ЧАПЫГИН, Алексей Павлович [5(17.)Х.1870, дер. Закумихинская Каргопольского у. Олонецкой губ. -- 21.Х.1937, Ленинград] -- прозаик. Родился в крестьянской семье. Мать будущего писателя рано умерла. Благотворное влияние на формирование его таланта оказало народно-поэтическое творчество северного края -- былины, сказания, легенды; рассказы деда писателя --старого николаевского солдата, участника Крымской кампании. Закончил земскую начальную школу. Зимой 1883 г. отец Ч., служивший дворником в столице, вызвал сына в Петербург, где тот провел долгие годы в среде мелких ремесленников. Больше десяти лет Ч. обучался в живописно-малярных мастерских Петербурга, получил диплом живописца-ремесленника. Много занимался самообразованием, познакомился с русской и мировой классикой. Решение стать писателем созрело после встречи в 1895 г. с Д. В. Григоровичем, которому Ч. показал свои первые прозаические зарисовки. В 1902 г. входит в демократическую литературную среду, знакомится с В. Г. Короленко и Н. К. Михайловским. В журнале "Новая иллюстрация" (приложение к газете "Биржевые ведомости") в 1903 г. был опубликован очерк "Зрячие", который Ч. считал началом своего писательского пути.
Формирование идейно-эстетических взглядов Ч. проходило под влиянием демократической литературы XIX -- нач. XX в. Реалистическое по своей природе, раннее творчество Ч. отразило и кратковременные увлечения эстетическими поисками петербургского символизма. Ч. посещал некоторое время собрания религиозно-философского общества, бывал в кружке Вяч. Иванова, встречался с А. Блоком и Ф. Сологубом. Герои ранних произведений Ч., составившие его первый сборник рассказов "Нелюдимые" (1912),-- разнообразные типы петербургских низов: кровельщики, дворники, прачки, проститутки, босяки. В центре внимания писателя, как правило,-- одинокий человек, раздавленный страшным бытом, бесчеловечной эксплуатацией, стихией пьяного угара и агрессивного невежества. Лишь изредка мелькнет в его сознании мысль о красоте, радости труда, вспомнится пригрезившийся светлый сон, и снова потянутся грубые, безрадостные будни. Концовки большинства рассказов трагичны, проникнуты духом безысходности и человеческого бессилия ("Последний путь", 1906; "Барыни", 1907; "Минрга", 1910, и др.). По характеру отбора материала и изобразительным особенностям "петербургские" рассказы Ч. восходят к традициям "шестидесятников" -- писателей-разночинцев Н. Успенского, Ф. Решетникова, Н. Помяловского. Колорит произведений Ч. мрачен, их "крайний реализм" проявляется в использовании натуралистических деталей. Человек в ранней прозе Ч. одинок, безжалостен к окружающим. Отталкиваясь от сентиментального народолюбия либеральной журналистики 90--900 гг., Ч. сумел трезво сказать о темных сторонах народного сознания, о распаде народной нравственности в среде босячества.
В некоторых произведениях Ч., написанных в период послереволюционной реакции 1908--1910-гг., разрабатывались характерные для декадентства мотивы религиозных исканий, появились персонажи, наделенные болезненной психикой ("Смертный зов", 1908; "Прозрение", 1909). Однако не эти тенденции определили творческую эволюцию писателя. Летом 1911 г. Ч. уехал из Петербурга на родину. Воображение писателя все чаще обращается к миру северной деревни. На деревенском материале написаны рассказы "Послуга" (1914), "Бегун" (1916), "Лесной пестун" (1911), которые составили вместе с более поздними произведениями сборник охотничьих рассказов "По звериной тропе" (1918). В этих произведениях Ч. открывает неизвестный русской литературе мир северной деревни. Человек и природа, патриархальный быт и новые, капиталистические отношения, "зов тайги" и народная нравственность -- вот основные аспекты проблематики его нового цикла. Ч. мастерски передает колорит северного быта, волнующую красоту таежных уголков, своеобразную поэзию охотничьего промысла. Творческое сознание Ч. обогащается историзмом: сам северный материал с его столкновением древней патриархальности и нового, капиталистического уклада заставлял писателя обращаться к истокам народных верований и обычаев, разбираться в причинах раскола, ставить вопрос об исторической судьбе не знавшего крепостного права края. Именно в охотничьих рассказах, где впервые появились образы раскольников, "потаенных людей", Ч. подступал к исторической теме, которая станет главной в его творчестве советского периода. Произведения дооктябрьского периода -- зерно его будущих полотен "Разин Степан" и "Гулящие люди".
В 10 гг. Ч. создает крупнейшие произведения дооктябрьского периода. Драматичны события повести "Белый скит" (1913): противоборство крестьянского заступника, богатыря-отшельника Афоньки Креня с купцом-лесопромышленником Артамоном Вороной осложнено столкновением братьев Афанасия и Ивана. В основе повести -- мелодраматический сюжет, напряженность которого усиливается мотивами зоологической жестокости персонажей, убийств, сумасшествий. Главный герой повести Афоня -- олицетворение скрытой народной мощи, стихийного бунтарства. Его характер дан писателем в сплетении острых противоречий. Герои-правдоискатели Ч. редко поднимаются до раздумий о сложности русской истории, но суровый реализм освещения жизни, колористическая сочность зарисовок, стремление автора выявить социально-психологические истоки событий -- все это делает "Белый скит" книгой о судьбах всей предреволюционной России. "После бунинской "Деревни",-- писал В. Полонский,-- повесть эта -- самое сильное, что сказала о деревне наша беллетристика" (Летопись.-- 1916.-- No 3.-- С. 255). Повесть "На Лебяжьих озерах" (1916) отразила возросшее художественное мастерство писателя. Примыкая по материалу к повести "Белый скит", она в еще большей степени насыщена раздумьями о России, пронизана авторским лиризмом. Свойственный прежним произведениям Ч. налет этнографизма и натуралистичности в этой повести художественно преодолен. Лексическое богатство произведения предвосхищает красочное "узорочье" языка будущих исторических полотен Ч. К началу советской эпохи Ч. подошел как сложившийся писатель-реалист. Пытливый интерес к историческому развитию России, колористическое мастерство, живописность языка -- все эти особенности проявились в крупнейших произведениях Ч. советского периода -- романах "Разин Степан" (1926--1927) и "Гулящие люди" (1935--1937).
Соч.: Собр. соч.: В 7 т. / Предисл. В. А. Десницкого.-- М.; Л., 1928; Собр. соч.: В 5 т. / Подгот. текста и примеч. Н. Емельянова; Вступ. ст. Н. Тотубалина.-- Л., 1967--1969.
Лит.: Полонский В. Заметки о молодых // Летопись.-- 1916.-- No 3.-- С. 255--257; Семенов В. С. Алексей Чапыгин.-- М., 1974; Чалмаев В. А. Северное сияние таланта // Чапыгин А. П. Белый скит: Рассказы и повести.-- М., 1985.-- С. 5--18.