ЦЕХАНОВИЧ Александр Николаевич [3(15).3.1862 -- 25.2(9.3).1897, Петербург; похоронен на Волковом кладбище], прозаик, журналист. Из старинного польского дворянского рода. В 1860-х гг. семья Ц. жила в Киевской губернии, позднее -- в Петербурге, где его отец, Ник. Ив. Цеханович (надворный советник), сотрудничал в газете "Голос". С 1876 учился в 1-й петербургской военной гимназии, в 1879 приказом главного начальника военно-учебных заведений переведен в 3-ю петербургскую военную гимназию; вольнослушателем посещал лекции в Технологическом институте. В детстве и юности много болел, лежал в петербургской Обуховской больнице; уже в одной из первых публикаций (очерк "Драмы обуховской мертвецкой" -- "Свет", 1886, 19--23 ноября) передал свои наблюдения, накопленные за время пребывания в ней. По-видимому, болезнь и больничные впечатления повлияли на формирование у Ц. пессимистического взгляда на мир, нашедшего отражение в его творчестве (все -- СПб.): "Драма в стенах больницы: Роман-хроника" (1890); "Под ножом (из жизни прозектора)" (1897); "Доктор Курганов. Роман из быта врачей" (1901).
Начинал с лирических стихов (первая публикация -- "Дайте гитару! Дайте вина!.." "Шут", 1885. No 5, 2 февр.), воспроизводящих штампы поэзии последней трети XIX в ("Тебе несу, небес богиня, / Тоскою вымученный крик, / Страшна неверия пустыня, / Где бродит дух мой, зол и дик" -- "Рождественской звезде" ("Звезда", 1888, No 1, 12). С 1886 жил литературным трудом, печатался в изданиях В.В. Комарова: газете "Свет" ни (в т.ч. стихотворения 1886: "Памяти Гоголя", 25 апреля; "Бродяга" -- 5 июня) и журнале "Звезда" (в 1888 его ред.). Публиковал стихи и рассказы в журналах "Стрекоза" (1886), "Всемирная иллюстрация" (1886), "Родина" (1886-90), "Петербургская жизнь" (1892), "Нива" (1893-94) и др., газете "Минута" (1887--89) и еженедельном приложении к газете "Сын отечества" (1887). Более оригинальными были его импрессионистские "отрывки", "этюды", "очерки", в которых ощутимы преддекадентские мотивы и настроения: презрение к миру, отвращение к повседневности, страх и отчаяние, ощущение бессмысленности жизни и неотвратимого приближения смерти, цинизм (характерен один из его псевдонимов -- Добрый циник): "Сумерки жизни", "Сказка души". "Прав ли он?" и другие -- собраны в сборник "Рассказы, афоризмы и стихотворения" (СПб., 1897; сочувственная рецензия: у него "было свое мировоззрение, он иногда говорил свое слово, а это, к сожалению, стало довольно редко теперь..." -- "Новь", 1897. No 18, обложка).
Сведения о раннем периоде жизни Ц. скудны. Автор некролога в газете "Русь" туманно писал, что "жизненные обстоятельства сложились для него таким образом, что ему пришлось направить свое дарование в нежелательную сторону" (1897, 28 февр.). Можно предположить на основе ряда деталей, что автобиографический характер носит повесть "Мстинские тритоны" ("Ежемесячные литературные приложения к журналу "Нива", 1894. No 5--6) о молодом человеке, который попал в нехорошую компанию, кутил и был выслан в уездный город, и рассказ "Несчастный человек", герои которого, начав печататься, жил бедно, "носил потертое модное платье и во всей фигуре проявлял склонности того русского "дэндизма", который является итогом финансовой и нравственной беспомощности" ("Рассказы, с. 67).
Известность приобрел романами, печатавшимися в "Петербургской газете" (1890--96) и "Петербургском листке" (1894). Произведения Ц. написаны в мелодраматическом ключе, действие их нередко происходит в аристократии, или театральной среде, герои -- прожигатели жизни, при этом романтические мотивы сочетаются с натуралистическими описаниями в духе Ги де Мопассана и Э. Золя. Успех имел роман "Петербургская Нана" ("Петербургская газета", 1893, 1 июля ... 29 сент.; отдельное издание -- СПб., 1894: 4-е изд. -- СПб., 1915) о молодой провинциальной девушке, стремящейся к наслаждениям и роскоши, которая бежит в Петербург и после ряда любовных приключений и столкновения с "омутом" столичной жизни становится куртизанкой и вскоре гибнет. Близки по характеру романы "Звезда балета" ("Минута", 1889, 8 авг.... 9 окт.), "Метеор" ("Романы оригинальные и переводные. Бесплатное приложение к газете ,,Луч"", 1891. No 11, 12; отдельное издание -- СПб., 1891). "Вокруг миллиона" (там же, 1892. No 1), "Лишние люди" (отдельное издание совместно с повестью "Мстинские тритоны" -- СПб., 1903, 2-е изд. -- Петроград, 1915). В ряде произведений проявился интерес Ц. к психиатрии (описание сумасшедшего дома в романах "В больнице" ("Романы ... приложение к газете ,,Луч"", 1893, No 6, 7, б. п.), "Русский Рокамболь", а роман "Новая сила" ("Минута", 1888, 9--31 окт.; отдельное издание -- СПб., 1890) весь посвящен использованию гипнотизма с преступными целями, в т. ч. и для убийства]. Наиболее популярны у читателей были уголовные романы Ц., созданные под влиянием французского авантюрно-приключенческого и детективного романа (П. А. Понсон дю Террайль, Э. Габорио и др.) и "Петербургских трущоб" В. В. Крестовского; в них присутствовали "всевозможные трагические совпадения, любовные похождения, ловко задуманная интрига, кровь, выстрелы и удачные эффекты", которые "производили на поклонников русских романов на французской подкладке надлежащее впечатление" ("Русь". 1897, 28 февр.). Однако от французских образцов они отличались большей психологизацией, акцентом на морально-этической проблематике и бытописании. Герои их готовы на самые ужасные преступления ради денег, при этом они демонстрируют интеллект и энергию, а также своеобразное чувство чести. Герой романа "Русский Рокамболь" ("Петербургская газета", 1891, 24 дек. ... 1892, 28 июля; отдельное издание -- СПб., 892) и его продолжения "Выходец из могилы" ("Романы ... приложение к газете ,.Луч"". 1893, No 3) -- незаконный сын графа, идущий на убийство, чтобы разбогатеть и получить высокое положение в обществе. Схожий герой в центре романа "Страшное дело" ("Петербургский листок", 1894, 21 сент. ...17 окт.; отдельное издание - СПб., 1902, 2-е изд., П., 1915), по характеристике автора, "это человек нашего века, это злодей во вкусе начала его, это поклонник денег, это человек без принципов, кроме одного, заключающегося в девизе -- все хорошо, что богато, нарядно, имеет хороший вид" (цит. по: "Романы", М., 1995, с. 333). В "романе" "Темный Петербург", представляющем собой цикл из пяти повестей ("Дочь вора", "Тайна угрюмого дома", "Дето промышленники", "На рынке любви", "Совы"), объединенных несколькими общими персонажами (первая, опубликована без подписи под названием всего цикла, -- "Петербургский листок", 1894, 29 марта... 3 мая; все пять под псевдонимом А. Маскин -- "Романы ... приложение к газете ,.Луч"", 1895, No 1--4; отдельное издание -- СПб., 1901, 2-е изд., 1902), живописуется петербургское "дно" -- воры, мазурики и т.д. Действие романа "Кровавый туз" ("Петербургская газета", 1895, 1 ноября - 30 декабря: отдельное издание под названием "Невеста-вакханка" -- СПб., 1898) об игроке-убийце развивается в "игорно-амуреточном притоне" и проникнуто мотивами фатализма -- с ориентацией на пушкинскую "Пиковую даму".
По свидетельству А. В. Амфитеатрова. в нач. 1890-х гг. имя Ц. "было громко в маленькой прессе. Присяжный поставщик романов с приключениями ... выдавался из ряда сих мастеров несомненным литературным талантом. Его много читали в петербургской " полуинтеллигенции " и по железным дорогам. К сожалению, способный человек этот совершенно загубил свое дарование в рыночном многописании -- скорописью на быстрый срок, с потрафлением на вкус мелкобуржуазной публики" (Амфитеатров, с. 30--31). Ц. вел широкий образ жизни, нередко пил, кутил, играл в карты. А. Р. Кугель вспоминал, что он "писал свои романы в типографии... за стаканом вина или бутылкой пива" (Кугель, с. 149). Все это привело к обострению болезней и ранней смерти от чахотки.
Ц. несколько раз просил пособия у Литфонда (ИРЛИ, ф. 155, 1889 г.), члены комитета которого дали о нем негативные отзывы: "заявляет, что ему не на что купить себе обед, а ... считает возможным ездить на извозчике" (В. А. Манассеин); "в его собственном отношении к своим работам есть что-то антипатичное, почти циничное. Он пишет романы для той же мелкой прессы и сознательно приноравливается к ее требованиям. стараясь быть возможно "рокамболистее". Иногда ему удается "срывать" по 200 рублей за роман (как он сам выражается) и это, по-видимому, составляет предельный размер его авторского гонорара" (П. А. Гайдебуров). Тем не менее в 1889- 96 Ц. и его жена (которую он бросил с двумя детьми в 1894) неоднократно получали пособия от фонда.
С.Я. Стечькин отмечал в некрологе. что Ц. "был все-таки даровит. Это дарование проглядывало даже среди кучи газетного хлама, которым покойный наполнял столбцы дешевых газет и макулатурных журналов" ("Новости", 1897, 1 марта).
Другие произведения
Повести:
"Мертвая маска" ("Минута", 1887, 3-17 сент.)
"Петербург" ("Романы... приложение к газете "Луч"", 1893, No 2--4).
Русский Рокамболь, М., 2013 (Русский Рокамболь; Страшное дело);
Тайна угрюмого дома. Старый русский детектив, М., 2017.
Литература:
Сергеевич А., История русской литературы, СПб., б.г., с. 173;
Скроботов, с. 78, 80;
Амфитеатров А.В., Без сердца, Б., 1922, с. 30-33, 36--37, 89;
Кугель А.Р., Лит. вост, П --М., 1923.
* Некрологи, 1897: "Петербургский листок", 26 февр.; "Мировые отголоски", 26 февр.; "Петербургская газета", 26 февр.; "Гласность", No 92; "Новое Время", 27 февр.; "Исторический Вестник", No 4; "Всемирная иллюстрация", No 11. Брокгауз; Масанов (не учтены псевдонимы. А. Ц-ъ; А. Маскин).
Архивы:
ИРЛИ, ф. 155 (есть биогр.); ф. 123, он. 2, No 185 (письма С.Е. Добродееву. 1888-- 89);
РГВИА, ф. 314, on. 1, д. 452, л. 506об. (об учебе в 1-й петерб. воehucrfzен, г-зии).
А.И. Рейтблат.
Источник текста: "Русские писатели. 1800--1917". Биографический словарь. Том 6. С--Ч. - Москва: Большая Российская энциклопедия; СПб: Нестор-История, 2019. С. 581--592.