Быков Петр Васильевич
Современные русские писатели

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    М. В. Авдеев.


   

СОВРЕМЕННЫЕ РУССКИЕ ПИСАТЕЛИ.

М. В. Авдѣевъ

0x01 graphic

   Въ литературной плеядѣ сороковыхъ годовъ, далеко не послѣднее, весьма почетное мѣсто занимаетъ и М В. Авдѣевъ, извѣстный романистъ, скончавшійся въ первыхъ числахъ февраля текущаго года. Сверстникъ большинства нашихъ беллетристовъ и поэтовъ этой эпохи: Тургенева, Достоевскаго, Островскаго, Некрасова, Майкова, Плещеева, Полонскаго и другихъ, Авдѣевъ, хотя и не принадлежалъ къ числу первостепенныхъ литературныхъ корифеевъ, и. своимъ скромнымъ талантомъ, не создалъ никакого особаго направленія въ литературѣ, но былъ писатель безукоризненно-честный, даровитый, прогрессивно совершенствовавшійся, всегда чутко отзывавшійся, въ своихъ произведеніяхъ, на всѣ вѣянія новой жизни и горячо сочувствовавшій прогрессивнымъ стремленіямъ своего времени. По натурѣ, глубоко-гуманный, относившійся съ рѣдкимъ уваженіемъ къ своему знанію -- писателя, онъ являли изъ себя истиннаго представителя новаго времени, достойнаго провозвѣстника его принциповъ.
   Михаилъ Васильевичъ Авдѣевъ происходитъ изъ русскаго дворянства, родился въ ноябрѣ мѣсяцѣ 1821 года, въ городѣ Оренбургѣ. Первые годы дѣтства онъ провелъ въ домѣ своихъ родителей, гдѣ и получилъ первоначальное воспитаніе; учителемъ его былъ Томасъ Зонъ, -- другъ извѣстнаго польскаго поэта Адама Мицкевича; наставникъ этотъ, человѣкъ высокообразованный, относился къ дѣлу воспитанія весьма серьезно и имѣлъ самое благотворное вліяніе на нервную и впечатлительную натуру своего питомца, на складъ характера юноши, развивая и поддерживая въ немъ всѣ прекрасные задатки, всѣ лучшіе инстинкты человѣческой натуры. Михаилъ Васильевичъ обязанъ этому наставнику весьма многимъ: и своимъ правильнымъ развитіемъ, и фундаментальными знаніями, и той любовью къ литературѣ, стремленіе къ которой обнаружилось у него въ самыхъ раннихъ лѣтахъ, подъ впечатлѣніемъ чтенія образцовыхъ произведеніи отечественныхъ и иностранныхъ писателей, съ которыми впервые познакомился подъ руководствомъ своего учителя. При всей любви и наклонности къ литературѣ, молодой Авдѣевъ выказывалъ, между прочимъ, большія способности и къ математикѣ; на этомъ основаніи его родители и рѣшили сдѣлать своего сына инженеромъ. Для чего, около 1837 года, онъ былъ отвезенъ въ Петербургъ, въ институтъ корпуса путей сообщенія. Не смотря на то, что Михаилъ Васил. учился въ этомъ заведеніи очень хорошо и дѣлалъ видимые успѣхи, посвящая большую часть своего времени серьезнымъ занятіямъ, -- страсть къ литературѣ, полученная имъ еще въ дѣтствѣ, не только не угасала, но съ каждымъ днемъ усиливалась въ немъ все болѣе и болѣе. И вотъ онъ захотѣлъ попробовать свои силы, въ дѣлѣ творчества; -- ему было всего 16 лѣтъ, когда онъ написалъ свою первую повѣсть и отнесъ ее въ редакцію "Литературныхъ Прибавленій къ Русскому Инвалиду", издававшихся Плюшаромъ, подъ редакціей А. А. Краевскаго. Повѣсть была благосклонно принята и вскорѣ появилась на страницахъ этого изданія, въ 1837 году. Нѣкоторый успѣхъ этого перваго произведенія на всегда рѣшилъ судьбу молодаго человѣка: онъ окончательно избралъ себѣ тернистый путь писателя; главнѣйшимъ интересомъ его стала литература, которой онъ посвятилъ всю свою жизнь.
   М. В. Авдѣевъ пробылъ въ институтѣ инженеровъ путей сообщенія пять лѣтъ и окончилъ курсъ въ 1842 году, сначала служилъ въ Петербургѣ, а затѣмъ, въ скоромъ времени, былъ переведенъ въ Нижній Новгородъ. Къ этому времени относится и начало его литературной извѣстности, съ появленіемъ, въ 9-й книжкѣ "Современника" 1849 г., его произведенія "Варинька (Повѣсть Ивана Васильевича)". Повѣсть эта, составлявшая какъ бы одну часть романа, не отличалась ни особенными поэтическими красотами, ни богатствомъ сюжета, но, тѣмъ не менѣе, она обратила на себя большое вниманіе,-- и, прежде всего, современностью своей тэмы. Особенный успѣхъ "Варинька" имѣла въ провинціи и болѣе всего между женщинами. Вотъ что говоритъ объ этомъ, въ своихъ воспоминаніяхъ объ Авдѣевѣ, г. Боборыкинъ.... тогда, въ самый разгаръ тяжелыхъ временъ, наступившихъ послѣ 1848 года -- повѣсть офицера (инженеры считались вѣдь совершенно военными), служащаго въ провинціи, да еще напечатанная въ либеральномъ журналѣ, должна была производить особенное волненіе въ обществѣ губернскаго города... Дамы и дѣвицы "изъ общества" и тогда уже усердно читали романы и повѣсти, въ особенности Жоржъ-Занда, а изъ русскихъ: Григоровича, Соллогуба и, позднѣе, Вонлярлярскаго... Тургеневъ еще не былъ популяренъ въ провинціи... Врядъ ли хоть въ одномъ "господскомъ" домѣ тогдашняго Нижняго не была прочитана "Варинька"... И не въ одномъ только Нижнемъ,-- гдѣ жилъ тогда Авдѣевъ,-- интересовались названной повѣстью; появленіе ея вездѣ произвело не малое впечатлѣніе, заставивъ много говорить о ней и объ ея авторѣ.
   Эти разговоры еще болѣе усилились, когда Авдѣевъ помѣстилъ, въ томъ же "Современникѣ" и остальныя части своего романа, въ видѣ двухъ повѣстей, имѣвшихъ послѣдовательную связь между собою: "Записки Тамарина" (1850 г. NoNo 1 и 2) и "Ивановъ" (1851 г. No 9). Онѣ были приняты публикою съ прежнимъ восторгомъ и произвели въ обществѣ сенсацію. Такой радушный пріемъ и значительный успѣхъ всѣхъ этихъ трехъ повѣстей -- вполнѣ понятенъ: не говоря уже о томъ, что онѣ были талантливо написаны, онѣ, по своему внутреннему содержанію, не могли пройти незамѣченными, появившись какъ разъ во время, въ разгаръ движенія общественной мысли, извѣстнаго у насъ подъ именемъ эпохи "сороковыхъ годовъ". Въ ту пору, въ русскомъ обществѣ происходила ломка: началось серьезное отрицаніе отжившихъ принциповъ, формъ и явленій жизни, окружавшихъ его; "старые боги" и старые идеалы сдавались въ архивъ, сходили со сцены, уступая мѣсто новымъ вѣяніямъ, новымъ кумирамъ. Вотъ этотъ-то переломъ въ воззрѣніяхъ образованнаго большинства, чуткій романистъ и пожелалъ отмѣтить въ упомянутыхъ произведеніяхъ. Его Варинька, героиня романа, является олицетвореніемъ того самаго большинства, переставшаго тогда сочувствовать героямъ обветшалаго печоринскаго типа (Тамаринъ) и перенесшаго всѣ свои симпатіи на сторону новаго, болѣе серьезнаго и осмысленнаго типа, представителемъ котораго является, въ авдѣевскомъ романѣ, дѣятель Ивановъ. "Тамаринъ" -- какъ я уже говорилъ, -- вызвалъ много толковъ и въ обществѣ, и въ литературѣ; послѣдняя признала въ его авторѣ -- писателя весьма даровитаго съ недюжиннымъ, выдающимся талантомъ, но, при всемъ этомъ, критика сразу замѣтила въ талантѣ Авдѣева -- подражательность. Но этому поводу, одинъ изъ наиболѣе проницательныхъ тогдашнихъ критиковъ и присяжныхъ знатоковъ литературы, покойный А. В. Дружининъ, разбирая "Вариньку" замѣчаетъ слѣдующее: "повѣсть "Варинька" написана живымъ и легкимъ языкомъ, въ ней есть мысли и наблюдательность, слѣдовательно все, что требуется для хорошаго беллетристическаго произведенія; но я не могу одобрить основной идеи произведенія, набросившей на всю повѣсть оттѣнокъ чужихъ и не вполнѣ усвоенныхъ идей. Вліяніе Лермонтова и "Героя Нашего Времени" видно на каждой страницѣ и просвѣчиваетъ въ каждомъ персонажѣ его повѣсти"... (См. "Современникъ" 1849 г. "Письма иногороднаго подписчика о русской журналистикѣ").
   Служба Мих. Вас. въ Министерствѣ Путей Сообщенія продолжалась не долгое время,-- онъ долженъ былъ выйти въ отставку и въ самомъ началѣ пятидесятыхъ годовъ переселиться на жительство въ Оренбургскую губернію, въ свое родовое помѣстье.
   Напечатавъ своего "Тамарина" (вышедшаго отдѣльнымъ изданіемъ въ 1852 г.), Авдѣевъ какъ будто почувствовалъ утомленіе, -- таково было свойство его капризнаго таланта,-- и всѣ послѣдующія его мелкія произведенія, не смотря на ихъ несомнѣнныя достоинства: бойкость, художественность и блестящій слогъ, не представляютъ ничего особенно замѣчательнаго, выдающагося. Изъ этихъ произведеній можно указать на слѣдующія: разсказъ "Горы", "Ясные дни,-- идиллія" ("Современникъ" 1850 г. No 9), "Нынѣшняя любовь" (тамъ же, 1852 No 6), разсказъ "Деревенскій визитъ" ("С.-Петерб. Вѣд." 1852 г.), "Порядочный человѣкъ" -- повѣсть ("Отеч. Зап." 1855 г. No 3), "Поѣздка на Кумысъ" и "Письма съ дороги" (тамъ же, 1852 г.), "Приличная партія" -- отрывокъ изъ романа ("Библ. для чтён." 1856 г. No 11.), разсказъ "На дорогѣ" (тамъ же, 1857 г. No 3) и друг. Въ "Современникѣ" 1852--1853 гг. онъ помѣстилъ также нѣсколько рецензій и фельетоновъ: "Письма въ провинцію о петербургской жизни" -- весьма бойкихъ и остроумныхъ, подъ псевдонимомъ Пустаго Человѣка. А въ газетѣ "Кавказъ" (1855--56 г.),-- литературный отдѣлъ которой, въ тѣ времена, былъ очень интересенъ и оживленъ,-- напечаталъ нѣсколько "Писемъ изъ Петербурга" и "Изъ деревни". Подобно прочимъ писателямъ и Авдеевъ увлекся, на нѣкоторое время, господствовавшей, въ началѣ пятидесятыхъ годовъ, модой на повѣсти и романы изъ простонароднаго быта и написалъ весьма не дурную повѣсть "Огненный Змій" ("Отеч. Зап." 1853 г.), въ которой сельскій бытъ является, однакожь, въ очень опоэтизированномъ видѣ, какъ и въ другихъ произведеніяхъ писателей такого же направленія, во главѣ которыхъ стоялъ тогда беллетристъ Д. В. Григоровичъ.
   Когда наступила крымская война и по всей Россіи формировалось ополченіе, Мих. Васил. былъ избранъ, въ 1855 году, начальникомъ одной изъ мѣстныхъ дружинъ оренбургскихъ ополченцевъ, но въ "дѣйствіи" ему быть не пришлось. По заключеніи мира, Авдѣевъ уѣхалъ за-границу,-- въ Италію. Его впечатлѣнія во время этого путешествія выразились въ цѣломъ рядѣ занимательныхъ и интересныхъ "Писемъ изъ за-границы", помѣщавшихся преимущественно въ дружининской "Библ. для чтенія" 1857--1858 гг. Затѣмъ, послѣ поѣздки, онъ далъ себѣ совершенный отдыхъ -- почти ничего не писалъ, года полтора, проживая частію въ Петербургѣ, частію въ своемъ уфимскомъ помѣстьѣ. Онъ, какъ говорится, собирался съ силами и обдумывалъ свое новое произведеніе, отрывокъ изъ котораго "Разрывъ" онъ напечаталъ въ мартовской книжкѣ "Современника" 1860 г. А черезъ полгода въ томъ же самомъ журналѣ появился и весь романъ: "Подводный Камень", который надѣлалъ много шуму; на публику онъ произвелъ сильное впечатлѣніе, въ литературѣ-же вызвалъ самые жаркіе, нескончаемые толки и пререканія, по поводу затронутаго въ немъ "женскаго вопроса", тогда только что возникшаго; вопросъ былъ самый животрепещущій, жгучій и составлялъ главную "злобу дня"... "Подводный Камень" явился одновременно съ горячими и талантливыми статьями М. Л. М--лова (въ "Современникѣ" 1860--61 гг.) о женской эмансипаціи.
   Написанный въ довольно увлекательной, живой и блестящей формѣ, романъ этотъ,-- какъ и слѣдовало ожидать, -- имѣлъ, въ ту пору, чрезвычайный успѣхъ и далеко оставилъ за собою все, написанное Авдѣевымъ прежде, не исключая и "Тамарина". "Подводный Камень" породилъ даже подражателей того и другаго пола, которые не задумывались примѣнять идею этого романа къ дѣлу, стараясь разыгрывать его въ дѣйствительной жизни... Хотя романъ Авдѣева, по своему тону и манерѣ, имѣлъ много сходства съ тургеневскими произведеніями, но это ничуть не повредило общему, пріятному впечатлѣнію; нѣкоторыя страницы романа,-- которыхъ довольно таки,-- необыкновенно поэтичны и исполнены истиннаго драматизма, а самая исторія любви Соковлина -- главнаго героя, дышетъ такой неподдѣльной простотой и трогательностью, что все это, вмѣстѣ взятое, заставляетъ забыть нѣкоторыя рѣзкости романа и его недостатки и невольно увлекаетъ читателя, располагаетъ его къ этому произведенію. Безспорно, въ "Подводномъ камнѣ", вопросъ о супружескихъ отношеніяхъ, рѣшается нѣсколько односторонне, такъ сказать лишь съ одной его чувственной стороны, но, не взирая на это, никто не станетъ отрицать и той несомнѣнной пользы, какую принесъ означенный романъ: полное уваженіе къ личности жены, нестѣсненіе ея свободы, вслѣдствіе чего ни грубая месть, ни животная ревность, или деспотическій произволъ и насиліе -- не должны имѣть мѣста въ супружеской жизни и вообще въ отношеніяхъ между мужчиной и женщиной... Написавъ "Подводный Камень", Авдѣевъ продолжалъ, и въ дальнѣйшихъ своихъ произведеніяхъ, разрабатывать и варьировать туже тэму, какая положена имъ въ основаніе названнаго романа, словно почувствовалъ въ себѣ рѣшительное призваніе къ этому, -- и остался вѣренъ, ему до послѣднихъ дней. "Подводнымъ Камнемъ" М.В. Авдѣевъ окончательно составилъ себѣ имя и упрочилъ за собою видное мѣсто въ литературѣ, постоянно совершенствуясь и не переставая чутко отзываться на разные жизненные мотивы, преобладавшіе въ ту или другую пору въ литературѣ и въ обществѣ.
   Въ блестящій періодъ, умственнаго развитія русскаго общества,-- съ наступленіемъ шестидесятыхъ годовъ, Мих. Вас. не оставался, подобно многимъ его собратомъ, празднымъ и безучастнымъ зрителемъ. Когда, въ числѣ многихъ реформъ нынѣшняго царствованія, свершилось великое дѣло,-- освобожденіе крестьянъ и было обнародовано "Положеніе 19 февраля 1861 года", Михаилъ Васил. принялъ живѣйшее и непосредственное участіе въ дѣлѣ преобразованія и устройства крестьянскаго быта, на новыхъ началахъ, -- какъ членъ оренбургскаго губернскаго по крестьянскимъ дѣламъ присутствія; въ означенной должности онъ прослужилъ вплоть до 1862 года и принесъ много пользы, всегда дѣятельно входя въ нужды крестьянскаго населенія и энергично отстаивая его нрава. Увлеченный ею, Михаилъ Васил. написалѣнѣсколько дѣльныхъ статей, но вопросу, такъ сильно его интересовавшему, изъ которыхъ нѣкоторыя онъ помѣстилъ у И. С. Аксакова, въ его газетѣ "День" (1861--62 гг.), въ формѣ корреспонденцій изъ оренбургской губерніи. Что касается до его работъ чисто-литературнаго характера,-- то, въ этотъ промежутокъ времени, онѣ были отодвинуты на задній планъ. Послѣ "Подводнаго Камня" Авдѣевъ до 1868 года не печаталъ ничего.
   Только въ 1868 году появился въ "Современномъ Обозрѣніи" Н. Л. Тиблена новый романъ Мих. Вас--ча: "Между двухъ огней", въ которомъ онъ, -- по словамъ одного его близкаго знакомаго, -- изобразилъ, между прочимъ, весьма живо свою дѣятельность и своихъ друзей въ крестьянскомъ дѣлѣ". Но, вмѣстѣ съ тѣмъ, въ романѣ, по примѣру прежнихъ произведеній Авдѣева, отведено довольно мѣста и женскому вопросу и весь романъ, главнымъ образомъ, какъ и "Подводный Камень", построенъ на принципѣ "свободы чувствъ". "Между двухъ огней", въ частностяхъ своихъ, представляетъ достаточно интереса и занимательности, и хотя въ немъ затрогиваются многіе мотивы современной жизни и написанъ онъ на тэму очень прогрессивную,-- но, въ общемъ, онъ слишкомъ растянутъ, характеры не вполнѣ выдержаны, и нерѣдко въ немъ звучатъ фальшивыя нотки, присутствіе которыхъ объясняется тѣмъ, что Мих. Вас., какъ и многіе беллетристы сороковыхъ годовъ, не вполнѣ понялъ духъ новаго времени, не былъ близко знакомъ съ требованіями и стремленіями молодаго поколѣнія. Публика прочла этотъ романъ съ тѣмъ же интересомъ, съ какимъ привыкла читать и прежнія произведенія Авдѣева, по журналистика отнеслась, на этотъ разъ, къ нашему романисту болѣе, нежели холодно, найдя новый его трудъ весьма слабымъ по выполненію той идеи, которою задался авторъ. Главный герой романа -- Дмитрій Петровичъ Камышлинцевъ охарактеризованъ авторомъ съ должною полнотою и очень рель" ефно,-- и мы имѣемъ весьма много данныхъ для догадки, что въ лицѣ этого героя авторъ хотѣлъ изобразить самого себя, -- вотъ почему, мы считаемъ далеко не лишнимъ представить здѣсь небольшую выдержку изъ характеристики Камышлинцева: "это" -- говоритъ авторъ -- "характеръ сложный и не сразу дающійся; тутъ и нервность, и бѣлоручныя привычки, и почти вся обстановка недавняго времени -- и новыя требованія, и стремленія; задатки силы, и хорошіе задатки, на старой" да, вдобавокъ еще, и не оттаявшей почвѣ"...
   Послѣ появленія названнаго романа Мих. Вас. замолкъ на короткое время, послѣ чего имя его начало снова встрѣчаться подъ цѣлымъ рядомъ повѣстей, каковы, напримѣръ: "Магдалина" ("Дѣло" 1869 г. No 1), "Сухая любовь" (тамъ же, 1870 г. No 10), "Пестренькая жизнь" ("Отеч. Зап." 1870 г. No 1), и даже подъ комедіей "Мѣщанская семья" ("Дѣло" 1869 г. No 2) -- первымъ и послѣднимъ опытомъ автора въ драматическомъ родѣ. Всѣ упомянутыя произведенія не только не представляютъ ничего замѣчательнаго, но и свидѣтельствуютъ о нѣкоторомъ упадкѣ его таланта. Въ 1870 году, Мих. Вас. выступилъ въ качествѣ фельетониста, въ преобразованномъ "Вѣстн. Европы", съ своими "Письмами въ провинцію", но попытка эта, по нѣкоторымъ причинамъ, ограничилась лишь однимъ фельетономъ, (Янв. 1870) подписаннымъ начальными буквами его имени. Въ 1871 году Авдѣевъ работалъ въ "Недѣлѣ", помѣстивъ здѣсь нѣсколько талантливыхъ критическихъ этюдовъ: "Рудинъ" (No 1), "Наталья и Елена". Героини "Рудина" и "Наканунѣ" (Ibid, No 5). Затѣмъ онъ принималъ дѣятельное участіе въ "Биржевыхъ Вѣдомостяхъ" 1872--1873 гг., гдѣ печатался рядъ его очерковъ: "Наше общество въ герояхъ и героиняхъ литературы" (вышло въ 1874 г. отдѣльной книжкой) и "Злоба дня въ литературѣ" (Критическіе этюды).
   Привыкнувъ всегда чутко откликаться на всѣ явленія и запросы новой жизни, Мих. Вас. съ большимъ сочувствіемъ отнесся къ введенію земскихъ учрежденій въ уфимской губерніи, -- и поспѣшилъ сдѣлаться гласнымъ уфимскаго земства; не смотря на то, что онъ привыкъ каждую зиму проводить въ Петербургѣ, онъ, изъ желанія принести посильную пользу обществу, прожилъ въ этой губерніи, гдѣ у него было имѣніе, безвыѣздно, болѣе полутора года. На сколько его интересовало это новое дѣло, можно отчасти судить по двумъ отрывкамъ изъ его писемъ къ Э. К. Ватсону (см. "Бирж. Вѣд." 1876 г. No 34), которому онъ писалъ -- отъ 20 октября, 1874 г.-- слѣдующее: "Остаюсь здѣсь, чтобы принять участіе въ земскомъ собраніи. У меня всегда была жилка къ общественной дѣятельности, гдѣ она возможна. У насъ земство будетъ молодое и, какъ водится, сгоряча несъумѣетъ стать на надлежащую точку. К. (одинъ изъ знакомыхъ Мих. Вас.) правъ; я думаю, что ограничусь ролью, которую онъ указываетъ, но все-таки буду имѣть случай указать на многія рутинныя ошибки земства"... Въ другомъ письмѣ, отъ 18 ноября, онъ говоритъ: "съ открытіемъ земства займусь имъ, ибо хочется, хотя на первыхъ порахъ, помѣшать спокойствію извѣстной партіи, -- которая уже собирается, говорятъ, -- и сыграть свою роль, которую игралъ въ крестьянскомъ дѣлѣ, хотя знаю, что къ концу все таки все опустится и опошлится"...
   Принимая самое дѣятельное участіе въ земскомъ дѣлѣ, Мих. Васил., впродолженіи 1874 г., ничего не напечаталъ,-- и только послѣ слишкомъ полутора годоваго молчанія, во 2-й книжкѣ "Отеч. Зап." 1875 г. явилась его повѣсть "Переписка двухъ барышень", -- живая и остроумная сатира на барское воспитаніе нашихъ свѣтскихъ женщинъ въ новѣйшее время, когда духъ либерализма проникъ и въ высшія сферы нашего общества, гдѣ тоже стали толковать о "развитіи"... Своей неподдѣльной граціей, живостью и пикантностью, "Переписка двухъ барышень" показала, что талантъ Авдѣева вовсе не ослабѣлъ и только временно находился въ упадкѣ, проснувшись съ покой силой въ названномъ произведеніи. Въ этомъ же году Мих. Вас. сотрудничалъ въ "С.-Петерб. Вѣдом.", Корта, въ которыхъ напечаталъ нѣсколько писемъ и статей. Его послѣднимъ произведеніемъ былъ отрывокъ изъ романа: "Въ сороковыхъ годахъ", помѣщенный въ сборникѣ "Братская Помочь" за текущій годъ. Онъ написалъ еще двѣ повѣсти изъ тридцатыхъ и сороковыхъ годовъ и романъ изъ новѣйшей эпохи русскаго движенія; всѣ эти вещи имѣютъ между собою хронологическую и внутреннюю связь и должны были открыть цѣлую серію беллетристическихъ произведеній, задуманныхъ авторомъ подъ общимъ, многообѣщавшимъ заглавіемъ: "Мои Времена". Къ сожалѣнію всѣмъ этимъ планамъ и намѣреніямъ автора не суждено было осуществиться...
   М. В. Авдѣевъ давно уже жаловался на слабость здоровья, и въ 1871 г., когда ему было всего 50 лѣтъ, выглядѣлъ чуть не старикомъ. Въ концѣ прошлаго, 1875 года онъ возвратился изъ Стерлитамака совсѣмъ больной, и, чувствуя припадки сердца, началъ посѣщать одну лечебницу, въ которой его пользовали электричествомъ. Къ новому году онъ сильно простудился и слегъ и почти уже не вставалъ съ постели, такъ какъ его лихорадочное состояніе перешло въ брюшной тифъ, который, не смотря на всѣ старанія лечившаго его профессора С. П. Боткина, принялъ дурной исходъ,-- и въ ночь на 1 е февраля Авдѣева не стало. Его, болѣе чѣмъ скромные, похороны происходили 3 февраля, на Волковомъ кладбищѣ, гдѣ онъ погребенъ на, такъ называемой, "литературной дорожкѣ", неподалеку отъ могилъ Добролюбова, Писарева, Рѣшетникова. Мих. Вас. умеръ на 55 году жизни, въ полномъ разцвѣтѣ силъ, не переставая передъ самой кончиной интересоваться литературой и текущими дѣлами, обдумывая планы своихъ будущихъ работъ.
   Сочиненія Авдѣева были изданы два раза: первое изданіе вышло въ 1853 г., подъ заглавіемъ "Романы и повѣсти Михаила Авдѣева. Спб. 2 части; второе -- болѣе полное -- въ 1870 г., составляющее 12-й выпускъ изданнаго Стелловскимъ "Полнаго Собранія сочиненій русскихъ авторовъ". Кромѣ того были и отдѣльныя изданія разныхъ его произведеній: "Тамаринъ, Романъ. 2 тома. Спб. 1852 г.", "Подводный Камень". Ром. въ 2 ч. Спб. 1863 г., "Между двухъ огней. Ром. 3 части. Спб. 1868 г.", "Три повѣсти: Магдалина, Пестренькая жизнь и Сухая любовь". Спб. 1871 г., "Мѣщанская семья". Комедія въ 5 дѣйств. Спб. 1869 г., и "Наше общество (1820--1870) въ герояхъ и героиняхъ литературы. Спб 1874 г."
   М. В. Авдѣевъ вполнѣ принадлежалъ къ тургеневской школѣ, но все таки онъ имѣли свою оригинальную, литературную физіономію, -- дѣятельность его была совершенно самостоятельна. До конца жизни онъ сохранилъ лучшія литературныя традиціи и горячо сочувствовалъ всегда передовымъ стремленіямъ русскаго общества, никогда не прерывая съ нимъ нравственной связи. Онъ писатель былъ талантливый и честный --
   
   Талантливый и честный! Въ двухъ словахъ
   Заключена властительная сила,
   Одушевленъ быль ею этотъ прахъ,
   Освящена теперь, его могила!...

П. В. Быковъ.

"Живописное Обозрѣніе", NoNo 19--20, 1876

   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru