Чернышевская H. M. Повесть о Чернышевском. Изд. 5-е.
Саратов, Приволж. кн. изд-во, 1975.
СОДЕРЖАНИЕ
ДЕТСТВО
Бабушка рассказывает
Надо учиться
Корнилов дом
На берегу Волги
Почему бегут?
Таинственный огонек
Цветы и глина
"По-журавлиному!"
Мариинская колония
Пожар
Побольше знать!
Книга -- лучший друг
СЕМИНАРИЯ
Первая дружба
Помоги, Чернышевский!
"Спасение души"
Картофельные бунты
Не испугался!
"Бунт" в семинарии
"Трехдневное уединение"
"Голодный стол"
В Петербург!
ГОТОВИТЬ РЕВОЛЮЦИЮ!
Студенческие годы в Петербурге
Новый учитель саратовской гимназии
Интересный собеседник
Невеста
В редакции "Современника"
"Прекрасное есть жизнь!"
Всегда рядом
Дома
В знак дружбы
Матрикулы
Приближается.
"ЕГО СУДЬБА ДАВНО ЕМУ ЯСНА"
За ограбленных и разоренных
Предатель
Зазвенели сребреники
Казенная карета
В Петропавловской крепости
Гражданская казнь
Пыпины
В СИБИРСКОЙ НЕВОЛЕ
Дорога на рудники
В поселке Кадая
На Александровском заводе
На вечное поселение
В Вилюйске
Защитник народа
О чем писал Чернышевский в ссылке
Кусочки прошлого
Из будущего -- в настоящее
Семья вилюйского узника
Попытки освобождения
Друг якутского народа
"От подачи прошения отказываюсь"
"Освобождение" Чернышевского
В новом платье
ПОСЛЕ ССЫЛКИ
В Астрахани
Гость из Лондона
Что сталось
Жить заново
В Саратове
ДЕТСТВО
БАБУШКА РАССКАЗЫВАЕТ
Разбушевалась вьюга над Волгой. В белом домике на высоком берегу жарко натоплена печка. Ветер свистит и завывает в трубе. Двое детей, тесно прижавшись друг к другу, сидят на низенькой скамеечке в крошечной бабушкиной комнатке.
-- Расскажу я вам, Любенька, Николенька... -- так обыкновенно начинает бабушка свои рассказы в долгие зимние вечера.
Сегодня бабушка, выполняя, просьбу внука, рассказывает его любимую историю; которую он слышал уже много раз: как бежал из плена его предок по матери, давно-давно живший в далеком астраханском крае.
-- Работал он себе на пашне, -- не торопясь рассказывает бабушка, -- как вдруг, откуда ни возьмись, киргиз-кайсаки, кочевники. Лошади у них быстрые, сами дикие. С гиком да свистом схватили нашего родича и увезли в плен. Чтоб не убежал, пятки ему подрезали, туда конского волосу напихали и зашили. С такими ногами ходить нельзя, не то что бегать.
При этих словах Николеньке делается страшно, и он начинает двигать пятками по полу, как бы проверяя, целы ли они у него. Бабушка продолжает:
-- Но наш родственник все равно бежал. Днем прятался в высокой траве, а ночью полз да полз. Погнались за ним. Не видят его, а кричат: "Видим! Видим!" Это чтобы он место переменил, тогда по колыханию травы его и заметили бы. Но беглец-то умный был, не поддался. Лежит, не шелохнувшись, в камышах. Так искали-искали его, да и отступились. Добрался он домой и опять с семьей стал жить.
Вместе с беглецом Николенька переживал все страхи в камышах, вместе с ним радовался его спасению. Как плохо быть рабом, как хорошо быть свободным! Главное, что нравилось мальчику в этом человеке, -- это его выносливость, бесстрашие, мужество. Все вытерпи, ничего не испугайся -- и тогда победишь!
И еще любил мальчик, когда бабушка рассказывала о старинных русских богатырях.
Вот вырастает перед детьми могучая фигура Ильи Муромца, крестьянского сына.
Долго, увлекательно рассказывает бабушка и о первом богатырском его подвиге:-- от помощи родителям в трудной крестьянской работе, и о сражении с Идолищем Поганым, напавшим на русскую землю, и о поражений Идолища.
За вдов, за сирот, за бедных людей заступается Илья Муромец, ведет дружбу с народной беднотой, а с княжескими целовальниками (чиновниками) знаться не желает. И вот Владимир, князь стольно-киевский, велит взять Илью за белые руки и засадить в холодные, темные каменные погреба, чтоб он умер там голодной смертью. И умер бы Илья, если б не княжна. Пожалела она его, носит ему туда кушанье и питье. Не погиб Илья. Его силы еще пригодились для новых битв за Родину.
"Как же это, -- думает мальчик, -- богатыри так трудились, богатыри хорошие, и вдруг их -- в погреба?" Раз даже расплакался он, слушая бабушку.
А после опять просил: "Бабушка, расскажите о богатырях!"
НАДО УЧИТЬСЯ
В 1836 году Николая нужно было отдавать в духовное училище, так называемую бурсу, иначе ему, как сыну священника, грозила солдатчина.
Чем ближе подходил 1836 год, тем крепче задумывался отец. Сам он когда-то после смерти отца был приведен матерью из деревни в лаптях в тамбовское училище. Мать бросилась в ноги архиерею {Архиерей -- высшее духовное лицо.}, умоляя его принять в учение сироту. Мальчика из милости приняли. Но при одном воспоминании об этих годах сердце Гавриила Ивановича обливалось кровью. Недалеко ушло то время, мало что переменилось в духовных училищах В тесно набитых классах тогда сидели рядом маленькие дети и бородатые неучи, проходившие много лет курс обучения и наконец уезжавшие обратно в деревенскую глушь. Сколько унижений приходилось терпеть маленьким от великовозрастных лентяев и озорников! Как зверски обращались они с детьми! Посылали их за водкой, жестоко истязали ради собственного удовольствия. Нет, невозможно пустить туда Николю. Пусть он занимается сначала, дома, а потом поступит прямо в семинарию.
Отцу удалось устроить так, как ему хотелось.
Учебные занятия Николи. начались в июне 1835 года. Отец занимался с ним у себя в кабинете. Это была маленькая комнатка, куда не заглядывало солнце: окошко выходило во двор и было затемнено верандой. Там на отцовском письменном столе стояли чернильница и песочница. Мелкий высушенный песок заменял промокательную бумагу. На столе красовалась ваза с отточенными гусиными перьями, а под столом находилась целая корзина таких же перьев, только неотточенных. Все ученические тетради Николи были исписаны гусиным пером. В сумрачные дни и по вечерам приходилось зажигать восковую свечу.
Уже с семилетнего возраста Николя приступил к русскому письму и чтению. Одновременно началось обучение латинскому языку, а на следующий год--греческому.
"Честный человек всеми любим"-- переписывал мальчик в школьной тетради изречение, написанное сначала рукой отца.
Большое внимание уделял отец также естественной истории. Мальчик с удовольствием заполнял целые тетради: рассказами из жизни рыб, птиц, земноводных.
Надо было подумать и о других предметах.
-- Не пригласить ли Николеньке Богдана Христиановича Грефа? -- посоветовала мать. -- Человек вежливый, положительный. Он из немецких колонистов, вот и выучит Николю немецкому языку.
Поговорили с Богданом Христиановичем. Оказалось, что сам он искал учителя русского языка, потому что готовился к поступлению в университет.
Договорились, что Коля Чернышевский будет учиться у него немецкому языку, а Гавриил Иванович за это выучит его писать и говорить по-русски.
А как быть с французским языком? Тут уж не обойтись без пансиона Золотаревых. Там преподавала настоящая француженка, мадам Пикер, жена кондитера. Поскольку Гавриил Иванович тоже давал уроки по другим предметам в этом же пансионе, решили, что и Николя будет его посещать. Там учились мальчики и девочки. Трудновато было с произношением. Девочки смеялись над Николей, а мадам Пикер, в свою очередь, смеялась над девочками. Но все-таки язык был освоен.
Домашнее обучение не мыслилось без уроков рисования. Был найден учитель. Имя его осталось неизвестным. Но у Гавриила Ивановича сохранились до конца жизни рисунки Николеньки: и самый первый, с диковинными зверями, срисованными с детской азбуки, и подправленные опытной рукой художника изображения красивых греческих богов.
Для полноты домашнего образования не хватало еще игры на фортепьяно. И здесь нашлась учительница. Зачем искать на стороне, когда двоюродная сестренка Любенька уже играет так, что и перед гостями не стыдно показать ее искусство? На стареньком фортепьяно она разыгрывает пьески Моцарта и Фрейшица. Перед фортепьяно стоит смешная круглая табуретка на винту- Довольно Николеньке вертеться на ней до головокружения, пусть теперь сидит, как заправский музыкант. Любенька -- терпеливая учительница, Николя ее слушается. Так началось домашнее обучение мальчика.
Гавриил Иванович не заставлял сына сидеть целый день за книгой, как делали другие родители. Несмотря на свою занятость, отец успевал и объяснять сыну урок, и задать новый.
Раз Чернышевских навестил дальний родственник Иван Николаевич Виноградов. Он был преподавателем духовного училища.
-- А где же сынок ваш? -- обратился он к Евгении Егоровне.
-- На дворе бегает, -- отвечала она.
-- А с науками у него как дело обстоит? -- осведомился Иван Николаевич.
-- Задал ему Гаврил Иванович перевод с латинского написать. Николя полчасика посидел, что-то написал и убежал играть. Вот посмотрите его тетрадку. Правильно ли, я не знаю. Только что-то уж очень мало сидел.
Виноградов посмотрел тетрадь: ни одной ошибки.
-- Вы за него не беспокойтесь, Евгения Егоровна.
-- А я все спорю с Гаврилом Ивановичем, не мало ли занимается наш мальчик.
Потом пришел Гавриил Иванович. Мать передала ему разговор. Он тоже посмотрел тетрадь, ничего не сказал и положил на место. Много видел он учеников, когда преподавал еще в Пензенской семинарии. По скромности не хотелось хвалиться сыном, а если правду говорить, -- редко встречаются такие любознательные и сообразительные мальчики. Быстро схватывает и усваивает, быстро и безошибочно пишет и упражнения, и переводы. Зачем же держать его целый день за уроками? Пусть и на свежем воздухе поиграет. Тянет его на родное приволье.
Дом Чернышевских стоит на высоком берегу Волги. Целый лес мачт высится перед глазами. С мезонина открываются необозримые волжские дали. Вот плывут на нижегородскую ярмарку суда с разноцветными флагам". Направо Зеленая коса -- песчаный остров, заросший тальником. А за ним -- гора Увек, там было старинное татарское городище {Городище -- остатки древнего укрепления, поселения или города.}. Как не любить Волгу, с детства такую родную и близкую!
Тремя уступами спускается к Волге заросший зеленью двор. Направо о ворот зацветает небольшой фруктовый сад. Сквозь бледно-розовые ветки яблонь чернеет прижавшаяся, к забору низенькая избушка -- баня. Сад отгорожен от двора службами: коровник, конюшня, погреб выстроились в ряд. Перебежишь этот двор -- и за ним зеленый простор: луг, густо заросший по пояс душистыми звездами конопли. Здесь важно прогуливаются надменные павлины и сердитые индюки.
Это место прозвано ребятами "Малой Азией". Название дал самый подвижной и остроумный из них, худенький мальчик с кудрявыми светлыми волосами -- Николай Чернышевский. Сюда к нему сбегаются соседские ребята. Тут у них вырыта канава, через которую нужно прыгать. Кто перепрыгнет -- тому приз: яблоко, горсть орехов или дешевая конфета "китайка". Маленькие ребята прыгать не смеют. Они только следят за игрой больших. Самое приятное для них, если перепрыгнет Николай. Тогда орехи или яблоко достанутся им. В играх Николай -- коновод-затейник. А призов себе никогда не берет: все раздаст малышам. Они и льнут к нему.
КОРНИЛОВ ДОМ
Удивительное дело: восемнадцать окон на Царицынскую улицу да семь на Московскую. Из всех жилых домов в Саратове -- это самый большой дом. И вид у него особенный: угол закруглен, наверху зеленый купол, а вся остальная крыша красная. Двор прячется за каменной оградой от любопытных глаз, и на железных воротах большущие замки висят.
Много раз приходилось Николе и проходить и проезжать мимо.
-- Это Корнилов дом, -- говорила бабушка, и живет там купец Степан Корнилыч с супругою.
-- Вот бы побывать там, -- вздыхает мальчик.
Желание Николи исполнилось, когда ему было около девяти лет.
Играли они с бабушкой в шашки. Вдруг приезжает дальний родственник из деревни -- коренастый, приземистый старик лет под восемьдесят, в тулупе. Бабушкин дядя. Николя приходился ему правнуком. После приветствий, расспросов, рассказов этот родственник говорит бабушке:
-- А от тебя, Поленька, я к купцу Корнилову пойду.
-- Вот и возьмите с собой Николеньку. Страсть как хочется ему там побывать.
-- Ну что ж, пойдем, внучек-правнучек.
Через большие пустые комнаты, напоминавшие какие-то грязные сараи, добрались до единственной жилой комнатки. Здесь и жил Степан Корнилыч. На нем были высокие валенки и нанковый халат, до того засаленный, что невозможно было рассмотреть, какого он был цвета.
У Степана Корнилыча сидел гость -- из редакции сафатовской газеты. Он хотел расспросить о старине: о приезде царя Петра Первого в Саратов, о Хвалынском море, которое потом высохло, и о всяких других интересных вещах, чтобы написать об этом в газете. Но беседовать со стариком было не так-то легко. Петра Первого Степан Корнилыч якобы вспомнил: и как царь в старый собор приехал, и как самому Корнилову большущей палкой пригрозил: "Смотри не воруй!" Но, когда гость хотел записать, в каком году это было, Степан Корнилыч совсем со счету сбился. То выходило, что ему восемьдесят пять лет, то девяносто восемь.
Николя со своим родственником пробыл здесь часа три. На него никто не, обращал внимания. Все были заняты разговором о старине. Мальчик так и простоял все время, опершись локтем на колено своего спутника. Старик Корнилов оказался хлебосольным хозяином. Разве можно оставить дорогих гостей без угощения? А одним из редких угощений старого Саратова был китайский чай. Не все его пили, не все умели заваривать. Степан Корнилыч умел. Он приготовлял его по-своему и гордился тем, что чай у него особенно вкусный.
-- Таким чаем вас никто не угостит.
Он взял толстое полотенце, видно давно не стиранное, высморкал нос рукою, затем обтер руку о халат, а полотенце туго натянул и провел у себя под носом. Затем он подвинул к себе жестяную чайницу, высыпал на руки горсть чаю и начал растирать его.
"Какие руки у него потные и грязные, -- подумал Николя,-- грязнее, чем у меня после игры в козны".
Долго крутил Корнилов ладонь об ладонь. Наконец чай превратился в мелкий порошок.
-- Теперь можно и в чайник.
Слипшиеся от пота комочки чайного порошка были высыпаны в чайник. Пока он кипел на самоваре, Степан Корнилыч, устав от своей трудной работы, вытер слица пот полотенцем, а потом этим же полотенцем стал вытирать чашки.
Сам купец чаю не пил. Перед ним стоял графин с водкой. Он все прикладывался да прикладывался к нему и захмелел. Сидит Степан Корнилыч и поет себе под нос какую-то скверную песню.
Вдруг откуда ни возьмись влетела в комнату старуха. Бросилась к старику:
-- Ах ты, пьяница, снова горланишь? Будешь буянить еще?
И давай его угощать крепко скрученным жгутом по затылку, по лицу, по плечам. Как ни барахтался старик, не смилостивилась старуха. Потащила его з чулан. Щелкнул засов. Старуха вернулась к гостям.
-- Что это вы, хозяюшка, бьете, не разбирая, по голове! Уж лучше бы за волосы его, коли рассердились, -- сказал прадедушка Николая.
Старуха вместо ответа повернулась к гостям, сняла платок с головы и говорит:
-- А это что? Смотрите. Где у меня серьги?
И она показала им свои уши.
Николе стало жутко. На том месте, где полагается быть ушам, у старухи висели какие-то разодранные клочья, и серьги были вдеты куда-то наверх, почти под волосами.
-- Шестьдесят лет он надо мной издевался. Его власть была -- так уж по закону положено: жена терпи от мужа. Вот теперь он слабее меня стал, я и учу его уму-разуму...
Из вежливости гости сидят еще с полчаса. Потом прощаются, и Николя снова шагает со своим родственником по улице.
-- Ну как, -- встречает его бабушка, -- побывал в Корниловой доме? Понравилось тебе там?
-- Больше мне туда не хочется, -- говорит мальчик.
В памяти его еще звучат удары, крики, тяжелый стук упавшего тела, перед глазами так и стоит искалеченная старуха.
С ранних лет Николя проводил много времени на берегу Волги. Ребенком гулял с отцом, любовался ледоходом. А стал постарше -- и один бегал сюда с ребятами, собирал камушки и раковины. Волга манила голубыми просторами, радовала сердце, обвевала щеки прохладным ласковым ветерком.
В душные ночи Николе разрешалось спать на верхнем балконе. И тогда такая красота расстилалась перед глазами, что трудно было заснуть. Так бы и глядел, и любовался красавицей Волгой, когда луна накидывала искрящийся золотом покров на бегущие черные волны. И Николя чувствовал себя бодрым, сильным, смелым. Весело было тогда на душе.
Особенно любил он летние грозы над Волгой. Внизу, в своей спальне, маменька зарывалась в подушки, боясь грома. А Николя выходил на балкон любоваться яростными вспышками молний, прорезывавших густой мрак. Полнеба бывало охвачено бегущими друг за другом грозовыми облаками, точно шла битва между несметными полчищами неведомых сил.
Но не только красотой манила к себе Волга Николю. Его влекло к людям, работавшим на берегу.
С детства Чернышевский мог наблюдать за бурлаками, тянувшими тяжёлые купеческие баржи с товарами.
Каждый саратовец знал в то время, почему самая близкая улица к берегу Волги называлась Миллионной. Это название было дано ей в насмешку, потому что эта улица служила ночлежкой бурлакам, которые заполняли ее, засыпая на голой земле под открытым небом.
Когда приходила болезнь или старость, труженику Волги становилось совсем плохо. Гуляя по берегу Волги, Николя не раз видел, как прямо на земле лежал заболевший бурлак. Его стащат с баржи, он так и мучается в лихорадке под палящим солнцем в ожидании, когда придет полиция. Тогда его подберут, но не скоро еще отправят в больницу для бурлаков: она -- на другом конце города.
Из рассказов старших Николя знал, что купцы, нанимавшие бурлаков, всячески старались их обсчитать, обмануть. Семьи их голодали.
Но не только это запомнилось Николеньке. Какие сильные эти люди! Какие рассказы о них ходят по Саратову! На вею Волгу славится Никитушка Ломов. Это богатырь, похожий на тех, о которых рассказывает бабушка. Пятнадцать пудов весил. Когда судне приставало к берегу и он шел от пристани на Пеший базар, по всем прибрежным переулкам неслись крики:
-- Никитушка Ломов идет!
Отовсюду бежали саратовцы смотреть на него, и "Пешка", как и тогда называли этот базар в народе, была заполнена толпой, встречавшей своего богатыря. Имя Никитушки Ломова гремело по всей Волге. А сколько у него еще товарищей, хоть и не таких, как он, не тоже силачей! Иногда купцы устраивают их состязания: держи двухпудовую гирю и перекрестись с этой гирей сначала правой, потом левой рукой. Или продержи у себя на спине мешок муки в несколько пудов, а на него еще посади такого же детину, как сам. А когда бурлаки идут стеной друг на друга в кулачном бою на ледяном волжском поле, весь Саратов собирается на это интересное зрелище.
Любил слушать Николя и бурлацкие песни.
Мы не воры, не разбойнички,
Стеньки Разина работнички...--
разносится по улицам Саратова, когда бурлаки, окончив работу, под праздник идут толпой в вечерней темноте.
А в летний день на берегу Волги звуки их песен сливаются с шумом реки, и горячий ветер, обвевая их обожженные солнцем плечи, далеко разносит вдоль саратовских берегов могучую "Дубинушку".
Нельзя не полюбить бурлаков вместе с Волгой, вместе с солнцем, вместе с родной саратовской землей.
ПОЧЕМУ БЕГУТ?
Однажды зимою Николай сидел у окна в угловойкомнате. Из окна интересно было смотреть: летом мимо дома Чернышевских по улице, заросшей зеленой травой, мчались почтовые тройки с колокольчиками; зимой в голубом бархате и собольих душегрейках проезжали на тройках разряженные купчихи.
В это воскресенье сначала никого не было видно. Вдруг -- что такое? Сломя голову бегут несколько человек, за ними еще, еще. Может быть, случился пожар? Да нет, набата не Слыхать, и зарева не видно. Между тем бет такой отчаянный, что глядеть страшно. Так бегут только спасаясь от погони. Где же опасность? Народ все прибавляется. Скоро оказалась запруженной вся улица. Тут не только мальчик был поражен, но и все взрослые в доме побросали свои дела и тоже поспешили к окнам. Смотрят и дивятся. Перед глазами мелькают и простые полушубки, и армяки, и волчьи шубы, и шинели. Вон бегут мальчишки лет двенадцати, а рядом -- старики с белыми бородами. Но больше всего -- рослых, крепких людей, прямо силачей на вид.
Увидев их, родные все поняли.
-- Это их, должно быть, погнали с кулачного боя,-- объясняют они мальчику.
Они не ошиблись. Кулачные бои в ту зиму происходили на Волге, недалеко от дома Чернышевских.
Оказывается, бой был в полном разгаре, как вдруг на берегу появились полицейские с несколькими будочниками. Увидев их, бойцы бросились бежать, а будочники погнались за ними.
Эта картина поразила Колю Чернышевского, и он несколько дней вспоминал ее и задумывался. Как же это так? Ведь эти бегущие люди -- силачи, волжские богатыри, народ восхищается их силой, а будочники -- старые отставные солдаты, иногда даже с деревянной ногой.
Почему же сильные бегут от слабых? Ведь достаточно одному из них обернуться, остановиться перед будочником, и он одной рукой сомнет пятерых. И все-таки бегут! Не укладывалось это в голове мальчика.
"Ведь это все равно, что сказать: дуб есть хилая липа, свинец есть пух, белое есть черное", -- размышлял он.
Невольно приходило в голову сравнение, что полицейские -- волки, а народ -- медведь. Только почему же медведи превращаются в телят и козлов? Стыдно даже называть их так. Зачем они бегут, как зайцы, от нескольких крикунов, которые не смели бы подойти близко к одному из них, если бы он хоть слегка нахмурил брови и сказал: "Назад!"
Но дома не с кем поделиться этими мыслями. Папенька и маменька считают, что так и должно быть. Если бы будочнику было и девяносто лет, все равно надо его слушаться. Это -- власть.
Николай молчит, но ему продолжает казаться, что тут что-то не так.
Опять стало пусто и тихо на улице. Николя отходит от окна.
День ясный, морозный. Хочется побегать по двору. Соседские ребята обещали прийти. Как только маменька с папенькой уедут в гости, так и на Бабушкин взвоз можно отправляться, там большие дровни у дома купца Васяткина стоят. На них по утрам водовоз ездит за золой к проруби.
Николя одевается и выходит во двор. Шагах а двадцати от дома во дворе притулилась кухня -- совсем деревенская избушка: окна вровень с землей, в них летом петухи и куры заглядывают. Сегодня воскресенье, поэтому в кухне людно. Каждый праздник сюда стекаются нищие, убогие, слепые, хромые. С утра ставятся самовары. На столе--горы бубликов. На особом блюде много медных пятаков и гривен. Это все для них. Почти весь день у них уходит на чаепитие. Но молча чай не пьется, хочется душу отвести в приятной беседе и за приятным угощением.
Иногда сюда заходит Николя -- посмотреть и послушать. Старые люди так интересно рассказывают! Особенно старушка одна, дряхлая уже, а как начнет говорить -- не отошел бы. Пришла ли она сегодня? Тут, на своем любимом месте с краю сидит. В прошлый раз кто-то спросил ее про пугачевщину. Она тогда девочкой-подростком была.
-- Как не помнить, -- закашлялась старушка, -- такие страсти до смерти не забываются...
Николя слушал с бьющимся сердцем. В саратовской газете печатались очерки об усмирении движения Пугачева. Там он злодеем и разбойником назван. Николя все это читал, знает. А здесь, в рассказе старушки, то же самое звучит совсем по-другому. Сегодня она опять рассказывает про пугачевщину...
Страшная расправа придавила камнем крестьянские плечи. Опустели села и поля, народ гнали на лютую казнь. Настал голод, и в саратовском крае пошли болезни. На крестьян были наложены новые подати, которых они раньше не платили. Особенно тяжкой была канатная подать.
-- Что это за канатные деньги, бабушка? -- спрашивают слушатели.
-- И-и-и, родимые! Страшно даже вымолвить. Веревок-то не хватало. А ведь надо было вязать крестьянскую силу: связывали вместе по десять человек и гнали. Надо было и вешать. Вот и наложили канатную подать. Для самих себя мужики вили пеньку и денежки на нее выкладывали.
-- Для самого себя народ виселицы готовил, -- слышит Николя чей-то вздох. На лице у него недоумение. Здесь опять что-то непонятное. Как это так? Не потому ли и теперь бегут люди от будочников?
Его размышления прерваны веселыми криками товарищей. Они прибежали к Николе с салазками. Смеркается. Скоро для папеньки с маменькой заложат старую бричку, и они поедут к протоиерею {Протоиерей -- старший священник.} Вязовскому в гости на Армянскую улицу. Скорей бы отправлялись?
И вот наконец Николя на Бабушкином взвозе. Его окружают ребята. Они дружно хватают дровни, скидывают с них бочку для воды и усаживаются всей гурьбой Николай впереди. Он правит.
Ух! -- помчались дровни вниз к Волге. Только держись! Шум, гвалт, хохот, крики! Лица раскраснелись, шапки набоку.
Не узнать тихого мальчика в очках. Куда девалась "красная девица", как в шутку называли Колю Чернышевского родные за его застенчивость!
С развевающимися кудрями, в съехавшем куда-то на спину малахае стоит он, бесстрашный и смелый, и далеко слышен его победный крик, когда он направляет сани на самое опасное место -- через ухабы прямо к проруби. Он знает, что через прорубь перелетишь, только если хорошенько разгонишь дровни. И он умеет разогнать их так, что вместе с ним никто ничего не боится.
Где-то далеко на городской площади кряхтит старый будочник в полосатой будке, до которой доносятся юные голоса. В лачужке на берегу Волги ворочается без сна старушка, рассказывавшая о страшных канатных деньгах. А Николай Чернышевский опять летит, как на крыльях, с ледяной горы и опять правит без всякого страха.
ТАИНСТВЕННЫЙ ОГОНЕК
Бабушка Пелагея Ивановка не умеет скучать и никогда не чувствует себя одинокой. Сидя у окошка в кругу своих сестер, она неутомимо шевелит спицами под неумолчный разговор. Николя привык видеть по вечерам в угловой комнате собрание бабушек в темных старушечьих платьицах, с шалями на плечах и спинами в руках. Это сестры бабушки Пелагеи Ивановны: Анна Ивановна, Мария Ивановна, Прасковья Ивановна. Все они похожи одна на другую. Иногда к ним присоединяются соседние седовласые приятельницы. А то пригласят к себе еще странницу и слушают ее рассказы.
Однажды осенью, лежа на полу перед раскрытой картой Саратовской губернии, Николя старательно обводил на ней кружочками названия сел и деревень татарского происхождения. Это была его первая научная работа: задание любимого учителя Гордея Семеновича. Из соседней комнаты до слуха мальчика доносилась, как журчание ручейка, приглушенная беседа старушек. Они явно были чем-то взволнованы. Что случилось? Николя невольно начал прислушиваться.
-- Да, каждую ночь на Соколовой горе вижу из окна этот огонек -- будто свеча теплится, -- не торопясь повторяет несколько раз старшая из бабушек.
Слушательницы ахают и не могут успокоиться.
-- Слышишь, Николя? Бросай свою карту, иди послушай!
Николя с удовольствием послушает: его интересует все новое, неожиданное и необыкновенное.
Он поднимается с полу и присаживается к Пелагее Ивановне.
-- Раз огонек появился, значит, возжигается небесный свет в знак того, что на этом месте откроются мощи.
-- Что такое мощи? -- спрашивает Николя.
-- А вот что. Много лет тому назад тут был похоронен праведный человек, и он будет прославлен тем, что тело его в могиле не истлеет, -- объясняют бабушки.
Никеля смотрит на их умиленные лица.
-- Теперь надо каждый день смотреть из окон, не пропустить, -- озабоченно говорят старушки, -- вот будет радость! А честь какая нашему городу-то!
Так и началось наблюдение из окна. Огонек действительно долго мерцал в той стороне, где стояла ветряная мельница, -- на пустыре около мужского монастыря. На эту мельницу и раньше заглядывались родители Николи, когда ездили в монастырскую рощу.
-- Что-то странно: никогда не видно, чтобы эта мельница молола, да и построена она в таком месте, где горы ее закрывают от ветров, -- удивлялась мать Николи.
Светился, светился далекий огонек и вдруг погас.
-- Что случилось? -- всполошились бабушки. -- Неужто похитил кто святые мощи? Как же теперь наш город прославлен будет?
Еще раз пришли любоваться на огонек -- и на другой день то же: нет больше его, да и только.
-- Надо бы у Гаврила Ивановича спросить. Да нет его в городе: опять уехал по селам и деревням.
И матушке Евгении Егоровне скучно без Гавриила Ивановича.
-- Сходи, Любенька, за Устиньей Васильевной.
Устинья Васильевна Кошкина живет во флигеле на дворе Чернышевских.
Тридцатилетняя вдовушка уютно обставила свою незатейливую квартирку. То герань поливает, то карты раскладывает. В ногах постели кошка мурлычет. И никогда не бывает Устинья Васильевна одна: кумушки. подружки, тетушки вечно чай с вареньем у нее распивают. Больше всего на свете любит Устинья Васильевна свежие новости. Хлебом ее не корми, а уж только расскажи: где муж жену побил, у кого крестины, у кого свадьба налаживается. И рука у Устиньи Васильевны легкая, мягкая: когда Евгении Егоровне нужно припарки приготовить, она уж тут как тут. И полечит, и каким-нибудь рассказом развлечет.
На этот раз Любенька застает ее возбужденной в беседе с одной из бесчисленных тетушек.
Ей не терпится передать матушке, что случилось сегодня днем.
-- Ах, матушка, -- говорит она Евгении Егоровне.-- Такого я сегодня насмотрелась, что словами не передашь.
Николя прислушивается. Что могло случиться?
-- За самую Митрофаньевскую площадь ходила,-- рассказывает Устинья Васильевна. -- Сказали, злодея будут у позорного столба выставлять. И вот едет телега, он сидит в ней, одет, как арестант, с бубновым тузом на спине. И кто бы, вы думали, этот злодей? Наш пристав {Пристав -- в царской России начальник городской полиции.} Баус! За ним народу -- тьма-тьмущая! Идут и глазам своим не верят.
Николя поражен. Перед ним встает фигура пристава, который после губернатора и полицмейстера подходит в церкви к папеньке целовать крест. Грудь у него выпячена, глаза навыкат, сбоку шпага висит. Даже смотреть боязно. И вдруг его -- к позорному столбу!
-- Да что же он сделал? -- спрашивает мальчик.
-- С ворами, с мошенниками связался, -- отвечает Устинья Васильевна. -- Главарем их был. Грабили прохожих, из домов тащили что могли, а потом каждый вечер собирались в ветряной мельнице. Зажгут свечку и делят награбленное добро. Баус почти все себе брал. Ну, один из шайки и донес на него. Мельницу оцепили и всех переловили. А самого Бауса -- к позорному столбу.
"Так вот какая власть бывает на свете! -- думает Николя. -- А какой важный к кресту-то подходил!.. И бабушки оконфузились: вместо мощей -- свечка в ветряной мельнице!"
Николя тихонько выходит из комнаты, чтобы смущенные старушки не увидели его смеющегося лица.
В эту ночь снится ему множество бубновых тузов. Они бегут друг за другом на коротеньких ножках, и у каждого -- вытаращенные глаза Бауса, его треуголка и шпага. Бегут, бегут и -- проваливаются в бездну. Николя засыпает крепким сном.
ЦВЕТЫ И ГЛИНА
Отцовская бричка с шумом въезжает в раскрытые ворота. Евгения Егоровна встречает Гавриила Ивановича на крыльце.
И Николя бежит из "Малой Азии" к папеньке. Он радуется его приездам, любит проводить вечера с отцом и расспрашивать, где он был и что видел в далеких местах.
Несколько раз в год Гавриилу Ивановичу нужно по долгу службы объезжать Саратовскую губернию.
На этот раз он возвращается невеселый. Да и где он мог увидеть веселое? Год неурожайный. Лето засушливое. Ожидается голод.
Вечером мальчика укладывают спать пораньше. Он нарочно закрывает глаза. Пусть думают, что он спит. Все равно отец будет рассказывать маменьке перед сном о своей поездке. Он всегда делится с ней тем, что у него на душе. И сегодня так будет. Надо только вытерпеть и дождаться.
В самом деле, девятый час на исходе. Это считается уже ночью. Все окна в доме закрыты ставнями, в спальне чуть мигает лампадка. Мальчик слышит тихую беседу.
-- Глаза бы мои не глядели на то, что творится, Евгения Егоровна, -- жалуется отец. -- Останавливался у помещика Николая Ивановича. С виду какой обходительный барин! Особенно цветы любит. А кто работает у него в цветниках? Ребятишки, вроде нашего Николая, за пятьдесят верст пешком к нему идут из далеких деревень. А кто дорогой их кормит? Никто. Милостыню должны просить. И так каждой осенью и каждой весной. Рано утром начинают работу, к вечеру кончают. И опять. Пообедать надо? Их гонят на деревню: "Просите милостыню у мужиков". Это дело? Чем, выходит, цветы политы? Голодной детской слезой. А голод надвигается на мужиков. Мор пойдет. Разгневался господь на наш край.
-- А у помещиков как с хлебом? -- спрашивает Евгения Егоровна.
-- В Лысогорском уезде сказывали мне, что помещик у крестьян все мало-мальские запасы отобрал: у кого пшеницу, у кого рожь, у кого овес. "Не нужно им, говорит, никаких запасов на зиму. А ежели понадобится хлебы печь, так у меня в овраге замечательная глина: розовая, питательная, вкусная. Я сам ее пробовал: жевать ее приятно. Лебеду в нее можно прибавить". Так и велел глину копать. Бабы попробовали печь -- ничего не выходит: глина, она глина и есть.
-- Батюшки-светы!--только и может выговорить Евгения Егоровна.
-- Ты уж об этом, матушка, помалкивай. Как бы беды не нажить. Господь милостив, может быть, поможет. Жаловаться на них, на помещиков, некому. А у нас с тобой деды и прадеды землю пахали. Вот скорбь и одолевает.
Гавриил Иванович долго молится перед сном.
Николя слышит папенькины вздохи, и мысли его далеко-далеко...
"Добрый у нас папенька, -- думает Николя. -- Крика никогда от него не слыхать, всегда ровный и ласковый". И с маменькой дружно живут. И уши у маменьки целы. Все уважают папеньку. Сам губернатор в церкви к нему первый подходит, руку целует. Все говорят: честнее Гавриила Ивановича нет человека. Как тогда с сахаром-то получилось..."
И перед Николей встает картина: отцу кланяются в пояс какие-то люди, а он так спокойно говорит:
-- Посмотрю ваше дело, помогу по возможности. Они совсем уж собрались уходить, а он им на прощанье:
-- Головку сахару забыли, прошу вас!
И подает им с окошка целую голову сахару в синей бумаге. А это они ему взятку принесли. Покраснели до ушей, не знают, что ответить, взяли обратно свое подношение и -- к двери.
Хорошо иметь такого отца. Только почему же, если его все уважают, он все-таки не может всегда делать только хорошее?
Нищие крестьянские ребятишки где-то под окнами просят дать кусочек хлеба. Они работали на солнце целый день. Их отгоняют, как назойливых мух: