веры.
[6] Будда (санскр., букв. -- просветленный) -- имя, данное основателю буддизма Сиддхартхе Гаутаме (623-544 до н. э.).
[7] Иегова -- искаженная форма имени Яхве -- Бог в иудаизме.
[8] Заратустра -- пророк и реформатор древнеиранской религии, получившей название зороастризм. Составил древнейшую часть священного канона -- "Авесты". Основные принципы зороастризма -- противопоставление "вечных" начал: добра и зла, борьба между которыми составляет содержание мирового процесса. Главную роль в ритуалах зороастрийцев играет огонь.
[9] ...старейший бог языческий-- Перун, глава языческого пантеона, покровитель грозы в славянской мифологии.
[10] ...борьбою за существование. -- Чириков иронически использует формулу теории Ч. Дарвина (1859), характеризующую основу эволюции органического мира, которая символизирует для писателя торжество материального мира.
Источник текста: Чириков Е. Н. Зверь из бездны. [Роман, повести, рассказы, легенды, сказки] / Вступ. ст., подгот. текта и примеч. М.В. Михайловой. -- СПб.: Фолио-плюс, 2000. -- 846 с.