Болгарскія Колоніи въ Бессарабіи и Новороссійскомъ Крае. Статистическій очеркъ А. Скальковскаго. Одесса. 1848. Въ тип. Т. Неймана и Комп. Въ 8-ю д. л. 136 стр.
Эта книжка, по словамъ автора, "назначена въ особенности для памяти болгарскаго народа, водвореннаго въ Россіи" и для того вѣроятно, чтобъ помнили болгарскіе колонисты, когда вышли они изъ своего прежняго отечества, гдѣ и какъ теперь живутъ. Книжка раздѣлена на три части: 1) на исторію водворенія Болгаръ въ Россіи; 2) на географическо-топографическое обозрѣніе занимаемыхъ ими мѣстностей, и 3) на статистическій очеркъ настоящаго положенія основанныхъ ими колоній. Сверхъ того, колонисты: Кирило Минко, Дмитрій Каназырскій, Стоилъ Буиде, Стефо Кайчуфу, Мичу Ханіоски, вообще всѣ старшіе колоніи Болграда, Добре Чулокъ, Мошъ Дайно, Тодоръ Борберъ, Иванъ Пелтенъ, и многіе-многіе другіе колонисты съ чувствомъ собственнаго достоинства прочтутъ въ "Статистическомъ Очеркѣ" собственныя ихъ имена.
Что касается до читателей-не-колонистовъ, то они узнаютъ изъ первой части книги г-на Скальковскаго, что поселеніе болгарскихъ выходцевъ происходило съ 1752 по 1834 годъ включительно, что нѣкоторые изъ нихъ "загнаны въ нашъ край судьбами войны" (?), нѣкоторые оставили свое отечество по причинѣ наѣздовъ разбойничьей шайки Пасванъ-Оглу и Карафеджи, а нѣкоторые "искали въ Россіи убѣжища и пищи". Во второй, географическо-топографической части описываются колоніи, отдѣльно каждая, по слѣдующей общей для всѣхъ программѣ:
1) Названіе, и что значитъ оно въ переводѣ. На-примѣръ: Эрдекъ-Бурну -- утиный носъ, Дермендере -- мельничная долина, Инпуцита -- вонючая.
2) жители отличаются превосходнымъ хозяйствомъ, скотоводствомъ, садоводствомъ, винодѣліемъ, шелководствомъ и чистотою нравственности.
3) Церковь одна каменная, деревянная, чамурная или плетневая; а если нѣтъ никакой, то говорится такъ: "церкви еще нѣтъ, но есть деревянная часовня".
4) Жителей столько-то, земли столько-то.
Третья часть объясняетъ второй пунктъ этой программы -- цифрами, и, не отдѣльно, по каждой колоніи, а о всѣхъ колоніяхъ вообще, и потому болѣе другихъ частей походитъ на "статистическій очеркъ". Въ этой части -- земледѣліе, скотоводство, садоводство, винодѣліе, шелководство и нравственность колонистовъ представляются въ слѣдующемъ видѣ:
Слѣдовательно, 87,894 души обоего пола (46,335 муж. п.) имѣютъ 653,150 десятинъ, изъ которыхъ 592,351 удобной земли, т. е. круглымъ числомъ, слишкомъ по 6 1/4 десятинъ на душу.
"Хотя въ отношеніи внѣшняго порядка (?) и домостроительства (говоритъ г. Скальковскій) болгарскія колоніи еще далеко отстоятъ отъ колоній нѣмецкихъ вообще, а тѣмъ болѣе отъ менонитскихъ молочанскаго братства, нельзя однакожъ не согласиться, что въ послѣдніе пятнадцать лѣтъ онѣ сдѣлали весьма значительные успѣхи на этомъ поприщѣ... Хотя Болгаре, по трудолюбію и охотѣ къ хлѣбопашеству и огородничеству -- настоящіе Славяне, но въ обычаяхъ своего хозяйства они сохраняютъ съ одной стороны -- перенятую отъ магайцевъ булжакскихъ, бывшихъ сосѣдей своихъ, страсть къ скотоводству въ самой дикой его простотѣ; съ другой -- систему полеводства и хлѣбопашества, изученную между Турками и Греками въ прибалканскихъ земляхъ. Оттого предпочитаютъ они разведеніе волошскихъ овецъ и простаго, скота улучшеннымъ породамъ онаго; оттого сѣютъ преимущественно яровые хлѣба и питаются кашицею изъ кукурузы и похлѣ(е)бкою, истинно спартанскою... Вкусъ и охота къ садоводству сильно развита, у Болгаръ, воздѣлывавшихъ и въ своемъ отечествѣ за Дунаемъ прекрасные сады, оливковыя плантаціи и виноградники. Но отъ нихъ не должно покамѣстъ (?) ожидать ни ученаго расположенія садовъ, ни улучшеній въ породахъ фруктовыхъ, или къ украшенію служащихъ растеній... Лѣсоводствомъ въ частности (?), ни по охотѣ, ни по данному усердными колонистами примѣру, Болгаре не занимаются..., выдѣлываемое вино самаго простаго свойства, и изготовляется иногда даже безъ помощи прессовъ, въ.чанахъ, среди виноградниковъ, гдѣ выдавливаютъ его ногами, и немедленно, посредствомъ крановъ, спускаютъ въ бочки... Шелководство болгарскихъ колоній, не смотря на ихъ происхожденіе изъ турецкихъ областей, гдѣ шелковица любимое дерево, еще въ совершенномъ младенчествѣ, а въ Парканахъ (колонія близь Тирасполя, основанная герцогомъ Ришелье для распространенія садоводства и шелководства), извѣстныхъ нѣкогда своими тутовыми плантаціями, даже въ упадкѣ".
Чистота нравственности колонистовъ осталась безукоризненною и въ третьей части "Статистическаго Очерка": на все болгарское населеніе, въ теченіе 1846 года, приходилось 203 тяжебныя, спорныя и слѣдственныя дѣла, и виновныхъ въ прижитіи незаконныхъ дѣтей оказалось -- 5, а въ прелюбодѣяніи -- 1.
Въ 88-ми мужскихъ колонистскихъ школахъ въ 1847 году считалось 3,166 учениковъ, а въ одной женской школѣ -- двадцать ученицъ. Въ этихъ школахъ учатъ дѣтей русской грамотѣ, закону Божію и ариѳметикѣ.
Глава семейства, отецъ, иногда даже прадѣдъ, сохраняетъ во всю жизнь власть надъ семействомъ, которое весьма-часто состоитъ изъ трехъ или четырехъ поколѣній. Эта привычка къ нераздѣльности семейства до того сильна, что, не смотря на всѣ убѣжденія Министерства Государственныхъ Имуществъ, колонисты рѣшительно отказались отсылать своихъ дѣтей въ другія нѣмецкія колоніи для изученія тамошняго хозяйства, лѣсоводства и агрономіи. Внутреннее расположеніе и наружныя украшенія домовъ напоминаютъ восточную архитектуру. Женщины имѣютъ всегда особую половину, куда посѣтитель не проникаетъ. Иногда, въ знакъ особаго почета и уваженія, Болгаринъ зоветъ жену и даже дочь для пріема гостя; но онѣ обыкновенно, войдутъ, поклонятся и немедленно удаляются. По стѣнамъ избы, куда входитъ чужой человѣкъ, устроены широкіе диваны, иногда сдѣланные изъ земли и всегда покрытые коврами. Стѣны также украшены коврами, ручниками (работою и приданымъ дочерей), часто тарелками, вокругъ которыхъ расположены пучки засушенныхъ цвѣтовъ. Въ "красномъ углу" множество иконъ и передъ ними теплится одна или нѣсколько лампадъ. Не смотря на свойственную Болгарамъ скупость (нѣкоторые старики др-сихъ-поръ еще зарываютъ деньги въ землю), они любятъ гостепріимство и веселость. При малѣйшей возможности тотчасъ является музыка и танцы, особенно "жокъ", танецъ нисколько не веселый и не живой, состоящій въ простомъ, медленномъ движеніи тѣла и рукъ, но который "удивительно" забавляетъ пляшущихъ и смотрящихъ на пляску.