Чехов Александр Павлович
Чехов Ал. П.: биобиблиографическая справка

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

Оценка: 7.59*10  Ваша оценка:


  

Александр Павлович Чехов [Фотография]

  
   ЧЕХОВ, Александр Павлович [10(22).VIII.1855, слобода Крепкая под Таганрогом -- 17(29).V.1913, Петербург] -- прозаик, публицист, мемуарист. Старший брат А. П. Чехова. Окончив гимназию в Таганроге, Ч. поступает на естественное отделение физико-математического факультета Московского университета. Уже в студенческие годы начинает публиковаться в юмористических журналах и др. печатных органах ("Зритель", "Мирской толк", "Москва", "Будильник", "Московский листок"), чем во многом способствует приобщению к миру столичной журналистики юного Антона Чехова, вскоре пошедшего по стопам брата. По выходе из университета, с 1882 по 1886 г., Ч. служит чиновником поочередно в таганрогской, петербургской и новороссийской таможнях. С 1886 г. Ч.-- профессиональный газетчик и беллетрист, штатный сотрудник газеты "Новое время". Печатается также в "Петербургской газете", "Осколках", "Историческом вестнике", "Кавказе", "Смоленском вестнике" и в целом ряде других журналов и газет. Некоторое время был редактором специальных изданий "Слепец", "Пожарный", "Вестник Российского общества покровительства животным". Писал под псевдонимами Агафопод Единицын, Алоэ, Гусев, Пан Халявский, с 1886 г.-- А. Седой.
   Ч.-- автор множества репортерских заметок, очерков, публицистических и научно-популярных статей невероятно широкого тематического диапазона: от пожарного дела и фотографии до вопросов лечения алкоголизма и призрения душевнобольных. В 1897 г. вместе с психиатром В. В. Ольдерогге Ч. совершил поездку по островам Финского залива в поисках места для изоляционной колонии больных-алкоголиков.
   Как писатель сложился в 80 гг., отразив в своем творчестве настроения эпохи "безвременья": интерес к "малым делам" и повседневным проблемам обычного "среднего" человека Излюбленный жанр Ч.-- рассказ или маленькая повесть, основной герой которых, в полном соответствии с литературной тенденцией эпохи,-- мелкий чиновник или служащий, погруженный в бытовые заботы, чаще всего внутрисемейного характера. Наиболее распространенный мотив в прозе Ч.-- невозможность для героя вырваться из "цепей" нелепого, неудачного брака ("Цепи", 1895; "Бабья история", 1904), где царит полное взаимонепонимание между супругами, чреватое драматическим конфликтом ("Раскол", 1904). Произведения Ч. отличает повышенное авторское сочувствие своим героям с их прозаическими судьбами и маленькими житейскими драмами ("На маяке", 1887; "Птицы бездомные", 1895; "Скатерть", 1904), однако искренний пафос непротивления ударам судьбы, готовности мириться с ними как с неизбежностью далеко не всегда рождается у Ч. из самой плоти произведений и нередко напоминает своеобразную "благостную" тенденциозность, что, в свою очередь, находит выражение в примиряющей концовке, обычно малоубедительной и не отвечающей глубине затрагиваемых проблем ("Педагогический скандал", 1895; "Средние люди", 1904). В значительной мере эти черты творчества Ч. сказались в большой повести из студенческой жизни "Хорошо жить на свете!" (1904). Известно, что Антон Чехов еще в 1883 г. призывал брата "отречься от благоприобретенной субъективности" и неоправданного художнического "благодушия" (Чехов А. П. Полн. собр. соч. и писем. Письма.-- Т. I.-- С. 55).
   Другая группа рассказов Ч. написана в традициях юмористической журнальной прозы и т. н. "святочных рассказов", ежегодно появлявшихся в газетно-журнальной печати накануне рождественских праздников. Все они носят преимущественно развлекательный характер; в основе их лежит либо анекдотический случай ("Атавизм", "Разлучница", "Бабье горе" -- сб. "Княжеские бриллианты", 1904), либо загадочно-мистическая история, "тайна" которой в финале непременно объясняется вполне обыденными причинами ("Тришкина душа", "Сочельник в снежном заносе", "Художник и черт" -- сб. "Святочные рассказы", 1895).
   В начале 900 гг. в "Ведомостях Санкт-Петербургского градоначальства и столичной полиции", в целях заработка и сознательно ориентируясь на вкусы читателей газеты, Ч. напечатал несколько исторических романов ("За правого -- бог", 1903; "На высотах Кавказа", 1904, и др.), откровенная художественная слабость которых признавалась самим автором, уничижительно отозвавшимся о них в письме к Антону Чехову (см.: Письма А. П. Чехову его брата Александра Чехова.-- С. 412). Более интересны популярные исторические очерки Ч. о казачьем генерале Бакланове ("Богатырь-казак") и об одном из эпизодов крестьянского партизанского движения времен войны с Наполеоном ("Партизаны 1812 года"), опубликованные в 1912 г. в "Читальне народной школы".
   В последние годы жизни в "Вестнике Европы", "Русском богатстве", "Ниве" Ч. печатает воспоминания о детстве и отрочестве Антона Чехова. Обстоятельства и атмосферу жизни в Таганроге он описывает, исходя из чеховской фразы "В детстве у меня не было детства", воспринятой как толчок для всех имеющихся в воспоминаниях характеристик и обобщений. Несмотря на очевидную увлекательность и информативность воспоминаний, они, по мнению более молодых членов семьи Чеховых, изобилуют неточностями и недостаточно объективны.
   Сохранилась большая часть обширной переписки бр. Чеховых, в течение всего времени (1875--1904) носившей интимно-дружеский и юмористический характер. В письмах 70 гг. Ч. выступает как первый редактор присылаемых из Таганрога литературных опытов брата-гимназиста, но вскоре роли меняются, и беспристрастным критиком произведений старшего брата становится Антон Чехов. В целом он достаточно резко отзывался о беллетристических произведениях Ч., которым противопоставлял его письма, считая их "чертовски... художественными" (Чехов А. П. Полн. собр. соч. и писем. Письма.-- Т. I.-- С. 194) и свидетельствующими о незаурядном природном таланте автора. Помимо "уроков творчества" Антон Чехов в письмах брату давал уроки практической этики и эстетики. На фоне стремительного духовного роста Антона Чехова особенно зримыми становились как писательские, так и жизненные неудачи Ч., повторившего общую судьбу большинства составлявших "чеховскую артель" писателей-восьмидесятников, чье многообещающее начало оборачивалось, как правило, человеческой и творческой разбросанностью и несамостоятельностью.
   Соч.: Исторический очерк пожарного дела в России.-- Спб., 1892; Птицы бездомные.-- Спб., 1895; Святочные рассказы.-- Спб., 1895; Хорошо жить на свете! -- Спб., 1904; Княжеские бриллианты.-- Спб., 1904; Из детства Антона Павловича Чехова.-- Спб., 1912; В гостях у дедушки и бабушки.-- Спб,, 1912; Письма А. П. Чехову его брата Александра Чехова.-- М., 1939; Писатели чеховской поры.-- М., 1982.-- Т. 1.-- С. 76--107; Спутники Чехова.-- М., 1982.-- С. 112--120.
   Лит.: Ежов И. С. Александр Павлович Чехов и его переписка с братом Антоном Павловичем // Письма А. П. Чехову его брата Александра Чехова.-- М., 1939.-- С. 3--27; Чехов М. П. Вокруг Чехова.-- М., 1964.-- С. 45--46; Чехова М. П. Из далекого прошлого.-- М., 1960; Чудаков А. П. Антон Павлович Чехов. Биография писателя.-- М., 1987.-- С. 15--18, 72--73.

С. В. Тихомиров

   Источник: "Русские писатели". Биобиблиографический словарь.
   Том 2. М--Я. Под редакцией П. А. Николаева.
   М., "Просвещение", 1990
  

Оценка: 7.59*10  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Федеральные образовательные порталы по образованию.
Рейтинг@Mail.ru