|
Скачать FB2 |
| |
С. М. ЧЕВКИН
ИЕШУА ГАНОЦРИ
Беспристрастное открытие истины в 5 д. и 6 карт.
СИМБИРСК.
Типография Губсовнархоза No 1.
1922
ПЕРСОНАЖ:
Иерусалим. 32 год христианского летоисчисления
Древняя Эдца. Гаве-Мааль.
ИЕШУА ГАНОЦРИ.
1-й АКТ.
Площадка перед храмовый портиком. Там и сям камни и другие строительные материалы.
Раннее утро 13 ниссена.
Сабин медленно входит снизу, направляясь в преторій; ему предшествуют два раба-гладиатора, которые одеты и стараются держаться почти как ликторы. Сзади следует группа воинов. В это время слеза быстро выходит Ламия, сопровождаемый двумя полунагими рабами.
Двери храма медленно открываются. Старик-привратник, поворачивая створку дверей, угрюмо смотрит на римлян.
Сабин со своим отрядом уходит налево в Преторию. В это время из глубины справа тихо разговаривая, входят Фома и Иуда. Ламия на ходу нечаянно задевает Фому и тот шарахнувшись в сторону, гневно сплевывает.
Иуда прислушивается и отходит в сторону, к авансцене.
Иуда угрюмо молчит. Фома оглядывается, вздыхает, и садится на камень.
Иуда после некоторого колебания садится рядом с Фомой. Справа и слева в ворота храма начинают проходить Иерусалимские жители.
Среди идущих в храм к воротам подходит Симон-Зилот с тремя товарищами. Увидав Фому и Иуду они радостно направляются в их сторону. Все размениваются приветсвиями. Фома встает, Иуда остается сидеть. Возгласы: Шелом Алейхем, Алейхем Шелом.
Подходит еще группа учеников.
Симон и Матфей сжимая кулаки тяжело дыша вперяют друг в друга гневные взгляды.
Небольшая группа у ворот храма останавливается с оживленными жестами и все смотрят направо. Возгласы: Вот он! Вот он! Галилейский пророк! Группа у аван-сцены увлеченная ссорой Симона и Матфея ничего этого не замечает, а в это время на площадку справа входят Иешуа, Иоанн, Иаков, Андрей и Симон-Камень. Все они одеты одинаково просто, почти бедно. Группа у ворот Храма с любопытством следит за вновь пришедшими. Иешуа замечает группу учеников и с радостною улыбкой поворачивает со спутниками к ним. Вид у него усталый.
Симон-Камень садится.
Иешуа добродушно улыбается; ученики смаются над шуткой Матфея. Подходящие со всех сторон к воротам Храма, иудеи не входят в ворота, а сворачивают и медленно вокруг группы Иешуа выростает толпа.
Слушатели смущенно и разочарованно переглядываются.
Некоторые из слушателей радостно выпрямляются, другие -- наоборот -- разочарованно потупляют глаза, иные со страхом переглядываются
Слева показывается в сопровождении двух воинов сотник Петроний. Он останавливается в стороне и со сдержанным любопытством прислушивается. Заметив его, Иешуа круто обрывает речь и с тонкой иронией указывает на римлян.
Сходит с камня и остается недвижим, понурив голову. Толпа гудит, но не враждебно, а скорее благожелательно.
Входит, по пути к Храму, Накдимон и останавливается, перед ним почтительно раступается толпа.
Иешуа стоит потупив голову.
Иешуа внимательно рассматривает монету. Толпа выжидательно стихает.
В толпе проходит неопределенный гул разочарования.
Толпа сдержанно гудит. Накдимон уходит в храм не выражая ни сочувствия ни порицания.
Иешуа садится на камень. Симон-К. и Иоанн говорят разом в разные стороны.
Толпа наэлектризована и возбужденно гудит. Через общий гул голосов прорываются страстные возгласы: он пророй!.. слушайте его!... Пусть даст знамение!... обманщик!
Со стороны входя в Храм движение и шум голосов. Возгласы: Сюда! Здесь он!.. Головы поворачиваются назад. К Иешуа подходят Ионафан, Измаил, Александр. У Измаила под глазом большой синяк.
Иешуа, инстинктивно чувствуя какую то ловушку, опустив голову, молчит.
Измаил коротким жестом дает знак тесно сомкнутой группе саддукеев: эти расступаются и выталкивают вперед женскую фигуру: Ионафан срывает с нее покрывало и открывает бледное искаженное стыдом лицо Марии.
Кое где слышен смех Ученики переглядываются в сильном волнении. Иешуа сконфуженный, низко опустив голову, чертит пальцем по земле. Мария, упав на колени, прячет лицо в покрывало.
Смущенная пауза. Саддукеи переглядываются.
Толпа гудит добродушно и весело: На саддукеев смотрят враждебно. Уличенчая блудница неприятна толпе, но еще больше неприятны богато одетые и надменные суровые садукеи. Так или иначе -- настроение сорвано, галилеяне осмеяны и скомпрометированы.
Из толпы несутся и другие насмешливые возгласы. Саддукеи ясно и быстро понимают, что толпа настроена благодушно и в дальнейшем словопрении примет сторону их противника. Один за другим, они уходят в Храм сурово озираясь и шепча молитвы.
Толпа испуганно стихает, ученики переглядываются.
Мария молча испуганно озирается.
Грубо расталкивая толпу вбегает Элий Ламия; он гневно возбужден и правой рукой держится за мечь. Заметив Марию останавливается в стороне, а Мария в свою очередь заметив его, испуганно отворачивается, встает и поспешно уходит направо, Ламия, проводив ее взглядом уходит налево.
Внезапно среди глубочайшего, смущенного у внимательного безмолвия раздается звук трубы.
В толпе смех; ученики сконфужены.
Толпа расступается и сумрачно расходится. Справа на лево через сцену рабы на носилках несут Понтия Пилата которого сопровождают Элий Ламия, Корнилий Сабин, воины и рабы Иешуа и его группа медленно уходят вниз. Многие из толпы низко и льстиво кланяются Пилату, который отвечает едва заметным презрительным и надменным кивком головы. Ламия внимательно рассматривает толпу.
ЗАНАВЕС.
2-й АКТ
"Из всех видов человеческой глупости наиболее невыносимый -- фанатизм".
Ф. М. Аруэ.
II-й АКТ.
Вифания. Направо открытая вперед горница; налево двор и сад. В глубине ограда и ворота.
Сумерки, затем вечер того же дня.
В горнице в углу лежит Лазарь. Иешуа у ворот провожает группу эллинов.
Вместе с гостями Иешуа скрывается за воротами. В это время из двери в глубине горницы входит Иоанн и с изумлением смотрит на Лазаря.
Марфа смущенно молчит. Лазарь нахмурившись опускает голову. Иоанн угадывает их ответ.
Лазарь поднимается и уходит с Иоанном через дверь в глубине Справа в ворота медленно входит возвратившийся Иешуа и остановившись около плетеной изгородки с виноградом, погружается в печальную задумчивость.
Яркий свет луны заливает дворик и в дверях смешивается со светом светильников в горнице. Минута глубокого и полного уединения. События последних дней проходят перец мысленным взором Иешуа и он тоскливо сознает, что здесь в Иерусалиме дело пока проиграно. Вчера и сегодня он окончательно порвал с Храмом и победа не на его стороне. Как опозорен он был сегодня перед всем народом, когда священники привели растерзанною и уличенную его Марию. Марию блудницу. Враги кругом, довериться некому. Неужели он ошибся в своем призвании, неужели неправильно понял пророчества, или может быть пророки ошиблись и Израиль больше никогда не воспрянет во славе Давида. Его ищут схватить, он это знает. Быть может сейчас, сию минуту в этот тихий дворик войдет гневная толпа храмовых служителей и потащит его на позор и мучения.
Бессознательно и тихо Иешуа начинает молиться. Тоска, энтузиазм и жажда жизни охватывают Иешуа и, не замечая того, он начинает молиться вслух. Экстаз овладевает им и слова молитвы мало по малу вырываются с наростающей силой страстного отчаяния.
После нервного пароксизма он делается вялым и почти апатичным. Заметив скамью он садится и Мария подходит к нему.
В ворота входит Матфей, за ним Фома и немного спустя Иуда.
Мария быстро встает, украдкой обнимает Иешуа и уходит в дом куда перед нею вошел Фома. Матфей подходит к Иешуа.
Матфей оглядываясь входит в дом. Иешуа остается на месте. Иуда, задержавшийся около ворот, оглядывается замечает Иешуа и подходит к нему.
Оба умолкают. Иешуа, опустив голову, подпирает ее руками. Иуда около него садится на корточки. Длительная печальная пауза. Из дома медленно выходит Фома, приближается и робко подсаживается на корточки около Иуды.
Марфа и Мария постилают в горнице ковры и посуду с кушаньями и вином.
Пауза.
Неловкое молчание. Иуда угрюмо поднимается и отходит.
Иешуа молчит.
Марфа. Мария и Лазарь выходят из дома.
Иешуа выходит на середину дворика и провожает за ворота Лазаря и его сестер. Фома и Иуда остаются на месте.
Иуда, сверкнув глазами на Фому, ничего не отвечает.
Иешуа, проводив Лазаря возвращается. В ворота, вместе с ним входят гурьбой оба Симона, Иаков, Андрей, Филипп и еще двое.
Иуда неохотно поднимается и присоединяется костальным. Некоторые входят в дом и затем в горницу, где совершают омовение. Среди двора остаются Иешуа, Симон-К. и Иаков
Симон-К. входит в горницу и обходит приготовленный на полу на коврах ужин. У переднего края он встречается с Иоанном и гневно отворачивается от него.
Входят Иешуа и Иаков.
В ворота и затем в дом поспешно входит Марфа.
Симон К. подходит к умывальнику и начинает мыть руки.
Симон-К недоумевая садится. Иешуа сбрасывает верхнюю одежду, берет таз и наклоняется к ногам Симона-К.
Все мнутся.
Иаков сконфуженно отворачивается.
Марфа входит и хлопочет около посуды.
Иешуа вытирает ноги Иакову, склонившись около него; в эго время в горницу входит Мария с маленьким кувшином в руквх на мгновение она остается неподвижной с изумлением глядя на Иешуа, затем подходит к нему и быстро выливает ему на голову из кувшина нардовое масло. Иешуа от неожиданности быстро выпрямляется: жидкость стекает с волос его и капает на ноги и на пол. Мария опускается на колени и бережно собирает пальцами с пола ароматную жидкость и мажет ею себе голову. Иуда дрожит от ревности.
Фома, оба Симона, Иаков и другие сгрудившись в углу, собирают с пола капли нарда и мажут себе головы. Веселый гул голосов смех и возгласы Иешуа и Иоанн остаются у аван-сцены
Подходит Симон-К. Иешуа отходит, к ковру и ложится на пол, поправляя под локтем круглую полушку.
Иоанн ложится около Иешуа, ниже его, а к Симону-К подходит Иуда.
Все располагаются на полу. Несколько секунд слышно только звяканье посуды. Иешуа берет кусок хлеба разламывает его и раздает
Некоторые испуганно переглядываются, другие радостно настораживаются.
Глубокое испуганное молчание.
Неловкая пауза.
Быстро уходит. Общее ошеломленное молчание.
Все поспешно уходят.
ЗАНАВЕС.
3-й АКТ.
"Горе мне от дома Хананова! Горе от их шипения змеиного!"
Талмуд. Песахим.
III-й АКТ.
Внутренность двора в доме Иосифа Каиафы. На переднем плане навес, под которым уходит в глубину мощеный двор. Справа часть стены с воротами. Слева узкий двухэтажный фронтон дома, по наружной стене которого к самой авансцене и дальше вниз спускается каменная лестница.
Ранний рассвет 14 ниссена.
Группа воинов и рабов выжидательно стоит внизу у аван-сцены слева, у некоторых факелы. Сверху по лестнице спускается Сабин, его провожают Иосиф и Александр.
Воины с факелами приближаются и освещают лестницу.
Сходит с воинами вниз и исчезает.
Под навес входят фарисеи и саддукеи. Фарисеи располагаются налево, садукеи отдельно направо. Среди последних Ионафан и Измаил
Под навес входит Накдимон. Присутствующие с уважением оборачиваются к нему.
Все сходятся в общую группу.
Под навес молча входит и садится Каиафа. Все почтительно расступаются перед ним.
Входит Ханан, сумрачный и усталый. Все умолкают и смотрят на него вопросительно.
Накдимон разводит руками. У ворот шум и говор. Входят толпою члены Синедриона и садятся на скамьях на переднем плане.
Накдимон и Ханан занимают места по бокам Каиафы, два стражника вводят на середину связанного Иешуа.
Стражники развязывают руки Иешуа. Священники саддукеи наполняют все пространство под навесом.
Общее напряженное молчание, среди которого неожиданно раздается из глубины двора голос Симона-К.
Иуда, который стоит в стороне, в этот момент встречается взглядом с Иешуа. Иуда насмешливо улыбается, а Иешуа с отвращением и стыдом низко опускает голову.
Общее напряженное молчание.
Иешуа с отвращением отворачивается от Иуды. Иуда угрюмо смотрит на него.
Иешуа молчит.
Иешуа отвернувшись молчит.
Иешуа молчит. Пауза.
Иешуа молчит. Молчание его вызывает общее раздражение.
Иешуа молчит.
Общее возмущение. Гул голосов.
Иешуа молчит.
Все поражены. Общее безмолвие.
Общее напряженное молчание. Из глубины двора доносится голос Симона-К.
Накдимон, закрыв лицо руками, низко опускает голову. Фарисеи робко протискиваются к выходу. Иуда озирается, он ждет знамения.
ЗАНАВЕС.
4-й АКТ.
Тертуллиан.
IV-й АКТ.
Атриум в Претории. На заднем плане колонада, а за нею возвышение с судейским креслом и двор.
Полдень 14 ниссена.
Ламия на кресле у аван-сцены читает письмо. Прочитав его, он берется за толстый свисток и остается на этом месте до конца акта. Сабин в глубине разговаривает с Прокулой: он не выспался и украдкой зевает.
Сабин смеется. Прокула улыбается.
Прокула и Сабин уходят налево. Ламия берется за книгу. Пауза. Справа входит Понтий Пилат. Он сердит озабочен и расстроен. Тяжелыми шагами он начинает разхаживать взад и вперед. Ламия сочувственным взглядом следит за ним.
Пауза.
Входит раб.
Раб быстро уходит.
Входят Прокула и Сабин.
Пилат смеется. Ламия хохочет
Во двора слышен гул голосов. Из глубины входит Сотник Петроний.
Прокула добродушно улыбаясь, уходит направо. Сабин уходит налево. Ламия остается со свитком на месте. Пилат подходит к колонаде.
Общее молчание.
Гул несколько стихает, но не прекращается. Петроний в сопровождении двух воинов вводит из глубины Иешуа. Ламия с любопытством поднимает голову.
Воины подводят Иешуа.
Иешуа опустив голову молчит.
Ламия украдкой хохочет.
Иешуа молчит.
Иешуа молчит.
Иешуа молчит.
Ламия со смехом садится на место.
Ламия отрывается от свитка, поднимает голову и с величайшим интересом ждет ответа Иешуа.
Из глубины входит воин.
Воины уводят Иешуа
Шутка Пилата приводит толпу в ярость.
Пилат гневно отходит на середину.
Рев толпы усиливается.
Толпа неудомевающе стихает.
Толпа гудит. Пилат, угрюмо опустив голову, сходит во двор и показывается на судейском кресле. Снизу входят и останавливаются у рампы, не входя в атриум, Накдимон, 2-й, 3-й фарисеи и Лазарь с сестрами.
Ламия равнодушно пожимает плечами, затем встает, заглядывает в глубину, разводит руками, и всем своим видом говорит: я ничего не могу сделать, но... погодите... посмотрим. Слева входит раб.
Воин подает Пилату воды.
Радостный рев толпы. Мария с воплем отчаяния падает на грудь сестры, Накдимон и его спутники горестно замирают Пилат угрюмо, смахивая с рук капли воды и вытирая ладони краем туники, входит в атриум.
Со двора быстро входит Петроний и в ожидании, когда Пилат заметит его, останавливается среди атриума
Пилат сердито сдвигает брови, шагает по сцене и в то время когда он останавливается в стороне, вблизи Ламии. Петроний быстро подходит к нему.
Короткая немая сцена. Петроний делает Накдимону глазами и рукой быстрый как молния едва заметный короткий знак, означающий: успокойся и уходи, ненадоедай, отстань. Лицо Накдимона озаряется сдержанной радостью надежды.
Ламия свертывает свиток и бросает на иудеев равнодушный взгляд. Мария с рыданием обнимает сестру. Накдимон спешит увести спутников. Со двора доносится стук топора. Петроний иронически глядит на женщин.
ЗАНАВЕС.
5-й АКТ.
Марк Аврелий.
V-Й АКТ.
Во всю сцену из глубины и почти до рампы, склон горы, покрытой деревьями и кустами. В стороне пещера. Конец дня, к концу картины короткие южные сумерки и вечер 14 ниссена.
Шурша листьями и камнями, медленно сходят Иосиф из Аримафаи и Накдимон; с помощью двух воинов они несут обнаженного и прикрытого плащем Иешуа. Сзади в сопровождении других трех воинов идет Петроний. Когда все они спускаются вниз и кладут тело около пещеры, сверху спускаются несколько любопытных, среди которых Мария из Магдалы, Симон З., Иоанн и Матфей: все они робко теснятся в стороне налево.
Четыре воина расходятся в разные стороны.
Воин сбрасывает с Иешуа плащ и начинает ловко и быстро массировать его. Иосиф приносит из пещеры кувшин с водою и два небольших кувшина с вином и маслом, а затем робко и неумело начинает помогать воину.
Воин выпрямляется и с недоумением разводит руками
Воин склонившись слушает сердце Иешуа.
Петроний отходит в сторону и зорко оглядывается.
Воин выпрямляется и смущенно разводит руками. Общее печальное молчание.
Долгая тягостная пауза.
Молчание.
Накдимон и Иосиф поднимают Иешуа и несут его в пещеру. Петроний сконфуженно и угрюмо мнется, воин нюхает кувшин с вином и с жадным удовольствием пьет из него.
Иосиф и Накдимон выходят из пещеры. В руках Иосифа сверток.
Иосиф бросает сверток в пещеру.
Все берутся за каменную плиту, поднимают ее и приставляют ко входу.
Сходятся четыре воина.
Иосиф, Накдимон, Пегроний и три воина уходят.
Тишина и молчание. Сумерки сгущаются. Воины ложатся неподалеку от пещеры и изредка перебрасываются короткими фразами.
Из пещеры внезапно доносится долгий, мучительный стон. 1-й воин вскакивает с выражением ужаса. 2-й -- радостно прислушивается.
Стон повторяется.
Первый воин, дико озираясь, поспешно уходит. Камень у входа в пещеру шатается и с грохотом падает. Потеряв равновесие, из отверстия пещеры, со стоном падает на камень и медленно пытается подняться Иешуа.
ЗАНАВЕС.
(Опускается и тотчас же поднимается).
КАРТИНА 2-я.
Обстановка та же. Утро 16-го ниссена Слева осторожно озираясь, входят Симон-K., Иоанн и Мария из Магдалы. Уже издали они видят отваленный камень и с изумлением подходят к пещере. С наростающим ужасом все трое заглядывают в отверстии и внимательно рассматривают пещеру.
Симон-К. входит в пещеру.
Иоанн сердито и тоже смущенно отворачивается.
Оба уходят. Мария остается одна, и тихо плачет. Затеи оглянувшись она медленно уходит налево, а в это время снизу, в глубокой задумчивости, входит Иешуа, в простой одежде садовника с покрывалом, низко опущенным на глаза. Когда он проходит мимо могилы, Мария, услыхавщи его шаги, или просто бросая последний взгляд на дорогую могилу, оборачивается.
Мария вновь страстно обнимает колени Иешуа и припадает к ним головой, а он, тронутый ее безграничной преданностью, тихо проводит рукою по ее волосам. Эта короткая ласка оживляет Марию
Иешуа с жгучим стыдом низко опускает голову.
Мария поспешно уходит. Иешуа садится на камень.
Снизу входит Петроний.
Звук шагов. Иешуа быстро набрасывает на лицо край плата. Медленно и остро приглядываясь к Иешуа, проходит Иуда.
Иуда ворча и озираясь на Иешуа, уходит.
Иешуа, накинув на лицо покрывало, уходит налево.
Петроний, проводив его взглядом, спускается вниз.
ЗАНАВЕС.
КОНЕЦ.
Заключительный вздох сожаления.
I.
II.
III.
IV.
V.
VI.
VII.
VIII.
IX.
X.
Чевкин.
Пьеса "ИЕШУА ГАНОЦРИ" представлена впервые в Симбирске на сцене городского большого Р-К театра
3-го марта 1922 г.
|