Цебрикова Мария Константиновна
Цебрикова М. К.: биобиблиографическая справка

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   ЦЕБРИКОВА, Мария Константиновна, псевдонимы -- Н. Р., М. Артемьева, М. К. Николаева и др. (1835, Кронштадт -- 20.III(2.IV).1917, Крым] -- критик, публицист, прозаик, переводчик. Родилась в семье генерал-лейтенанта Константина Романовича Цебрикова, которому, по ее словам, "обязана своим нравственным закалом" (Русский человек. Из воспоминаний // Современник.-- 1911.-- No 7.-- С. 152). Однако в формировании мировоззрения Ц. сказалось не столько влияние отца, сколько дяди -- Николая Романовича Цебрикова, декабриста, корреспондента
   A. И. Герцена (с его именем связаны некоторые псевдонимы писательницы). В одной из автобиографий она писала: "Училась я самоучкой. Дядя-декабрист дал политическое образование" (Могилянский А. П. Новые данные о М. К. Цебриковой -- С. 104). Начало литературной деятельности Ц. относится к 1860 г., когда в "Русском вестнике" (No 5--6) была напечатана под криптонимом Н. Р. ее повесть "Ошибка за ошибкой". Повести, рассказы, очерки, мемуары она публиковала и в дальнейшем: "Который лучше?" (Отечественные записки.-- 1863.-- No 8), "Записки гувернантки" (Спб., 1875), "Деревня в старину" (1891), "Мой отец" (М., 1911) и др., но предпочтение отдавала критике и публицистике.
   С 1886 г. Ц. помещала педагогические статьи в журнале "Детский сад", который впоследствии сама же редактировала (под названием "Воспитание и обучение"); с 1868 г.-- она деятельный сотрудник некрасовских "Отечественных записок", где печатаются ее переводы западноевропейских авторов, а также литературные портреты и критические этюды. Лучшие из них -- "Наши бабушки" (по поводу женских характеров в романе "Война и мир") (1868.-- No 6), "Псевдоновая героиня" (о романе И. А. Гончарова "Обрыв") (1870.-- No 5), "Героини молодой Германии" (о романах Ф. Шпильгагена "Один в поле не воин", "Молот и наковальня") (1870.-- No 6--8). Они напоминали читателям "тон покойного "Современника" и манеру Д. И. Писарева (Теплинский М. В.-- С. 216). Ц. анализировала также творчество А. Ф. Писемского (Гуманный защитник женских прав. По поводу романа А. Ф. Писемского "Люди сороковых годов" // Отечественные записки.-- 1870.-- No 2, и др.), М. В. Авдеева (Из огня да в полымя // Вестник Европы.-- 1871.-- No 6), Ф. М. Решетникова (Летописец темного люда (Романы и повести и рассказы Ф. Решетникова) // Русские общественные вопросы. Сб. "Недели".-- Пб., 1872), Н. Н. Златовратского (Народ в литературных эскизах. Повести и рассказы Златовратского // Дело.-- 1882.-- No 8), П. В. Засодимского (Беллетрист-народник. Собр. соч. П. Засодимского // Русская мысль.-- 1896.-- No 2), Н. Д. Хвощинской (Художник-психолог (Романы и повести В. Крестовского -- псевдоним) // Образование -- 1900.-- No 1--2) и др. писателей. В своих Литературно-критических статьях она решала не столько литературные, сколько публицистические задачи. Анализ произведений для нее зачастую лишь повод, чтобы высказать свое представление о задачах критики, новом герое, миссии писателя-гражданина. Ее она противопоставляла той, что отстаивали приверженцы "чистого искусства": "Наше время -- время борьбы; оно говорит: кто не за меня, тот против меня; оно требует от писателя служения жизни" (Отечественные записки.-- 1870.-- No 6.-- С. 200). Так, анализ женских характеров в "Войне и мире" Л. Н. Толстого всецело подчинен мысли о замкнутости и односторонности жизни "наших бабушек", проходившей в основном в "мире гостиной и в мире семьи". "Внучки", от лица которых как бы выступает Ц., хотят жить иначе, чем "бабушки" и "матери": "Мы рано из их собственной жизни поняли всю бедность этого наследства, все развращающее влияние вечной зависимости на женщину и создали наши права на то, чтобы жизнь наша была в наших руках, а не зависела от благосклонного взгляда мужчины или прихоти самодура, наши права на свое место в обществе, которое не он дает нам, а сами мы возьмем своими силами, на свою собственную жизнь, жизнь трудной и свободной деятельности, настоящую жизнь. Сильные этим сознанием, мы вступаем на новый путь" (Там же.-- 1868.-- No 6.-- С. 192).
   Будучи деятельной участницей женского движения, Ц. постоянно проводила идею равноправия женщин, ратуя за то, чтобы каждая из них могла стать "воспитательницей, которая даст нам граждан... и сама будет гражданкой, работающей по мере сил на пользу общества" (К вопросу о любви и ее морали.-- Спб., 1884.-- С. 46).
   Очень скоро статьи Ц. привлекли к ней повышенное внимание охранительных ведомств. Один из агентов III отделения доносил в 1872 г.: "Цебрикова занимает влиятельное положение в среде молодежи как писательница в нигилистическом направлении" (Цит. по кн.: Теплинский М. В. -- С. 215). С "нигилистами" ее связывали идейные и личные симпатии. В бытность в Швейцарии, где она в том же 1872 г. училась на медицинских курсах, Ц. познакомилась с некоторыми представителями революционной эмиграции и, согласно полицейским источникам, участвовала в создании русской библиотеки и женского социал-демократического общества. Еще раньше она сблизилась с прогрессивным публицистом и социологом В. В. Берви-Флеровским, а через него -- с членами петербургского народнического кружка "чайковцев", которые в 1873 г. издали и в дальнейшем активно использовали в пропагандистских целях ее рассказ "Дедушка Егор".
   Однако, примыкая к народникам по своей идеологии, Ц. никогда не одобряла насильственных методов их борьбы, в которой Россия, по ее мнению, теряла лучшую и наиболее талантливую часть молодежи. В то же время она не могла оставаться пассивным свидетелем произвола, особенно ощутимого в удушливой обстановке реакции 80 гг., и после безуспешных попыток организовать коллективный протест писателей решила сама "раскрыть глаза" царю на все происходящее. Написанное в 1889 г. резко обличительное "Письмо к императору Александру III", которое писательница считала своим главным произведением, представляет собой замечательный образец русской демократической публицистики. Предъявив адресату достаточно умеренные требования -- встать на путь реформ и искоренения административного произвола, за что ее впоследствии критиковали в революционных кругах (см., напр.: Плеханов Г. В. Соч.-- М.; П., 1923.-- Т. 3.-- С. 242--246), Ц. нарисовала при этом впечатляющую картину разного рода гонений и злоупотреблении, фактически обосновав неизбежность гибели царизма. Одновременно она подготовила статью "Каторга и ссылка", содержание которой составили "исповеди замученных душ" -- письма политссыльных Сибири, переданные ей деятельницами подпольного Красного Креста.
   И "Письмо", и статья были изданы тогда же за границей при непосредственном участии автора, она же по возвращении на родину вплоть до своего ареста (17 февр. 1890 г.) занималась их рассылкой. (Оба произведения получили широкий резонанс и позднее распространялись в России нелегально; легальные издания появились в 1906--1907 гг.) Высланная без суда в Вологодскую губ. (сначала в Яренск, а затем в Сольвычегодск), Ц. с достоинством переносила выпавшие на ее долю испытания. В 1892 г. ей было разрешено переселиться под надзор полиции в Краснинский у. Смоленской губ., в усадьбу Воробьеве, принадлежавшую прогрессивной издательнице О. Н. Поповой, где она продолжала заниматься литературной деятельностью, публикуя свои произведения под различными псевдонимами. С 1906 г. Ц. жила в Смоленске, а последние несколько лет, по совету врачей, провела в Крыму, у двоюродного брата Н. Н. Титушкина, жившего в Кореизе. Здесь незадолго до смерти до нее дошла весть о свержении самодержавия.
   Ц. не принадлежала к главным литературным силам эпохи и сама называла себя "рядовой работницей", но ее творческая деятельность неизменно вызывала уважение современников, в сознании которых она утвердилась как первая русская женщина -- критик и публицист, автор смелого протеста против деспотизма и своеволия, до конца оставшаяся верной своим убеждениям.
  
   Соч.: Детские рассказы.-- Спб., 1875; Мысль и труд.-- Спб., 1883; Записки бабушки.-- Спб., 1902; Письмо к Александру III. С приложением написанных для настоящего над. воспоминаний автора.-- Спб., 1906; Каторга и ссылка.-- Спб., 1907; М. М. Стасюлевич и его современники в их переписке / Под ред. М. К. Лемке.-- Спб., 1913.-- Т. V.-- С. 150--159; Который лучше? Охотничьи очерки // Свидание. Проза русских писательниц 60--80-х годов XIX века / Сост., вступ. ст., примеч В. Ученовой.-- М., 1987.-- С. 235--280.
   Лит.: Мануйлов В. А. М. К. Цебрикова и ее воспоминания // Звезда.-- 1935,-- No 6.-- С. 176--189; Теплинский М. В. "Отечественные записки". 1868--1884.-- Южно-Сахалинск, 1966.-- С. 214--227; Могилянский А. П. Новые данные о М. К. Цебриковой // Русская литература.-- 1971.-- No 1.-- С. 102--111; Ильин В. В. М. К. Цебрикова на Смоленщине (по архивным материалам) // Русская литература,-- 1978.-- No 4.-- С. 140--144; Кайдаш С. Победить безвременье! // Кайдаш С. Сильнее бедствия земного. Очерки о женщинах русской истории.-- М., 1983.-- С. 129--162; Ефремова Н. П. М. К. Цебрикова -- деятель революционной демократии // Вопросы истории.-- 1986.-- No 2.-- С. 114--121; Кулиш Ж. В. М. К. Цебрикова.--Воронеж, 1988.

Е. И. Меламед

   Источник: "Русские писатели". Биобиблиографический словарь.
   Том 2. М--Я. Под редакцией П. А. Николаева.
   М., "Просвещение", 1990
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru