БУХАРЕВ Александр Матвеевич [в монашестве архимандрит Феодор; 1824, с. Фёдоровское Корчев. у. Твер. губ.-- 2(14).4.1871, Переславль-Залесский], богослов, публицист, критик. Сын дьякона. Окончил Твер. сем. Выпускником Моск. духовной акад. постригся в монахи; по окончании (1846) преподавал в ней же (с 1854 ординарный проф.). Был близок к Н. В. Гоголю в последние годы его жизни. В иссл. "Три письмак Н. В. Гоголю, писанные в 1848 году" (СПб., 1860) доказывал отсутствие противоречия между худож. творчеством Гоголя и его кн. "Выбранные места из переписки с друзьями": по Б., начиная с ранних произв., в Гоголе зрел дух христ. любви к людям, высшее ее выражение -- поэма "Мертвые души", проникнутая надеждой на воскресение погибших душ. В 1854--58 Б.-- проф. и инспектор (с 1855) Казан, духовной акад., с 1858 -- чл. Петерб. к-та духовной цензуры [см. "Письма архимандрита Феодора (А. М. Бухарева) к казан, друзьям...", Сергиев Посад, 1917]. Цензурование газ. "Дом. беседа" привело его к столкновению с В. И. Аскоченским, в результате чего Б. был переведен в Переслав. Никит, мон. [1861,-- эпизод, вызвавший отклик А. И. Герцена в "Колоколе" (1861, 1 июля) "Инквизитор В. Аскоченский и его жертва" (XV, 117)]. В 1862, после запрещения Синодом его многолетнего труда "Исследования апокалипсиса" (опубл.: Сергиев Посад, 1916), подал прошение о выходе из монашества, удовлетворенное в 1863.
Главным в христианстве считал вочеловеченье Бога-сына, искупит, жертвой принявшего на себя все грехи человечества. Отсюда -- идея соединения мирского с духовным, внесения правосл. начал в жизнь; акцент на личностно-гуманистич. вопросах: всякое подлинное знание и все виды человеческой деятельности (наука, иск-во, коммерция, увеселения и пр.) богоугодны, поскольку в них м. б. внесена Христова правда (сб. "О православии в отношении к современности", СПб., 1860, 1906; в сб-к, в частности, включена ст. "Явление Христа миру" о картине А. А. Иванова; высокая оценка книги дана в статьях А. А. Григорьева, ценившего "могущественную диалектику" Б.,-- "Время", 1861, No 5; см. также: "Якорь", 1863, No 3).
Б.ч. критико-публиц. статей Б. вошла в сб. "О совр. духовных потребностях мысли и жизни, особенно русской" (М., 1865). Среди разноречивых откликов на книгу Б.-- рец. В. А. Зайцева, отождествившая "благодушное юродство г. Бухарева" со "злобным юродством" "Дом. беседы" (РСл, 1865, No 3, с. 75). Вводя во мн. статьи очерково-беллетристич. элемент (наряду с пост, обращениями к Священному писанию и общей богословской усложненностью стиля) и широко пользуясь формой "разговоров", Б. обсуждал в этой книге актуальные темы, в т. ч. польск. и крест, вопросы, сочетая поддержку правительств, политики и, в частности, освобождения крестьян без земли, с признанием законности демокр. форм правления и осуждением праздности помещиков. В ст. "О журналах наших, светских и духовных" выделял из светских ж-лов "Современник" за "правдивость господствующего направления", однако усматривал в его выступлениях "жесткую претензию на монополию" в решении разных вопросов и опасную тенденцию к "софистической изворотливости" в полемике, грозящую редакции разрывом "не только с горячей любовью к истине Белинского и со строгою правдивостью Добролюбова, но и с искренностью убеждения г. Чернышевского" (с. 359). В выступлениях "Рус. вест." и "Моск. вед." по польск. вопросу видел "что-то жесткое, упрямое и убийственно-рутинное" (с. 362). В ст. "Разбор двух романов, касающихся важных затруднений и вопросов совр. мыслительности и жизни", оценивая "Что делать?" Н. Г. Чернышевского, указывал на присущее автору необыкновенное "чутье истины", на нравств. влияние "подвижнической" личности Рахметова; вместе с тем сны Веры Павловны назвал "бреднями". Защищал ром. "Отцы и дети" И. С. Тургенева от критики М. А. Антоновича, считая, что в поэзии романа раскрывается правда жизни. В ст. "О ром. Достоевского "Преступление и наказание" по отношению к делу мысли и науки в России" (опубл. в ж. "Правосл. обозр.", 1884, No 1) назвал Достоевского "прямым и пока единственным" преемником Гоголя и указал как на "великую особенность" его таланта то, что он "входит... в самый внутр. процесс духовной жизни своих героев" (с. 48). Автор мн. работ о Библии.
Выпустил "Книгу для обучения русскому чтению и письму" (М., 1867).
Интерес к личности и творчеству Б. возрос в нач. XX в. среди представителей рус. религ.-филос. мысли (Н. А. Бердяев, П. А. Флоренский и др.).
Лит.: Аскоченский В. И., Тяжелое, но необходимое объяснение.-- ДБ, 1871, No 19; Геннади Г., Краткие сведения о рус. писателях и ученых, умерших в 1871 г.-- РА, 1873, кн. 2; Погодин М., Восп. о Б. (архимандрите Феодоре), М., 1874; Гиляров-Платонов Н. П., Из пережитого, т. 2, М., 1887, с. 288--91; Киреевский (ук.); Знаменский П., История Казан. духовной акад. ..., в. 1--3, Каз., 1891--92 (ук.); его же, Богослов, полемика 1860-х гг. об отношении православия к совр. жизни, Каз., 1902; Розанов В. В., Аскоченский и архимандрит Б.-- В его кн.: Около церк. стен, т. 2, СПб., 1906; Лаврский В., Мои восп. об архимандрите Феодоре (А. М. Бухареве).-- БВ, 1905, No 7, 8; 1906, No 5, 7--9, 11; Бухарева А. С., А. М. Бухарев. Из мат-лов для биографии.-- В кн.: Свободная совесть, кн. 1, М., 1906; Белоруков А. М., Внутр. перелом в жизни Б. (архимандрита Феодора).-- БВ, 1915, No 10--12; Флоровский Г., Пути рус. богословия, 2-е изд., Париж, 1981. + Некрологи, 1871: МВед, 24 апр.; "Илл. газ.", 29 апр.; "Голос", 3 мая. РБС; Брокгауз; НЭС; Венгеров (Сл.; Источ.; Рус. кн.); ИДРДВ; Масанов.
Архивы: ЦГИА, ф. 796, оп. 134, д. 1326 (ф. с. 1852 г.); ф. 797, оп. 33, III отд., д. 119; I отд., д. 46 [справка Б. М. Виттенберга].
Ш. А. Гумеров.
Русские писатели. 1800--1917. Биографический словарь. Том 1. М., "Советская энциклопедия", 1989