Аннотация: (Некролог).
Текст издания: журнал "Пробуждение", 1910, No 9.
Бьернстьерне-Бьернсон
Умер 13-го апреля.
Умер -- по давно укоренившемуся за ним прозвищу -- "некоронованный король Норвегии". Тот, кто, по удачному выражению одного известного норвежского критика, "как никто другой, был учителем своей страны и ее воспитателем".
Родился он 8-го декабря 1832 года в семье пастора, семнадцати лет официально покончил с науками, около трех лет изучал народную литературу и двадцати лет выступил на литературное поприще, дебютировав в качестве автора народных песен, литературного критика и фельетониста.
А в 1857 году увидел свет первый крупный литературный опыт Бьернсона--повесть: "Сюнневе Сольбаккен". За ней быстро одна за другой появились новеллы из крестьянской жизни: "Отец", "Арнэ", "Веселый парень" и т. д.
Частью идеалистического характера, все эти произведения, выдержанные в строгом -- хотелось бы даже сказать -- целомудренном эпическом тоне, уже тогда, на заре жизни Бьернсона, заключали в себе основные качества и свойства его, как писателя.
Поразительно здоровый оптимизм, спокойный и трезвый взгляд на мир, глубокая, чистая и какая-то радостная любовь к людям.
Брандес о нем сказал, что в его первых поэтических произведениях можно найти самые нежные чувства, облеченные в самую суровую форму.
То же самое применимо и ко второму периоду творчества знамени того норвежского писателя, когда он повернул от юношеского романтизма к натурализму и к социальным вопросам.
К этому времени относятся его лучшие и наиболее сильные вещи, как, напр., рассказы: "Капитан Мансанэ", "Пыль", комедии: "Банкротство", "Перчатка", "Король", "Новая система", "Леонарда* и драма "Свыше сил", касающаяся острых религиозных вопросов.
Уже борясь со смертью, прикованный к постели, Бьернсон написал свою посмертную комедию "Когда цветет молодой виноград". От нее веет местами такой молодостью, такой свежестью бодрого творчества, что просто не верится, когда читаешь: "это написано Бьернстьерне-Бьернсоном во время жестокой болезни, когда ему было семьдесят семь лет!"
По физической мощи, по ясности ума, сохранившейся до глубокой старости, и по огромной популярности в своей стране, Бьернсон напоминал нашего Л. Толстого.
В истории человеческого слова и мысли светлый образ этого замечательного писателя-гуманиста, этого певца лучших сторон человеческой души и неизменного борца за независимость мысли от каких- либо стеснений и догматических пут -- останется навсегда чистым и славным.