Бухов Аркадий Сергеевич
О нечистой силе

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Святочный набросок.


   "Влюбленный призрак: Фантастика Серебряного века. Том V": Salamandra P.V.V.; 2018
   

Аркадий Бухов

О НЕЧИСТОЙ СИЛЕ

Святочный набросок

   В нашей литературе последнего дня наметилось страшное тяготение к черту. Сама ли она подошла к нему, читатель ли ее послал -- дело другое, только около всякой нечисти вертится целая беллетристическая и поэтическая каша. Обладая самым скептическим умом, все же приходится согласиться, что нет дыма без огня, и если заговорили о черте целыми страницами и томами -- значит, черт есть. Может быть, он, как экс-король португальский -- пребывает в постоянном инкогнито -- это его личное дело -- только с фактом его существовании считаться приходится...
   Главная страда у нечистой силы -- святки, до шестого января; в это время у каждого черта, начиная от мелкой канцелярской сошки и до старого беса с генеральским чином -- хлопот по горло. Порча христианских душ принимается поштучно, сдельно и поденно -- причем в принимании подрядов немалую роль играют и особые черти-интенданты, которых еще не обревизовали.
   Для того, чтобы познакомить читателя с той нечистой публикой, с которой мы имели дело на святках, я порылся в нескольких томах наших современников-беллетристов и поэтов и познакомился с самой разнообразной нечистью, работающей на территории европейской и азиатской России, не исключая и городов с усиленной охраной...
   Вот несколько видов русского черта.

* * *

   В отдаленных от больших городов селах и деревнях, особенно, где много леса, вся администрация нечисти находится в монопольном пользовании у лешего. Это невоспитанное, грубое существо, всегда грязное, голодное, зубоскальствующее и которое, несмотря на свой страшный рост и силу, ничего не может сделать опасного русскому человеку, кроме мелкой пакости -- завести его в овраг, спихнуть в канаву или просто заорать из-за дерева и испугать до холодного пота... Авторитета у лешего нет. В сказках он -- глуп, неповоротлив -- вообще, все функции простого лешего слегка сходны с ролью "истинно-русских" организаций в нашей политической жизни -- он делает глупости, запугивает, и с ним никто не считается...

* * *

   Хуже -- домовой. Он бывает и в городах. В деревнях заплетает гривы лошадям; в городах, наверное, пробовал делать то же самое с автомобилями или с трамваями, но вряд ли у него что-нибудь вышло... Курит и пьет и очень любит обнимать сонных женщин, особенно кухарок -- по крайней мере, от представительниц высшего света не было слышно жалоб на синяки от домового... Домовой часто бывает добр -- предупреждает несчастья: для того, чтобы не украли золотые часы, предусмотрительно бросает их в помойное ведро; во избежание пожара заранее выливает на пол приготовленный к утру самовар.
   Походит в этом отношении на русских критиков, которые прибегают к однотипным способам: для того, чтобы похвалить писателя А., ругают ослом Б...

* * *

   Русское привидение страшно отличается от западноевропейского. У него особый колорит. Там оно всегда легко, воздушно, является в прозрачном голубом сиянии, в руках какой-нибудь цветок и говорит оно что-нибудь очень легкое и изящное:
   -- Возьми цветок с моей могилы.
   -- Ах, мне тяжело. Не изменяй мне...
   У нас привидение всегда приходит в образе недавно умершей тещи или тестя, в пиджаке, полусгнившее, со скверным запахом, начинает сводить семейные счеты до материальных ("от-д-а-а-а-й Ма-а-а-р-ь-е ее кру-у-у-у-же-вно-ой пла-а-а-ток!..") включительно. Наше привидение не мелькает, а, явившись несчастному человеку, засиживается у него до утра, пока его насильно не вытолкнет утренний свет и шум за стеной. И входит оно не через замочную скважину, а вдоволь настучавшись в окно, поцарапавшись в дверь и пошуршав за обоями -- чуть ли не подав предварительно визитную карточку: привидение, мол, такое-то, прикажете ли принять...
   Ведьмы -- преимущественно сельские жительницы. С легкой руки Ф. Сологуба они мало-помалу переселяются в город, но скоро ли они здесь ассимилируются, сказать трудно. В нашем обиходе они заменяют западноевропейских русалок, сильфид, наяд. Они врываются в дом, зачаровывают первого попавшегося мужчину и начинают нить кровь. Это их профессия и любимое дело. Увидав ведьму, мужчина, конечно, сейчас же тает. Ведьма отдается ему со скоростью хорошего курьерского поезда. После этого мужчина начинает худеть, бледнеть и чувствовать головокружение... Ведьма, за это время, усиленно питается кровью мужчины, превращенного в своего рода "Гематоген". Освободившись от цепких чар красавицы, мужчина всех женщин объединяет с этого момента в однотипное существо и к жене, если только он женат, обращается не иначе, как:
   -- Послушай, ты, ведьма...

* * *

   Упырь, вурдалак то же, проскальзывает в большие города и тоже, большей частью, под видом женщины, хотя амплуа потребителя человеческой крови твердо занято ведьмой. Упырь живет на кладбище, ходит полуголый, в потрепанном саване, щелкает зубами и, большей частью, разбирается только провинциальными фельетонистами (и то самыми захудалыми) для рождественских рассказов. Успеха не имеет. На хорошую работу -- не годится.

* * *

   Наконец, заключительным номером современной русской нечистой силы является особый юмористический черт, работающий сдельно на святках с фельетонистами, юмористами и газетными весельчаками... Когда-то, в руках Гоголя, он был остроумным, едким малым. Теперь, в руках современников, он поглупел, остроты его отзываются вокзальным раскрашенным юмором. За черта страшно... В фельетонах он проводит социал-демократическую программу, -- в юмористических рассказах высказывает мысли, за которые стыдно даже отдаленной родне автора. В стихах говорит скверной прозой.

* * *

   Может быть, еще какие-нибудь есть черти?
   

Комментарии

   Впервые: Синий журнал. 1913. No 1.
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru