БУРЛЮК Николай Давидович [22.4(4.5).1890, слободка Котельва Ахтырского у. Харьков. губ.-- 1920(?)], поэт, прозаик, теоретик иск-ва. Брат Д. Д. Бурлюка. В 1901--09 учился в Херсонской г-зии, в 1909--14 -- в Петерб. ун-те на ист.-филол. и физико-матем. ф-тах (естеств. отд.), неск. раз переходя с одного на другой. В 1915--17 находился на воен. службе в Петрограде.
В нач. 1910 выступил в сб. "Студия импрессионистов" (кн. 1, СПб.) и тогда же, сблизившись с кружком Е. Г. Гуро и М. В. Матюшина,-- с большой подборкой стихов в "Садке судей" (в. 1, СПб.). Начиная с "Пощечины общественному вкусу" (М., 1912), Б. принимал участие во всех осн. изданиях "Гилей" и футуристич. выступлениях в Петербурге и Москве.
Поэзия Б., оставаясь в русле футуристич. иск-ва, испытывала воздействие поэтики символизма (о реминисценциях из А. А. Блока см.: ЛН, т. 92, кн. 3, с. 80); в частности, вслед за Вяч. Ивановым (и В. Хлебниковым) Б. считал, что "только миф" выступает "создателем живого слова", а "словесная жизнь тождественна естественной, в ней также царят положения вроде дарвиновских...." ("Поэтические начала", "Первый журнал рус. футуристов", 1914, No 1--2, с. 84). Стихам Б. свойственна архаизирующая стиховая техника, нарочитая тяжеловесность образов ("Буду слушать снова, снова... Шорох каменного слова"), элегич. настроенность; это своего рода дневниковые записи, фиксирующие почти беспредметные "лирические чувствования" [см. особенно циклы в сб-ках: "Требник троих" (М., 1913), "Молоко кобылиц" (М.-- [Херсон], 1914; ранние публ. частично собраны в ж. "Отголоски", Шанхай, 1920, No 3--4). В рец. на "Садок судей" (в. 1) В. Я. Брюсов, у к-рого начинающий Б. искал поэтич. наставничества (см. его письмо Брюсову 1910.-- ГБЛ, ф. 386, к. 75, д. 15), благожелательно отозвался о его стихах (РМ, 1911, No 2, с. 230) ; в докладе "Поэзия вне групп" его стихи высоко оценил В. Пяст ("Речь", 1913, 9 дек.); Н. С. Гумилёв в рец. на "Садок судей" (в. 2, СПб., 1913) назвал произв. Б. наравне с вещами В. Хлебникова "самыми интересными и сильными" ("Гиперборей", 1913, февр.). Б. неизменно покровительствовал А. М. Ремизов. Лирич. проза Б. разрабатывает поэтику "двойного видения", открывающего в обыденной действительности второй, фантастически-мифол. план ["Смерть легкомысленного молодого человека", в сб.: "Пощечина общественному вкусу"; "Глухонемая", "Артемида без собак", в сб.: "Дохлая луна" (М., 1913); "Сбежавшие музы", в сб.: "Садок судей" (в. 2, СПб., 1913); "Пансион уродов", в сб.: "Весеннее контрагентство муз" (М., 1915) и др.]. Взгляды Б. на совр. живопись (см. его ст.: "В. Д. Бурлюк. Его творчество", "Союз молодежи", 1913, No 3; тезисы доклада о творчестве П. Н. Филонова в окт. 1913, Ежегодник РО ПД. 1977, Л., 1979, с. 224; см. также работу М. В. Матюшина "Рус. кубо-футуристы", в сб.: К истории рус. авангарда, Стокгольм, 1976) отличались большей "левизной", нежели позиция, занятая им в лит. борьбе: вместе с Б. К. Лившицем он представлял наиб, умеренное крыло "Гилей", близкое к "Цеху поэтов".
Лит.: Пяст, 251; Лившиц Б., Полутораглазый стрелец, Л., 1933, с. 198; Хлебников В. В., Неизданные произв., М., 1940 (комм. Н. Харджиева, с. 474-- 76); Markov V., Russian futurism: A history, L., 1969, р. 59; см. также лит. при ст. Бурлюк Д. Д.
Архивы: ИРЛИ, ф. 377; ЛГИА, ф. 14, оп. 3, д. 54862 (л. д.).
Р. В. Дуганов (при участии А. Е. Парниса).
Русские писатели. 1800--1917. Биографический словарь. Том 1. М., "Советская энциклопедия", 1989