Булгаков (Александр Иванович) -- писатель, родился в 1815 году, ум. в 1836 г. Учился в Горном корпусе, из которого, по слабости здоровья, в 1831 году вышел и поступил в С.-Петербургский университет, где на развитие его большое влияние имели лекции А. В. Никитенка и профессора философии А. А. Фишера. Товарищами его были здесь, между прочим, В. Григорьев, П. Ершов и П. Савельев. Еще будучи в корпусе, Б. обнаружил особенную склонность к словесности и написал несколько небольших драматических пьес. Будучи студентом университета, он поставил на сцене переделанный им французский водевиль "Артист", имевший большой успех, и Б. сделался водевилистом, стал заниматься переделкой французских водевилей для русской сцены, оставив без внимания собственные драматические опыты. По окончании университетского курса в 1834 г., Б. читал теорию драматического искусства в Петербургском театральном училище; из этих чтений напечатана только вступительная лекция в "Сыне Отечества" того же года. Он умер в Обуховской больнице, подкошенный сильной романической любовью к молодой певице, так же, как и он, скончавшейся преждевременно. Из пьес собственного сочинения он не успел напечатать ни одной; но и из множества переделанных, игранных на петербургской сцене, напечатаны только: "Артист", "Два мужа" (обе 1834 г.); "Тише едешь, дальше будешь" (1835 г.); "Жена соседа, или дебютант в западне", "Дебютант, или страсть к театру" (обе 1836).
А. Э.
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, т. IVa (1891): Бос -- Бунчук, с. 892
II.
БУЛГАКОВ Александр Иванович [ок. 1814 или 1815, Ростов. у. Екатеринослав. губ.(?) -- осень 1836, Петербург), водевилист. Из дворян; сын надв. советника Ростов, у. Екатеринослав. губ. Учился в Горном кадет. корпусе в Петербурге, откуда уволен по слабости здоровья; в 1831 поступил в Петерб. ун-т, где под влиянием А. В. Никитенко и проф. философии А. А. Фишера изучает историю и теорию драм, иск-ва. Студентом пишет неск. небольших пьес (не окончены), в 1831 публикует куплеты из водевилей (ЛПРИ, No 80; "Сев. Меркурий", No 33), переделывает с французского водевиль Э. Скриба и А. Перле "Артист", после успеха к-рого (пост. 1833), оставив собств. опыты в комедии, занялся переводом водевилей париж. репертуара (произв. Э. Скриба, А. Жадена, Ш. Денуайе, Н. Бразье). В 1834--36, по окончании ун-та, преподает в Театр. и Павлов. воен. уч-щах, а потом в 1-м петерб. кадет. корпусе словесность и теорию драм. иск-ва (вступ. лекцию см.: "СО и СА", 1835, No 30; перепечатана в ж. "Дневник рус. актера", 1886, No 2). По совету П. А. Плетнёва продолжает изучение европ. драмы, в 1835 помещает в "Энц. лексиконе" Плюшара ст. "Артист", "Балет" и др., задумывает издание классич. драм, произв. всех народов в подражание Париж, изд. "Шедевры заруб. театра". Образ Б. в глазах современников неизменно связывался с романтич. любовью к его воспитаннице, певице А. М. Степановой, к-рой он посвятил стих. "Прости меня, прости" (1835-- 36?) -- известное впоследствии как романс П. С. Фёдорова в аранжировке М. И. Глинки; легенда о том, что Б. умер от любви, длит. время бытовала в театр. среде (СПбВед, 1837, No 38; РА, 1869, кн. 1, с. 350--51). На смерть Б. появилось стих. Д. П. Сушкова "Замогильный голос" ("СО и СА", 1838, No 3).
Творчество Б. относится ко времени господства водевиля на рус. сцене; из игранных на петерб. и моск. сценах водевилей-переделок Б. опубл.: "Артист", "Два мужа" (оба -- СПб., 1834), вызвавшие разноречивые отзывы В. Г. Белинского ("Молва", 1835, No 23, 27--30; МН, 1838, май, кн. 2), "Тише едешь, дальше будешь" (СПб., 1835; отклик: В. М. Строехова -- СП, 1835, 7 окт.), "Жена соседа, или Мужья в западне" (СПб., 1836), "Дебютант, или Страсть к театру" (СПб., 1836). Б. часто подстраивал франц. образец под рус. нравы, отдавая предпочтение модным со времен А. А. Шаховского пьесам с переодеваниями, основанным на комизме ситуаций, значит, место уделял теме театра, высмеивая при этом экзальтированную к нему приверженность ("Дебютант..."). При недостатке острой интриги, сценич. динамизма водевили Б. выделялись отсутствием фарса и благодаря заложенным в них возможностям актерского перевоплощения (т. н. приему переодевания) пользовались популярностью у зрителей и у актеров-исполнителей. Из соч. известен отрывок "Беда от Бенефиса, или Услужливый дурак опаснее врага" (СО, 1835, No 42), остроумно воссоздающий театр. быт. По-видимому, не удовлетворенный переделками, Б. в 1836 обращается к доработке своих ориг. замыслов, однако ранняя смерть не дает ему осуществить начатое.
Выступал в периодике и с лирич. стихами: "Хлопоты" (БдЧ, 1834, т. 4), "Эпикурейская песнь" ("СО и СА", 1835, No 32), "Искушение", "Эпиграмма" (оба -- там же, 1835, No 39).
Лит.: Белинский, I, II (ук.); Лонгинов М. Н., Восп. о Б. (прим. к письмам М. И. Глинки).-- РА, 1869, кн. 1, с. 350--54; Переписка Н. В. Станкевича, М., 1914, с. 618--19; Гозенпуд А. А., Муз. театр в России, Л., 1959; История рус. лит-ры, т. 7, М.--Л., 1955, с. 648; Очерки истории рус. театр, критики, Л., 1975, с. 158; ИРДТ, III (ук.). + Некролог: СПбВед., 1837, 12 янв. Вольф; Брокгауз; Венгеров. Источ.; Геннади; РБС; Иванов; Масанов.
Архивы: ЛГТБ (рукописи поставленных, но не опубл. водевилей Б.); ЦГИА, ф. 498, оп. 1, д. 629 (л. д., в т. ч. ф. с. 1836 г.).
Е. Е. Дмитриева-Маймина.
Русские писатели. 1800--1917. Биографический словарь. Том 1. М., "Советская энциклопедия", 1989