Бухарев Александр Матвеевич
Письмо к И. С. Аксакову

Lib.ru/Классика: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Скачать FB2

 Ваша оценка:


   "День" И. С. Аксакова: История славянофильской газеты: Исследования. Материалы. Постатейная роспись
   СПб.: ООО "Издательство "Росток"", 2017. -- Ч. 1. (Славянофильский архив; Кн. 5).
   

ПИСЬМО АРХИМАНДРИТА ФЕОДОРА (БУХАРЕВА) ОТ 12 ИЮНЯ 1862 г.

Публикация А. П. Дмитриева

   Архимандрит Феодор (в миру Александр Матвеевич Бухарев; 1822-1871), богослов, религиозный публицист, литературный критик и общественный деятель, известный как предтеча Религиозно-философского ренессанса начала XX в. и как первый духовный писатель, выступавший на поприще литературной критики. Выпускник Тверской семинарии (1842) и Московской духовной академии (1846), профессор Московской (1852-1854) и Казанской (1854-1858) духовных академий. В январе 1858 г. о. Феодор был назначен членом С.-Петербургского Комитета духовной цензуры. Тогда же начались его столкновения с редактором еженедельника "Домашняя Беседа" В. И. Аскоченским, известным ретроградом. Тот поднял шум по поводу подготавливаемого о. Феодором обстоятельного труда об Апокалипсисе. Рукопись, по требованию церковного начальства, была взята из типографии и в дальнейшем запрещена. Сам же он в 1862 г. был переведен в число братии Переяславльского Никитского монастыря, куда прибыл 10 мая.
   Именно отсюда он написал в редакцию "Дня", выслав две статьи в надежде на постоянное сотрудничество в газете. Общественно-религиозные идеалы славянофилов были во многом сродни бухаревским, поэтому не исключено, что Аксаков и опубликовал бы статьи Бухарева, не приостанови цензура издание его газеты на три месяца (после No 34 от 2 июня 1862 г.). Правда, тяжеловесный стиль статей Бухарева, усложненный архаичными синтаксическими конструкциями, крайне затруднял чтение, и вполне возможно, что Аксаков по этой причине не принял рукописи к печати и возвратил их автору (они не обнаружены в Аксаковских фондах архивохранилищ).
   Свое "Исследование Апокалипсиса" Бухарев считал основным делом всей жизни, и его запрещение побудило мыслителя 20 июля, 6 сентября и 22 октября 1862 г. отправить три прошения о сложении духовного и монашеского сана (в Синод, Александру II и преосвященному Иустину (Михайлову), епископу Владимирскому и Суздальскому). 31 июля 1863 г. он был расстрижен и лишен всех прав, приобретенных академическим образованием и службой, а 16 августа женился. Последние годы прожил в нужде в Твери, Ростове и Переславле-Залесском. Пытался наладить контакты со славянофильским кругом: семейно они с женой сблизились с Кошелевыми, у которых бывали, приезжая в Москву (см. письмо А. И. Кошелева к С. П. Погодиной от 11 апреля 1870 г.: РГБ. Ф. 231 (Пог/П). К. 16. Ед. хр. 95. Л. 1-1 об.). 8 сентября 1870 г. Бухарев писал М. П. Погодину: "...могу уверить, что сам Кошелев, как друг Киреевского, более других благоприятствует моим идеям и стремлениям...", и ему же в недатированном письме: "...Хомякова, как и Киреевского с Гоголем, должно ставить на свешник для Русской мысли..." (Там же. К. 6. Ед. хр. 5. Л. 16 об.; 4).
   См. подробнее: Архимандрит Феодор (А. М. Бухарев): pro et contra: Личность и творчество архимандрита Феодора (Бухарева) в оценке русских мыслителей и исследователей: Антология / Изд. подгот. Б. Ф. Егоров, Н. В. Серебренников, А. П. Дмитриев. СПб.: Изд-во РХГИ, 1997.832 с. (Русский путь).
   

АРХИМ. ФЕОДОР (БУХАРЕВ) -- И. С. АКСАКОВУ
Переславль-Залесский Владимирской губ., 12 июня 1862 г.

Милостивый Государь!

   Позвольте и мне принять маленькое {Было: некоторое.} участие в деле "Дня" по некоторым вопросам, из которых один (о дворянстве) {Слова в скобках вписаны над строкой.} Вами и поднят, а другой (о Цензуре) Вас с особенною силою заинтересовал, -- так, по крайней мере, видно из прежних NoNo "Дня". Лучшая и вполне верная мысль у Вас в "Дне" -- действовать на общественное мнение. Со всеми благородными Вашими стремлениями, Вы ничего не поделаете, если общественное мнение не будет не только светлым и прямым, хотя бы только "в общем", но и безраздельным или одним и тем же и у администраторов, и у всех честных людей. Для этого надо рассматривать в журналах или газетах предметы или вопросы, сколько можно, разностороннее и полнее. Вот почему посылаю Вам не только статейку "о цензуре", вполне (думаю) согласную с Вашими мыслями, но и еще статью "о дворянстве", по-видимому направленную против "Дня", хотя существенно согласную с коренными стремлениями того же "Дня".
   Позвольте и в других случаях -- подобных, более кажущихся, нежели действительных, разноречий моих {Это слово вписано над строкой.} с Вашим образом мыслей, посылать к Вам в "День" мои статьи; это лучше всего может охранять дело внутреннего мира и согласия между любящими истину, при некоторых, более внешних, нежели существенных, разногласиях. И без того уж так мало у нас мира в литературном и особенно журнальном мире; а "плод правды, говорит Апостол, в мире сеется у тех, которые хранят мир".1 Да и истина будет, по возможности -- без борения и брожения, уясняться в этих {Это слово вписано над строкой.} важнейших своих сторонах, -- именно в вопросах об отношениях между гражданским и духовным, между народностями различными и благодатным родом и т<ому> подоб<ным>.

Простите
готового к услугам Вашим А<рхимандрита> Феодора.
1862 г. 12 июня.

   Г. Издателю и редактору "Дня"
   Ивану Сергеевичу Аксакову.

Адрес мой: В Переславле-Залесском Владимир<ской> губ.
В Никитском монаст<ыре> Архим<андриту> Ф<еодору>.

   Печатается впервые полностью по автографу: ИРЛИ. Ф. 3. Оп. 4. Ед. хр. 645. Л. 1--1 об. Фрагмент письма опубликован в составе статьи: Кириллов Г. П. Архимандрит Феодор (Бухарев): по направлению к славянофилам // Острова любви БорФеда: Сборник в честь 90-летия Бориса Федоровича Егорова / Ред.-сост. А. П. Дмитриев и П. С. Глушаков. СПб.: Росток, 2016. С. 430-431.
   
   1 Иак 3:18.
   

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Рейтинг@Mail.ru