|
Скачать FB2 |
| |
Ев. Чириков
Мужики
Картины деревенской жизни
Пьеса в четырех действиях
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА
ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ
Усадьба Городецких. Обширный, поросший травой двор с проторенными в разные стороны тропинками. По одной стороне: черное крыльцо барского дома, калитка в старый сад с вороньими гнездами, кухня и часть флигеля; по другой стороне -- линия надворных построек. В глубине распахнутые ворота и дорога меж зеленеющих хлебов в близ расположенное село Городецкое. По середине двора колодец со старой, обросшей мохом крышей. Около колодца и у амбара на "бревнышках" группируются чего-то ожидающие мужики: одни лежат вниз лицом, другие сидят и жуют хлеб, третьи стоят и тихо о чем-то переговариваются; порой прорывается смех. В раскрытых дверях каретника виден задок тарантаса, около которого топчется ямщик Павел; слышны побрякивания колокольчиков, на которые Павел покрикивает: "Стой! Баловашь!" Из кухни доносится ритмическое постукивание: там что-то рубят; из барского дома -- обрывки смеха, звон посуды, гаммы на рояле. Староста Николай стоит впереди, с медной бляхой на груди, без шапки, с подогом в руке. Иван Ключников сидит в неподвижной позе, с потупленным в землю взором, обняв большими руками одно колено ноги. Второй мужик сидит на срубе колодца, ест хлеб и смотрит в воду. Корявый мужичонка лежит вверх спиной около бревнышек, у амбара. Весенний полдень. Жарко.
Колокольчики и нетерпеливый топот лошадиных ног в каретнике, окрик ямщика: "Тпру! Баловашь!"
С крыльца проходит деловой походкой во флигель приказчик со счетами в руке.
Второй мужик соскакивает со сруба. Приказчик идет во флигель.
Легкий смех вокруг.
Вокруг легкий смех. Ключников переходит к "бревнышкам" и тихо о чем-то говорит со здесь сидящими мужиками.
Корявый мужичонка потихоньку затягивает грустную тягучую песенку.
Вокруг легкий смех.
Легкий смех и тихий говор.
Приказчик проходит из флигеля с конторскими книгами; ему навстречу идет из дома горничная.
Расходятся. Мужики молчат.
Легкий смех. На крыльце появляется земский начальник; крестьяне моментально стихают, вскакивают, сбрасывают шапки и сбиваются в толпу, приготовляясь к чему-то важному.
Ямщик выскакивает из каретника и, сбросив с головы картуз, рысцой бежит к крыльцу.
Ямщик накачивает из колодца воду и носит ее в каретник -- поит лошадей, разговаривая с ними очень дружелюбно.
Горничная проходит из флигеля в дом.
На бревнышках говорят тихо, потом выделяются голоса.
Опять говорят очень тихо. Авдотьюшка несет из кухни в дом большой никелированный самовар. На кухонное крыльцо выскакивает повар, весь в белом.
Повар исчезает.
Корявый мужичонка возвращается, над ним подшучивают. Из флигеля идет Липа.
Кланяются и другие, ближайшие.
Мужики, интересуясь, снова обступают Липу.
Липа, кивнув головой, идет в дом. Мужики провожают ее доброжелательными напутствиями.
Когда разговоры стихают, из кухни повар несет в дом что-то горячее на сковороде.
Повар исчезает в доме.
Повар сердито проходит в кухню и скрывается. Мужики молчат; из дома доносится граммофон, поющий "Меж горами ветер воет".
В садовой калитке появляются Городецкий и земский начальник; о чем-то спорят. Мужики опять переживают ложную тревогу -- вскакивают, снимают шапки, откашливаются, приготовляются.
С крыльца бежит управляющий.
Приказчик бежит в кухню, приносит ключи, бежит впереди и открывает скрипучую
дверь сарая.
Скрываются в амбаре. Мужики в недоумении перешептываются, глядят по направлению сарая.
Спустя несколько минут все трое идут в сад.
Скрываются в саду. Пауза. Мужики вздыхают, почесываются, томятся в бездействии.
По дороге, ведущей из села в усадьбу, видны группы мужиков, баб, ребятишек, приближающихся к барскому двору.
Из сада идет с удилищем Сережа и насвистывает мотив "Марсельезы".
Ямщик, скучая, идет к колодцу.
Сережа идет к воротам.
Староста возвращается от ворот со стариком, о чем-то с ним тихо разговаривая.
Всеми овладевает радостное настроение.
Смеются.
Смех окружающих.
В ворота входит Наташа в белом чепчике на голове, под красным кружевным зонтиком, с белой мохнатой простыней на левой руке.
С крыльца идет горничная.
Сдержанный смех.
Смех кругом.
В садовой калитке показываются земский начальник и Городецкий; мужики опять встревожены, вскакивают, приготовляются.
Земский начальник идет к мужикам. Те в нервном выжидательном томлении, некоторые торопливо крестятся.
Сосед подталкивает первого мужика под бок.
Соседи тихо и сердито объясняют первому мужику в чем дело, и тот сближает расставленные ноги и виновато ухмыляется.
В толпе затаенное ожидание, напряженное внимание.
Земский дает знак молчать.
Гул радостной толпы.
В толпе вздохи.
Небольшая общая пауза.
Мужики молча глядят в землю.
Ключников молчит.
В толпе тихий говор, покашливание.
Молчание.
Легкий говор.
Старик не выходит.
Старик молчит.
Некоторое волнение в толпе.
Мужики в глубоком смущении топчутся, шевелятся, тихо направляются к воротам. Остаются старик, староста и Ключников.
Подбегает староста.
Старик растерянно кланяется.
Земский уходит в калитку. Старик растерянно топчется на месте.
Ключников идет позади них очень медленно, без шапки, глядя в землю. Вдруг он приостанавливается и злобно смотрит туда, куда ушел земский начальник. Из дому доносится говор, смех, и граммофон опять запевает "Меж горами ветер воет". Тогда Ключников, отмахнувшись рукой, сжатой в кулак, надевает шапку и твердой, решительной походкой идет за стариком.
Занавес
ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ
Пауза.
Павел Иванович, оторвавшись от книги, смотрит куда-то в пространство и потихоньку тянет песню "Стоит гора высокая", потом начинает ходить по террасе. Наташа, одетая в белый передник, с слегка засученными рукавами, "дет с пустыря в комнаты, ажитированная и кокетничающая своим необычайным костюмом. Павел Иванович смотрит на нее с ласковой иронией.
Павел Иванович ходит, тянет "Стоит гора высокая". Со стороны пустыря идет Серафима Сергеевна, и за нею по пятам бабенка с мальчиком.
Бабенка с мальчиком отстает и, удаляясь на пустырь, тычет мальчика в загорбок и ворчит: "Уу-у, обжора! Теперь вот и гляди, как другие жрут!"
Кучер идет на пустырь. Авдотьюшка носит оттуда деревянную посуду, ложки, миски.
Навстречу идет Наташа с бумажным мешочком.
Наташа приостанавливается, оглядывается.
Рассматривают фиалку.
Оба расходятся; в дверях Городецкий сталкивается с женой, идущей на террасу с листом бумаги и карандашом.
Уходят в калитку.
Появляется Липа.
Павел отвертывается и смотрит в сторону, пощипывая бородку.
Горничная приготовляет стол к чаю.
Серафима Сергеевна уходит.
Городецкий спускается с террасы и, сосредоточенно думая о чем-то, ходит по аллейке сада. Из калитки выходит приказчик и идет позади Городецкого.
Из калитки идут приказчик и Степан.
Входит Серафима Сергеевна.
Городецкий уходит в комнаты.
На дворе гремят бубенчики, слышны голоса Владимира и Наташи.
Влетает с букетом колокольчиков и зеленой ржи Наташа, за ней идет улыбающийся, в пыли и с сумкой через плечо Владимир.
Наташа и Владимир, обходя Степана, идут на террасу; Владимир целуется с родными.
Неловкая общая пауза.
Владимир пожимает плечами.
Наташа, встав позади брата, щекочет ему щеку колосом.
Оба идут с террасы в калитку.
Скрываются за калиткой.
Из калитки идет к террасе повар.
За калиткой шум голосов; повар уходит; доносится звонкий голос Наташи: "Вафли, вафли!" -- и из калитки выходят Павел Иванович, Липа, Владимир, переодетый в русскую рубашку, и Наташа.
Общий смех.
Рассаживаются около стола.
Липа и Владимир смеются.
Молчание.
Из кухни доносится пение Авдотьюшки:
"У-родилася я, как в поле были-инка,
Мо-я молодость прошла-а на чужо-ой сторонке".
Авдотьюшка безнадежно-грустно вытягивает:
"Лет с двянадцати я по людям ходила.
Где коров доила я, где детей качала".
Авдотьюшка тянет: "Лет с двянадцати я..." Наташа сбегает с террасы, хохочет и скрывается в калитке. Песня обрывается.
Все смеются.
Наташа возвращается на террасу,
Вдали чуть слышны колокольчики.
Появляется полковник.
Смех и поцелуй.
Владимир хватает бумажку, читает и смеется; окружающие требуют прочесть вслух.
Общий смех.
Горничная берет подогревать самовар.
Липа и Павел Иванович хохочут.
Все хохочут.
Все уходят в глубину сада.
Городецкий, за ним -- земский начальник и полковник.
Все идут с террасы по аллейке, ведущей к пустырю, и разговаривают о голодающих. На террасу выходит Серафима Сергеевна, за ней горничная несет самовар.
Из калитки идет Авдотьюшка.
Здесь ее встречает и останавливает Иван Ключников.
С пустыря возвращаются Городецкий, земский начальник и полковник.
Ключников поджидает.
Земский начальник останавливается, Городецкий с полковником проходят в комнаты.
Земский не обращает внимания.
Вдали молодежь поет песню: "Назови мне такую обитель".
Занавес
ДЕЙСТВИЕ ТРЕТЬЕ
Зимний вечер; вьюга. Постоялый двор в с. Городецком: великорусская изба с не доходящей до потолка перегородкой, с просторной печкой-лежанкой, с нарами и полатями. В левом от зрителя углу -- стол с висящей над ним на веревке лампой. За столом -- два возчика режут хлеб к ужину, который приготовляет Лукерья за перегородкой. Староста -- хозяин -- стоит около входа за перегородку и, облокотясь на косяк, рассказывает. Иван Ключников сидит на лавке вблизи стола. В темном углу на нарах -- старик с внучкой. На полатях кто-то возится и вздыхает. Время от времени за перегородкой скрипит покачиваемая люлька и доносится плач грудного ребенка. В занесенное снегом окно постукивает ветер, доносящий порою глухое бульканье лошадиных бубенчиков. На перегородке маленькие часы с гирькой и привесом -- тикают проворно, монотонно... При поднятии занавеса продолжается разговор.
Плач ребенка, скрип люльки.
Девка утирает глаза рукавом и хнычет.
Легкий смех слушателей.
Смех окружающих.
Смеются.
Лукерья подает похлебку возчикам. Те, помолясь, усаживаются.
Лушка плачет сильнее.
Общий смех. Отворяется дверь -- входит солдатик.
Встают, молятся.
Кругом смеются.
Лукерья прибирает со стола.
Кругом смеются.
Опять хохот.
Общая пауза.
Ключников одобрительно мотает головой.
Второй возчик уходит поить лошадей, потом возвращается, тихо о чем-то говорит с другим возчиком, и оба они укладываются спать на лавках.
Стук в окошко. Все встрепенулись -- испугались. Лукерья подходит к окну, смотрит. Ключников уходит за перегородку. Возчики лезут на полати.
Староста выходит в сени.
Дверь отворяется.
За старостой -- Павел Иванович, в коротеньком полушубке, в валенках и в башлыке пикой.
Староста уходит.
Входит староста.
Шум подъехавших санок, ржанье лошади, затем шум в сенях и женские голоса.
Староста идет к двери, дверь отворяется, и вбегают две фигуры, занесенные снегом. Наташа, в отцовском ергаке и шапке, и Липа, в коротенькой шубке, с головой, обмотанной громадной шалью.
Наташа звонко хохочет, с печки и полатей с удивлением и любопытством выглядывают старик, солдатик и Степан.
Общее молчание.
Липа улыбнулась и смолкла, она что-то шепчет Павлу Ивановичу.
Наташа, опустив голову на руки, собирается плакать. Павел встает, ходит и курит.
Наташа начинает смеяться.
Девка возится в углу.
Старик подходит.
Девка пьет чай в углу, на нарах.
Кругом смех.
Лукерья помогает надеть ергак.
Староста идет из избы.
Павел у стола звенит мелочью. Солдатик слезает с печи.
Лукерья и Николай провожают гостей -- уходят. Старик подходит к окну. Колокольчики.
Входит Николай.
С полатей свешиваются головы возчиков и Степана.
Веселый смех.
Возчики слезают с полатей.
За перегородкой начинает плакать ребенок.
Лукерья бежит к ребенку.
ДЕЙСТВИЕ ЧЕТВЕРТОЕ
Столовая в старом барском доме; с левой стороны -- передняя, ведущая на черное крыльцо; здесь звонок в кухню, широкое окно во двор; с правой стороны -- дверь в кабинет и винтовая лестница на мезонин; старинная громоздкая мебель: круглый стол, глубокий диван, часы в форме часовни, камин. В углу на столике -- граммофон. В задней стене -- дверь в маленькую библиотечную комнатку и арка в зал. Темный вечер глубокой осени. В зале темно. У потрескивающего камина сидит, кутаясь в мягкую шаль, Серафима Сергеевна. За столом Наташа и Липа говорят о чем-то таинственно. Часы медленно выбивают секунды. За стенами -- ветер; где-то скрипит и стукает болтом ставень, скрипит флюгер на крыше. Полковник молча, сосредоточенно ходит по комнатам.
Пауза.
Липа делает знак в сторону Серафимы Сергеевны. Наташа прикусывает губу.
Пауза. Часы медленно бьют восемь.
Серафима Сергеевна встает и тихо идет в кабинет и там вскрикивает. Наташа и Липа вскакивают и бегут к кабинету. Серафима Сергеевна выходит, тяжело дыша.
Липа подает воду, успокаивает. Полковник, откашлянувшись, решительной походкой направляется в кабинет; Наташа шагает за ним в отдалении. Полковник в самых дверях зажигает спичку и, еще раз кашлянув, входит в кабинет.
Все смеются.
Стук в окно в передней и глухие женские голоса.
Все притаили дыхание, стук повторяется.
Все облегченно вздыхают. В переднюю входят горничная и Авдотьюшка с самоваром; Наташа смеется, те шепчутся, нервно пересмеиваются; голос Авдотьюшки: "Страшно, чай!" Наташа идет в столовую.
Горничная накрывает стол, подает посуду; Авдотьюшка, поставив на стол самовар, уходит в переднюю и садится здесь на сундук. Серафима Сергеевна садится к столу, в кресло. Всем делается веселее. По лестнице с мезонина сходит Владимир на клюке, за ним -- Павел Иванович.
Липа возмущенно отходит в сторону.
Большая пауза. Липа с Наташей тихо говорят в стороне о чем-то.
Наташа играет в зале "Марсельезу" и вместе с Липой подпевает. Владимир встает и, дирижируя клюкой, затягивает вдруг громко: "Вставай, поднимайся, рабочий народ!"
"Марсельеза" обрывается; Наташа играет элегию. Липа подсаживается к брату; они ведут интимный разговор.
Пауза.
Наташа выходит из зала.
В передней Авдотьюшка проявляет беспокойство.
Все смеются.
Липа подходит к ней, успокаивает.
Горничная уводит Авдотьюшку. Продолжительная пауза. Серафима Сергеевна утирает слезы. Павел Иванович ходит по комнате. Владимир звонко помешивает ложкой чай в стакане.
Владимир идет в библиотеку и роется там в книгах. К нему уходит и Липа.
В окнах зала -- зарево пожара.
Пауза.
За ним -- Наташа и полковник.
Владимир ковыляет на клюке в зал. Липа бежит туда же.
Вбегают Наташа и Липа.
Дают ей воды, мочат виски и сами почти плачут.
Липа и Наташа уводят Серафиму Сергеевну в кабинет. Полковник взволнованно идет в переднюю и сильно звонит, вызывая прислугу. Павел Иванович и Владимир задумчиво идут из зала и тихо говорят между собой.
Подходит полковник, и все трое о чем-то тихо и торопливо совещаются. Из кабинета выходит Липа, вопросительно смотрит в зал, где все ярче разгорается зарево.
Все слушают. Чуть слышен доносимый ветром набат.
В переднюю вбегает горничная.
Горничная убегает.
Владимир бежит в библиотеку и тащит оттуда охапку книг.
Липа и Павел Иванович тихо скользят по комнатам, складывая в одну кучу одежду, калоши, башлыки. Полковник ходит и заглядывает то в зал, то в кабинет и приговаривает: "Живо! Живо!"
Тихо, глухо. Доносится набат и едва слышный неопределенный шум.
Общее замешательство. Наташа бежит к матери, Липа одевается. Полковник, надев калоши, идет к кабинету.
Павел Иванович и Владимир идут в кабинет, под руки выводят Серафиму Сергеевну, усаживают на стул и одевают.
Все торопливо одеваются. Слышен стук двойных дверей на террасу, замокших и неотворяющихся. Шум многосотенной толпы, крики, смех и гармоника.
Дверь в передней отворяется, врывается нестройный шум голосов, и входят трое: Ключников, старик и Степан из Сухого Дола.
Староста идет в глубь комнаты, подает Павлу Ивановичу руку.
Наташа и Серафима Сергеевна плачут.
Владимир подходит к полковнику и, взяв его под руку, говорит что-то и отводит в библиотеку.
Староста и старик садятся у стола, Степан -- на диван. Ключников стоит без движения, уставивши глаза в землю.
Полковник стушевывается.
Полковник испуганно выглядывает из библиотеки. Серафима Сергеевна и Наташа опять начинают плакать.
Липа уговаривает уйти Серафиму Сергеевну и Наташу.
Наташа, Липа и Владимир уводят Серафиму Сергеевну в кабинет.
Липа тянет его за руку в кабинет.
Владимир выходит из кабинета.
В переднюю вваливаются человек десять мужиков и с ними Лукерья с грудным ребенком на руках. Часть мужиков входит в столовую. Лукерья с любопытством заглядывает туда из-за косяка.
Входят еще несколько человек; трое и с ними девка и Лукерья остаются в передней. Входя, все кланяются и осматривают комнату и мебель, заглядывают в зал; один тычет пальцами в клавиши и пугается; двое шепчутся в уголку, около граммофона, переговариваются, смеются все смелее.
Полковник выходит из библиотеки.
Общий смех. Корявый мужичонка берет аккорд на гармонике.
Кругом смеются.
Владимир достает из буфета графин с водкой, хлеб, чашки. Выпивают. Пьют за здоровье Павла Ивановича и Владимира; водворяется веселое настроение, и пропадает первоначальный страх у женщин. Те выглядывают из кабинета, жалобно как-то улыбаются и снова прячутся.
Корявый мужичонка берет папиросу, еще двое-трое подходят и берут.
Старик и староста уговаривают Степана не шуметь.
В толпе гул удовольствия. У Лукерьи плачет грудной ребенок.
Смех в толпе. В переднюю входят двое мужиков и кричат: "Ключи скорей! А то разобьем!" -- и исчезают.
С ним уходят стоявшие в передней.
Полковник отворачивается и пожимает плечами.
Владимир приносит из библиотеки бумагу, чернильницу, ручку, кладет на стол.
На дворе страшный шум, там громят амбары и увозят хлеб.
В толпе одобрение.
Общий смех.
Владимир и Павел Иванович ухмыляются.
Кругом смех.
Павел Иванович пишет, мужики тихо переговариваются.
Владимир и полковник идут в кабинет; толпа весело гуторит. Корявый мужичонка около граммофона -- что-то толкует про него окружающим.
Павел Иванович встает и идет к кабинету. Навстречу полковник и Владимир ведут Серафиму Сергеевну под руки; за ними -- Наташа с заплаканными глазами, смотрит в землю, вздрагивает плечами; Липа грустная, тихая, усталая и равнодушная. Серафиму Сергеевну усаживают в кресло, дают перо, -- она подписывается, и ее снова уводят в кабинет. Затем подписываются Владимир и Наташа.
Наташа с гордостью уходит в кабинет.
Липа вдруг нервно зарыдала и убежала в зал.
Владимир идет к Липе.
Полковник подходит к столу.
На дворе страшный крик, несколько выстрелов. Все вздрагивают, настораживаются. В переднюю вбегает Степан с топором в руках, без шапки, с дикими глазами и кричит, размахивая руками.
Полковник бежит на мезонин. Ключников настигает и убивает его. Опять стрельба и крики на дворе. Истерические визги женщин в доме. Толпа мечется по комнатам. Павел Иванович что-то кричит.
Занавес
ПРИМЕЧАНИЯ
Е. ЧИРИКОВ
|