|
Скачать FB2 |
| |
Венок и швабра,
или Сюрприз драматургу
МЕЛО-ТРАГЕДИЯ С НЕДОРАЗУМЕНИЯМИ В ЧЕТЫРЕХ КАРТИНАХ,
с фантастическим прологом, небывалым эпилогом, хором и танцами петербургской Зги и разрушением театра.
Читана в литературно-театральном комитете* по 5 рублей с картины. За пролог и эпилог взята членами комитета особая приплата по рублю. Одобрена безусловно для первых представлений.
ЛИЦА
Публика театральная; присяжные александринские театралы *, рецензенты, балетоманы, папильоны *, актеры, одетые кучерами, и проч.
Действие пролога близ Москвы; четырех картин -- в Петербурге; эпилога -- в бане.
ПРОЛОГ
Ночь. Дикое место близ Москвы. На заднем плане видна Вшивая горка*. Посредине сцены котел на огне.
Мордарий Драмоделов, Владимир Александров, Владимир Немирович-Данченко, Владимир Карпов и множество других московских мастеровых драматургического цеха образуют круг около котла; у всех в руках огромные перья наподобие метел.
Вливают в котел ланинского шампанского и бросают всякую дрянь, как-то: замоскворецкое остроумие, гостинодворские каламбуры, цыганско-стрельнинские романсы и куплеты, московского трагика под хреном, обрывки феерий и мелодрам времен Радиславскаго и Тарновскаго, кочерыжки от драматической капусты Шпажинскаго, огрызки "сценичности" из пьес Дьяченки и т. п. Все усердно перемешивают перьями, кружась около котла.
Разлетаются. Остается один Мордарий Драмоделов, до самого рассвета переливающий драматическое варево из котла в четыре лоханки, по числу действий в его пьесе.
КАРТИНА 1
Цветочная лавка на Невском проспекте, открытая отставным Калхасом, после того как "Прекрасная Елена" сошла с казенной сцены* и водворилась в "Аркадии"* и других увеселительных заведениях низшего разряда, где даются спектакли не только распивочно, но и на вынос.
Калхас
(оглядывая лавку)
Унтер Карпов
(появляясь из глубины сцены)
Калхас
Карпов
Калхас
Внезапно раскрывается дверь лавки. Сначала в нее ничего не видно, кроме петербургской погоды. Влетает несколько комков грязи от резиновых шин. Потом на фоне петербургской погоды выделяется силуэт таинственного незнакомца в плаще и маске. Из кармана плаща торчит московский калач и откупоренная бутылка ланинской воды, которая шипит во все остальное время действия первой картины.
Карпов приносит венок.
(Уходит и исчезает в петербургской погоде, оставив на прилавке три двугривенных.)
Калхас
(нюхает табак и подмигивает унтеру Карпову)
Карпов
(Кряхтя взваливает венок на плечи и уходит.)
КАРТИНА 2
Сцена представляет петербургскую погоду. При открытии занавеси невидно ни зги, только хлещет дождь, смешанный с снегом; сперва хлещет справа налево; потом -- слева направо; потом -- прямо снизу вверх; потом прямо сверху вниз; наконец, ожесточенно принимается хлестать разом и так и сяк, и эдак. Со всех сторон слетаются и кружатся по сцене Зги.
(Мгновенно исчезают.)
По сцене медленно едет извозчик с обдерганной полостью, прицепленной измочаленными веревочками к спинке саней. На извозчике сидит Mордарий Драмоделов. На этот раз. он без плаща и без маски, в своем виде: на лице его необыкновенно московско-самодовольно-лукавое выражение.
На думской каланче* бьет четверть восьмого.
(Драмоделов вздрагивает, очнувшись от мечтаний.)
Извозчик
Мордарий Драмоделов
Извозчик
Мордарий Драмоделов
Извозчик
Проезжают.
КАРТИНА 3
Подъезд Александрийского театра; сквозной ветер.
(Уходит в одну из дверей театрального подъезда.)
КАРТИНА 4
Зал и сцена Александрийского театра. Избранная публика первых представлений. В ложах бельэтажа мною почетного, но сильно пьяного купечества; некоторые из купечества во время представления внезапно вскрикивают спросонья "караул"; другие зевают, расширяя рот столь широко, как будто хотят проглотить театральную люстру, и приговаривая при этих зевках про себя, но так, однако же, что слышно на Невском: "Господи, огради уста мои". Присяжные александрийские театралы: один, по рассеянности, в огромных галошах; у другого вместо галстуха повязан шерстяной носок. Два присяжных балетомана, забредшие по ошибке вместо Мариинского театра в Александрийский и тотчас же занявшие пустые кресла даром, громко и нахально переговариваются из кресел в литерную ложу с какой-то отставной кокоткой, которая кивает им головой, причем у ней с носа в изобилии сыплется пудра прямо на лысины балетоманов. Присяжные театральные рецензенты; у одного флюс. Два присяжных александрийских драматурга; сидят в креслах: один около бенуара с левой стороны, другой -- с правой; несмотря, однако же, на расстояние между драматургами во всю ширину театрального зала, взаимная ненависть их столь горяча, что они прожигают ею друг друга; в антрактах не выходят из кресел в коридор из опасения как-нибудь встретиться лицом к лицу: оба знают, что при этом непременно раздерутся насмерть. Три облезлых действительных тайных аркадийских папильона одеты в куцые смокинги, но с орденами на шее; каждый держит под ручку девицу резвого поведения и блаженно улыбается.
При поднятии занавеса на театральной сцене оканчивается третье действие новой пьесы Мордария Драмоделова: "Ах, Москва, Москва, Москва, золотая голова". Декорация изображает московский увеселительный трактир "Разлюли-малина". Направо соединенный малороссийский хор; налево соединенный цыганский хор; посредине соединенный хор русских песенников, балалаечников и национальных артистов на сопелках. У самой суфлерской будки двенадцать актеров, наряженных кучерами, отжаривают с дикой энергией трепака.
Двенадцать актеров, наряженных кучерами, неистово откалывают известное самое эффектное на трепака, почти касаясь сиденьями театрального пола и вскидывая разом обе ноги выше головы; с ног шести актеров от страшной выразительности национальных на слетают двенадцать вымазанных дегтем сапогов, перелетают через весь театральный вал под потолком и обрушиваются в раек. Занавес падает; но еще четыре сапога, слетевшие с пляшущих актеров уже после спуска занавеса, пробивают его насквозь и упадают в партер. Запах национального дегтя. В театре буря рукоплесканий.
Голоса публики
Голос из пьяного почетного купечества
Голоса "подсыпанных" в райке в в партере хлопальщиков
Голос из пьяного почетного купечества
Поднимается занавес. Выходит Мордарий Драмоделов, выводимый шестью кучерами за правую руку и другими шестью -- за левую. Он раскланивается с блаженной улыбкой, оскаливая крупные фальшивые зубы. Дирижер оркестра делает Мордарию знак приблизиться к рампе для "поднесения" от публики подарка. Мордарий подлетает к самой суфлерской будке, улыбаясь еще блаженнее и выставляя фальшивые зубы почти до пюпитра дирижера.
Унтер Карпов
(протягивает швабру из оркестра через суфлерскую будку, почти к самым фальшивым зубам автора, как будто собираясь их прочистить шваброй)
Полное остолбенение в театре.
Голос мужика с самого верхнего места в райке
Момент общего изумления и безмолвия. Затем весь театр обрушивается и превращается в груду развалин, над которыми в виде флага торчит швабра.
ЭПИЛОГ
Театр представляет баню. Несколько голых моются на скамьях и на полке. Входит Мордарий Драмоделов, также голый, останавливается у рампы и внимательно прислушивается к разговорам голых.
Первый голый
(намыливая себе голову)
Второй голый
Первый голый
Второй голый
(трет себе мочалкой спину)
Третий голый
Четвертый голый
Разом умолкают и только мылят и трут себя мочалками.
Мордарий Драмоделов
(уныло)
(Уезжает в Москву в голом виде.)
Комментарий
УСЛОВНЫЕ СОКРАЩЕНИЯ:
ВЕНОК И ШВАБРА, ИЛИ СЮРПРИЗ ДРАМАТУРГУ
Мело-трагедия с недоразумениями в четырех картинах
|