Бурже Поль
Предисловие редакции журнала "Пантеон литературы"

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
 Ваша оценка:


   

ПАНТЕОНЪ ЛИТЕРАТУРЫ.

ПОЛЬ БУРЖЕ.

ОЧЕРКИ СОВРЕМЕНОЙ ПСИХОЛОГІИ

ЭТЮДЫ

О ВЫДАЮЩИХСЯ ПИСАТЕЛЯХЪ НАШЕГО ВРЕМЕНИ,
съ приложеніемъ статьи о П. Бурже
ЖЮЛЯ ЛЕМЕТРА.

Переводъ Э. К. Ватсона.

С.-ПЕТЕРБУРГЪ.
Типографіи Н. А. Левидина. Невскій просп., д. No 8.
1888.

   

ПРЕДИСЛОВІЕ.

   "На этихъ страницахъ -- говоритъ авторъ -- читатель не встрѣтитъ критическаго изслѣдованія въ собственномъ смыслѣ этого слова, хотя посвящены онѣ разсмотрѣнію литературной дѣятельности десяти извѣстнѣйшихъ писателей. Пріемы искусства имѣютъ здѣсь мѣсто, лишь поскольку они являются знаками, личности авторовъ едва намѣчены и, кажется, нѣтъ ни одного анекдота. Я" не хотѣлъ ни разбирать талантовъ, ни изображать характеровъ. Цѣлью моею было намѣтить нѣсколько данныхъ, которыя могли-бы оказаться пригодными для исторіи нравственной жизни второй половины XIX столѣтія во Франціи. Эта нравственная жизнь, жизнь общества съ весьма развитой цивилизаціей, слагается изъ многихъ разнообразныхъ элементовъ. Я скажу не новость, если буду утверждать, что литература составляетъ одинъ изъ этихъ элементовъ, быть можетъ, важнѣйшій, ибо параллельно все болѣе и болѣе очевидному ослабленію традиціонныхъ и мѣстныхъ вліяній, книга становится великимъ иниціаторомъ. Никто изъ насъ, заглянувъ въ глубину своего сознанія, не станетъ отрицать, что онъ едва-ли бы сталъ точно такимъ, какъ есть, если-бы не прочелъ того или иного сочиненія -- поэму или романъ, историческій или философскій отрывокъ. Въ эту именно минуту, дописывая послѣднюю строку, я вижу юношу, который сегодня, въ чудный іюньскій вечеръ, облокотился на свой ученическій пюпитръ. Цвѣты съ любовью распускаются у него подъ окномъ. Нѣжно-золотистый отблескъ заходящаго солнца тонкой, чудной линіей окаймляетъ горизонтъ. Молодыя дѣвушки весело болтаютъ въ сосѣднемъ саду. Юноша нагнулся надъ своей книгой, быть можетъ, одной изъ тѣхъ, о которыхъ будетъ рѣчь въ этихъ очеркахъ: это "Fleurs du Mal" Боделэра, какое-нибудь сочиненіе Ренана, "Саламбо" Флобера, "Томасъ Грендоржъ" Тэна, "Черный и Красный Бейля.... Э, лучше-бы отдаться наслажденію жизнью! скажутъ люди благоразумные. Увы! въ эту минуту и онъ наслаждается жизнью, и жизнью болѣе богатой содержаніемъ, чѣмъ если-бы онъ срывалъ благоухающіе цвѣты, любовался меланхолическимъ западомъ, или пожималъ нѣжные пальчики одной изъ молодыхъ дѣвушекъ. Онъ весь живетъ въ изрѣченіяхъ своего любимаго писателя. Онъ бесѣдуетъ съ нимъ по душѣ, какъ человѣкъ съ человѣкомъ. Онъ чутко прислушивается къ рѣчамъ его о томъ какъ наслаждаются любовью и совершаютъ кутежи, какъ ищутъ счастья и переносятъ горе, какъ представляютъ себѣ смерть и таинственный мракъ загробной жизни, прислушивается къ рѣчамъ своего любимца, и онѣ являются для него откровеніемъ. Эти рѣчи вводятъ юношу въ цѣлый міръ чувствъ, дотолѣ едва имъ замѣченныхъ. Отъ этого перваго откровенія и до попытки подражать этимъ чувствамъ разстояніе невелико, и юноша скоро переступаетъ его. Одинъ великій наблюдатель сказалъ, что^множество людей никогда не знали-бы чувства любви, если-бы имъ не говорили о ней. Вѣрнѣе, они полюбили-бы какимъ-нибудь инымъ образомъ. Тутъ не всѣ извѣстныя имена, да ихъ и не нужно много, не всѣ и идеи. Въ теченіе этого періода, отъ начала переворота и до войны съ Германіей, были и другіе поэты, кромѣ Боделэра и Леконта де Лиля, другіе романисты, кромѣ Флобера и Гонкуровъ, другіе, кромѣ Дюма, драматурги, другіе философы кромѣ Ренана и Тэна. Равнымъ образомъ, Стендаль не единственный писатель въ ряду предшественниковъ, у котораго современное общество могло открыть образъ, написанный заднимъ числомъ. Тургеневъ-же и Аміель не единственные писатели, изъ числа иностранныхъ, у которыхъ это общество могло изучить такого рода образъ, видоизмѣненный иностраннымъ вліяніемъ. Я ограничился. однако, этими десятью лицами, потому что они болѣе способны выразить идею, проводимую въ этомъ сочиненіи, а именно: душевныя состоянія, свойственныя новому поколѣнію, скрывались въ зачаткахъ, въ теоріяхъ и мечтаніяхъ предшествующаго поколѣнія. Молодые люди наслѣдуютъ отъ своихъ старшихъ извѣстное пониманіе жизни, которое, измѣнивъ, согласно собственному опыту, въ свою очередь, передаютъ тѣмъ, которые идутъ за ними. Литературныя произведенія и произведенія искусства составляютъ могущественнѣйшее средство для передачи этого психологическаго наслѣдія. Отсюда -- умѣстно изученіе этихъ произведеній, на которыхъ воспитывались умы и сердца. Методъ этотъ я попытался примѣнить ко многимъ изъ нашихъ старшихъ, которые, не сознавая того и единственно силою своего таланта, производятъ въ средѣ подростающихъ поколѣній неотвратимую, постоянную пропаганду идей и чувствъ.
   Это кропотливое и долгое изслѣдованіе приводитъ къ грустному результату. Всѣ произведенія, изслѣдованныя въ этихъ десяти очеркахъ, повидимому, выясняютъ одно и то-же скорбное вліяніе -- глубокій, постоянный пессимизмъ. Въ самомъ дѣлѣ, существованіе пессимизма въ душѣ современной молодежи, въ настоящее время, признается даже тѣми, которымъ этотъ духъ отрицанія болѣе всего противенъ. Кажется, я одинъ изъ первыхъ замѣтилъ это неожиданное возвращеніе къ тому, что въ 1830 году называли болѣзнью вѣка. Полагали, что она покончила свое существованіе съ племенемъ Оберманна и Рене. И вотъ появляются романы, столь-же разочарованные, какъ произведенія Сенанкура, столь-же горестныя поэмы, какъ сонеты Жозефа де-Лормъ. Есть очевидное различіе и въ основной мысли, и въ пріемахъ творчества. "Belle-Ami" Мопассана, будучи такимъ-же нигилистомъ, какъ и Оберманъ, представляетъ свое отрицаніе совершенно инымъ образомъ, а крайніе послѣдователи Боделэра передаютъ свои чувства совершенно не такъ, какъ Сентъ-Безъ. Но что за дѣло если различныя слова передаютъ одно и тоже впечатлѣніе абсолютнаго, безпощаднаго унынія! Шатобріанъ помѣщалъ свое неизлѣчимое отвращеніе на горизонтѣ бретонской степи, гдѣ возвышались башни стараго родительскаго замка. Наши пессимисты поселяютъ свою мизантропію среди Парижа и одѣваютъ ее по послѣдней модѣ, вмѣсто того, чтобы наряжать въ байроновскій плащъ. Для психолога имѣетъ значеніе основа, а общая основа здѣсь, какъ и въ "Au Rebours" Гюисманса, въ "Adolphe" Бенжаменъ Констана -- полное утомленіе жизнью, мрачное убѣжденіе въ безплодности всякихъ усилій. Это не простая позировка; въ книгахъ, о которыхъ я говорю, слышится правдивая нотка, которая не обмазываетъ. Это не простое подражаніе, и, указывая на вліяніе Шопенгауэра, мы въ сущности ничего не говоримъ. Мы принимаемъ только тѣ ученія, принципъ которыхъ уже есть въ насъ. Почемубы не признать скорѣе, что часть современной молодежи пережи ваетъ извѣстный кризисъ. Она представляетъ явные симптомы, замѣтные для всякаго непредубѣжденнаго наблюдателя, извѣстнаго рода нравственной болѣзни, достигшей своего наиболѣе остраго періода. Многіе восклицаютъ: куда дѣвалась французская веселость добраго стараго времени!..-- Кстати сказать, я тщетно отыскиваю эту веселость, эту легкую и живую манеру улыбаться жизни, воспѣвая ее, и у Паскаля, и у Ларошфуко, и у Лабрюйера, и у Боссюэта, которые, однако, считаются геніями истинныхъ предаданій французскаго народа.-- Но если эта веселость совсѣмъ исчезла, нѣтъ-ли какой-нибудь причины или какихъ-нибудь причинъ этому исчезновенію? Если прекрасное качество бодрости духа уступило мѣсто безполезному и мрачному, "зачѣмъ", если потрясено сознаніе расы,-- то не умѣстно-ли изслѣдовать причину такого очевиднаго измѣненія? Въ эпиграммахъ давно уже выставлялось на видъ, что самые разочарованные писатели умѣютъ недурно устраивать свою жизнь; ихъ застигаютъ врасплохъ въ противорѣчіи съ теоріями и чувствами своихъ книгъ. Что же доказываетъ это противорѣчіе? Что человѣкъ существо сложное, что мысли и поступки не всегда идутъ у него рука объ руку, что инстинктъ жизни беретъ верхъ иногда, въ противность всякаго рода разсужденіямъ. Когда-же болѣзнь считалась чѣмъ-то абсолютнымъ, не допускающимъ никакихъ степеней -- не совмѣстимой съ извѣстной частью здоровья? Тѣмъ лучше, если остатокъ здоровья позволяетъ больному продолжать двигаться и имѣть обликъ человѣка. Возможно-ли. ради этого, не изучать болѣзни, которою онъ страдаетъ, въ особенности, если заразительность этой болѣзни все растетъ и грозитъ охватить большое количество другихъ людей, у которыхъ не окажется уже, быть можетъ, силы сопротивляться ей съ такой энергіей?
   Предлагаемые "Очерки" заключаютъ въ себѣ рядъ замѣтокъ о нѣкоторыхъ причинахъ пессимизма молодыхъ людей нашего времени. Эти глубокія причины сказались уже на тѣхъ изъ нихъ, которые были молодыми людьми въ 1855 году и которые передали намъ часть своего сердца, разсказывая лишь о себѣ. По поводу этихъ вожаковъ нашего поколѣнія, я пытался возможно отчетливѣе намѣтить тѣ изъ указанныхъ причинъ, которыя казались мнѣ существенными. По поводу Ренана и братьевъ Гонкуръ, я указалъ зародышъ меланхоліи, облеченной въ диллетантизмъ. По поводу Стендаля, Тургенева и Аміеля, я пытался отмѣтить нѣкоторыя пагубныя послѣдствія космополитической жизни. Поэмы Боделэра и комедіи Дюма дали мнѣ поводъ анализировать многіе оттѣнки современной любви и указать на извращенность и безсиліе этой любви подъ давленіемъ духа анализа. Густавъ Флоберъ, Леконтъ де-Лиль и Тэнъ дали мнѣ возможность показать нѣсколько образцовъ различныхъ вліяній, какія произведены были наукой на разнообразно настроенныя воображенія и чувства.-- По поводу опять таки Ренана, Гонкуровъ, Тэна и Флобера, я могъ изучить нѣсколько случаевъ столкновенія между демократіей и высшей куль турой. Вы увидите, что эти именно вліянія продолжаютъ тяготѣть надъ современной молодежью. Болѣе чѣмъ когда-либо злоупотребленіе общедоступностью критики размножаетъ вокругъ насъ диллетантовъ, подобно тому какъ легкость путешествій увеличиваетъ число космополитовъ. Болѣе чѣмъ когда-либо парижская жизнь позволяетъ молодымъ людямъ перепутывать различные мотивы ихъ жизни и чувства, и болѣе чѣмъ когда-либо демократія и наука являются владычицами новаго міра, который, до сихъ поръ, не отыскалъ средства, чтобы вновь напоить источники нравственной жизни, изсушенные имъ. Прибавьте къ этому, что новое поколѣніе выросло среди соціальныхъ трагедій, неизвѣстныхъ предшествующему. Мы вступили въ жизнь въ страшную годину войны и коммуны, и этотъ страшный годъ не только изувѣчилъ карту нашего дорогого отечества, не только истребилъ памятники нашего дорогого города,-- кое-что оставилъ онъ намъ всѣмъ и отъ себя, какъ первую отраву, содѣлавшую насъ обезсиленными, менѣе способными противостоять болѣзни интеллектуальной, съ которою намъ пришлось рости.-- Что ожидаетъ насъ? Кто знаетъ! Кто скажетъ это вѣщее слово о плодотворномъ трудѣ, необходимомъ нашей молодежи, чтобы она могла приняться за дѣло, исцѣленная отъ сомнѣній, на жертву которымъ она отдана? Кто вернетъ намъ дивный даръ веселія въ трудѣ и надежды въ борьбѣ? Когда очерки эти постепенно печатались въ одномъ изъ нашихъ журналовъ, критики мнѣ говорили: укажите-же лѣкарство отъ болѣзни которую вы описываете столь предупредительно. Мы видимъ вашъ анализъ, но не видимъ вашего заключенія. Скромно признаюсь, что никакого положительнаго заключенія я и не могу дать этимъ очеркамъ. Бальзакъ, охотно называвшій себя докторомъ соціальныхъ наукъ, приводитъ гдѣ-то слѣдующее изрѣченіе одного христіанскаго философа: "люди не нуждаются въ учителяхъ, чтобы сомнѣваться". Эта превосходная мысль была-бы роковымъ приговоромъ моей книгѣ, книгѣ, занятой изслѣдованіемъ весьма грустнаго, тяжелаго предмета, если-бы въ искреннемъ сомнѣніи ея не заключалось принципа вѣры, подобно тому, какъ въ каждой простосердечной ошибкѣ таится принципъ истины. Отнестись съ полной серьезностью къ драмѣ, разъигрывающейся въ умахъ и сердцахъ моего поколѣнія, значитъ открыто признать громадное значеніе вопросовъ нравственной жизни, значитъ исповѣдать твердую вѣру въ будущее мрачной и страдальческой, чудной и необъяснимой человѣческой души".

-----

   Предлагая нашимъ читателямъ рядъ этюдовъ Поля Бурже о важнѣйшихъ представителяхъ современной французской литературы, мы имѣли въ виду доставить интересующимся образецъ критическихъ изслѣдованій послѣдняго времени. Сочиненію Бурже предпосылается критическій этюдъ о личности автора, написанный Жюлемъ Лемэтромъ.

Ред.

   
   
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru