ЧеховА. П. ВрачебноеделовРоссии // Чехов А. П. Полное собрание сочинений и писем: В 30 т. Сочинения: В 18 т. / АН СССР. Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. -- М.: Наука, 1974--1982.
Т. 16: Сочинения. 1881--1902. -- М.: Наука, 1979. -- С. 277--356.
ВРАЧЕБНОЕ ДЕЛО В РОССИИ
I
КАЛЕКИПЕРЕХОЖИЕ, СБОРНИК СТИХОВ И ИССЛЕДОВАНИЕ
П. БЕССОНОВА
Москва. 1861.
Сохраняйвасипомилуй:1
Буйные головы от боли,
Ясные очи от нищёты,
Живот-сердце от тошноты!
Вып. I, 14. Стих заздравный, 34--36. Стр. 36.
Попаси жь ему, господь бог,
Хлор, Лавёр лошадок,
Уласий коровок,
Настасей овецек,
Василий свинок,
Мамонтий козок,
Терентий курок,
Зосим Соловецкий пцолок...
Вып. I, 16. Песнь богоносцев, 17--25. Стр. 38.
Взглянул убогий (Лазарь) на небеса:
.................
"Вынимай душу скрозь ребра мои..."
Вып. I, 19. Лазарь убогой. 21. Стр. 43.
Сказал богатый:....
...............
Выньте мою душу во сахарныя уста....
Вып. I, 19. Лазарь убогой. 38. Стр. 44.
Ссылал господь бог трех пекельников,
Старших и больших, с зелезным крючьём,
По тую душу по богачову:
"Вырвите, вымкните с богача душу
Скрозь его три ребра и скрозь темя,
Несите ее вы крутя и мутя...
Вып. I, Лазарь убогой, 25, 104--110. Стр. 64.
...княгиня забременела,
Забременела княгиня святым духом,
В скором време забременела,
Легкия поноши споносила,
Споносила поноши сорок недель...
Вып. I, Алексей божий человек, 32, 27--32. Стр. 120.
В ту пору княгиня понеслася,
Оброчное время проносила,
Спородила детища -- сына...
Вып. I, Ал<ексей> божий чел<овек>, 34, 16--19. Стр. 144.
II
ПЕСНИ, СОБРАННЫЕ П. В. КИРЕЕВСКИМ.
Изд. О. Л. Р. С. 1868.
Он (татарчонок) и бьет доброго молодца (Илью), не жалует;
Дал он ему девять ран,
Десятую хотел смертную:
Ударил он его в ретиво сердце.
Вып. I, 1, 3, 47--50. Стр. 5.
СловаПутятинаПутятовича:
Вели там ему убить зверя лютого,
Зверя лютого, сивопряного, лихошерстного;
Вели вынуть из него сердце со печенью.
Вып. III. Данило Ловчанин. 39--41. Стр. 29.
А с того время-часу захворала скорбью недоброю,
Слегла княгиня (Апраксевна) в великое во гноище.
Вып. III. Сорок Калик со каликою. 3, 232--234. Стр. 96.
У Ильи был оберег* полтора пуда,
Полтора пуда был с четвертью...
Вып. IV, 3, 165--166.
Примечание: * По другим песням -- крест. Оберег -- ладонка, в значении талисмана: орловск., тульск.; в ладонке зашит сок
чертополоха с ладаном и воском; на севере -- выползенка змеиная; на востоке, пермск. и вятск., зашиты заговоры знахаря на бумаге. Северная поговорка: "Оберег внаи (очень, сильно) бережет". Стр. 18.
Скакал ему (Добрыне) татарин на белы груди,
Порол ему белы груди,
Вынимал сердце с печенью.
Вып. IV. С каких пор перевелись витязи на Святой Руси, 73--75. Стр. 110.
И летал ворон на сине море
Приносил мертвой и живой воды;
Вспрыскивал Алеша Добрыню мертвой водой,
Сросталося тело его белое,
Затягивалися раны кровавые;
Вспрыскивал его живой водой,
Пробуждался молодец от смертного сна.
Вып. IV. С каких пор перевелись витязи и проч. 140--148. Стр. 112.
АникаговоритСмерти: Я казну свою расточаю
По тем церквам по соборным,
По тем тюрьмам-богадельням...
Вып. IV. Аника Воин. Стр. 125.
И Смерть вынимала пилы неувидимы,
И подпилила у Аники в руцах и в нозях становные жилы...
Вып. IV. Аника Воин, 4, 68--70. Стр. 131.
Сослал господь по Аникину душу
Двух ангелов, двух архангелов,
И вынули Аникину душу
Сквозь рёбер-костей...
Вып. IV. Аника Воин. 4, 185--190. Стр. 135.
Известно, что янтарь ценился у древних не по одной красоте, а именно как снадобье и лекарство, носившееся в амулетах: так и у нас янтарь был издревле не только любимым ожерельем, но вместе оберегом шеи и груди, и всего тела; самое название ладонки едва ли не происходит отсюда же, от латыря (латырка, латонка) и только развитие христианства ввело сюда ладан...
Псковичи, торговавшие с древним славянским прибалтийским союзом, с Ганзою, поют в том же Стихе, Голубиной книге:
Белый Латырь камень всем камням отец:
С под камешка с под белого Латыря
Протекли реки, реки быстрые,
По всей земле, по всей вселенной2,
Всему миру на исцеление,
Всему миру на пропитание.
Известно, что по народному представлению море и море-Окиян есть источник для всех рек; а на этом море лежит Латырь, и Латырь целебный: отсюда, из-под того камня, все реки, отсюда целения... ... читаем в одном из списков Голубиной книги, ближайших к Свиткам Иерусалимским:
Камням камень-мать
Кармаус камень Илитор (илектрон):
И лежит он у моря Тёплого,
На восточном устье Волгском;
А коя рыба с моря пойдет
И о камень потрётся,
И на Русе той рыбы ловцам не добыть,
И птицам ее не убить,
И того году смерти ей не будет...
Здесь, хотя поприще действия перенесено уже к Черному морю, а с развитием торговли даже к Хвалынскому, или Каспийскому, но в основе те же представления об Алатыре, его чудодейственной и целебной силе, даже о трении, этом поразительном для древних свойстве янтаря, давшем в позднейшей науке имя электричеству.
Вып. IV. Примечания. Стр. II.
Он (Суровец) стегал коня по крутым бедрам,
Простегал кожу ровно до мяса,
А мясо рвал до белых костей...
Вып. IV. Примечание о Суровце Суздальце. Стр. XXIX.
Между столпотворением, от которого разделились и пошли народы, а вместе пошел и народ славянский со своим Дажбогом, до первых веков по Р<ождеству> Х<ристову>, когда славяне упоминаются, и до IX века, когда начинают говорить об себе на поприще положительной истории, лежало времени немало и не могли славяне наполнить его одной праздностью и бездействием... Вып. IV. Примечания LXX.
3 М. П. Погодин некогда получил от г. Меледина из города Семенова и поместил в "Москвитянине" (1843, No 12, стр. 507--511) следующие о сем деле любопытные предания: "В Нижегородской губернии, в Макарьевском уезде, в 40 верстах от города Семенова, есть село Владимирское, Люнда тожь. Близ села за полем красуется озеро Светлоярое, из которого вытекает небольшой источник... Поутру обыкновенно с благоговением умываются святой водицей из Светлоярого озера и пьют ее, как для исцеления от болезней, так и для предохранения от тяжких недугов души, соблазнов мира и козней лукавого; после непродолжительной молитвы расходятся посмотреть, где находится подземная обитель царствующих там угодников. В простые дни многие приходят к этому озеру, чтоб послушать... рассказов у пустынников, которые, пришед туда по усердию, выкапывают в земле землянки и подолгу живут там, пропитываясь подаянием от приходящих на молитву, из коих каждый ставит себе в обязанность принесть с собою несколько хлеба, свеч и денег. Тогда-то эти пустынники... складывают целые повести чудесного, как самовидцы, приходящих укладывают на ночь ближе к озеру и заставляют их вслушиваться, приложив уши к земле. Уверяют между тем, что тот больше услышит чудесного, кто больше имеет усердия к этой святыне, ... и что усердных берег этого озера ночью убаюкивает, качая их, как детей в люльке, что, говорят они, все усердные люди чувствуют сами. Стр. CXXI.
И расплатился Василий с попами и с дьяконами;
И которые старцы при церкви живут,*
Дает золотой казны не считаючи...
Вып. V. Василий Буслаев, 4, 196--199.
* Богорадные старцы, в богадельне, странноприимнице и больнице. Стр. 29.
Она (АвдотьяИвановна, женаТерентьища) с вечера трудна-больна,
Со полуночи недужна вся;
Расходился недуг в голове,
Разыгрался утин * в хребте,
Пустился недуг к сердцу,
Опустился недуг ниже пояса,
Во те ли во нижни во черева...
Вып. V. Гость Терентьище. 25--30.
* Боль в пояснице, чаще в спине, с нервным волнением, особенно когда что-то словно бьется или переливается, иначе в народе живчик. Стр. 55.
СловаТерентищи: А кто бы де недугам пособил,
Кто недуги бы прочь отгонил,
От моей молодой жены,
От Авдотьи Ивановны,
Тому дам денег сто рублев --
Без единыя денежки.
Вып. V. Гость Терентьище. 70--75. Стр. 56.
Говорит князь Роман сударь Митриевич:
"Ты не плачь, княгиня Марья Юрьевна,
Юрьевна ты, Лебедь Белая!
Я как съезжу в далеко-чисто поле,
Так сыщу там много знахарей,
Что могут тебе рассудить твой сон".
Вып. V. Князь Роман. 2. 20--25. Стр. 97.
Скоро повел (МалютаФедораИвановича) за Москву-реку
К этому месту ко Лобному
Ко этой плахе ко липовой,
Грозными казнити казнями
Очи вынимать косицами*
Язык вырезать из темени.
* Висками.
Вып. VI. Царь хочет убить сына. I, 55--60. Стр. 57.
Тут воскрикнул наш Грозный Царь
Царь Иван Васильевич:
"Есть у меня лекари и дохтуры?4
Лечите дядюшке ногу правую,
А с Малютки Скурлюткина
Снимите с живого шкуру!"
Вып. VI. Царь хочет убить сына. III, I, 159--165. Стр. 66.
Возговорит (ИоаннГр<озный>) громким голосом:
"Подайте мне первого дохтура,
Залечал бы ему ногу в три часа!" (МикитеРомановичу)
Вып. VI. Царь еще женится. 117--120. Стр. 113.
ГоворитМайстрюк:...
"Как я сяду на калиновом мосту,
Да буду брать пошлину:
Со стариков похоронное,
Со старух повивальное"...
Вып. VI. Царь еще женится. III, 3, 38--41. Стр. 130
Умертвил себя Борис с горя ядом змейным,
Ядом змейным, кинжалом вострыим.
Вып. VII. Убиение Царевича Димитрия. 2, 28--29. Стр. 3.
Ее (ОленушкуКлементьевну, женуТерентия) с вечера недуги берут,