|
Скачать FB2 |
| |
Антон Павлович Чехов
ВИШНЕВЫЙ САД
КОМЕДИЯ В 4-х ДЕЙСТВИЯХ
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА
Действие происходит в имении Л. А. Раневской.
ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ
Комната, которая до сих пор называется детскою. Одна из дверей ведет в комнату Ани. Рассвет, скоро взойдет солнце. Уже май, цветут вишневые деревья, но в саду холодно, утренник. Окна в комнате закрыты.
Входят Дуняша со свечой и Лопахин с книгой в руке.
Пауза.
Пауза.
Пауза.
Входит Епиходов с букетом; он в пиджаке и в ярко вычищенных сапогах, которые сильно скрипят; войдя, он роняет букет.
Дуняша входит, подает Лопахину квас.
Слышно, как к дому подъезжают два экипажа. Лопахин и Дуняша быстро уходят. Сцена пуста. В соседних комнатах начинается шум. Через сцену, опираясь на палочку, торопливо проходит Фирс, ездивший встречать Любовь Андреевну; он в старинной ливрее и в высокой шляпе; что-то говорит сам с собой, но нельзя разобрать ни одного слова. Шум за сценой все усиливается. Голос: "Вот пройдемте здесь..." Любовь Андреевна, Аня и Шарлотта Ивановна с собачкой на цепочке, одетые по-дорожному. Варя в пальто и платке, Гаев, Симеонов-Пищик, Лопахин, Дуняша с узлом и зонтиком, прислуга с вещами -- все идут через комнату.
Уходят все, кроме Ани и Дуняши.
Входит Варя, на поясе у нее вязка ключей.
Дуняша уже вернулась с кофейником и варит кофе.
Входит Яша с пледом, дорожной сумочкой.
Пауза.
Входит Фирс; он в пиджаке и белом жилете.
Входят Любовь Андреевна, Гаев, Лопахин и Симеонов-Пищик; Симеонов-Пищик в поддевке из тонкого сукна и шароварах. Гаев, входя, руками и туловищем делает движения, как будто играет на биллиарде.
Аня подает руку Лопахину и Пищику, уходит и затворяет за собой дверь.
Фирс кладет ей под ноги подушечку.
Входят Варя и Яша.
Пауза.
Все смеются.
Шарлотта Ивановна в белом платье, очень худая, стянутая, с лорнеткой на поясе проходит через сцену.
Все смеются.
Входит Трофимов, в поношенном студенческом мундире, в очках.
Она оглянулась на него.
Любовь Андреевна глядит с недоумением.
Любовь Андреевна обнимает его и тихо плачет.
Любовь Андреевна, Трофимов, Пищик и Фирс уходят. Остаются Гаев, Варя и Яша.
Пауза.
Аня показывается в дверях.
Пауза.
Входит Аня.
Входит Фирс.
Пауза.
Идут.
Далеко за садом пастух играет на свирели.
Трофимов идет через сцену и, увидев Варю и Аню, останавливается.
Занавес
ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ
Поле. Старая, покривившаяся, давно заброшенная часовенка, возле нее колодец, большие камни, когда-то бывшие, по-видимому, могильными плитами, и старая скамья. Видна дорога в усадьбу Гаева. В стороне, возвышаясь, темнеют тополи: там начинается вишневый сад. Вдали ряд телеграфных столбов, и далеко-далеко на горизонте неясно обозначается большой город, который бывает виден только в очень хорошую, ясную погоду. Скоро сядет солнце. Шарлотта, Яша и Дуняша сидят на скамье; Епиходов стоит возле и играет на гитаре; все сидят задумавшись. Шарлотта в старой фуражке; она сняла с плеч ружье и поправляет пряжку на ремне.
Пауза.
Яша подпевает.
Пауза.
Пауза.
Пауза.
Пауза.
Пауза.
Дуняша порывисто обнимает его.
Яша остается, сидит возле часовни. Входят Любовь Андреевна, Гаев и Лопахин.
Пауза.
Пауза.
Пауза.
Фирс входит; он принес пальто.
Пауза.
Входят Трофимов, Аня и Варя.
Все усаживаются.
Все смеются.
В глубине сцены проходит Епиходов и играет на гитаре.
Все сидят, задумались. Тишина. Слышно только, как тихо бормочет Фирс. Вдруг раздается отдаленный звук, точно с неба, звук лопнувшей струны, замирающий, печальный.
Пауза.
Пауза.
Показывается Прохожий в белой потасканной фуражке, в пальто; он слегка пьян.
Варя испугалась, вскрикивает.
Смех.
Уходят все, кроме Трофимова и Ани.
Пауза.
Пауза.
Слышно, как Епиходов играет на гитаре все ту же грустную песню. Восходит луна. Где-то около тополей Варя ищет Аню и зовет: "Аня! Где ты?"
Пауза.
Голос Вари: "Аня! Где ты?"
Идут.
Голос Вари: "Аня! Аня!"
Занавес
ДЕЙСТВИЕ ТРЕТЬЕ
Гостиная, отделенная аркой от залы. Горит люстра. Слышно, как в передней играет еврейский оркестр, тот самый, о котором упоминается во втором акте. Вечер. В зале танцуют grand-rond. Голос Симеонова-Пищика: "Promenade a une paire!" Выходят в гостиную: в первой паре Пищик и Шарлотта Ивановна, во второй -- Трофимов и Любовь Андреевна, в третьей -- Аня с почтовым чиновником, в четвертой -- Варя с начальником станции и т. д. Варя тихо плачет и, танцуя, утирает слезы. В последней паре Дуняша. Идут по гостиной, Пищик кричит: "Grand-rond, balancez!" и "Les cavaliers a genoux et remerciez vos dames" {"Променад парами!"... "Большой круг балансе!"... "Кавалеры, на колени и благодарите дам" (франц.).}.
Фирс во фраке проносит на подносе сельтерскую воду. Входят в гостиную Пищик и Трофимов.
Слышно, как в соседней комнате играют на биллиарде. В зале под аркой показывается Варя.
Входят Любовь Андреевна и Шарлотта Ивановна.
Ей отвечает таинственный женский голос, точно из-под пола: "О да, погода великолепная, сударыня". Вы такой хороший мой идеал... Голос: "Вы сударыня, мне тоже очень понравился".
За пледом стоит Аня; она делает реверанс, бежит к матери, обнимает ее и убегает назад в залу при общем восторге.
Поднимает плед; за пледом стоит Варя и кланяется.
Входит Яша.
Слышно, как в передней кто-то быстро идет по лестнице и вдруг с грохотом падает вниз. Аня и Варя вскрикивают, но тотчас же слышится смех.
Вбегает Аня.
Начальник станции останавливается среди залы и читает "Грешницу" А. Толстого. Его слушают, но едва он прочел несколько строк, как из передней доносятся звуки вальса, и чтение обрывается. Все танцуют. Проходят из передней Трофимов, Аня, Варя и Любовь Андреевна.
Аня и Варя танцуют.
Фирс входит, ставит свою палку около боковой двери.
Яша тоже вошел из гостиной, смотрит на танцы.
Трофимов и Любовь Андреевна танцуют в зале, потом в гостиной.
Входит Аня.
Входит Пищик.
Перешли в зал.
В зале фигура в сером цилиндре и в клетчатых панталонах машет руками и прыгает; крики: "Браво, Шарлотта Ивановна!"
Музыка стихает.
Входит Епиходов.
Входит из залы Варя.
Он идет к двери, она за ним.
Епиходов вышел, за дверью его голос: "Я на вас буду жаловаться".
В это время входит Лопахин.
Голоса в зале: "Лопахин приехал! Ермолай Алексеич!"
Входит Любовь Андреевна.
Входит Гаев; в правой руке у него покупки, левой он утирает слезы.
Дверь в биллиардную открыта; слышен стук шаров и голос Яши: "Семь и восемнадцать!" У Гаева меняется выражение, он уже не плачет.
Пауза.
Любовь Андреевна угнетена; она упала бы, если бы не стояла возле кресла и стола. Варя снимает с пояса ключи, бросает их на пол, посреди гостиной, и уходит.
Слышно, как настраивается оркестр.
Играет музыка, Любовь Андреевна опустилась на стул и горько плачет.
В зале и гостиной нет никого, кроме Любови Андреевны, которая сидит, сжалась вся и горько плачет. Тихо играет музыка. Быстро входят Аня и Трофимов. Аня подходит к матери и становится перед ней на колени. Трофимов остается у входа в залу.
Занавес
ДЕЙСТВИЕ ЧЕТВЕРТОЕ
Декорация первого акта. Нет ни занавесей на окнах, ни картин, осталось немного мебели, которая сложена в один угол, точно для продажи. Чувствуется пустота. Около выходной двери и в глубине сцены сложены чемоданы, дорожные узлы и т. п. Налево дверь открыта, оттуда слышны голоса Вари и Ани. Лопахин стоит, ждет. Яша держит поднос со стаканчиками, налитыми шампанским. В передней Епиходов увязывает ящик. За сценой в глубине гул. Это пришли прощаться мужики.
Голос Гаева: "Спасибо, братцы, спасибо вам".
Гул стихает. Входят через переднюю Любовь Андреевна и Гаев; она не плачет, но бледна, лицо ее дрожит, она не может говорить.
Оба уходят.
Пауза.
Яша осторожно ставит поднос на стул.
Пауза.
Трофимов в пальто входит со двора.
Лопахин вынимает бумажник.
Пауза.
Слышно, как вдали стучат топором по дереву.
Дуняша все время хлопочет около вещей; теперь, когда Яша остался один, она подошла к нему.
Входят Любовь Андреевна, Гаев, Аня и Шарлотта Ивановна.
Ей подают шляпу и пальто.
Входит Лопахин. Шарлотта тихо напевает песенку.
Слышится плач ребенка: "Уа, уа!.."
"Уа!.. уа!.."
Входит Пищик.
Пауза.
Яша кашляет.
Пауза.
За дверью сдержанный смех, шепот, наконец входит Варя.
Пауза.
Пауза.
Пауза.
Пауза.
Голос в дверь со двора: "Ермолай Алексеич!.."
Варя, сидя на полу, положив голову на узел с платьем, тихо рыдает. Отворяется дверь, осторожно входит Любовь Андреевна.
Пауза.
Входят Аня, потом Гаев, Шарлотта Ивановна. На Гаеве теплое пальто с башлыком. Сходится прислуга, извозчики. Около вещей хлопочет Епиходов.
Входит Трофимов, потом Лопахин.
Лопахин делает вид, что испугался.
Варя окидывает взглядом комнату и не спеша уходит. Уходят Яша и Шарлотта с собачкой.
Любовь Андреевна и Гаев остались вдвоем. Они точно ждали этого, бросаются на шею друг другу и рыдают сдержанно, тихо, боясь, чтобы их не услышали.
Голос Ани (весело, призывающе): "Мама!.."
Голос Трофимова (весело, возбужденно): "Ау!.."
Голос Ани: "Мама!.."
Голос Трофимова: "Ау!.."
Уходят.
Сцена пуста. Слышно, как на ключ запирают все двери, как потом отъезжают экипажи. Становится тихо. Среди тишины раздается глухой стук топора по дереву, звучащий одиноко и грустно.
Слышатся шаги. Из двери, что направо, показывается Фирс. Он одет, как всегда, в пиджаке и белой жилетке, на ногах туфли. Он болен.
Слышится отдаленный звук, точно с неба, звук лопнувшей струны, замирающий, печальный. Наступает тишина, и только слышно, как далеко в саду топором стучат по дереву.
Занавес
|