Черный Саша
Эпиграммы

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    "Четыре нравственных урода..."
    Баллада
    Еще экспромт
    Реклама
    Из зеленой тетрадки
    "Когда смельчак найдет свой стиль..."
    "Художник в парусиновых штанах..."
    "По мненью критиков суровых..."
    "Когда б иную "знаменитость"..."


Русская эпиграмма второй половины XVII -- начала XX в.

   

Саша Черный

   

1885. "Четыре нравственных урода..."

             Четыре нравственных урода --
             Один шпион и три осла --
             Назвались ради ремесла
             "Союзом русского народа".
   
             Громить и грабить -- сесть в тюрьму,
             И конкуренция большая:
             Одних воров какая стая --
             Известно богу одному.
   
             А здесь идея и значки,
             Своя печать, свобода глотки,
             Любовь начальства, много водки,
             Патриотизм и пятачки...
   
             <1908>
   

1896. БАЛЛАДА

(Из "Sinngedichte" Людвига Фульда)

             Был верный себе до кончины
             Почтенный и старый шаблон.
             Однажды, с насмешкой змеиной,
             Кинжалом он был умерщвлен.
             Когда с торжеством разделили
             Наследники царство и трон,
             То новый шаблон, говорили,
             Похож был на старый шаблон.
   
             <1910>
   

1898. ЕЩЕ ЭКСПРОМТ

                       У старца Шварца
                       Ключ от ларца,
             А в ларце просвещенье.
   
                       Но старец Шварец
                      Сел на ларец
             Без всякого смущенья.
   
                      Сиденье Шварца
                      Тверже кварца --
             Унылая картина.
   
                      Что ж будет с ларцем
                      Под старцем Шварцем?
             Молчу, молчу невинно...
   
             Между 1908 и 1910
   

1908--1911. РЕКЛАМА

(Из "Sinngedichte" Людвига Фульда)

   

1

             Когда, спеша, себе плетете вы венки,
             Вас можно извинить -- ведь дело объяснимо:
             Всего лишь день живут бедняжки мотыльки --
             Им день до вечера хвалить необходимо.
   

2

             Муза к ветреным исканьям
             Остается ледяной:
             Не идет на содержанье,
             Но желает быть женой.
   

3

             В иных пробелах мысли
             Над бездной пустоты
             Цитаты образуют
             Ослиные мосты.
   

4

             Едва ль тебя узнает тот,
             Кто наблюдал твой честный пот
             В часы усерднейшей работы.
             Но расскажи мне: чем, мой друг,
             Ты наполняешь свой досуг,
             И я тебе открою -- кто ты.
   
             Март 1911
   

1912--1918. ИЗ ЗЕЛЕНОЙ ТЕТРАДКИ

   

1

             Холодный ветер разметал рассаду.
             Мрак, мертвый сон и дребезжанье штофов...
             Бодрись, народ! Димитрий Философов
                           Зажег "Неугасимую лампаду".
   
   

2. А. РОСЛАВЛЕВ

             Без галстука и чина,
             Настроив контрабас,
             Размашистый мужчина
             Взобрался на Парнас.
             Как друг облапил Феба,
             Взял у него аванс
             И, сочно сплюнув в небо,
             Сел с музой в преферанс.
   
   

3

             Почему-то у "толстых" журналов,
             Как у толстых девиц средних лет,
             Слов и рыхлого мяса немало,
             Но совсем темперамента нет.
   

4. ЧИТАТЕЛЬ

             Бабкин смел -- прочел Сенеку
             И, насвистывая туш,
             Снес его в библиотеку,
             На полях отметив: "Чушь!"
             Бабкин, друг, суровый критик,
             Ты подумал ли хоть раз,
             Что безногий паралитик
             Легкой серне не указ?..
   

5. ;СТИЛИЗАЦИЯ

             К баронессе Аксан'Грав
             Влез в окно голландский граф.
             Ауслендер всё до слова
             Записал из-под алькова,
             Надушил со всех сторон
             И отправил в "Аполлон";
             Через месяц -- деньги, лавры
             И кузминские литавры.
   

6. ТОНКАЯ РАЗНИЦА

             Порой вам "знаменитость"
             Подаст, забыв маститость,
             Пять пальцев с миной льва.
             Зато его супруга
             (И то довольно туго) --
             Всегда подаст лишь два.
   

7

             Немало критиков сейчас
             Для развлечения баранов
             Ведут подробный счет опискам...
             Рекомендую в добрый час
             Дать этим мелким василискам
             Губернский титул "критиканов".
   
             1911 или 1912
   

1919. "Когда смельчак найдет свой стиль..."

             Когда смельчак найдет свой стиль,
             Толпа кричит: "Какая гиль!
                          У стариков, брат, глаже!"
             А кто творит, как "старики",--
             Вновь недовольны чудаки:
                         Манера, мол, всё та же!
             Ну что ж... При жизни стариков
             Обычай тоже был таков,
                        И посуровей даже.
   
             <1912>
   

1920--1922. <ИЗ ЦИКЛА "ЭПИГРАММЫ">

1

             Художник в парусиновых штанах,
             Однажды сев случайно на палитру,
             Вскочил и заметался впопыхах:
             "Где скипидар?! Давай скорее вытру!"
             Но, рассмотревши радужный каскад,
             Он в трансе творческой интуитивной дрожи
             Из парусины вырезал квадрат
             И отослал в "Салон Ослиной кожи".
   

2

             По мненью критиков суровых,
             Парнас пустует много лет.
             Бесспорно, -- Пушкиных нет новых,
             Но ... и Белинских тоже нет.
   

3

             Когда б иную "знаменитость"
             Цирюльник наголо остриг, --
             Пожалуй, вся ее маститость
             Упала б на пол с гривой вмиг!
   
             <1912>
   

ПРИМЕЧАНИЯ

   Саша Черный -- псевдоним Александра Михайловича Гликберга (его стих. появлялись также за подписями: Г., Иван Чижик, С-а Ч-й, С-а Ч. и др.). Активно сотрудничал в ведущих сатирических журналах эпохи первой русской революции: "Зритель", "Альманах", "Маски", "Молот", "Леший", "Скоморох", с 1908 по 1910 г. -- постоянный сотрудник Сат. Здесь он нашел "действенный метод сатиры: надел на себя маску ненавистного ему обывателя и стал чуть не каждое стихотворение писать от имени этой отвратительной маски. Именно с этого времени началась для него всероссийская слава" (К. Чуковский, Саша Черный. -- В кн.: Саша Черный, Стих., БП, 1960, с. 9). К этому же времени относится и большинство эп-м и эпиграмматических циклов Саши Черного, написанных уже не от лица этой литературной маски. Некоторые из них вошли в сб. Саши Черного: Сатиры, кн. 1, СПб, 1910; Сатиры, кн. 1, изд. 2, доп., СПб., 1911 (выдержало несколько переизданий); Сатиры и лирика, кн. 2, СПб., 1911; Сатиры и лирика, кн. 2, изд. 2, 1913; Сатиры, кн. 1, новое, доп. изд., Берлин, 1922; Сатиры и лирика, кн. 2, новое, доп. изд., Берлин, 1922.
   1885. Сат., 1908, No 26, с. 3. Фульд Людвиг (1862--1939) -- немецкий поэт и драматург, автор сб. "Эпиграммы" ("Sinngedichte", 1909). 3. Пирр (319--272 до н. э.) -- царь Эпира; ценой огромных потерь, истощивших всю его армию, одержал победу над римлянами в битве при Аускуле (отсюда выражение "Пиррова победа").
   1896. Саша Черный, Сатиры, кн. 1, СПб., 1910, с. 95. Людвиг Фульд -- см. примеч. 1886.
   1898. Саша Черный, Сатиры, кн. 1, СПб., 1910, с. 122. Шварц -- см. примеч. 1863.
   1899--1905. Печ. по кн.: Саша Черный, Сатиры, кн. 1, СПб., 1910, с. 93. 3. Кант -- см. примеч. 374. 5. Сат., 1909, No 23. с. 8, под загл. "Слишком много". 6. Сат., 1910, No 2, с. 6, в цикле "Деликатные мысли". Сократ -- см. примеч. 218.
   1906. Сат., 1910, No 10, с. 9, подпись: С-а Ч-й. Гордин Владимир Николаевич (1882--?) -- беллетрист; речь идет, по-видимому, о сб. его рассказов "Одинокие люди", титульный лист которого существует в двух вариантах: на одном указан год издания -- 1909, на втором -- 1910.
   1907. Саша Черный, Сатиры и лирика, кн. 2, СПб., 1911, с. 65.
   1908--1911. "Киевская мысль", 1911, 19 марта. Людвиг Фульд -- см. примеч. 1886.
   1912--1918. Печ. по кн.: Саша Черный, Сатиры, кн. 1, новое, доп. изд., Берлин, 1922, с. 131. 1. Философов Дмитрий Васильевич (1872--1940) -- публицист и критик, один из руководителей петербургского Религиозно-философского общества; в 1912 г. издал сб. статей по религиозным вопросам "Неугасимая лампада". 2. Рославлев Александр Степанович (1883--1920) -- поэт и прозаик, эпигон символизма; известен пьяными скандалами. 3 -- "Киевская мысль", 1912, 3 мая, в цикле "Эп-мы". 4. Сенека Луций Анней (ок. 4 до н. э. -- 65 н. э.) -- римский философ, писатель и политический деятель. 5. Ауслендер Сергей Абрамович (1886--1943) -- писатель, сотрудничал в модернистских журналах "Золотое руно", "Весы", "Аполлон" (1909--1917); его повести являются искусной-стилизацией переводной литературы XVIII в. Кузмин Михаил Алексеевич (1875--1936) -- поэт, прозаик, драматург; проповедник эстетизма.
   1919. "Киевская мысль", 1912, 16 марта, в цикле "Эп-мы", из 8-х стих.
   1920--1922. "Киевская мысль", 1912, 3 мая, в цикле из 4-х стих. 1. "Салон Ослиной кожи". Намек на группу художников "Ослиный Хвост" во главе с М. Ларионовым.
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru