[Paul Bourget, 1852-] -- французский писатель. Р. в Амьене, слушал лекции в Париже в "Школе высших наук" и первоначально готовился стать ученым лингвистом по классическим яз., но увлекся лит-рой и стал писать стихи, под сильным влиянием А. де Мюссе (см.) и Ш. Бодлера (см.): "Poésie" (Стихи, 1872); "La vie inquiète" (Жизнь без покоя, 1875); "Edel" (Эдель, 1878); "Aveux" (Признания, 1882). Одновременно Б. занимается обрисовкой портретов излюбленных авторов. Посвященные им статьи никак нельзя назвать критикой в собственном смысле слова, но и без того субъективная трактовка писателей в очерках Б. "Essais de psychologie contemporaine" (Опыт современной психологии, 1883) и "Nouveaux Essais" [1885] интересна как яркая иллюстрация воздействия на Б. Бодлера, Ренана (см.), Тэна (см.), Флобера (см.), Тургенева (см.) и особенно Стендаля (см.). Одновременно [с 1883] Б. начинает писать романы, сделавшие его имя широко известным. Два писателя определили направление Б.: прежде всего Стендаль, родоначальник психологического романа, открыто признан самим Б. учителем в области психологического анализа; потом несомненно влияниеДостоевского (см.), о к-ром сам Б. однако умалчивает. Характерной особенностью этих влияний является их неполнота и такое перекрещивание, к-рое почти исключает друг друга: Стендаль, тонкий и четкий аналитик, был прямой противоположностью католичеству и политическому консерватизму Б.; Достоевский, давший французскому писателю его основную идею "очистительного значения страданий", нисколько не вывел Б. из замкнутого круга аристократических персонажей его лит-ого обихода. Тонкое и умное описание душевной жизни героев, анализ их страстей, любовных мук и страданий влекут за собою описание их душевных кризисов, имеющих чисто субъективное и индивидуалистическое значение. Б. не дает своим страдающим героям никакого общественного выхода кроме христианства в готовой форме католической догмы. Тем не менее формально его романы выполнили огромную роль в развитии французской лит-ры, и для понимания ее явлений знание Б. необходимо. В период после 1883 написаны крупные романы Б., из к-рых большинство переведено на русский яз. В настоящее время их насчитывается около 45 томов. Романы первого периода значительно разнятся от последних: "L'Irréparable" (Непоправимое, 1884); "Cruelle énigme" (Жестокая загадка, 1885); "Crime d'amour" (Преступление любви, 1886); "Mensonges" (Ложь, 1888) и в особенности пользовавшийся большим успехом в России роман "Le Disciple" (Ученик, 1889) -- характеризуют Б. первого периода. В последнем романе, где подлинные герои -- идеи и философские системы, Б. очень тонко ставит вопрос об ответственности ученых, философов, писателей за высказываемые ими взгляды, влияющие на жизненный путь новых поколений. Художественно изображая этическое формирование "Ученика", или вернее "последователя", Б. решает вопрос об ответственности утвердительно. Отсюда своеобразный морализм Б. Анализируя волнения и любовные переживания исключительно верхушечного слоя французского общества, давая точную и потому необходимую документацию своего изучения, Б. свое "очищающее страдание" рекомендует скорее в качестве возрождающей индивидуальную психику силы, чем способа регулирования общественных отношений. Он настолько полюбил своих героев, зажиточных людей, могущих культивировать богатые и сложные переживания, что начинает в своих произведениях проводить реакционную идею о необходимости сохранить ту среду, в к-рой он как автор черпает материал. Поэтому Б. второго периода -- враг демократии, враг социализма (демократия -- Калибан в романе "L'étape"), сторонник отживших форм брачных отношений ("Le Divorce" -- "Развод"), проповедник закона возмездия каких-то нечеловеческих сил ("Le David"). В романе, вышедшем накануне войны 1914-1918, в огромном двухтомном произведении в 700 страниц "Le Démon du Midi" (Полуденный бес) Бурже утверждает наличие в обществе и в человеке религиозного инстинкта и заявляет себя сторонником незыблемости уклада католической церкви. В 1894 Бурже избран во Французскую академию.
Библиография:
Собр. сочин. Б., 10 тт., СПБ., 1903;
Батюшков Ф. Д., Критические очерки и заметки, ч. 1, СПБ., 1900;
Pellissier G., Études de littИrature contemporaine, P., 1900;
Strowski F., Tableau de la littérature française au XX siècle, P., 1924.
А. В.
Источник текста: Литературная энциклопедия: В 11 т. -- [М.], 1929--1939. Т. 1. -- [М.]: Изд-во Ком. Акад., 1930. -- Стб. 619--621.
-- франц. писатель. Сын учителя, окончил лицей в Париже. С 1894 -- чл. Франц. академии. В 1872 опубл. критич. эссе "Любовь Спинозы" ("Le roman de l'amour de Spinoza") и др. и стихи в духе парнасцев (в 1875 вышли в сб. "Беспокойная жизнь" -- "La vie inquiète"). Поэма Б. "Эдель" ("Edel", 1878) отмечена чертами декадентства. Следуя позитивистской теории И. Тэна и натурализму Э. Золя, Б. посвятил этюды Ш. Бодлеру, Г. Флоберу, И. Тэну, Стендалю, Э. и Ж. Гонкурам, И. С. Тургеневу и др.: "Очерки современной психологии" ("Essais de psychologie contemporaine", 1883); "Новые очерки современной психологии" ("Nouveaux essais de psychologie contemporaine", 1885). Свой критич. метод Б. строил на изощренном психологич. анализе, отвергающем реалистич. принцип типизации.
Первые романы Б. -- "Мучительная загадка" ("Cruelle énigme", 1885, рус. пер. 1894), "В сетях лжи" ("Mensonges", 1887, рус. пер. 1888). Герои этих произв. -- представители высшего общества, рафинированные скептики или добродетельные и ограниченные католики. Наиболее значит. роман Б. "Ученик" ("Le disciple", 1889, рус. пер. 1889) вышел в период, когда после Парижской Коммуны 1871 франц. буржуазия, охваченная страхом, стремилась принизить авторитет научного знания. Б. рисует героя, к-рый в плане эксперимента над "механизмом страстей" соблазняет и губит юную девушку. Смысл романа в том, что научному мышлению, якобы неотделимому от бессердечия и цинизма, следует противопоставить мораль и набожность. Характерность героя Б., представителя буржуазии конца 19 века, -- причина того, что М. Горький включил роман в серию "История молодого человека 19 столетия". А. Франс резко осудил роман, защищая гуманность разума. А. П. Чехов заметил, что роман "Ученик" -- явление симптоматичное для франц. лит-ры декаданса, и гл. его недостаток -- "...претенциозный поход против материалистического направления" (Полн. собр. соч., т. 14, 1949, с. 360). В последующих романах (их ок. 45) Б. доказывал, что только католицизм и монархизм спасут "ослабевшую в революциях Францию": "Этап" ("L'étape", 1902, рус. пер. 1903), "Смысл смерти" ("Le sens de la mort", 1915). В 1910 Б. написал драму "Баррикада" ("La barricade"), проникнутую ненавистью к демократии. "Реакционно, но интересно", -- писал об этой пьесе В. И. Ленин в письме к М. И. Ульяновой (Соч., т. 37, с. 371).
Сочинения:
Oeuvres complètes, v. 1--9, P., 1899--1911;
в рус. пер. --
Собр. соч., т. 1--[10], СПБ, 1901;
Ученик, М., 1958.
Литература:
История франц. лит-ры, т. 3, М., 1959;
Carco F., Paul Bourget, P., 1932;
Tison-Braun M., La crise de l'humanisme. Le conflit de l'individu et de la société dans la littérature française moderne, t. 1, P., 1958.
М. А. Гольдман.
Источник текста: Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. -- М.: Сов. энцикл., 1962--1978. Т. 1: Аарне -- Гаврилов. -- 1962. -- Стб. 777.