|
Скачать FB2 |
| |
Ев. Чириков
Мироныч
Пьеса в четырех действиях
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА
Действие происходит в отдаленном провинциальном городе.
ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ
Новая квартира Боголюбовых. Они только что переехали, "устраиваются". Гостиная с необычайной, немного старинной планировкой мебели. В дальней стене три окна: отсюда великолепный вид на реку, луга и заречье. В левой стене дверь в столовую. В правой стене три двери: ближайшая -- в кабинет Боголюбова, средняя -- в коридор и переднюю, дальняя -- в комнату Ольги. Тихий весенний полдень. Окна раскрыты. Слышно, как где-то щебечут птицы. При поднятии занавеса Вера Павловна и Ольга оканчивают странную установку мебели; обе они в приподнятом настроении, веселы и радостны, похожи на увлекшихся играми детей.
Устраивают маленький садик, весело переговариваются, спорят и смеются.
Покашливание в передней; обе настораживаются.
Любовь Васильевна входит, Петрова привстает на стуле и кланяется.
Пока она запирает дверь, Вера Павловна с Ольгой, встревоженные этой сценой, о чем-то тихо переговариваются. На улице под окнами странствующий болгарин бьет в бубен и гнусаво поет "Шумна Марица". Ольга бросает ему деньги, говорит с ним. Опять стук бубна и гнусавый голос: "Шумна Марица". Входит Любовь Васильевна.
Ольга выскакивает из "садика" и бежит к окну.
Слышен далекий свисток парохода.
Ольга порывисто обнимает Веру Павловну и смеется сквозь слезы.
Из дверей столовой появляется Дуня, выметающая сор.
Дуня уходит за шляпой. Ольга исчезает. Дуня приносит шляпу. Вера Павловна надевает ее и уходит; Дуня продолжает мести пол около "садика".
Гриша, подскочив к раскрытому пианино, начинает играть одним пальцем "чижика".
Дуня возвращается и стоит со щеткой.
Дуня уходит.
Устанавливают мебель по общепринятому в глухой провинции шаблону.
Дуня уходит и сейчас же возвращается со щеткой.
Дуня убегает и возвращается с тряпкой.
Дуня вытирает пол.
Дуня уходит в столовую. Пауза. Слышно, как в саду поют птицы, как тикают часы и как покашливает в кабинете Иван Миронович.
Звонок.
Пробегает из столовой Дуня. В передней слышен звонкий веселый голос Веры Павловны.
Вера Павловна садится у окна и, тоскливо подперев голову, смотрит туда. Приближается Ольга, прижимается к Вере Павловне. Обе молчат. Слышно, как поют в саду птицы и тикают часы.
Оба скрываются в столовой.
Пауза.
Прижавшись друг к другу, они молча смотрят в окно; слышно, как в саду поют птицы; потом доносится сердитый окрик Любови Васильевны на прислугу. Опять тихо.
С улицы доносится выкрикивающий голосок девочки: "Цветов! Цветов не надо ли, барышня?"
Вера Павловна наскоро оправляет прическу, платье. В передней слышен хохот Ольги и гудящий басок Сергея Борисовича.
Вера Павловна смеется нервным смехом.
Вера Павловна начинает смеяться.
Ольга, присев за пианино, начинает играть грустные мотивы. Вера Павловна сидит в задумчивой позе у окна. Вдали слышен крик Любови Васильевны на Гришу, затем Гриша стремглав пролетает из столовой в гостиную и прячется от бабушки в комнату Ольги.
Из комнаты несется плач и крик Гриши: "Не буду, папочка! Не буду, миленький! Будет, папочка!.. Будет!" Ольга, заткнув уши, убегает в столовую.
Крики из комнаты стихают.
Слышно, как в столовой накрывают стол к обеду.
Занавес
ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ
Заброшенный сад при квартире Боголюбовых. Слева от зрителя, под углом, поднимается серая стена старого деревянного дома; к стене примыкает низкая открытая веранда в сад. На веранду выходят четыре окна со ставнями и между ними двойные двери в столовую -- стеклянные и глухие. Посредине веранды -- стол, на нем букеты из сирени. От веранды разбегаются тропинки в глубь сада. Справа видна часть забора, утыканного поверху ржавыми гвоздями. Время -- под вечер. Верхушки дальних берез обрызганы золотистым светом низкого солнца; свет и тени тянутся по траве, переплетаясь замысловатыми узорами. Кое-где белеет цветущая сирень. На авансцене -- две старые березы, под тенью которых круглый, обросший грибами, стол с лавочками вокруг в виде буквы "п". При поднятии занавеса Иван Миронович без пиджака, но в галстуке сидит на лестнице веранды и сооружает огородное пугало; около Ивана Мироновича копошится Гриша, поглощенный устройством этого пугала. Дуня приготовляет под березами стол для вечернего чая. С реки ветерок доносит пение судовых рабочих: "О-о, разок, да вот разок! Еще махонький разок!"
Гриша в ажитации бежит позади.
Исчезают за кустами.
Гриша и Ольга отстают.
Гриша уходит в столовую.
Пьют чай, перекидываются словами. Ольга заплетает распустившуюся косу, мурлычет песенку; поймала муравья и пугает им Любовь Васильевну,
Пауза.
Гриша повторяет и путает. Иван Миронович повторяет снова: "линия..." и т. д. Слышен тихий далекий свисток парохода.
Уходят в комнаты: Иван Миронович -- впереди, Гриша -- за ним, вертит глобус на стержне.
С веранды, держа в руке соломенную шляпу, идет Соловьев.
Вдали звучит песенка Ольги.
Из комнаты доносятся звуки пианино.
Музыка обрывается.
Вдали отвечает голос Ольги: "Ау!"
Сергей Борисович не слушает; прохаживаясь по тропинке, он о чем-то думает, потихоньку насвистывает. Вдали чуть слышен голос Ольги.
Все смеются, здороваются.
Все медленно уходят в глубину сада.
Гриша пьет с жадностью.
Гриша, воспользовавшись отсутствием бабушки, лижет сливки, шарит на столе и убегает, захватив несколько кусков сахару.
Рассаживаются у стола.
Пауза. Где-то на дворе крякают домашние утки.
Хохот.
Вера Павловна, Ольга и Сергей Борисович весело смеются.
Дуня уносит самовар.
Вера Павловна задорно смеется.
Гриша стоит, опустив голову.
Иван Миронович отходит. Гриша убегает в комнаты.
Дуня несет самовар, за ней идет Любовь Васильевна.
Спустя некоторое время доносится со двора тревожное кудахтанье курицы.
Пауза. Слышно, как где-то далеко странствующий болгарин бьет в бубен и гнусаво поет "Шумна Марица".
Сергей Борисович смеется.
Ольга идет провожать его.
Вера Павловна тихо идет, но остается у веранды, печально смотрит вслед ушедшим и садится на лестнице веранды. Из окон доносится музыка: Ольга играет мотивы из "Травиаты". Заметно вечереет. Вершины дальних берез румянятся от заходящего солнца; по саду скользят лиловые тени.
Любовь Васильевна выходит на веранду с пирогом из кондитерской; за ней скачет Гриша. Любовь Васильевна ставит пирог на стол. Гриша намеревается открыть крышку.
Гриша съезжает по перилам лестницы в сад и убегает в кусты. Где-то грустно кукует кукушка. Вера Павловна сидит неподвижная и грустная; вдали тихо звучат колокольчики проезжей пары.
Вера Павловна нервно смеется.
Раздается благовест ко всенощной: сперва глухим басом гудит соборный колокол, за ним в других церквах.
Гриша с удивлением смотрит на мать.
Гриша лениво и печально поднимается на веранду и проходит с опущенной головой в комнаты; за ним уходит Иван Миронович. Вера Павловна сидит в задумчивой позе на лестнице веранды. Вдали глухо гудит один соборный колокол. Где-то далеко кукует кукушка.
Ольга молча кивает головой.
Занавес
ДЕЙСТВИЕ ТРЕТЬЕ
Столовая; налево две двери: ближайшая к зрителю -- в проходную Гришину комнату, около этой двери торчит слуховая труба, соединяющая столовую с кухней; дальняя дверь -- в спальню супругов Боголюбовых; направо дверь в гостиную. В задней стене четыре окна и между ними двойные двери на веранду -- стеклянные и глухие. Летняя лунная ночь робко смотрит через раскрытые окна и дверь. На веранде супруги Пырковы и супруги Ивановы доигрывают пульку; оттуда несутся выкрики: "Пики! Трефы! Бубны!", возгласы, спор, стук мелков и смех. Из гостиной доносится избитая полька на пианино и слышно, как там под смех окружающих танцует одна тяжелая пара; в столовой накрытый стол представляет хаос после ужина многочисленных гостей, большая часть которых уже разошлась. Мокрые пятна, бутылки, тарелки с объедками и окурками папирос, опрокинутые рюмки; под столом -- смятая салфетка, пробки, вилка. Иван Миронович -- именинник. Необычайно разодетая Любовь Васильевна ходит около стола и посыпает солью пятна на скатерти.
Иван Миронович входит из гостиной утомленный и немного сердитый.
Гимназист испуганно прячет папиросу и проходит в гостиную.
В гостиной отхватывают польку.
Дуня уходит с тряпкой и осколками бокала в кухню.
Гимназист проходит на веранду.
Громкий окрик с веранды: "Василий Николаевич!"
Вера Павловна входит с веранды в столовую, подходит к столу и, налив вина в рюмку, пьет.
Вера Павловна садится на диван и устало закидывает назад голову. В гостиной бренчит пианино. Любовь Васильевна наливает массу стаканов чаю.
Барыня приветливо кивает Вере Павловне, оба исчезают в гостиной; Вера Павловна хохочет; из сада входят Ольга и Сергей Борисович.
Любовь Васильевна, косясь на диван, идет к слуховой трубе.
Все смеются.
Входит Дуня и несет чай на веранду.
Ольга смеется.
Вера Павловна, закинув голову, нервно хохочет.
Дуня проходит в Гришину комнату.
Пауза. Из гостиной доносится возглас барыни: "Всеми недовольна!", после чего происходит суматоха играющих в "свои соседи".
Вера Павловна нервно хохочет.
Пауза. Потом слышно, как Вера Павловна плачет, стараясь сдерживать слезы.
Вера Павловна плачет громче.
Иван Миронович входит из гостиной, стараясь быть спокойным и корректным. За ним -- Любовь Васильевна. В дверях видны любопытные гости.
Вера Павловна отрицательно качает головой.
Ольга с рыданиями убегает в Гришину комнату. Гости озадачены. Большая неловкая пауза. Иван Миронович совершенно растерян.
Пауза.
Пыркова идет на веранду. Из гостиной гуськом входят барыня, барышня и офицер.
Все двигаются в гостиную. Иван Миронович провожает. Любовь Васильевна идет к слуховой трубе.
Пробегает Дуня. Из гостиной входит Соловьев; отдувается, грузно садится за стол, наливает себе стакан вина и, дымя папиросой, тупо смотрит в стакан. На веранде доиграли пульку, делают подсчет и горячо спорят. Возвращается Иван Миронович, сильно расстроенный, и садится к столу. Входит Любовь Васильевна и начинает понемногу прибирать со стола лишнее. Проходит из передней Дуня.
Дуня уносит бутылку. На веранде ожесточенный спор.
Разговоры на веранде.
Все, кроме Ивановой, идут в столовую. Иванова зажигает свечу и старательно проверяет и пересчитывает записи.
Часы бьют час.
Все поднимаются и начинают прощаться.
Иван Миронович и Любовь Васильевна провожают гостей. Соловьев остается один. Пауза.
Пауза. Слышно, как где-то далеко щелкает соловей.
Дуня, сонная, растрепанная, проходит со свечой в руке в переднюю.
Исчезают в гостиной. Тихо. Слышно, как щелкает где-то соловей и как тикают стенные часы. Потом с реки чуть слышно доносится хоровая песня катающихся на лодке; поют "Вниз по Волге-реке".
Дуня уходит за щеткой и тряпкой, возвращается, идет в гостиную, и слышно, как она там двигает мебель, отряхивает что-то, метет пол. Любовь Васильевна прибирает на столе. Хоровая песня обрывается.
Иван Миронович задумчиво ходит взад и вперед, потом приостанавливается у дверей спальни, осторожно стучит и слушает,-- ответа нет.
Дверь слегка приоткрывается, и оттуда слышен голос Веры Павловны: "Дуня! Дуня!" Дуня идет из гостиной в спальню, и там слышен голос Веры Павловны: "Все это -- в кабинет!" Дуня выходит из спальни с двумя подушками, простыней и одеялом и проходит в гостиную; дверь в спальню запирается на ключ.
Появляется Любовь Васильевна.
Дуня благодарит и прячет полтинник.
Дуня ставит бутылку перед Иваном Мироновичем; он наливает вино и медленно пьет, сосредоточенный и мрачный.
Обе уходят. Слышно, как щелкает соловей. Иван Миронович встает, бродит по комнате, грустно вытягивает "В двенадцать часов по ночам из гроба встает барабанщик", потом останавливается у двери спальни и робко стучит. За дверью голос Веры Павловны: "Что вам?"
Иван Миронович пожимает плечами.
Иван Миронович встает и с гордостью удаляется в гостиную.
Пауза. Из сада доносится голосок Ольги, напевающей романс "Сладким запахом сирени напоен душистый сад", затем слышен голос Любови Васильевны: "Ольга! Ольга!"
Вера Павловна срывается со стула, быстро уходит в спальню и запирается на ключ.
Где-то хлопает дверь, слышны мягкие шаги -- это Иван Миронович вышел из кабинета, ходит и грустно вполголоса напевает: "В двенадцать часов по ночам из гроба встает барабанщик, и ходит он взад и вперед".
Оба молчат, опустив головы. Тихо. Слышно, как где-то далеко щелкает соловей. В окнах и дверях играет розоватый отблеск утренней зари. В саду щебечут птицы. Часы с музыкой играют и бьют.
Занавес
ДЕЙСТВИЕ ЧЕТВЕРТОЕ
Спальня Боголюбовых. Одно окно выходит в коридор сеней. Осенний вечер. Фонарь под потолком кидает розовые тени на пол, стены и широкую кровать, в которой лежит Вера Павловна. Слышно, как тикают на столике часы "с музыкой" и как шумит ветер железной крышей и свистит в деревьях оголенного сада... В качалке задремала с книгой на коленях Ольга. Нагоревшая свеча с абажуром (на столике) ярко освещает лицо девушки. Слышно, как кто-то ходит в соседних комнатах. Часы начинают играть торжественный марш. Ольга вздрагивает и прислушивается.
Гриша подходит к матери, та ласкает его.
Ольга молча выходит из спальни. Вера Павловна читает записку.
Из сада доносится тревожный и настойчивый лай собаки.
Долгая пауза. Очень тихо. Где-то что-то разбилось. Обе вздрагивают. Слышится сердитый голос Любови Васильевны, раздраженный -- Ивана Мироновича.
Ольга молча встает и выходит из комнаты; Вера Павловна слабым тихим голоском мурлычет что-то жалобное. Ольга возвращается.
Вера Павловна смеется больным расслабленным смехом.
Пауза. Очень тихо. Где-то Иван Миронович ходит и хмуро вытягивает: "В двенадцать часов по ночам..."
Ольга подходит, целует Веру Павловну.
Ольга кивает головой, уходит. Пауза. Издали глухо доносится пианино -- марш funebre. Вера Павловна лежит с закрытыми глазами, потом начинает потихоньку плакать. Садится в постели и, обхватив колена руками, застывает в позе полного отчаяния. Стихает музыка. Долгая пауза. Тикают на столике часы. За дверями шорох.
Ответа нет.
Опять шорох; дверь тихо отворяется, отодвигая стул, появляется охмелевший Иван Миронович, растрепанный, без жилета, в туфлях. Несколько мгновений он стоит как бы застывши на месте, затем на цыпочках крадется к постели, замедляя свое движение на каждом шагу.
Вера Павловна жмется в угол, вскакивает на ноги.
Занавес
ПРИМЕЧАНИЯ
Е. ЧИРИКОВ
|