Быков Петр Васильевич
Современные русские писатели

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Н. А. Некрасов.


   

СОВРЕМЕННЫЕ РУССКІЕ ПИСАТЕЛИ.

Н. А. Некрасовъ.

0x01 graphic

   Едва ли кто-нибудь изъ русскихъ поэтовъ, за исключеніемъ Пушкина и Лермонтова, пользуется такою громадной популярностью, какъ Некрасовъ. Его произведенія извѣстны всей читающей Россіи, они у всѣхъ въ рукахъ, ихъ заучиваетъ наизусть каждый образованный человѣкъ, каждый школьникъ.... Некрасовъ давно пріобрѣлъ вполнѣ заслуженную симпатію русской публики и сочиненія его, ежегодно расходящіяся въ самомъ значительномъ количествѣ экземпляровъ, выдержали, въ небольшой промежутокъ времени, до семи изданій. Чѣмъ же объясняется тотъ рѣдкій, удивительный успѣхъ, который выпалъ на долю нашего даровитаго поэта? Некрасовъ первый открылъ новую, свѣжую струю въ нашей поэзіи;-- въ то время когда большинство русскихъ поэтовъ, на всевозможные лады, воспѣвало "ласки милой", "шопотъ, робкое дыханье, трели соловья" и тому подобные, невинные предметы, и черпало свое вдохновенье изъ области фантазіи, "изъ міра дѣвъ и розъ", настраивая лиру "для звуковъ сладкихъ и молитвъ",-- въ то время раздалось энергичное, пламенное слово Некрасова; онъ запѣлъ въ совершенно иномъ тонѣ, вопреки господствовавшему тогда, въ поэзіи, чисто эстетическому направленію. Поэтъ избралъ предметомъ своихъ пѣснопѣній дѣйствительную, реальную жизнь, во всѣхъ ея проявленіяхъ и оттѣнкахъ. Его лира явилась не "томно настроенной", а карающей мракъ и невѣжество.
   Николай Алексѣевичъ Некрасовъ родился 15 октября 1822 года, въ Ярославлѣ, въ небольшой дворянской семьѣ. Его отецъ принималъ непосредственное и дѣятельное участіе въ отечественной войнѣ 1812--1814гг., состоя въ качествѣ адъютанта при графѣ П. X. Витгенштейнѣ, командовавшемъ 1 корпусомъ и спасавшемъ Петербургъ и Псковъ отъ нашествія непріятеля; двое же дядей поэта пали въ сраженіи подъ Бородинымъ. До семилѣтняго возраста мальчикъ пользовался полной и, можно сказать, неограниченной свободой, имъ занимались мало; когда же ему минуло шесть лѣтъ, то, благодаря настоянію и хлопотамъ матери, его начали учить грамотѣ и затѣмъ серьезно готовить для поступленія въ учебное заведеніе. На тринадцатомъ году его отдали въ ярославскую гимназію, куда онъ, хорошо подготовленный, поступилъ прямо въ четвертый классъ. Но здѣсь Некрасовъ пробылъ всего два года; не смотря на то, что онъ учился хорошо, оказывалъ большія способности и дѣлалъ видимые успѣхи, отецъ взялъ его изъ гимназіи, предназначая своему сыну военное поприще Съ этою цѣлью онъ отправилъ шестнадцатилѣтняго юношу въ Петербургъ, для того, чтобы тотъ поступилъ въ Дворянскій Полкъ, и снабдилъ сына рекомендательнымъ письмомъ къ генералу Полозову,-- тогдашнему начальнику петербургскаго округа корпуса жандармовъ,
   Но въ головѣ молодаго человѣка созрѣлъ совсѣмъ другой планъ. Явившись къ Полозову съ названнымъ письмомъ, онъ откровенно объяснилъ ему, что рѣшительно не чувствуетъ ни охоты, ни призванія сдѣлаться военнымъ, поэтому и не хочетъ поступать въ Дворянскій Полкъ, а желаетъ избрать себѣ совершенно другую карьеру и, въ силу этого, намѣревается готовиться въ университетъ. Желаніе это онъ мотивировалъ, между прочимъ, своей сильной склонностью къ литературнымъ занятіямъ, которыя должны плохо вязаться съ военной службой. Такая прямота и твердая рѣшимость въ юношѣ очень понравились генералу Полозову и онъ вполнѣ одобрилъ образъ дѣйствій молодаго человѣка, пожелавъ ему успѣха и возможно скорѣйшаго исполненія задуманнаго имъ плана. Съ особеннымъ рвеніемъ и усердіемъ засѣлъ Николай Алексѣевичъ за учебники и началъ готовиться ко вступительному экзамену, желая непремѣнно черезъ годъ сдѣлаться студентомъ университета. Однако на первыхъ же порахъ явились различныя препятствія, которыя стали мѣшать осуществленію задуманнаго дѣла. Неисполненіе отцовской воли и возникшія, вслѣдствіе этого, семейныя непріятности, весьма худо отразились на дѣлахъ Никол. Алекс.; плохо или, говоря вѣрнѣе, вовсе необезпеченный въ матеріальномъ отношеніи, онъ испытывалъ нужду и долженъ былъ много трудиться для добыванія себѣ куска насущнаго хлѣба. Пылкій и стойкій, съ жаждою знанія и честолюбивыми мечтами въ душѣ, онъ самъ хотѣлъ пробить себѣ дорогу, неутомимо преслѣдуя свою завѣтную цѣль; а между тѣмъ, эта цѣль повидимому отдалялась; для поступленія въ университетъ нужно было готовиться, между прочимъ, и изъ такихъ предметовъ, какъ математика и латинскій языкъ, проходить которые безъ помощи преподавателя, весьма трудно, почти немыслимо; но какъ добыть учителя, когда на это средствъ нѣтъ? Юноша, однако, не унывалъ,-- неудачи и препятствія только сильнѣе раздражали его самолюбіе, заставляя его дѣйствовать еще упрямѣе и настойчивѣе, и укрѣпляя въ немъ силу воли и характера. Вскорѣ Некрасовъ нашелъ себѣ очень дешеваго учителя для зянятіи изъ математики и физики; латынь же преподавалъ ему хорошій знакомый, студентъ медико-хирургической академіи; но занятія послѣднимъ предметомъ шли довольно плохо, не смотря на всѣ старанія и усилія дароваго наставника. Такимъ образомъ, латынь являлась тормазомъ всего дѣла; скоро однако случай помогъ энергичному юношѣ побѣдить и это затрудненіе.
   Въ одномъ изъ скромныхъ трактирчиковъ Выборгской стороны, куда онъ ходилъ обѣдать и гдѣ иногда любилъ просиживать по вечерамъ, такъ какъ здѣсь представлялось широкое поле для его наблюдательности, Некрасовъ встрѣтился съ профессоромъ Духовной Академіи -- Успенскимъ; изъ откровенной бесѣды съ молодымъ человѣкомъ профессоръ узналъ подробно о незавидномъ положеніи послѣдняго, о его благихъ намѣреніяхъ, пламенномъ желаніи поступить въ университетъ и о тѣхъ затрудненіяхъ, которыя онъ встрѣчалъ при этомъ. Успенскій, самъ прошедшій тяжелую школу жизни, хорошо понялъ своего собесѣдника, которому и не замедлилъ предложить безвозмездно свои услуги, относительно занятій латинскимъ языкомъ; мало того, онъ пригласилъ Николая Алексѣевича поселиться на нѣкоторое время въ его квартирѣ. Некрасовъ съ радостью принялъ такое радушное предложеніе, и подъ руководствомъ опытнаго наставника, хорошо знавшаго теорію языка и основательно изучившаго латинскихъ классиковъ, въ теченіи шести-семи мѣсяцевъ успѣлъ вполнѣ удовлетворительно приготовиться къ университетскому экзамену. Въ августѣ 1840 года должна была рѣшиться судьба молодаго человѣка; по всѣмъ предметамъ, въ томъ числѣ и по латинскому языку, изъ котораго экзаменовалъ его профессоръ Фрейтагъ, отличавшійся чрезмѣрной строгостью, Никол. Алекс. получилъ удовлетворительные баллы, но, увы, физика и математика сошли неблагополучно -- и Некрасовъ не попалъ въ число студентовъ университета, а принужденъ былъ поступить туда лишь на правахъ вольнослушателя.
   Университетскія лекціи онъ усердно слушалъ въ теченіи 1840--1842 гг., и въ это же время выступилъ и на литературное поприще, помѣщая стихотворенія и прозаическія статейки въ нѣкоторыхъ журналахъ и газетахъ. Некрасовъ началъ писать рано; еще въ гимназіи сочиненія его, писанныя имъ на заданныя тэмы, невольно обращали на себя вниманіе и преподавателей, и товарищей, тогда же, втихомолку, онъ пробовалъ свои силы, въ сочиненіи стиховъ, при чемъ первые опыты были настолько удачны, что когда онъ пріѣхалъ въ 1838 г., въ Петербургъ, и когда ему едва минуло пятнадцать лѣтъ, онъ, безъ труда, напечаталъ свое первое стихотвореніе, которое называлось "Мысль", въ "Сынѣ Отечества" Н. А. Полеваго; затѣмъ, въ слѣдующемъ (1839) году, въ 7-й книжкѣ "Библіотеки для Чтенія" появилось его второе произведеніе "Жизнь". Обѣ пьески были замѣчены и имѣли нѣкоторый успѣхъ, вслѣдствіе чего, юноша рѣшился окончательно посвятить себя литературѣ. Съ 1840 года онъ сталъ ревностно сотрудничать въ "Пантеонѣ русскаго и всѣхъ европейскихъ театровъ," -- журналѣ, издававшемся книгопродавцемъ Василіемъ Поляковымъ, подъ редакціей Ѳедора Кони. Здѣсь Некрасовъ печаталъ очень много: коротенькія рецензіи, статейки для смѣси, біографіи артистовъ, стихотворенія, ("Мелодія", "Слеза разлуки","Офелія","Скорбь и слезы", и др.) -- иногда очень недурные, шуточные куплеты подъ псевдонимомъ: Ив. Ив. Грибовникова и Ѳеоклиста Боба, а также небольшіе разсказы и повѣсти, частію подъ собственнымъ именемъ, частію подъ псевдонимомъ Н. А. Перепельскаго, таковы, напр.: "Макаръ Осиповичъ Случайный", "Безъ вѣсти пропавшій піита" "Пѣвица" и пр. Въ этомъ же году имъ изданы отдѣльно: "Баба-Яга. Русская народная сказка въ восьми главахъ" и первый сборникъ его стихотвореній, подъ названіемъ: "Мечты и звуки. Стихотворенія H. Н." Объ этой книжкѣ, въ которой хотя и было много незрѣлыхъ, дѣтскихъ мыслей, но уже чувствовались задатки самобытнаго таланта, извѣстный нашъ поэтъ В. А. Жуковскій отнесся съ большою похвалой, равно какъ и Н. А. Полевой, который со времени помѣщенія въ своемъ журналѣ первыхъ опытовъ шестнадцатилѣтняго поэта, принялъ въ немъ самое живѣйшее, горячее участіе. Только Бѣлинскій отозвался очень несочувственно и неблагосклонно по поводу названной книжки, написавъ, между прочимъ, слѣдующее: "прочесть цѣлую книгу стиховъ, встрѣчать въ нихъ все знакомыя и истертыя чувствованыща, общія мѣста, гладкіе стишки -- много-много -- если наткнуться иногда на стихъ, вышедшій изъ души, въ кучѣ риѳмованныхъ строчекъ -- воля ваша, это чтеніе, или, лучше сказать, работа для рецензентовъ, а не для публики, для которой довольно прочесть о нихъ въ журналахъ извѣстіе въ родѣ: "выѣхалъ въ Ростовъ". Посредственность въ стихахъ нестерпима. Вотъ мысли, на которыя навели насъ "Мечты и Звуки", г. H. Н.".
   Тѣмъ не менѣе, послѣ такого, довольно строгаго отзыва, нашъ критикъ не только познакомился съ авторомъ разобранной имъ книжки, но даже очень коротко сблизился съ нимъ. Это сближеніе не прерывалось до самой кончины Бѣлинскаго. Это знакомство съ нашимъ первымъ критикомъ явилось, въ то время, какъ нельзя болѣе кстати и было большимъ счастіемъ для Некрасова, молодое, неокрѣпшее дарованіе котораго нуждалось тогда въ поддержкѣ и хорошемъ вліяніи. А кто же могъ лучше и благотворнѣе вліять на начинающаго писателя, какъ не Бѣлинскій.
   Въ 1841 году, Некрасовъ продолжалъ дѣятельно сотрудничать въ "Пантеонѣ", съ издателемъ котораго онъ даже сдѣлалъ контрактъ,-- обязавшись за 1000 руб. ассиги. въ годъ, поставлять въ журналъ Полякова, значительное число стихотвореніи, дѣлать переводы и писать разсказы, повѣсти, театральныя рецензіи и т. п. Много и неутомимо работалъ, въ это время, молодой поэтъ; помимо участія въ названномъ изданія, онъ, какъ большой любитель театра, писалъ водевили и Фарсы,-- подъ тѣмъ же псевдонимомъ Перепельскаго,-- изъ которыхъ многіе были весьма удачны, таковы, напримѣръ: "Шила въ мѣшкѣ не уть ишь", "Вотъ что значитъ влюбиться въ актрису", "Ѳеоклистъ Онуфричъ Бобъ", "Актеръ" и передѣланная съ французскаго мелодрама "Материнское благословеніе",-- послѣднія двѣ пьесы и до сихъ поръ еще держатся въ репертуарѣ, особенно на провинціальныхъ сценахъ. Съ этого же года Никол. Алекс. сталъ участвовать и въ "Отеч. Записк." Краевскаго, гдѣ помѣщалъ рецензіи новыхъ книгъ, обратившія на себя вниманія Бѣлинскаго, и небольшія повѣсти: "Опытная женщина)" (1841 г. No 10), "Необыкновенный завтракъ" (1843 г.) и друг. Но все, что Некрасовъ печаталъ въ теченіи 1841--1845 гг., не выходило изъ уровня посредственности, хотя и носило на себѣ печать нѣкотораго дарованія. Впрочемъ, сказатыіравду, многое писалъ онъ слишкомъ на скорую руку и чисто изъ-за денегъ, тѣмъ болѣе, что литература была единственнымъ средствомъ его къ существованію. Первыя стихотворенія, въ которыхъ поэтъ становится на реальную почву и заявляетъ о своемъ несомнѣнномъ талантѣ, начали появляться съ 4-й книжки "Отеч. Зап." 1845 г. гдѣ продолжали печататься вплоть до 1847 года, т. е. до изданія "Современника". Всѣ эти стихотворенія: "Старушкѣ", "Современная ода", "Когда изъ мрака заблужденья", "Огородникъ", "Забытая деревня" и друг. не имѣютъ уже ничего общаго съ первыми произведеніями Никол. Алексѣеи, ни по выбору сюжетовъ, ни по манерѣ, ни въ отношеніи технической обработки стиха. Съ этой поры имя Некрасова становится все болѣе и болѣе извѣстнымъ и въ публикѣ, и въ литературномъ мірѣ, гдѣ Никол. Алекс. пріобрѣтаетъ много знакомствъ и прочныхъ связей, посѣщая многочисленные литературные кружки того времени и зачастую дѣлаясь ихъ необходимымъ членомъ и душею нѣкоторыхъ изъ нихъ.
   Въ тоже время и матеріальное благосостояніе Некрасова сравнительно улучшается настолько, что онъ имѣетъ возможность, помимо удовлетворенія своихъ нуждъ, и потребностей, откладывать копейку и на черный день; отъ природы обладая смѣтливымъ, практическимъ умомъ, онъ умѣлъ весьма удачно устраивать дѣла свои и рѣдко терялся, при неудачахъ и невзгодахъ, твердо вѣря въ свою счастливую звѣзду, въ свое "savoir vivre". Эту практичность въ немъ подмѣтилъ и прозорливый Бѣлинскій и однажды пророчески выразился, что "Некрасовъ пойдетъ далеко..." И дѣйствительно, уже и въ то время, Никол. Алеке обнаруживалъ всѣ способности, всѣ задатки будущаго недюжиннаго журналиста. Между прочимъ, онъ занимался изданіемъ различныхъ альманаховъ и сборниковъ, бывшихъ, въ тѣ времена, въ большой модѣ, которые,-- по словамъ покойнаго Панаева,-- (см. его "Литературныя воспоминанія", "Современ. 1861 г. кн. 1, 2, 9, 11) приносили Некрасову порядочную выгоду, такъ какъ всегда были, болѣе или менѣе, удачно составлены и быстро расходились въ публикѣ. Въ нихъ Никол. Алекс., главнымъ образомъ помѣщалъ свои собственныя произведенія, но у него были и другіе вкладчики, "преимущественно изъ молодыхъ, талантливыхъ литераторовъ; съ 1843 по 1846 г., включительно, имъ изданы сборники: "Статейки въ стихахъ безъ картинокъ" (Спб. 1843 г. 2 части), "Физіологія Петербурга" (Спб. 1845 г. 2 части), "Первое апрѣля, комическій Альманахъ" (Спб. 1846 г.) -- похваленный Бѣлинскимъ, и наконецъ "Петербургскій сборникъ (Спб. 1846 г.), въ которомъ помѣщены произведенія лучшихъ литераторовъ того времени, какъ старыхъ: Ки. В. Ѳ. Одоевскаго, гр. В. А. Соллогуба, А. В. Никитенки, такъ и молодыхъ: Тургенева, Ѳедора Достоевскаго, Панаева, Аполлона Майкова, А. Кронеберга и другихъ. Самому Некрасову, во всѣхъ упомянутыхъ сборникахъ принадлежатъ слѣдующія произведенія: "Говорунъ", "Новости", "Стишки, стишки", "Новый годъ", "Чиновникъ" ("Физіол. Пстерб." ч. 2-я), "Въ дорогѣ" ("Петсрб. Сборн.") и разсказъ въ прозѣ "Петербургскіе углы" ("Физіол. Петерб." ч. 1 я) "Петербургскій сборникъ", имѣвшій такой большой успѣхъ, являлся какъ бы провозвѣстникомъ "Современника", который и началъ издаваться Панаевымъ и Некрасовымъ, въ слѣдующемъ 1847 году.
   Некрасовъ много и неутомимо работалъ для своего журнала, особенно въ первые годы его существованія, помѣщая въ немъ, кромѣ стиховъ, свои повѣсти, романы, рецензіи, статьи для смѣси и разныя мелкія замѣтки, придававшія журналу интересъ и разнообразіе. Въ 1847 г. онъ напечаталъ только пять пьесъ: "Тройка", "Если мучимый страстью мятежной", "Нравственный человѣкъ", "Ѣду-ли ночью по улицѣ темной" и большое стих. "Псовая охота". Произведенія эти произвели сильное впечатлѣніе и увеличили массу поклонниковъ некрасовскаго таланта; читателя невольно поражала замѣчательная сила и задушевность стиха, удивительная рельефность картинъ въ его поэзіи, посвященной самымъ обыденнымъ предметамъ. Но въ это время, по почину "Отеч. Зап.", почти всѣ журналы подняли гоненіе на стихи, -- и это было причиною, что въ теченіе слѣдующихъ двухъ лѣтъ (1848--1849) Некрасовъ не печаталъ въ "Соврем." ни чужихъ, ни своихъ стиховъ, а ограничился, помимо редакціонныхъ работъ, помѣщеніемъ длиннаго, растянутаго до нельзя, романа въ восьми частяхъ, называвшагося "Три страны свѣта" и написаннаго имъ въ сотрудничествѣ съ H. Н. Станицкимъ (А. Я. Панаевой). Да и въ послѣдующіе 1850--1853 гг. Никол. Алекс. также помѣстилъ весьма не много стихотвореній, -- всего на всего семь пьесъ: "Буря", "Ты всегда хороша несравненно" ("Совр." No9, 1850 г.), "Мы съ тобою капризные люди", "Пускай мечтатели осмѣяны давно" (1851. NoNo 2 и 12), "Блаженъ незлобивый поэтъ" (No 4, 1852 г.), "Старики" и "Ахъ были счастливые годы (изъ Гейне)" (NoNo 1 и 2, 1853 г.). За исключеніемъ превосходнаго стихотворенія "Блаженъ незлобивый поэтъ", всѣ остальныя пьесы не представляли ничего замѣчательнаго и мало напоминали некрасовскую "музу мести и печали", отличаясь эротическимъ содержаніемъ, такъ что самъ авторъ помѣстилъ многія изъ нихъ безъ подписи имени. Кромѣ стиховъ онъ напечаталъ за это время, въ "Совр." критическую статью: "Русскіе второстепенные поэты. Ѳ. И. Тютчевъ", (февр., 1850 г.) еще одинъ длиннѣйшій романъ въ пятнадцати частяхъ, съ эпилогомъ (также при сотрудничествѣ г-жи Панаевой) "Мертвое озеро" (1851 г. NoNo 1--12) и "Новоизобрѣтенная привиллегированная краска Дерлинга и Комп. Неправдоподобный разсказъ (Апрѣль, 1850 г.).
   Зато, послѣ продолжительнаго молчанія Некрасова,-- съ 1854 гбда началъ появляться цѣлый рядъ лучшихъ его стихотвореній, прославившихъ имя поэта и упрочившихъ на всегда его громкую извѣстность. Съ невыразимымъ наслажденіемъ перечитывала публика такія безукоризненно-прекрасныя вещи его, какъ: "Въ деревнѣ", "Муза", "Великихъ зрѣлищъ, міровыхъ судебъ" (1854 г.), "Несжатая полоса", "Памяти пріятеля", "Маша", "Извощикъ", "Русскому писателю", "Власъ", "Я сегодня такъ грустно настроенъ", "Въ больницѣ", "Свадьба (на мотивъ изъ Крабба)", "Воспоминаніе", "Я не люблю ироніи твоей" (1855 г.), глубоко-поэтическая поэма "Саша", "Внимая ужасамъ войны", "Замолкни муза мести и печали", "Княгиня", "филантропъ", "Секретъ", Застѣнчивость", "Прощай, завидую тебѣ", "Я посѣтилъ твое кладбище", "Самодовольныхъ болтуновъ" (1856 г.) и проч. и проч. Кому неизвѣстны всѣ эти чудныя, полныя обаянія пьесы,-- и есть ли въ Россіи хотя одинъ мало-мальски образованный человѣкъ, который бы могъ отнестись холодно, безъ сочувствія, безъ невольнаго восторга къ такой глубокой, осмысленной поэзіи, къ задушевнымъ строфамъ, которыя,-- по выраженію самого поэта, "волнуютъ мягкія сердца, какъ внезапно хлынувшія слезы съ огорченнаго лица"... Независимо отъ названныхъ пьесъ, Никол. Алексѣей. печаталъ, въ этотъ промежутокъ времени, въ юмористическомъ отдѣлѣ "Соврем." -- "Ералашъ" свои остроумныя, шуточныя стихотворенія, какънапр. "Признанія труженика" (1854 г., Ноябрь), безъ подписи имени, и помѣстилъ разсказъ: "Тонкій человѣкъ, его приключенія и наблюденія" (1855 г. Янв.); послѣ этого разсказа Некрасовъ уже болѣе ничего не печаталъ въ прозѣ, и всецѣло отдался поэзіи.
   Въ 1856 году, впервые, вышла книжка его стихотвореній.-- Публика съ интересомъ слѣдила за литературой, которая хотѣла идти съ ней рука-объ руку. Въ тѣ дни, литературныя дрягзи не вліяли на оцѣнку произведеній того или другаго писателя, а потому критика наша, выражая общее настроеніе, отозвалась о названной книжкѣ, съ рѣдкимъ единодушіемъ игорячо привѣтствовала пышно разцвѣтшій, симпатичный талантъ поэта, восхищаясь его чарующимъ, мастерскимъ стихомъ, звучавшимъ неподдѣльнымъ чувствомъ, энергіей и силой. Книжка стихотвореніи Некрасова разошлась неимовѣрно быстро и спустя годъ по выходѣ ея, продавалась вмѣсто объявленной цѣны (1 р. 50 к.) отъ 5 до 15 руб.
   Некрасовъ работалъ исключительно для своего журнала, но въ 1856 г., по просьбѣ А. В. Дружинина,-- редактировавшаго тогда "Библ. для Чтен.", -- съ которымъ онъ былъ весьма друженъ, онъ помѣстилъ въ октябрской книжкѣ упомянутаго изданія три стихотворенія: "Прекрасная партія", "Прости" и "Школьникъ",-- занявшій потомъ мѣсто во всѣхъ хрестоматіяхъ. Въ томъ же году книгопродавцемъ А. И. Давыдовымъ началъ издаваться періодическій сборникъ "Для легкаго чтенія" (прекратившійся въ 1859 г. на 9 томѣ),-- и Некрасовъ взялъ на себя его составленіе.
   Въ 1857--1859 гг. Никол. Алексѣеи, написалъ, сравнительно, мало и притомъ вещи не особенно капитальныя, за исключеніемъ пьесы: "О погодѣ. (Вступленіе къ Сатирамъ)" и всѣмъ и каждому извѣстной "Пѣсни Еремушкѣ". Къ этому времени относится его знакомство съ другимъ талантливымъ критикомъ нашимъ -- И. А. Добролюбовымъ, съ которымъ Некрасовъ находился всегда въ самыхъ близкихъ, дружественныхъ отношеніяхъ.
   Въ 1861 году вышло второе изданіе стихотвореній Некрасова; нечего и говорить, что оно было принято публикой также благосклонно и съ тѣмъ же полнымъ сочуи ствіемъ, какъ и первое; но отзывы критики на этотъ разъ не представляли прежняго единодушія,-- она раздѣлилась на два противоположныхъ лагеря, -- на горячихъ хвалителей и на порицателей музы Некрасова.
   Николай Алексѣевичъ нѣсколько разъ совершалъ поѣздки за-границу, былъ во Франціи, Швейцаріи и Италіи, здѣсь написалъ онъ многія изъ своихъ лучшихъ пьесъ.
   Съ возобновленіемъ "Отеч. Зап." въ 1868 г. публика снова встрѣтила его имя на страницахъ этого изданія, куда онъ перенесъ свою литературную дѣятельность, выразившуюся цѣлымъ рядомъ поэмъ, очерковъ, сатиръ и мелкихъ стихотвореній. Есть между этими стихотвореніями -- вещи довольно слабыя, въ отношеніи технической Отдѣлки, но въ общемъ всѣ они отличаются глубиной, серьезностью мысли, задушевностью и яркостью красокъ, словомъ всѣмъ тѣмъ, что составляетъ неизмѣнную принадлежность некрасовской поэзіи. Особенно поражаетъ своей грандіозностью, теплотой и изяществомъ стиха его поэма: "Русскія женщины", которая служитъ яснымъ доказательствомъ того, что талантъ нашего симпатичнаго поэта не только не изсякъ, не измельчалъ, но достигъ своего полнаго развитія и много еще обѣщаетъ въ будущемъ, тѣмъ болѣе что въ настоящее время Некрасову всего лишь 53 года. Въ самое послѣднее время Никол. Алекс. участвовалъ трудами своими въ обоихъ литературныхъ сборникахъ: "Складчина" (1874 г.) и "Братская помочь", (1876 г.) изданныхъ съ благотворительной цѣлью, помѣстивъ "Три элегіи": I. "Ахъ! что изгнанье, заточенье?" II. "Бьется сердце безпокойное", III. "Разбиты всѣ привязанности"...-- въ первомъ сборникѣ и "Страшный годъ" -- отрывокъ изъ поэмы,-- во второмъ. Эти стихотворенія, лирическаго характера, показываютъ намъ, что даровитый поэтъ можетъ безукоризненно писать и въ подобномъ направленіи -- и, слѣдовательно, можетъ соперничать съ лучшими нашими лириками. Стихотворенія Н. А. Некрасова были изданы, какъ мы уже сказали, шесть разъ.

П. В. Быковъ.

"Живописное Обозрѣніе", NoNo 13--14, 1876

   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru